Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция
Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.
собранную информацию обработать оптимальным образом. «Разум, способность к обработке информации тоже являются редкими ресурсами»35. Учет когнитивных ограничений требует пересмотра самого принципа оптимизации (optimizing), лежащего в основе модели рационального выбора. Он заменяется на принцип удовлетворительности (satisfacing). Представим различие между двумя принципами графически, анализируя ситуацию выбора потребителем товара по двум критериям — Q и Р (например, качество и доступность цены) (рис. 2.3).
Рис. 2.3
Если потребитель оптимизирует свой выбор, то он должен остановиться на варианте (а), в котором значение двух параметров выбора, Р и Q, максимально. Если же потребитель принимает в расчет издержки на получение и обработку информации, то он заранее задает себе рамки допустимого выбора Р' и Q' (например, приемлемую цену и качество товара) и останавливается на первом варианте, удовлетворяющем этим критериям (г). Тем самым экономятся затраты на поиск и обработку информации о всех товарах на рынке.
Наконец, новой институциональной экономикой ставятся под сомнение экзогенный характер предпочтений и их стабильность. Д. Норт акцентирует двухсторонний характер взаимодействия институтов и процесса восприятия индивидами собственных интересов. Институты задают рамки восприятию интересов, но в то же время индивиды способны изменить институциональные рамки 36. В наиболее развернутом виде программа новой институциональной экономики приведена в работах представителей экономики соглашений (Л. Тевено, О. Фавро, А. Орлеан, Р. Буайе), самого молодого и переживающего бурное развитие направления институционального анализа. Экономика соглашений сформировалась в отдельное направление в середине 80-х годов во Франции из представителей неоклассики, социологии, постмарксистской теории регуляции и философии. В центре ее анализа — соглашения как наиболее общие рамки взаимодействия между индивидами.
40. Принцип удовлетворительности в новой институциональной экономики.
Язык моделей новой институциональной экономики
сформулировала теория игр (Дж. фон Нейман, О.Моргенштерн,
Дж.Нэш) Значение когнитивных ограничений сформулировано в
теории неполной рациональности (Г.Саймон) - принцип
≪удовлетворительности≫ заменил принцип ≪оптимальности≫.
Д.Норт обращает внимание на двусторонний характер
взаимодействия институтов и процесса восприятия индивидами
собственных интересов. Институты задают рамки восприятия, но в
то же время могут воздействовать на эти рамки. Программа новой
институциональной экономики приведена в работах
представителей экономики соглашений (Л. Тевено, О.Фавро,
А.Орлеан, Р.Буайе), в центре анализа которой соглашения, как
наиболее общие рамки
При обсуждении методологических вопросов НИЭТ
целесообразно опираться на предложенные Уильямсоном и
детализированные К.Менаром
программы: (1) основные концепции (понятия) и вопросы, (2)
аналитические подходы, (3) совокупность моделей – инструментов,
с помощью которых конструируются прогнозы, (4) эмпирическая
поверка сформулированных на уровне моделей гипотез, их
количественная сценка (измерение).
41. Институты командной
и рыночной экономики:
Тип эк.системы |
Что производить? |
Как производить? |
Для кого производить? |
Командная экономика Государственная собственность на средства производства и природные ресурсы. Государственное планирование всей экономики. Административные методы управлением эк-кой. Главный стимул эк.активности-выполнение плана. |
Решает центр на основе разработанных планов и нормативов. |
Решает центр на основе внедрения НТП в производство. |
Предполагалось по принципу «в меру разумных потребностей и трудового вклада»,но фактически основные блага распределялись всем поровну, а дефицитные блага-по очереди. |
Рыночная экономика Частная собственность на средства производства и природные ресурсы. Свобода выбора(партнеров..) Саморегулирование экономики. Гл.стимул-личная выгода. Минимум вмешательства в эк. |
Решают производители,учитывая предпочтения потребителей,которые готовы отдать свои деньги за удовлетворение их потребностей. |
Решают производители,которые |
Распределяется посредством |
+ |
- | |
Командная система |
Стабильная экономика( Гарантии всем минимума жизненных благ. Нет проблемы трудоустройства. Возможность мобилизировать достаточное количество ресурсов для быстрого решения острых проблем. |
Медленное внедрение новых технологий. Нет экономич.стимулов к эффективной работе т.к.преобладает уравнительный доход к оплате труда.Формируются безынициативные работники. Ресурсы используются неэффективно. Экономика становится дефицитной.Относительно низкий уровень жизни. |
Рыночная система |
Стимулируется высокая эффективность и предприимчивость. Отторгаются неэффективные и не нужные производства. Рынок насыщен товарами.У Быстро внедряются новые технологии. |
Экономика нестабильна-её развитие постоянно прерывается кризисами. Нет заботы о создании бесплатных, но необходимых обществу благ. Усиливается неравенство в обществе. Возникают мономолии,снижающие Безразличие к ущербу,который наносит бизнес человеку и природе. |
Оппортунистическое поведение нефтегазовых компаний,причины и условия минимизации.
