Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция

Описание работы

Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_institutsionalnoy_ekonomike.docx

— 225.19 Кб (Скачать файл)

собранную информацию обработать оптимальным образом. «Разум, способность  к обработке информации тоже являются редкими ресурсами»35. Учет когнитивных ограничений требует пересмотра самого принципа оптимизации (optimizing), лежащего в основе модели рационального выбора. Он заменяется на принцип удовлетворительности (satisfacing). Представим различие между двумя принципами графически, анализируя ситуацию выбора потребителем товара по двум критериям — Q и Р (например, качество и доступность цены) (рис. 2.3).

Рис. 2.3

Если потребитель оптимизирует свой выбор, то он должен остановиться на варианте (а), в котором значение двух параметров выбора, Р и Q, максимально. Если же потребитель принимает в расчет издержки на получение и обработку информации, то он заранее задает себе рамки допустимого выбора Р' и Q' (например, приемлемую цену и качество товара) и останавливается на первом варианте, удовлетворяющем этим критериям (г). Тем самым экономятся затраты на поиск и обработку информации о всех товарах на рынке.

Наконец, новой институциональной  экономикой ставятся под сомнение экзогенный характер предпочтений и их стабильность. Д. Норт акцентирует двухсторонний  характер взаимодействия институтов и процесса восприятия индивидами собственных интересов. Институты задают рамки восприятию интересов, но в то же время индивиды способны изменить институциональные рамки 36. В наиболее развернутом виде программа новой институциональной экономики приведена в работах представителей экономики соглашений (Л. Тевено, О. Фавро, А. Орлеан, Р. Буайе), самого молодого и переживающего бурное развитие направления институционального анализа. Экономика соглашений сформировалась в отдельное направление в середине 80-х годов во Франции из представителей неоклассики, социологии, постмарксистской теории регуляции и философии. В центре ее анализа — соглашения как наиболее общие рамки взаимодействия между индивидами.

40. Принцип удовлетворительности в новой институциональной экономики.

 

Язык моделей новой институциональной экономики

сформулировала теория игр (Дж. фон Нейман, О.Моргенштерн,

Дж.Нэш) Значение когнитивных ограничений  сформулировано в

теории неполной рациональности (Г.Саймон) - принцип

≪удовлетворительности≫ заменил принцип ≪оптимальности≫.

Д.Норт обращает внимание на двусторонний характер

взаимодействия институтов и процесса восприятия индивидами

собственных интересов. Институты  задают рамки восприятия, но в

то же время могут воздействовать на эти рамки. Программа новой

институциональной экономики приведена  в работах

представителей экономики соглашений (Л. Тевено, О.Фавро,

А.Орлеан, Р.Буайе), в центре анализа  которой соглашения, как

наиболее общие рамки взаимодействия между индивидами.

При обсуждении методологических вопросов НИЭТ

целесообразно опираться на предложенные Уильямсоном и

детализированные К.Менаром классификацию  факторов развития

программы: (1) основные концепции (понятия) и вопросы, (2)

аналитические подходы, (3) совокупность моделей – инструментов,

с помощью которых конструируются прогнозы, (4) эмпирическая

поверка сформулированных на уровне моделей гипотез, их

количественная сценка (измерение).

 

41. Институты командной  и рыночной экономики: сравнительный  анализ.

 

Тип эк.системы 

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

Командная экономика 

Государственная собственность на средства производства и природные  ресурсы.

Государственное планирование всей экономики.

Административные методы управлением  эк-кой.

Главный стимул эк.активности-выполнение плана.

Решает центр на основе разработанных  планов и нормативов.

Решает центр на основе внедрения  НТП в производство.

Предполагалось по принципу «в меру разумных потребностей и трудового  вклада»,но фактически основные блага  распределялись всем поровну, а дефицитные блага-по очереди.

Рыночная экономика

Частная собственность на средства производства и природные ресурсы.

Свобода выбора(партнеров..)

Саморегулирование экономики.

Гл.стимул-личная выгода.

Минимум вмешательства в эк.

Решают производители,учитывая предпочтения потребителей,которые готовы отдать свои деньги за удовлетворение их потребностей.

