Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция

Описание работы

Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_institutsionalnoy_ekonomike.docx

— 225.19 Кб (Скачать файл)

анализ и обобщение  опыта скоординированного социально-экономического развития в рамках региональных интеграционных объединений (ЕС, ОЭСР, СНГ, ШОС, АСЕАН  и др.) и в рамках двусторонних отношений (Россия и Белоруссия, США  и Канада, Япония и Республика Корея  и др.);

потенциал международного сотрудничества в реализации национальных интересов  России; развитие эффективных форм международного экономического, инновационного и научно-технического сотрудничества;

разработка и реализация стратегических межгосударственных проектов в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС;

перспективы скоординированного социально-экономического развития и  интеграционных процессов на евразийском  пространстве;

перспективы, содержание и  приоритеты стратегического сотрудничества России с конкретными странами, регионами (ЕС, АТР) и международными организациями;

усиление инновационной  составляющей роста российской экономики  на основе межгосударственных инновационных  программ и проектов;

реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г.: предварительные итоги и  перспективы;

динамика системы национальной безопасности в современном мире;

концепция обороноспособности России в условиях глобализации и  нового соотношения сил в мире;

перспективы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков;

современная эволюция угроз  экономической безопасности России;

научное, экспертное и информационное обеспечение системы национальной безопасности России.

 

Модернизация экономики России

цели и приоритеты модернизации экономики России;

промышленная, инновационная  и технологическая политика как  основа системной модернизации экономики  России;

модернизация в эпоху  технологической многоукладности  экономики и глобальной конкуренции;

альтернативные пути модернизации национальной экономики;

модернизация российской экономики и ее налоговое стимулирование;

институциональная среда  модернизации, инновационного и технологического развития экономики России;

реализация механизмов государственного регулирования в условиях перехода экономики на инновационную и  технологическую модель развития;

приоритеты инвестиционной политики и системная модернизация российской экономики;

основные факторы и  проблемы активизации инновационной  деятельности в экономике России;

системные основы повышения  конкурентоспособности в сырьевом, энергетическом, транспортно-промышленном и высокотехнологическом комплексах;

увеличение доли продукции  высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП России;

энергоэффективность экономики; внедрение инновационных проектов и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов;

место и роль институтов развития в модернизации российской экономики (Внешэкономбанк, Российская венчурная  компания, ГК «Роснанотех», региональные венчурные компании и др.);

роль финансовых институтов в модернизации, инновационном и  технологическом развитии российской экономики;

повышение эффективности  функционирования естественных монополий  и совершенствование системы  государственного регулирования тарифов;

структурная диверсификация и модернизация традиционных секторов экономики;

структурная динамика экспорта и импорта как критерий адекватности экономической политики;

формирование спроса на инновационную  продукцию со стороны государства;

спрос на инновации, технологическая  модернизация и конкурентоспособность  российских предприятий;

роль и значение интеллектуальной собственности в модернизации экономики  России; создание инфраструктуры рынка  «интеллектуальной продукции»;

основные барьеры на пути модернизации региональной, муниципальной  и отраслевой экономики;

создание комплексной  инфраструктуры инновационного и технологического развития хозяйствующих субъектов;

инновационная и технологическая  политика хозяйствующих субъектов;

задачи и приоритеты государственной  поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства;

государственная поддержка  сельского хозяйства — важнейший  фактор развития АПК России;

задачи научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения  модернизации экономики России.

 

44.Величина чистых выгод  государства,как основной показатель  применения различных схем налогообложения  при различных инст.условиях.

 

Актуальность исследования. Нефтегазовый комплекс является базовым  сектором экономики России, играющим ведущую роль в формировании доходов  государственного бюджета и активного  торгового баланса страны. Действующая  в нефтегазовом секторе налоговая  политика позволяет наполнить бюджет страны, но не учитывает индивидуальные особенности месторождений - отсутствует  необходимая дифференциация и гибкость налогообложения, соответствующие  реальным производственным и экономическим  условиям в сфере добычи нефти  и газа. Это приводит к тому, что  налоговая система, как практическое воплощение налоговой политики, вызывает недовольство всех участников процесса недропользования: компании требуют  гибкости, государство - максимально  полного изъятия ресурсной ренты.

 

Создание, внедрение и  реализация гибкой налоговой системы  неизбежно связаны с издержками как государства, так и недропользователей. Однако при рассмотрении вопросов изменения  налоговой политики, путей повышения  ее гибкости, обычно не проводится детальных  оценок того, с какими издержками будет  связано реформирование, т.е. какими будут издержки реализации новых  налоговых систем. Не оценивается  в полной мере и взаимосвязь институциональных  условий в сфере налогообложения  и недропользования. Рассчитываются только дополнительные доходы бюджетов всех уровней, реже - выгоды компаний, разрабатывающих  малорентабельные месторождения. Издержки реализации, которые могут оказывать  существенное влияние на выгоды государства  и компаний от применения данных налоговых  схем, как правило, не принимаются  в расчет.

 

Величина издержек реализации налоговой политики зависит не только от того, на каких налогах основывается система налогообложения, но и от того, какие нормы и правила  определяют условия разработки ресурсов полезных ископаемых. Реализация данных правил важна с позиции повышения  степени объективности экономических  параметров и показателей, характеризующих  процесс освоения и разработки минерально-сырьевых ресурсов. В том случае, если существуют достаточно жесткие институциональные  условия, государство несет повышенные издержки, связанные с осуществлением контроля за соблюдением норм и правил рационального недропользования. Соответственно, компании ограничены в возможностях проявления оппортунизма, что приводит к увеличению выгод государства.

