Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 18:21, дипломная работа
Цель работы раскрытие теоретических основ функционирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, определение и обоснование перспектив развития взаимной торговли в рамках ЕЭП.
Задачи данной дипломной работы являются раскрытие исторического содержания интеграционных процессов и рассмотрение существующих взглядов на процессы интеграции в зарубежной и отечественной науке; определение места Республики Беларусь в интеграционных процессах; рассмотрение предпосылки дальнейшего развития международного сотрудничества Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты международной экономической интеграции……..
1.1 Международная экономическая интеграция: сущность, этапы, последствия….…………………………...…………….……………………....
1.2 Зарубежный опыт формирования международных экономических интеграций.….… …...…………...…………...…………...…………...………
2 Республика Беларусь и Евразийская интеграция: предпосылки, история создания, преимущества.…………...…………… …...…………...…………….
2.1 Предпосылки и этапы становления Единого экономического пространства….…...…………...…………...…………...…………...………...
2.2 Преимущества формирования Единого экономического пространства.….……. …...…………...…………...…………...……...………
3 Социально-экономические последствия от создания Евразийского экономического сообщества.…………………………. ……………….………
3.1 Перспективы, открывающиеся перед ЕврАзЭС….….…………...…......
3.2 Перспективы, открывающиеся перед Республикой Беларусь.….…… ..
Заключение……………………………………………………………...………..
Список использованных источников…………………………………...………
На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, отдельные компании разных стран вступают в прямые хозяйственные связи, способствующие реальному переплетению национальных экономик. Особую роль здесь играют транснациональные корпорации.
На макроуровне, т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.
Интеграционные процессы охватывают, прежде всего, страны, территориально входящие в один регион. Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков — регионализацию мировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое.
Однако, интеграция весьма противоречивый процесс. С одной стороны, в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, и все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль, формируются благоприятные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, появляется возможность совместно решать наиболее острые социально-экономические проблемы. Но, с другой стороны, создание таких объединений ведёт к появлению определённых препятствий для третьих стран, не входящих в их состав. Кроме того появляется проблема взаимодействия региональных интеграционных объединений между собой. Также существуют противоречия внутри самих группировок, т.к. процесс интеграции происходит неравномерно, возникает угроза для национальных производителей товаров, вплоть до банкротства отдельных предприятий или даже отраслей.
Зарубежный опыт региональной интеграции был рассмотрен на примере ЕС. Европейский союз с его единым внутренним рынком был и остается иллюстрацией множества теоретических моделей, а в ряде случаев и поводом для их появления. Эти модели, а также опыт их практического применения сегодня актуальны в связи со строительством общего экономического пространства, а также поиском сценария евразийской интеграции.
По мере становления единого рынка меняется качество таких категорий, как издержки и прибыль. Исчезают таможенные издержки, но растут издержки на научно-техническое обеспечение экономической деятельности; растет прибыль от увеличения масштабов рынка, но теперь она сопряжена с большей вероятностью банкротства слабейших участников. Чтобы общий баланс выгод и издержек либерализации трансграничного перемещения факторов и результатов производства оказался положительным, странам ЕС уже не обойтись без особых мер экономической политики. Например, для укрепления стратегической независимости и экономической безопасности проводится государственная политика в отношении источников снабжения дефицитными товарами (для стран ЕС это главным образом энергосырье), защита же зарождающихся или испытывающих депрессию отраслей хозяйства обеспечивается господдержкой и налоговыми льготами. Контроль импортного товара (который в условиях открытой экономики больше не проводится на границах) принимающие государства переносят в места производства или потребления. Для этого они разрабатывают национальные торговые правила, а уполномоченные органы по стандартизации - технические стандарты.
Правительства, нуждающиеся в поддержке общества, предпринимают множество иных мер (часто под давлением союзов промышленников и профессиональных союзов) в интересах национальных производителей и потребителей. Нередко все эти меры оказывают на трансграничную торговлю воздействие, эквивалентное количественным ограничениям, и благоприятствуют протекционизму. Таким образом, как ни парадоксально, либерализация ведет к усилению регулирующей роли государств и порождает скрытые барьеры.