Решают производители,которые стремятся  получить наивысшую выгоду для себя,выбирая  наиболее эффективную технологию производства.

Распределяется посредством рыночного  механизма-получает больше тот,кто  готов больше платить.


 

 

+

-

Командная система

Стабильная экономика(отсутствие экономических кризисов,ярко выраженной инфляции).Уверенность в будущем.

Гарантии всем минимума жизненных  благ.

Нет проблемы трудоустройства.

Возможность мобилизировать достаточное  количество ресурсов для быстрого решения  острых проблем.

Медленное внедрение новых технологий.

Нет экономич.стимулов к эффективной  работе т.к.преобладает уравнительный  доход к оплате труда.Формируются  безынициативные работники.

Ресурсы используются неэффективно.

Экономика становится дефицитной.Относительно низкий уровень жизни.

Рыночная система

Стимулируется высокая эффективность  и предприимчивость.

Отторгаются неэффективные и не нужные производства.

Рынок насыщен товарами.У потребителей имеется больше прав и возможностей.

Быстро внедряются новые технологии.

Экономика нестабильна-её развитие постоянно  прерывается кризисами.

Нет заботы о создании бесплатных, но необходимых обществу благ.

Усиливается неравенство в обществе.

Возникают мономолии,снижающие эффективность  экономики.

Безразличие к ущербу,который наносит  бизнес человеку и природе.


 

Оппортунистическое  поведение нефтегазовых компаний,причины  и условия минимизации.

Институциональное обеспечение модернизации и инновационного развития нефтегазового сектора  экономики России.

Величина  чистых выгод государства,как основной показатель применения различных схем налогообложения при различных  инст.условиях.

Трансакция,как  базовый элемент институционального анализа.

Типы трансакций по Джону Коммонсу.

Плюсы и минусы от возможного введения налога на дополнительный доход от добычи УВ.

Различия  налоговых систем в зависимости  от степени жесткости инст.условий  в сфере недропользования.

Классификация теневой (подпольной экономики) по Э.Файгу.

Определение теневого сектора в российской экономической  науки.

 

 

 

 

42.Оппортунистическое поведение  нефтегазовых компаний,причины и  условия минимизации.

 

Одной из основных задач системы  государственного регулирования в  нефтегазовом секторе (НГС) является создание таких условий, которые способствовали бы повышению социально-экономических  выгод освоения ресурсов недр. При  освоении нефтегазовых ресурсов в рамках системы централизованного планирования и управления недропользователи  преимущественно ориентировались  на достижение высоких уровней производственных показателей, поэтому, как правило, реализованные выгоды (прежде всего  на региональном уровне) в существенной степени отличались от их потенциально возможного уровня. В условиях рыночной экономики обеспечить высокий уровень  социально-экономических выгод освоения ресурсов углеводородов можно только при наличии развитой системы  институтов гражданского общества и  эффективной специализированной системы  государственного регулирования в  минерально-сырьевом комплексе. [1]

    

     Регулирование  нефтегазового сектора и социально-экономические  выгоды освоения недр

    

     Одной из  важнейших особенностей современных  систем регулирования во многих  нефтегазодобывающих странах является  учет социально-экономических факторов  и эффектов при определении  направлений вовлечения в оборот  и последующей разработке ресурсов  углеводородного сырья (как на  национальном, так и нам региональном  уровне). Например, основной целью  освоения недр для Альберты (крупнейшего  нефтегазодобывающего региона Канады) является максимизация выгод  для жителей провинции от освоения  и разработки ее энергетических  и минеральных ресурсов. Для реализации  поставленной цели Министерство  энергетики Альберты осуществляет  свою деятельность по нескольким  направлениям: управление ресурсами,  охрана окружающей среды, формирование  адекватных механизмов изъятия  рентных доходов, стимулирование  исследований и разработок, регулирование  освоения трудноизвлекаемых запасов,  привлечение инвестиций.