 

Выгоды государства и  компаний оценить сравнительно несложно. Сложность возникает с оценкой  издержек реализации налоговой политики. В этой связи исследования в области  методического обеспечения экономической оценки издержек, связанных с реализацией налоговой политики в различных институциональных условиях, являются актуальными. Это предопределило выбор темы и направления диссертационного исследования.

 

Цель исследования состоит  в разработке методического подхода  к оценке издержек, связанных с  реализацией налоговой политики в нефтегазовом секторе экономики.

 

Для достижения поставленной цели в рамках исследования решаются следующие основные задачи:

 

1) выявление особенностей  нефтегазового сектора экономики; 

 

2) обобщение отечественного  и зарубежного опыта налогообложения  нефтегазового сектора с целью  выделения особенностей налоговой  политики в различных экономических  условиях;

 

3) определение содержания  и наполнения категории «издержки  реализации» различных систем  налогообложения; 

 

4) разработка методического  подхода к сопоставлению выгод  и издержек реализации различных  подходов к реформированию налоговой  системы в российских условиях;

 

5) сравнительный анализ  издержек реализации налоговой  политики в современных условиях  в России и сравнение данных  издержек с аналогичными в  других странах; 

 

6) предложение рекомендаций  по изменению налоговой политики  в нефтегазовом секторе экономики. 

 

Объектом исследования является нефтегазовый сектор как сфера применения регулирующих инструментов налоговой  политики государства.

 

Предметом исследования является изменение налоговой политики и  форм ее практической реализации в  нефтегазовом секторе экономики.

 

Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследование основано на работах отечественных и зарубежных ученых, посвященных:

 

• исследованиям институциональной  среды нефтегазовой отрасли (работы В.Ю. Алекперова, А.А. Арбатова, Д. Ворчестера, А.А. Конопляника, В.А. Крюкова, Ю.К. Шафраника  и других специалистов);

 

• исследованиям государственной  политики и направлениям формирования российской системы налогообложения  в нефтегазовом секторе (работы Ю. Бобылева, А. Васильевой, Г.В. Выгона, Е. Гурвича, С. Ежова, М. Субботина, А.Н. Токарева и  др-);

 

• важнейшим аспектам макроэкономического  анализа налоговой системы (исследования Г. Выгона, Е. Гайдара, А. Дворковича, X. Хотеллинга, JI. Якобсона);

 

• социально-экономическим  и экологическим аспектам (работы Б. Босквета, К. Гэдди и Б. Икеса, В.В. Шмата и др.);

 

• исследованиям иностранного опыта реформирования налоговых  систем в сфере природопользования (отчеты международных организаций, работы исследователей: Джонстона Д., Норенга О., А.И. Перчика, Чиркунова  О., Кумара Р.).

 

При проведении прикладных исследований использовался абстрактно-логический подход на основе системного анализа  экономических процессов, экономико-математические и графические методы и модели. Применялись классификации, группировки, методы экономико-статистического  анализа, анализа динамики и структуры  изучаемых параметров.

 

В качестве информационной базы использовались:

 

• законодательные акты Российской Федерации;

 

• отраслевые периодические  издания («Нефтегазовая вертикаль», «Нефть России», «Нефть и капитал», «Минеральные ресурсы России» и  др.);

 

• информационные и аналитические  материалы Государственного комитета РФ по статистике,.Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, Правительства  республики Татарстан, Администрации  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента энергетики провинции  Альберта (Канада) и др.;

 

• публичная отчетность отечественных  и зарубежных компаний-недропользователей;

 

• фактологические и эмпирические материалы, содержащиеся в работах  отечественных и зарубежных экономистов, в периодических изданиях, материалах семинаров и конференций, сети Internet.

 

Научная новизна диссертационного исследования.

 

1. Обосновано применение  гибких инструментов налоговой  политики в связи с дифференциацией  условий добычи в нефтегазовом  секторе; анализ целесообразности  применения различных систем  налогообложения следует проводить  с учетом сопоставления полных  выгод и издержек их формирования  и реализации.

 

2. Введено понятие «издержки  реализации налоговой системы»; показано, что данные издержки  должны включать не только  издержки администрирования в  рамках собственно сферы налогообложения,  но и издержки в процессе  технического регулирования объектов  налогообложения, а также упущенную  выгоду для государства в результате  построения неадекватной налоговой  системы. 

 

3. Построена производственно-финансовая  модель разработки нефтяного  месторождения, позволяющая оценить  выгоды и издержки, связанные  с реализацией различных налоговых  систем.

 

4. Разработан методический  подход к оценке выгод и  издержек реализации налоговой  политики в нефтегазовом секторе. 

 

5. Апробирована методика  оценки выгод и издержек реализации  различных схем налогообложения  и дан их сравнительный анализ  с точки зрения целесообразности  применения в современных условиях  России.

 

Теоретическая и практическая значимость. Диссертационное исследование выполнено в рамках комплекса  научно-исследовательских работ  по изучению институциональных преобразований в нефтегазовом секторе России, проводимых в Секторе экономических и  социальных проблем развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса Института  экономики и организации промышленного  производства СО РАН. Указанные научно-исследовательские  работы представляют основу для разработки широкого круга рекомендаций по развитию нефтегазового сектора России и  ее регионов для органов государственной  власти федерального и регионального  уровней, а также для компаний и организаций нефтегазового  сектора. Непосредственная практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты применимы для обоснования  целесообразности перехода к гибкому  налогообложению по большому числу  нефтяных месторождений Западной Сибири с извлекаемыми запасами свыше 1 млрд т, которые не могут быть вовлечены  в эксплуатацию при действующей  налоговой системе из-за неудовлетворительных показателей финансовой эффективности.

Информация о работе Институциональная экономика