Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция
Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.
Второй этап -- денежная приватизация (1994-1999 гг.). Основная задача -- повышение эффективности приватизации, пополнение доходной части бюджетов, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов.
Третий этап -- совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью (с 1999 г. по настоящее время).
К специфическим чертам образовавшейся
в результате приватизации структуры
российской собственности, отличающей
ее от структуры собственности
· преобладание акционерной собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ;
· высокая распыленность основной части акционерного капитала между мелкими держателями акций - физическими лицами;
· аккумулирование основной части капитала в руках инсайдеров - работников и менеджеров приватизированных предприятий;
· обесценивание приватизируемой
собственности, ее продажа лицам, происхождение
капитала которых не было связано
с развитием реального
· сохранение значительного числа пакетов акций в собственности государства, как правило, меньше контрольного пакета.
32. Характеристика современного
режима недропользования в
назначение недр для человека определяются их полезностью для человека (общества) и состоит в том, что они являются источником материального сырья, ископаемого топлива и других материалов. Недра удовлетворяют также научные потребности. Они используются для устройства подземных сооружений и коммуникаций - таких, как склады, хранилища, линии метро, трубопроводы и многое другое. Все эти свойства недр принимаются во внимание при разработке системы мер их правовой охраны. Таким образом, обращаем внимание на то, что юридическое понятие "недра" не отождествляется с содержащимися в недрах полезными ископаемыми. Недра - более широкое понятие, чем полезные ископаемые.
Состояние минерально-сырьевой базы России
Отличительной чертой минерально-сырьевой базы России является ее комплексность - она включает в себя практически все виды полезных ископаемых:
- Топливно-энергетические
ресурсы (нефть, природный газ,
- Черные металлы (железные, марганцевые, хромовые руды);
- Цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, никель, алюминиевое сырье, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, титан, цирконий, ниобий, тантал, иттрий, рений, скандий, стронций и др.);
- Благородные металлы и алмазы (золото, серебро, платиноиды);
- Неметаллические полезные
ископаемые (апатиты, фосфориты,
калийные и поваренная соли, плавиковый
шпат, слюда-мусковит, тальк, магний,
графит, барит, пьезооптическое сырье,
драгоценные и поделочные
Из недр России ежегодно извлекается: 8-12% нефти, 27-30% газа, 5-8% угля, 8-10% товарных железных руд, 22-25% никеля и кобальта, значительная часть других цветных и редких металлов, золота, серебра, платиноидов и платины, алмазов, до 60% апатитов, 12% калийных солей от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом.
33. Основные причины
Трансакционные издержки
Вторая причина, по которой возникают
трансакционные издержки — отказ от использования
того или иного института. В этом случае
хозяйствующий субъект несёт дополнительные
затраты на получение и обработку рыночной
информации, самостоятельное обеспечение
исполнения условий сделки контрагентом
и потенциальные потери от неисполнения
условий сделки (неявные трансакционные
издержки.Очевидно, что первый вид издержек
— явные — могут способствовать росту
эффективности корпорации.
Неявные трансакционные издержки накладывают
на корпорацию бремя дополнительных затрат
ресурсов и снижают её эффективность.
Их минимизация способствует внедрение
внутри корпорации таких институтов, которые,
с одной стороны, не требуют значительных
первоначальных затрат, а с другой стороны,
эффективно адаптируются к существующим
в корпорации формальным и неформальным
нормам.
В зависимости от возможности проведения
количественной оценки можно выделить
учитываемые и неучитываемые трансакционные
издержки корпораций. В качестве источников
показателей, измеряющих уровень учитываемых
трансакционных издержек, выступают данные
бухгалтерской отчётности компаний. В
этом случае показателями, измеряющими
или косвенно указывающими на уровень
трансакционных издержек, являются коммерческие
и управленческие расходы, уровень запасов,
длительность оборота активов, доля нематериальных
активов в совокупных активах корпорации.
Трансакционные издержки поиска информации
и измерения представлены в строке отчёта
о прибылях и убытках «Коммерческие расходы».
Трансакционные издержки ведения переговоров
и заключения контрактов, спецификации
и защиты прав собственности, «политизации»
— в с троке «Управленческие р асходы».
Издержки синергетического развития предлагается
оценивать через показатели, определяющие
сложность координации внутри корпорации,—
«Длительность оборота активов» и «Уровень
запасов в активах».
Издержки, связанные с отказом от институтов,
проявляются в потере конкурентных преимуществ,
росте затрат и снижении показателей эффективности
компаний. Такие трансакционные издержки
не могут быть непосредственно измерены.
К неучитываемым трансакционным издержкам
относим: издержки оппортунистического
поведения, часть издержек «политизации»
и другие трансакционные издержки, не
находящие отражения в данных бухгалтерской
отчётности. Измерение таких трансакционных
издержек, то есть представление их в денежной
форме, связано со значительными затратами,
поэтому они условно отнесены нами к «неучитываемым
трансакционным издержкам».