 

     Рациональное  освоение ресурсов недр с позиций  общества предполагает выполнение  ряда условий, среди которых  отметим следующие:

     • государство  (как собственник недр) через систему  специального налогообложения изымает  основную часть доходов рентного  характера. При этом для нефтегазовых  компаний обеспечивается приемлемый  уровень рентабельности с учетом  риска, а также применяемых  организационных и технологических  инноваций и сохраняются стимулы  для инвестиций в геологоразведку,  освоение недр, применение новых  технологий;

     • недропользователи  обеспечивают рациональный (максимальный  технически и технологически  возможный) уровень извлечения  ресурсов нефти и газа. При  этом важное значение имеют  мониторинг и контроль процессов  освоения недр, стимулирование применения  новых технологий, позволяющих повысить  уровень извлечения нефтегазовых  ресурсов;

     • недропользователи  обеспечивают высокий уровень  занятости, выплату работникам  компаний заработной платы, учитывающей  сложные условия освоения недр  в конкретных регионах;

     • недропользователи  минимизируют экологические издержки  для общества, выполняя экологические  нормы и правила. Данные издержки  особенно важны для населения  регионов, включая представителей  коренных малочисленных народов,  ведущих традиционный образ жизни  и хозяйствования в районах  воздействия проектов освоения  недр. Это требует повышенных  затрат НГС на природоохранные  мероприятия. В некоторых регионах  эти нормы могут быть более  жесткими, чем устанавливаемые на  государственном уровне, из-за особых  условий освоения недр, например, в районах с высоким уровнем  воздействия на экологию;

     • государство  несет издержки, связанные с регулированием  НГС, в том числе по проведению  мониторинга и контроля процессов  освоения недр, совершенствованию  существующих норм и правил  освоения недр.

    

     Система государственного  регулирования имеет ключевое  значение для трансформации потенциальной  ценности ресурсов углеводородного  сырья в реальные социально-экономические  выгоды общества в связи с  освоением недр (рис. 1). С точки  зрения создания предпосылок  для повышения социально-экономических  выгод общества следует подходить  и к формированию адекватного  экономико-правового пространства  в недропользовании.

 

 

43.Институциональное обеспечение  модернизации и инновационного  развития нефтегазового сектора  экономики России

 

Стратегия развития России в XXI веке

приоритетные цели модернизации России;

стратегическое планирование как механизм решения проблем  модернизации России: уроки прошлого и реалии настоящего;

ценностные ориентиры  общенациональных, региональных и отраслевых стратегий;

социальная и технологическая  модернизация России: цели и приоритеты;

системная модернизация страны: сущность и основные направления;

движущие силы модернизации и их институциональные формы;

стратегия модернизации и  модернизация политического курса;

ресурсная база модернизации, инновационного и технологического развития России;

наиболее значимые препятствия  и барьеры инновационного и технологического развития;

основные факторы, определяющие темпы и результаты инновационного и технологического развития России;

стратегии социально-экономического развития России в контексте глобальных ресурсных и технологических  изменений;

механизмы проектного и программного воплощения стратегий модернизации, инновационного и технологического развития;

человек и стратегическое развитие России; человеческий фактор в модернизации России;

неоиндустриализация и модернизация страны;

общественно-государственное  партнерство как основной инструмент реализации общенациональных, региональных и отраслевых стратегий;

долгосрочное прогнозирование  и стратегическое планирование инновационного и технологического развития; долгосрочный прогноз как конструируемый образ  будущего; форсайт как инструмент и процесс модернизации, инновационного и технологического развития;

стратегический аудит  стратегических документов, приоритетных национальных проектов и программ;

задачи научного и информационного  обеспечения национального стратегического  проектирования и модернизации страны.

 

Национальные интересы России в  изменяющемся мире

модернизация, инновационное  и технологическое развитие России как условие сохранения субъектности страны в условиях глобализации;

система национальных интересов  как основа национального стратегического  проектирования;

скоординированное использование  национальных ресурсов и механизмы  реализации национальных интересов;

внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность в интересах модернизации, инновационного и технологического развития России;

геоэкономические аспекты  развития мультивекторных интеграционных процессов;

реальные и проектируемые  механизмы обеспечения национальной конкурентоспособности;

Россия в ВТО: системные  оценки рисков и новых возможностей;

место России в глобальном разделении высокотехнологичного труда;

Информация о работе Институциональная экономика