Опыт Евросоюза свидетельствует о том, что региональная интеграция в целом не препятствует развитию мировой торговли и ее дальнейшей либерализации, напротив - ЕС как региональная группировка занимается, в том числе, продвижением "своих" хозяйствующих субъектов на "чужие" рынки. В то же время в перспективе не исключено усиление избирательного протекционизма с его стороны в интересах защиты собственных производителей и сохранения рабочих мест в Европе.
С началом функционирования ЕЭП и создания ЕЭК стал возможен быстрый переход к более глубокой интеграции трех стран и присоединение Беларуси и Казахстана к российским технологическим платформам. Это позволяет перейти к поисковым и прикладным исследованиям и их внедрению в промышленное производство, минуя длительный организационный период.
Принципиальный вопрос, который стоит на повестке дня в условиях формирования новых интеграционных объединений, работы в условиях ВТО, – это повышение конкурентоспособности наших товаров и услуг. Регулирование общих рынков факторов производства, недопущение монополизации этих рынков – вторая из имеющихся проблем, тесно связанная с первой.
В этих условиях целесообразно, по опыту Евросоюза, рассмотреть вопрос о придании особого статуса товарам и услугам, произведенным на территории ЕЭП, ввести понятие «товар Единого экономического пространства» и критерии его определения для равного доступа к государственным закупкам и тендерам. Такие товары должны пользоваться всеми видами государственной поддержки, не запрещенными правилами ВТО.
Кроме того, для данной категории товаров должна осуществляться согласованная политика в области развития экспорта, в том числе в области создания совместных организационно-финансовых инструментов их продвижения в третьи страны. В этом вопросе, думаю, важную роль должны играть Евразийский банк развития и Банк развития Республики Беларусь.
Один из важнейших трендов глобализации – ведущая роль ТНК в мировой торговле, иностранных инвестициях и научно-техническом прогрессе. Мелким игрокам трудно выживать на большом рынке. Привлечение мировых ТНК-лидеров, безусловно, остается важным фактором модернизации и повышения конкурентоспособности экономик наших стран. Очевидные преимущества ТНК – использование эффекта масштаба, внутрифирменных цен, а также обмен промышленными, маркетинговыми и управленческими технологиями, секретами производства, другими нематериальными активами. И главное – квалифицированными трудовыми ресурсами с их компетенциями. Вместе с тем вхождение в ТНК следует осуществлять продуманно, чтобы не быть обреченными на консервацию технологического отставания.
Евразийский интеграционный процесс является частью политики экономического развития, включающей активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью с широкой кооперацией и специализацией производства.
На основе статистических данных был проведен анализ экономических показателей внешней торговли Беларуси со странами участницами ТС и ЕЭП. Анализ показал, что в январе 2014 г. сальдо внешней торговли товарами с государствами-членами ТС и ЕЭП сложилось отрицательное и составило 576,6 млн. долларов, уменьшившись по сравнению с январем 2013 г. на 136,2 млн. долларов. Отрицательное сальдо говорит о том, что импорт товаром превышает экспорт и сигнализирует о том, что стране необходимо повышать конкурентоспособность производимой продукции и оказываемых услуг, повышать качество и активизировать действия связанные с политикой импортозамещения.
Основным торговым партнером Республики Беларусь по ЕЭП является Российская Федерация. Основу экспорта в Российскую Федерацию составляют нефтепродукты, молоко и сливки сгущенные, несгущенные и сухие, сыры и творог, говядина, тракторы и седельные тягачи, мебель, включая медицинскую, автомобили грузовые, масло сливочное, тара пластмассовая, сахар, прутки из железа или нелегированной стали горячекатаные, колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясо домашней птицы.
С созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства объем взаимной торговли Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в 2011 и 2012 годах возрос по отношению к 2010 году на 33,9% и 45,5% соответственно. Это говорит о положительной тенденции развития экономик стран и необходимостью дальнейшей интеграции.
По оценкам Российского института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, макроэкономический эффект от создания таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС составляет не менее 5 % прироста ВВП в расчете на 5-летнюю и около 15 % - на 10-летнюю перспективу. Особенно заметным будет эффект в машиностроении и агропромышленном комплексе. В целом совокупный экономический эффект от создания ЕЭП позволяет поднять темпы экономического роста примерно в 1,5 раза.
Информация о работе Интеграция Республики Беларусь в Едином экономическом пространстве