Институциональное обеспечение модернизации и инновационного развития нефтегазового сектора экономики России.
Величина чистых выгод государства,как основной показатель применения различных схем налогообложения при различных инст.условиях.
Трансакция,как
базовый элемент
Типы трансакций по Джону Коммонсу.
Плюсы и минусы от возможного введения налога на дополнительный доход от добычи УВ.
Различия
налоговых систем в зависимости
от степени жесткости инст.
Классификация теневой (подпольной экономики) по Э.Файгу.
Определение теневого сектора в российской экономической науки.
42.Оппортунистическое
Одной из основных задач системы
государственного регулирования в
нефтегазовом секторе (НГС) является создание
таких условий, которые способствовали
бы повышению социально-
Регулирование
нефтегазового сектора и
Одной из
важнейших особенностей
Рациональное
освоение ресурсов недр с
• государство
(как собственник недр) через систему
специального налогообложения
• недропользователи
обеспечивают рациональный (максимальный
технически и технологически
возможный) уровень извлечения
ресурсов нефти и газа. При
этом важное значение имеют
мониторинг и контроль
• недропользователи
обеспечивают высокий уровень
занятости, выплату работникам
компаний заработной платы,
• недропользователи
минимизируют экологические
• государство
несет издержки, связанные с регулированием
НГС, в том числе по
Система государственного
регулирования имеет ключевое
значение для трансформации
43.Институциональное
Стратегия развития России в XXI веке
приоритетные цели модернизации России;
стратегическое планирование как механизм решения проблем модернизации России: уроки прошлого и реалии настоящего;
ценностные ориентиры общенациональных, региональных и отраслевых стратегий;
социальная и технологическая модернизация России: цели и приоритеты;
системная модернизация страны: сущность и основные направления;
движущие силы модернизации и их институциональные формы;
стратегия модернизации и модернизация политического курса;
ресурсная база модернизации, инновационного и технологического развития России;
наиболее значимые препятствия и барьеры инновационного и технологического развития;
основные факторы, определяющие темпы и результаты инновационного и технологического развития России;
стратегии социально-экономического развития России в контексте глобальных ресурсных и технологических изменений;
механизмы проектного и программного воплощения стратегий модернизации, инновационного и технологического развития;
человек и стратегическое развитие России; человеческий фактор в модернизации России;
неоиндустриализация и модернизация страны;
общественно-государственное партнерство как основной инструмент реализации общенациональных, региональных и отраслевых стратегий;
долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование инновационного и технологического развития; долгосрочный прогноз как конструируемый образ будущего; форсайт как инструмент и процесс модернизации, инновационного и технологического развития;
стратегический аудит стратегических документов, приоритетных национальных проектов и программ;
задачи научного и информационного
обеспечения национального
Национальные интересы России в изменяющемся мире
модернизация, инновационное и технологическое развитие России как условие сохранения субъектности страны в условиях глобализации;
система национальных интересов как основа национального стратегического проектирования;
скоординированное использование национальных ресурсов и механизмы реализации национальных интересов;
внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность в интересах модернизации, инновационного и технологического развития России;
геоэкономические аспекты развития мультивекторных интеграционных процессов;
реальные и проектируемые
механизмы обеспечения
Россия в ВТО: системные оценки рисков и новых возможностей;
место России в глобальном разделении высокотехнологичного труда;