Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция
Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.
анализ и обобщение опыта скоординированного социально-экономического развития в рамках региональных интеграционных объединений (ЕС, ОЭСР, СНГ, ШОС, АСЕАН и др.) и в рамках двусторонних отношений (Россия и Белоруссия, США и Канада, Япония и Республика Корея и др.);
потенциал международного сотрудничества в реализации национальных интересов России; развитие эффективных форм международного экономического, инновационного и научно-технического сотрудничества;
разработка и реализация стратегических межгосударственных проектов в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ШОС;
перспективы скоординированного социально-экономического развития и интеграционных процессов на евразийском пространстве;
перспективы, содержание и приоритеты стратегического сотрудничества России с конкретными странами, регионами (ЕС, АТР) и международными организациями;
усиление инновационной составляющей роста российской экономики на основе межгосударственных инновационных программ и проектов;
реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г.: предварительные итоги и перспективы;
динамика системы национальной безопасности в современном мире;
концепция обороноспособности России в условиях глобализации и нового соотношения сил в мире;
перспективы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков;
современная эволюция угроз экономической безопасности России;
научное, экспертное и информационное
обеспечение системы
Модернизация экономики России
цели и приоритеты модернизации экономики России;
промышленная, инновационная и технологическая политика как основа системной модернизации экономики России;
модернизация в эпоху
технологической
альтернативные пути модернизации национальной экономики;
модернизация российской экономики и ее налоговое стимулирование;
институциональная среда модернизации, инновационного и технологического развития экономики России;
реализация механизмов государственного регулирования в условиях перехода экономики на инновационную и технологическую модель развития;
приоритеты инвестиционной политики и системная модернизация российской экономики;
основные факторы и проблемы активизации инновационной деятельности в экономике России;
системные основы повышения
конкурентоспособности в
увеличение доли продукции
высокотехнологичных и
энергоэффективность экономики;
внедрение инновационных
место и роль институтов развития в модернизации российской экономики (Внешэкономбанк, Российская венчурная компания, ГК «Роснанотех», региональные венчурные компании и др.);
роль финансовых институтов в модернизации, инновационном и технологическом развитии российской экономики;
повышение эффективности функционирования естественных монополий и совершенствование системы государственного регулирования тарифов;
структурная диверсификация и модернизация традиционных секторов экономики;
структурная динамика экспорта и импорта как критерий адекватности экономической политики;
формирование спроса на инновационную продукцию со стороны государства;
спрос на инновации, технологическая модернизация и конкурентоспособность российских предприятий;
роль и значение интеллектуальной собственности в модернизации экономики России; создание инфраструктуры рынка «интеллектуальной продукции»;
основные барьеры на пути модернизации региональной, муниципальной и отраслевой экономики;
создание комплексной инфраструктуры инновационного и технологического развития хозяйствующих субъектов;
инновационная и технологическая политика хозяйствующих субъектов;
задачи и приоритеты государственной поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства;
государственная поддержка
сельского хозяйства —
задачи научного, экспертно-аналитического и информационного обеспечения модернизации экономики России.
44.Величина чистых выгод
государства,как основной
Актуальность исследования.
Нефтегазовый комплекс является базовым
сектором экономики России, играющим
ведущую роль в формировании доходов
государственного бюджета и активного
торгового баланса страны. Действующая
в нефтегазовом секторе налоговая
политика позволяет наполнить бюджет
страны, но не учитывает индивидуальные
особенности месторождений - отсутствует
необходимая дифференциация и гибкость
налогообложения, соответствующие
реальным производственным и экономическим
условиям в сфере добычи нефти
и газа. Это приводит к тому, что
налоговая система, как практическое
воплощение налоговой политики, вызывает
недовольство всех участников процесса
недропользования: компании требуют
гибкости, государство - максимально
полного изъятия ресурсной
Создание, внедрение и
реализация гибкой налоговой системы
неизбежно связаны с издержками
как государства, так и недропользователей.
