Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция

Описание работы

Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_institutsionalnoy_ekonomike.docx

— 225.19 Кб (Скачать файл)

Основной массив “врезочных”  хищений (порядка 80%) дают Приволжский  и Южный федеральные округа. В  Чеченской республике в начале 2000-х  гг., по приблизительным оценкам, при  помощи врезок похищали примерно всей 10% добытой нефти [13]. Не отстает от Чечни и Дагестан. Так, силами работников службы безопасности ОАО «Черномотранснефть»  на территории Республики Дагестан в  2005 г. выявлено 57 врезок в нефтепроводы, в 2006 г. – 88, в 2007 г. – 81, а за 9 месяцев 2008 г. – 62 врезки (более 22% от общего числа выявленных в России). Не лучше обстоит дело с хищением газа: в первой половине 2008 г. только на территории Кабардино-Балкарии было обнаружено около 60 незаконных врезок в газопроводы [12].

Помимо преступлений чисто  экономического характера, с целью  наживы, российский НКГ страдает еще  и от «нефтяного терроризма», направленного  на достижение политических целей.

В первом приближении можно  предположить, что экономические  преступления «людей в белых воротничках» наносят более крупный ущерб. Однако в перспективе – в частности, по мере роста значения северокавказского  региона в мировой нефтегазовой индустрии (в связи с освоением  каспийской нефти) – приоритеты угроз  могут измениться. 

 

 

Вопрос№59.Цена внелегальности, ее основные элементы.                                                       Цена внелегальности складывается из нескольких элементов:

•   издержки, связанные с уклонением от легальных санкций, принимают форму платы за услуги налоговых и иных консультантов, потерянной в результате ограничения размеров производства и рекламы выгоды: чем больше предприятие и чем активнее оно ведет рекламную кампанию, тем больше у него шансов попасть в сферу внимания контролирующих органов. Сюда же следует включить издержки на ведение «двойной» бухгалтерии и потери от возникающих в этой связи трудностей учета и контроля на предприятии;

•   издержки, связанные с трансфертом доходов. Даже уклоняющиеся от уплаты налогов экономические субъекты делятся полезным эффектом от своей деятельности с государством, но ничего не получая от него взамен, все без исключения экономические субъекты платят косвенные налоги и инфляционный налог (особенно учитывая предпочтение наличных денег при заключении внелегальных сделок). Добавим сюда большие трудности получения кредита в банковских учреждениях, ведь скрывающие свою деятельность не могут обосновать свою кредитоспособность на основе баланса, отчета о прибылях и убытках и т.д.. В отличие от легальных экономических субъектов внелегальные не могут обратиться к государству за защитой нарушенных прав собственности;

•   издержки, связанные с уклонением от налогов и начислений на заработную плату. Уклонение от выплаты подоходного налога, обязательных платежей в фонд социального страхования, в пенсионный фонд позволяет предприятию экономить на оплате труда, но при этом снижает стимулы к замещению труда капиталом и техническому перевооружению. Дешевый труд «развращает» предприятие. Далее, процедура взимания налога на добавленную стоимость ограничивает сферу внелегальной деятельности только крайними точками производственной цепочки, розничной торговлей

и начальными этапами обработки  сырья. Ведь именно на этих этапах производственного  процесса наибольшей величины достигает  выигрыш от невыплаты НДС, тогда  как на промежуточных этапах внелегальные поставщики промежуточного продукта оказываются  в проигрышном положении по отношению  к легальным;

•    издержки, связанные с отсутствием легально зафиксированных прав собственности Права собственности устанавливаются и защищаются социально (на основе традиционного соглашения), а не легально (на основе гражданского соглашения). Поэтому издержки на обмен и защиту правомочий чрезвычайно низки, но при условии, что все трансакции совершаются внутри социальной структуры — клана, семейно-родственных отношений, соседской общины, национальной диаспоры и т. д. В любой сделке с участием человека «со стороны» социальные механизмы защиты прав собственности перестают действовать. Следовательно, продать правомочие можно лишь четко ограниченному кругу людей, среди которых вовсе не обязательно найдется покупатель, готовый заплатить наивысшую цену (т.е. наиболее эффективный собственник правомочия).. Э.деСото использует термин «омертвленный капитал» для описания зафиксированных внелегально прав собственности 20: этот капитал нельзя использовать в качестве залога, инвестировать в него, свободно продать, а иногда и просто передать по наследству;

•    издержки, связанные с невозможностью использования контрактной системы. Внелегальная процедура заключения контрактов затрудняет реализацию долгосрочных проектов, ведь стимулом для вложения средств в долгосрочный проект является даже не личная репутация участвующих в нем людей, а уверенность в том, что, что бы ни случилось, права инвесторов будут защищены 21. Действительно, в случае возникновения необходимости пересмотра контракта участники не могут обратиться в суд или арбитраж, который должен принять во внимание все детали сделки 22, в чем не заинтересована ни одна из сторон;

