Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция

Описание работы

Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_institutsionalnoy_ekonomike.docx

— 225.19 Кб (Скачать файл)

Последствия

  1. Отсутствие внедрений новинок техники и технологий из-за монополий.
  2. Удовлетворение минимальных потребностей.
  3. Уравнительная оплата труда.
  4. Неспособность перехода к интенсивному типу экономического развития.

64.Командная экономика как «экономика  дефицита» по Я.Корнаи.

Основные положения:

  • Три группы ограничений:
    1. Ограничения,обусловленные спросом.
    1. Ограничения,обусловленные ресурсами.
    2. Бюджетные ограничения
  • Два типа систем:
    1. Спросоограниченная-рост производства ограничивается спросом (платежеспособной потребностью).
    2. Ресурсоограниченная-рост производства связан с наличием ресурсов-материальных и трудовых.»Производство ради производства»-относится к плановой экономике.
  • Нормальное явление для ресурсоограниченной экономики-дефицит.Патернализм (опека государством предприятий) обуславливает мягкое бюджетное ограничение.Оно и пораждает ненасыщаемый спрос и хронический дефицит.
  • Напряженный план,создающий иллюзия рационального хозяйствования,на деле есть форма функционирования дефицитной экономики,ведущая к нарастанию дефицита из-за увеличения немобилизуемых ресурсов («омертвление» средств).
  • Действие неэффективных цен,они неявляются ограниченными.
  • Рынок продавца.Он оказывает влияние на потребителей,сбывает им ненужную продукцию,не заботится о качестве.
  • Инвестиционный процесс.Мягкое бюджетное ограничение обуславливает в ресурсоограниченной системе «инвестиционный голод»-ненасыщаемый спрос на инвестиции.
  • Полная занятость,отсутствие безработицы.Эта высокая степень участия трудоспособного населения в производстве создавала дефицит рабочей силы.Резерв рабочей силы становился основой недобросовестного отношения к работе.

Дефицит проявляется не только в недостатке продукции для удовлетворения элементраных потребностей населения,но и с распределителями,очередями,привелегиями,коррупцией,и  т.р.

Парадокс:каждый фактор роста  производства,настроенный по критерию максимального использования ресурсов,ведет  к появлению и углублению дефицитности ресурсов.

65.Неоклассический вариант перехода  от командной к рыночной системе  институтов.

Трансформациооные процессы в России начались в 1991 г. по неоклассическому сценарию.Предполагалось «создать рыночные институты и обеспечить их эффективное  функционирование».

Темпы и резульзаты переходного  процесса зависят от ряда факторов:

    • Стартовых условий в экономике
    • Переплетения внешних и внутренних факторов
    • Выбора правительством стратегии реформирования
    • Характера и устойчивости политических институтов
    • Способности принятия правительством решений в условиях неполной и несовершенной информации
    • Влияние извне на хозяйственные ценооброзаваний (позитивный или негативный)

Нач.1990х гг.-необходимость  стремительных преобразований в  России,

Сер.1990х гг.-для успешного  изменения экономической системы  необходимо наличие целого ряда институциональных  факторов,

Кон.1990х гг.-в соответствии с критериями неоклассической экономической  теории переходный деформационный период в России можно считать завершенным,поскольку  достигнут объем дореформенного валового национального продукта.

66.Неоинституциональный вариант  перехода от командной к рыночной  системе институтов.

    • Проведению любой реформы должна предшествовать оценка трансформационных издержек и выгод
    • При неадекватной институциональной структуре макроэкономическая политика может способствовать формированию институциональных ловушек (неустойчивых норм поведения).
    • Продолжительность перехода зависит от скорости создания новых институтов.
    • Основная проблема переходного периода-темп перемен и время невозможно установить так же легко,как при изучении естественнонаучных дисциплин.Все зависит от способности людей перерабатывать,усваивать и передавать новую информацию.
    • Основная трудность институционального перехода-несогласованность неформальных норм с формальными правилами.Результат-конфликт.Следствие-очень высокие трансакционные издержки переходной системы,которая приводит к замедлению экономического развития.

67.Подчиненние систем государственных  институтов определенным группам  интересов.

Система государственных  институтов-правила и нормативы,которые  регламентируют экономическую деятельность,определяет величину трансакционных издержек,стимулы  и препятствия для соблюдения установленных требований,и тех,кто  выигрывает и кто проигрывает  от этих ограничений.Обычно лица заинтересованы в создании системы институтов,которая  выгодна им самим,но может препятствовать экономического развития страны.-проблема рассмотрена в терии прав собственности  на основе групповых интересов:проблемы «безбилетника»,рационального игнорирования  и ассиметрии информации,трасакционные  издержки.

Примерами являются страны с  командной экономикой.Влиятельные  деловые круги способны оказывать  противодействие и даже обратить вспять реформы,которые грозят им увеличением  трансакционных издержек.

Причина из-за чего люди не принимают  участие в политике или не занимаются легальным бизнесом-государственные  институты и «правила игры» не дают им возможности.

Созданная в итоге законодательная  система исключает большую часть  предпринимателей из процесса принятия политических решений и законотворчества.

В результате государство  не отвечает их интеерсам,что наносит  ущерб демократии.Это дает возможность  контроля за национальной экономикой со стороны олигархов,которые идут вразрез с интересами населения,которые  зарабатывают в теневом секторе.

68.Неформальная институционализация  в России.