Однако при рассмотрении вопросов изменения
налоговой политики, путей повышения
ее гибкости, обычно не проводится детальных
оценок того, с какими издержками будет
связано реформирование, т.е. какими
будут издержки реализации новых
налоговых систем. Не оценивается
в полной мере и взаимосвязь
Величина издержек реализации
налоговой политики зависит не только
от того, на каких налогах основывается
система налогообложения, но и от
того, какие нормы и правила
определяют условия разработки ресурсов
полезных ископаемых. Реализация данных
правил важна с позиции повышения
степени объективности
Выгоды государства и компаний оценить сравнительно несложно. Сложность возникает с оценкой издержек реализации налоговой политики. В этой связи исследования в области методического обеспечения экономической оценки издержек, связанных с реализацией налоговой политики в различных институциональных условиях, являются актуальными. Это предопределило выбор темы и направления диссертационного исследования.
Цель исследования состоит в разработке методического подхода к оценке издержек, связанных с реализацией налоговой политики в нефтегазовом секторе экономики.
Для достижения поставленной цели в рамках исследования решаются следующие основные задачи:
1) выявление особенностей
нефтегазового сектора
2) обобщение отечественного
и зарубежного опыта
3) определение содержания
и наполнения категории «
4) разработка методического
подхода к сопоставлению выгод
и издержек реализации
5) сравнительный анализ
издержек реализации налоговой
политики в современных
6) предложение рекомендаций
по изменению налоговой
Объектом исследования является нефтегазовый сектор как сфера применения регулирующих инструментов налоговой политики государства.
Предметом исследования является изменение налоговой политики и форм ее практической реализации в нефтегазовом секторе экономики.
Теоретическая и методологическая
основа исследования. Исследование основано
на работах отечественных и
• исследованиям
• исследованиям государственной политики и направлениям формирования российской системы налогообложения в нефтегазовом секторе (работы Ю. Бобылева, А. Васильевой, Г.В. Выгона, Е. Гурвича, С. Ежова, М. Субботина, А.Н. Токарева и др-);
• важнейшим аспектам макроэкономического анализа налоговой системы (исследования Г. Выгона, Е. Гайдара, А. Дворковича, X. Хотеллинга, JI. Якобсона);
• социально-экономическим и экологическим аспектам (работы Б. Босквета, К. Гэдди и Б. Икеса, В.В. Шмата и др.);
• исследованиям иностранного опыта реформирования налоговых систем в сфере природопользования (отчеты международных организаций, работы исследователей: Джонстона Д., Норенга О., А.И. Перчика, Чиркунова О., Кумара Р.).
При проведении прикладных исследований
использовался абстрактно-
В качестве информационной базы использовались:
• законодательные акты Российской Федерации;
• отраслевые периодические издания («Нефтегазовая вертикаль», «Нефть России», «Нефть и капитал», «Минеральные ресурсы России» и др.);
• информационные и аналитические
материалы Государственного комитета
РФ по статистике,.Министерства экономического
развития и торговли, Министерства
финансов РФ, Счетной палаты РФ, Правительства
республики Татарстан, Администрации
Ханты-Мансийского автономного
• публичная отчетность отечественных и зарубежных компаний-недропользователей;
• фактологические и эмпирические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов, в периодических изданиях, материалах семинаров и конференций, сети Internet.
Научная новизна диссертационного исследования.
1. Обосновано применение
гибких инструментов налоговой
политики в связи с
2. Введено понятие «издержки
реализации налоговой системы»;
показано, что данные издержки
должны включать не только
издержки администрирования в
рамках собственно сферы
3. Построена производственно-
4. Разработан методический
подход к оценке выгод и
издержек реализации налоговой
политики в нефтегазовом
5. Апробирована методика
оценки выгод и издержек
Теоретическая и практическая
значимость. Диссертационное исследование
выполнено в рамках комплекса
научно-исследовательских