•    издержки, связанные с исключительно двухсторонним характером внелегальной сделки. Стремлением сокрытию деятельности и ее результатов от закона побуждает максимально ограничивать круг участников внелегальной сделки. Внелегальная сделка носит преимущественно двухсторонний характер. Третьи лица, чьи интересы потенциально затрагиваются сделкой (например, жители близлежащих от стихийных рынков кварталов), исключены из круга ее участников, и, следовательно, их интересы в ней не учитываются.                                                                                                                             •    издержки доступа к внелегальным процедурам разрешения конфликтов. разрешения конфликтов происходит с помощью семейно-родственных механизмов  и мафиозной структуры. Использование обеих структур для разрешения возникающих конфликтов связано с издержками. Во-первых, поддержание хороших отношений с многочисленными родственниками,  и другими «своими» людьми требует времени для оказания символических знаков внимания и средств для совершения обмена услугами. Во-вторых, обращение за услугами к выполняющей функции судебных и силовых структур мафии  связано с необходимостью выплаты своего рода налога. В Италии этот налог даже получил особое название — pizzo 24. Величина этого налога рассчитывается либо в процентах к обороту предприятия, либо как эквивалент оказанных мафией услуг по защите бизнеса и разрешению конфликтов. Причем в отличие от государства мафия оказывается способной проводить политику дискриминирующего монополиста, устанавливая для каждого пользователя своих услуг особую величину «налога».

 

Вопрос№60.Макроэкономические последствия существования внелегальной экономики.

К позитивным последствиям следует отнести,                                                                                                  во-первых, стабилизирующую роль внелегальной экономики. Эта стабилизирующая роль была особенно очевидной в условиях господства командной экономики. «Тот спрос, который не может удовлетворить «первая экономика», создает всепоглощающий рынок для продукции и услуг в сфере «теневой» экономической деятельности» . Однако стабилизирующая роль внелегальной экономики сохраняется и при переходе легальной на рыночные рельсы. Значительные размеры внелегального сектора в развивающихся странах позволяют им легче переносить спады производства и кризисные явления на мировых рынках. В периоды кризиса внелегальный сектор способен сохранить занятость на прежнем уровне за счет сокращения уровня оплаты труда, ведь в основе функционирования внелегального предприятия лежит воспроизводство социальных связей (семейно-родственных, клановых, национальных). По логике такого воспроизводства, допустить увольнение — значит разрушить социальные связи.                                                                                                                                во-вторых, существование внелегального сектора позволяет реализовать предпринимательский потенциал, который остается невостребованным в силу высоких издержек доступа на легальный рынок.

Негативные  последствия. Впрочем, параллельное существование двух секторов экономики, легального и внелегального, оказывает и негативное влияние на социально-экономическое развитие.                                                                                                                   -Ввиду невыгодности технического перевооружения во внелегальном секторе тормозится технический прогресс и в целом снижается производительность труда.                                                                                                                                                    -Сокращается и объем инвестиций из-за ограниченности их источников (инвестируются только ресурсы, существующие внутри той или иной социальной структуры) и отсутствия гарантий для внешних по отношению к данным социальным структурам инвесторов.                   -Далее, увеличивается налоговое бремя на экономических субъектов, все еще остающихся в легальном секторе: издержки предоставляемых государством услуг распределяются на меньшее число налогоплательщиков. Данная ситуация побуждает к переходу во внелегальный сектор и тех, кто до последнего времени колебался — цена подчинения закону становится непомерно высока.                                                                                                          -Результатом становится коллапс легального сектора — в нем остаются лишь наиболее крупные предприятия, которые просто не могут полностью уйти «в тень».                           --Страдает кредитно-денежная политика, ведь внелегальный оборот наличности неподконтролен Центральному банку

 

Вопрос№.61. Внелегальный рынок как институциональная  система.