Неформальная группа-социальная общность,которая основана на межличностных  отношениях и не имеет официального,юридически фиксированного,утвержденного статуса.

  • Замкнутые неформальные группы-неформалы,каманды волейбола и т.д.
  • Внутри официальной группы-в классе школьные компании.

Главный социальный механизм к формированию неформальной группы в структуре официальной группы-самоорганизация.Может  преобразоваться в официальную  группу.

В неформальной группе взаимоотношения  складываются на основе эмоциональной  близости,это ведет к формированию благоприятного социально-психологического климата в официальной группе.

Центральное место занимает лидер,вокруг котрого объединяются члены группы.Если руководитель официальной  группы не пользуется авторитетом,то его  функции выполняет лидер неформальной группы.

Практика показала, что  очень сложно разделять строго формальные группы и сторого неформальные группы,особенно когда неформальные группы возникли в рамках формальных.

69.Роль государства в проведении  институциональных реформ.

Можно предложить 2 подхода  к анализу государственной политики в рамках институциональной исследовательской  программы:

  • Экзогенный-основное внимание уделяется положительной (легко наблюдаемой) внешней зависимости между мерами и процессами.
  • Эндогенный-основное внимание уделяется изменениям в результате государственной экономической политики механизмов взаимодействия субъектов.

Институциональная структура  экономики страны-результат прошлых  действий государства и спонтанного  эволюционного отбора наиболее эффективных  институтов.Западные страны с рыночной экономикой обладают развитой институциональной  структурой.Поэтому эти страны могут  позволить себе использование методов  прямого и косвенного государственного регулирования.

В странах с неразвитыми  рыночными отношениями государственное  вмешательство осуществляется,потому что не работают рыночные механизмы,а  последние не могут эффективно функционирования из-за отсутствия необходимой институциональной  структуры.

ВВывод:все меры государственной  политики развитых стран могут быть применены в условиях переходной экономики.Политика государства в  переходной экономике должна быть направлена на создание условий для становления  институтов,и эффективной институциональной  структуры.

70.Финансовые институты в современной  России.

В финансовой системе РФ в  последнее время произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими  условиями (распад СССР,переход к  рыночным отношениям,изменение содержания федеративных отношений,становление  местного самоуправления).Они коснулись  как состава финансовой системы (появились новые институты),так  и содержания вошедших в нее звеньев,их внутреннего строения,взаимодействия между собой.

На современном этапе  в состав финансовой системы РФ входят:

  • Бюджетная система,состаящая из государственных и местных муниципальных образований,внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды.
  • Финансы предприятий,организаций,учреждений.
  • Финансы страхования
  • Кредит (государственный,муниципальный и банковский)

Развитие финансовой системы  РФ на современном этапе связано  с непользованием зарубежного опыта.Так,стали  создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды,подобные тем,которые существуют в других странах.Упразднена государственная  монополия на имущественное и  личное страхование,банковский кредит.Финансовая система приобретает черты,присущие рыночным отношениям в экономике,сформированы финансовые инситуты на уровне местного самоуправления,органы которого согласно Конституции РФ не входят в систему  органов государственной власти.

71.Институциональные причины «барьерного»  характера российской экономики.

Административные барьеры  в экономике-это установленные  решениями государственных органов  правила ведения определенной деятельности на рынке,соблюдение которых является обязательным условием ведения этой деятельности и при этом вводятся платежи за прохождение бюрократических  процедур,причем,как правило,не поступающие  в бюджет.

Они являются основными препятствиями  для развития предпринимательства.

Причины возникновения:

  • Сложность форм отчетности,документов и требований по их заполению.
  • Большое количество форм отчетности и многочисленность используемых показателей.
  • Частая периодичность заполнения утвержденных форм
  • Значительные изменения форм,требований и оперативность их обработки

Предприниматели отмечают такие  недоработки законодательства,как:

  • Отсутствие прозрачности процедур расчетов и информации о необходимости предсставления отчетности
  • Проблемы технического характера,связанные с необходимостью дифференциации инструментов выполнения процедур при изменении нормативов
  • Недостаточная подготовка органов государственного управления как для теоретической,так и технической обработки данных,получаемых от хозяйствующих субъектов.
  • Низкий уровень зарплаты государственных служащих,что приводит  к коррупции,бюрократизму и вынуждает платить «дополнительно» за услуги и срочность их выполнения.

Финансовые затраты предприятия  на преодоление административных барьеров предполагают выделение средств  на оплату:

  • Труда сотрудников
  • Стоимости оборудования и ресурсов по обеспечению требований законодательства
  • Стоимости услуг внешних организаций по консультированию и помощи в работе.

72.Угроза кризиса производства  в НГС-фактор риска,обусловленный  существующими институциональными  барьерами.

В формировании организационной  структуры российского НГС большую  роль играет вертикальная интеграция,которая  сочетается с широким применение трансфертного ценообразования  во ввнутрифирменном обороте товаров  и услуг.На рынке конечной продукции  происходит подмена цен,основанных на соотношении спроса и предложения,ценами,которые  привязаны к норме прибыли  от экспорта сырой нефти и к  высокому уровню налогообложения.Эти  обстоятельства затрудняют объективную  оценку эффективности освоения ресурсов нефти и газа,и разных доходов,т.е. создают трудности к переходу к гибкому налогообложению.

Информация о работе Институциональная экономика