34. Этапы изменения систем
налогооблажения минерально-
Основным стратегическим направлением государственной политики в области реформирования МСС является отказ от государственной монополии на недропользование. В принципе можно считать, что эта задача была решена. Так, за период 1991-96 гг. практически завершено создание системы государственного управления недропользованием, адаптированной к рыночным экономическим отношениям. В процессе реформирования отрасли можно выделить два основных этапа:
- 1992-1993 гг. - создание первичной законодательной основы введения платного недропользования (Закон РФ “О недрах”, организация Комитета РФ по геологии и использованию недр, Положение “О порядке лицензирования пользованиями недрами и ряд других ведомственных нормативных документов);
- 1994-1996 гг. - накопление и обобщение опыта законопроектных работ и правоприменительной практики (новая редакция Федерального закона "О недрах", законы "О соглашениях о разделе продукции", “О порядке лицензирования пользования недрами”, утверждение Федеральной программы развития минерально-сырьевой базы России на 1994-2000 годы, создание Министерства природных ресурсов РФ).
За данный период недропользователям выдано более 12.5 тыс. лицензий на добычу основных видов полезных ископаемых и более 11 тыс. лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод.
Анализ распределения запасов полезных ископаемых по лицензиям показывает, что недропользователи имеют повышенный интерес к высоколиквидным видам минерального сырья (углеводороды, алмазы, драгметаллы и т.д.).
Финансирование работ по воспроизводству
МСБ последовательно
Привлечение инвестиций для освоения
выявленных месторождений затрудняется
низким уровнем капиталоотдачи в
МСС. Так, по данным компании “RTZ Россия
ltd.”, Россия находится по этому показателю
на предпоследнем месте (перед Конго)
среди проанализированных 65 стран.
Кроме того, в связи со значительной
отработкой большинства высокорентабельных
месторождений в районах
35. Специальный налоговый режим-соглашение о разделе продукции.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — особая система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности.[1] Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.
Обычно соглашение о разделе
продукции является договором, заключенным
между Государством и предприятием
(которое привлекли на данный объект
по условиям конкурса), что обуславливает
долевое участие Государства
в разработке данного месторождения
(не менее 25%), взамен компания получает
право на возмещение расходов на определенных
условиях прописанных в НКРФ. - Этот
факт позволяет Государству
Данный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, за исключением тех, которые предусмотрены пунктом 7 статьи 346.35 НК, разделом произведённой продукции в соответствии с условиями соглашения. В частности налогоплательщик и плательщик сборов освобождаются:
Стадии освоения | |||||||||
Поисково-разведочная |
Ранняя Добыча |
Зрелость |
Падающая добыча | ||||||
умеренное падение |
истощение | ||||||||
Дифференциаль-ная рента |
Нет |
Растущая |
Высокий Уровень |
Уменьшаю-щаяся |
Нет | ||||
Прибыльность |
Низкая |
Быстрорасту-щая |
Высокая |
Уменьшаю-щаяся |
Ниже нормальной | ||||
Основные задачи государственной политики |
Стимулирование ГРР в начале до-бычи |
Изъятие Ренты |
Изъятие Ренты |
Изъятие ренты |
Решение социальных проблем | ||||
Платежи |
Ренталз, роялти, экоплатеж |
Ренталз, роялти, экоплатеж, рентный платеж |
Ренталз, роял-ти, экоплатеж | ||||||
Доля малорента-бельных место- |
Нет |
Низкая |
Низкая, мед-ленно расту-щая |
Быстрорасту-щая |
Преобладаю-щая | ||||
Функции государственной политики |
Стимулирующая |
Фискальная |
Фискальная |
Стимулирую-щая |
Социальная | ||||
Доля государства в |
Абсолютная (максимальная) Дифференциаль-ная (минималь-ная) |
Абсолютная (от макси-мальной до средней) Дифференци-альная (от ми-нимальной до средней) |
Абсолютная (средняя) Дифференци-альная (мак-симальная) |
Абсолютная (от средней до минимальной) Дифференци-альная (от средней до минимальной) |
Абсолютная (минимальная) Дифференци-альная (мини-мальная) |
37. «Дерево институциональзма».
38. Неоинституциональная экономика.
Начнем с обсуждения менее
радикальной исследовательской
программы, неоинституциональной. Ее отцом-основателем
по праву считается Роналд Коуз,
в чьих статьях «Природа фирмы» (1937)
и «Проблема социальных издержек»
(1960) и была впервые сформулирована
исследовательская программа
Во-первых, рассматривается
более широкий спектр форм собственности
и контрактных форм, на основе которых
осуществляется обмен. Наряду с частной
собственностью анализируются коллективная,
государственная, акционерная формы
собственности и сопоставляется
их сравнительная эффективность
в обеспечении сделок на рынке. Такова
исследовательская программа те
прав собственности, теорию общественного выбора (Дж. Быокенен, Г. Таллок). Некоторым особняком здесь стоит конституционная экономика (В. Ванберг), которая «отпочковалась» от теории общественного выбора. Ее специфика заключается в комбинировании элементов как неоклассической теории общественного выбора, так и «теории порядка», являющейся составной частью «старого» институционализма 33.
Во-вторых, в неоклассическую модель вводится понятие информационных издержек, т. е. издержек, связанных с поиском и получением информации о сделке и о ситуации на рынке. Хотя теория информации (Дж. Стиглер) и не относится напрямую к неоинституционализму, она оказала значительное влияние на его развитие.
В-третьих, наряду с производственными,
или трансформационными, издержками
неоинституционалисты допускают существование транса
39. Новая институциональная экономика
Теперь остановимся
на изменениях в «жестком ядре»