Наибольшая  опасность, связанная с внелегальным сектором, заключается в формировании особых норм поведения и совершении сделок, существенным образом отличающихся от конституции рынка. Как уже  отмечалось, в основе внелегальных норм лежат социальные механизмы, действие которых ограничено территориально и/или определенным кругом лиц (МАФИЯ)                                                                                                                                        Так, в период с 1812 по 1860 г. число земельных собственников в Сицилии возросло с 2 тыс. до 20 тыс. Именно к моменту перехода от феодализма к мелкой и средней поземельной собственности относятся первые упоминания о мафии как альтернативном государству институте по спецификации и защите прав собственности.                                   Первая норма касается определения целей взаимодействия, ее можно сформулировать как норму чести. Для настоящего мафиози даже коммерческий успех рассматривается в качестве атрибута чести, а не как самостоятельная ценность.                                                                             Отсутствие табу на использование насилия в качестве регулятора повседневной жизни, стремление к монополизации насилия накладывают четкий отпечаток и на поведение представителей мафии в экономической сфере. Ограничений на поиск прибыли у связанного с мафией предпринимателя значительно меньше, чему легального предпринимателя. Первый в случае необходимости не остановится перед применением насилия, тогда как второй лишен этой степени свободы фактом монополии государства на осуществление насилия. Поэтому конкурентные преимущества предприятий, связанных с мафией, возникают на основе образования локальных монополий и ограничения конкуренции, а не в ее результате. Функционирующий по правилам мафии рынок удаляется от ситуации совершенной конкуренции, существование этих правил изменяет порядок действия экономических механизмов.                                                                      Следующая норма, доверие, носит традиционный характер, ибо локализована в рамках семьи. Без существования доверия внутри семьи понятие чести ее главы утрачивает смысл. Все, кто попадает в сферу деятельности мафии, связаны с ее членами дружескими отношениями или отношениями типа «патрон—клиент». Иначе говоря, «семья остается основой любой деятельности мафии»                                                                                                                                                                      Доверие, используемое для построения внутрисемейных отношений, определяет и экономическую деятельность мафии. Еще одним конкурентным преимуществом предпринимателей, связанных с мафией, является возможность построения контрактных отношений на доверии. Мафия становится лучшим гарантом исполнения контрактных обязательств. Деление потенциальных партнеров по сделкам на «своих» и «чужих» принципиально важно, ведь речь идет фактически о существовании двух стандартов, двух типов поведения. В кругу «своих» честь и репутация завоевываются и защищаются совместными усилиями, отношения строятся на доверии. Между «своими» и «чужими» неизбежно завистническое соперничество, а доверие уступает место вражде и насилию.            В логику двойного стандарта поведения вписывается еще одна важная норма — секретность. Эта норма заключается в полной закрытости в отношениях с внешним миром, особенно с представителями государства, обратной стороной которой выступает полная открытость и требование говорить только правду членам семьи. Двойственность стандарта поведения тяжело сказывается на самих субъектах внелегального сектора — они «вынуждены постоянно вести двойную игру и живут под давлением бесконечного стресса».

62.Шаги,необходимые для перехода  к гибкой системе налогообложения  в НГС России.

Рациональное изъятие  доходов рентного характера и  стимулирование разработки трудноизвлекаемых  запасов возможны только при гибком подходе к налогообложению.

При этом необходимо рассматривать:

  • Производственный подход:основан на выыработанности запасов,дебиты скважин,время и район открытия месторождения.
  • Экономический подход:основан на прибыльности и рентабельности.

Гибкое налогообложение  позволяет получить значительные выгоды государству и недропользователю.Применение гибкого налогообложения связано  с дополнительными трансакционными  издержками.

Издержки:

  • Для государства:усложнение системы администрирования,мониторинг и контроль процессов освоения и добычи,введение и поддержание справочных цен.
  • Для недропользователей:установка и поддержание систем измерения и контроля,с внедрением раздельного учета затрат(бухгалтерский и налоговый учет).

Выгоды:

  • Государство:прирост бюджетных доходов,поддержка НГС при низких ценах,рост добычи малорентабельных объектов,стимулирование малых компаний.
  • НГС:рост добычи малорентабельным объектов,поддержка НГС при низких ценах,стимулирование малых компаний.

В России начался переход  к гибкому налогообложению по производственному  принципу.Присутствует дифференциация в зависимости от глубины скважин.Необходимо устанавливать  размеры льгот в долевом отношении  к общей ставке налога с помощью  поправочных коэффициентов.

Применение этого подхода  должно быть отнесено к начальному этапу разработки месторождений  и ограничено периодом окупаемости  инвестиций.Переход к дифференцированному  налогообложению будет стимулировать  разработку новых месторождений.

63.Механизмы функционирования и  институциональные особенности  административно-командной системы.

Господствовала в СССР,Восточной  Европе,азиатских странах.

Характерные черты:

  1. Общественная собственность
  2. Сильная монополизация и бюрократизация
  3. Централизированное планирование

Хозяйственный механизм командной  экономики:

  1. Управление всеми предприятиями из единого центра-отсутствие самостоятельности хоз.субъектов.
  2. Государство контролирует производство и распределение продукции-отсутствие рыночных связей.
  3. Государство руководит хоз.деятельностью с помощью директивных методов-отсутствие материальной заинтересованностив результатах труда.

Информация о работе Институциональная экономика