Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:57, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследовать повышения конкурентоспособности коммерческого банка и методы ее оценки на примере АО «Нурбанк» и разработать рекомендации по его повышению.
Исходя из цели, в дипломной работе ставятся и решаются следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты необходимости обеспечения конкурентоспособности услуг коммерческого банка в условиях рыночной экономики;
- дать общую характеристику АО «Нурбанк и проанализировать его основные экономические показатели»
Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности коммерческого банка и методы ее оценки
1.1 Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в
условиях рыночной экономики……………………………………………………..7
1.2 Экономическое содержание конкурентоспособности банка и
управление ею………………………………………………………………..…….11
1.3 Управление маркетингом как фактор повышения конкурентоспособности и банка ………………………………………………………………………………...20
2. Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)
2.1 Общая характеристика АО «Нурбанк» и анализ его основных экономических показателей……………………………………………………….26
2.2 Оценка конкурентоспособности услуг АО «Нурбанк» и его маркетинговых
Возможностей………………………………………………………………………34
3. Пути повышения конкурентоспособности услуг АО «Нурбанк»
3.1 Основные направления улучшения конкурентных позиций АО «Нурбанк»…………………………………………………………………………..51
3.2 Совершенствование продвижения банковских услуг АО «Нурбанк»……... 59
Заключение …………………………………………………………………………81 Список использованной литературы ……………………………………………..84
Экономическая свобода банка в современных рыночных условиях характеризуется, как правило, повышенным хозяйственным риском, поведением конкурентов, влиянием случайных факторов неэкономической природы на эффективность принятия управленческих решений, изменчивостью рыночной конъюнктуры и т.д.
В таких условиях, прежде чем принять управленческие решения х реформирования казахстанской экономики принципиально
руководители
должны в сжатые сроки изучить
внутреннюю и внешнюю среду банка,
провести оценку влияния возникших
рыночных изменений на его деятельность
и найти новые решения по ее
корректировке. Деятельность банка
в условиях конкурентного рынка
- это система отношений
Одна из главных задач казахстанских банков в современных рыночных условиях состоит в определении основных направлений развития и совершенствования методов управления конкурентоспособностью. Опыт зарубежных и казахстанских банков показал, что большие возможности управления конкурентоспособностью находятся не только в сфере факторов его внешней среды, но и во внутренней. В качестве основного метода достижения долгосрочного успеха банка на рынке в современных рыночных условиях выступает повышения конкурентоспособности.
Опыт
работы многих отечественных банков
подтверждает, что в современной
конкурентной борьбе выигрывает тот, кто
постоянно анализирует и
Выпуск конкурентоспособных услуг в условиях рынка связан с необходимостью перестройки организационной, кадровой и производственной структур банка. Свидетельством тому является ежегодная динамика роста количества убыточных банков [8, с. 81].
Обеспечение
конкурентоспособности банка
При управлении
банком в современных рыночных условиях
необходимо учитывать, что адаптивность
и конкурентные преимущества это
лишь потенциальная сторона
Управление конкурентоспособностью должно охватывать, с одной стороны, проблемы качества оказания услуг, изучения инфраструктуры внутренних и внешних рынков, с другой - все общие функции управления - стратегический маркетинг, планирование, организацию процессов, учет и контроль, мотивацию и регулирование, и с третьей - все стадии жизненного цикла управляемых объектов, стратегический маркетинг, НИОКР.
Сложность системы управления конкурентоспособностью, развитие гиперконкуренции, международной кооперации и глобализации рынков требуют глубокой стандартизации различных ее аспектов на международном уровне.
Необходимые
действия для выявления условий
повышения
Согласно
рисунку 2, алгоритм действий для выявления
условий повышения
Жесткая конкуренция, в которую окунулись казахстанские банки, заставляет их уделять особое внимание качеству услуг. Достижение уровня мирового класса в этой области должно стать для них важной организационно-экономической задачей, требующей особого внимания при планировании соответствующих стратегий. Однако, как показывает практика обращение к качеству как одной из основ конкурентоспособности - это осознанные действия пока что ограниченного числа отечественных банков [10, с. 21].
Реализация и развитие управления конкурентоспособностью банка - трудоемкая задача, требующая системного подхода при осуществлении большого количества управленческих, технических, технологических.
Рисунок 2. Необходимые действия для выявления условий
повышения конкурентоспособности банка
Социально-экономическое
значение повышения
- конкурентоспособные
услуги всегда более в полной
мере и лучше удовлетворяет
социально-экономические
- повышение
качества услуг является
- конкурентоспособные
услуги обеспечивает
- многоаспектное влияние повышения качества и, как правило, конкурентоспособности услуг не только на производство и эффективность хозяйствования, но и на имидж и конкурентоспособность банка в целом [11, с. 37].
Рыночные условия управления предполагают активное и широкое использование организационных показателей повышения конкурентоспособности предприятий. К приоритетным относятся: внедрение современных форм и методов организации оказания услуг и управления ими; усовершенствование методов контроля и развитие массового самоконтроля на всех стадиях оказания услуг [12, с. 68].
По мнению
П.С. Завьялова, в процессе исследования
конкурентоспособности как
− необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;
− универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;
− к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;
− конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их продуктов;
− сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности [13, с. 25].
Фаминский И., отмечая дефицит работ по проблемам конкурентоспособности, методологическим и методическим подходам к анализу этой проблемы, выделяет существенные, на его взгляд, вопросы, связанные с термином «конкурентоспособность»:
− многовариантность, которая приводит к тому, что ряд исследователей под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли;
− относительность, которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других;
− различие
подходов к оценке и анализу
Профессор Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как «...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом» [15, с. 121].
Ученые М. Эрлиха и Дж. Хайна считают, что конкурентоспособность – это способность страны или фирмы продавать свои товары.
Гельвановский М., подчеркивает, что конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем. В связи с этим можно уверенно утверждать, что основополагающий уровень обеспечения конкурентоспособности – макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, на котором формируются перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающий группу банков. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные, общехозяйственные и отраслевые преимущества [16, с. 27].
Анализ
определений
- конкурентоспособность – это привлекательность услуг для потребителя;
- задаваемая величина, при создании новых услуг;
- отражает
степень удовлетворения
- относительная
величина, получаемая при сопоставлении
с услуг основных конкурентов
по всем характеристикам в
определенный промежуток
- прогнозируемая, математическая величина.
Конкурентоспособность – это величина, состоящая из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, маркетинг. Следует отметить, что одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность услуг и непосредственно влияют на ее изменение, другие – обеспечивают конкурентоспособность услуг [17, с. 56].
Наиболее системно понятие конкурентоспособности трактуется Л.П. Кураковым: «Конкурентоспособность – уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п. Конкурентоспособность – относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [18, с. 512].
Однако
в этих и многих других концепциях
понятие конкурентоспособности
практически не связывается с
регионом, хотя рейтинговые оценки
по отдельным показателям
В настоящее время в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости всех экономических процессов, понятие конкурентоспособности распространяется не только на банки, но и на регионы [19, с. 49].
Конкурентоспособность
банка во многом определяется конкурентоспособностью
его услуг. Обеспечение
Достижение
целей повышения благосостояния
граждан и устойчиво высоких
темпов роста возможно при условии
значительного повышения уровня
конкурентоспособности
Информация о работе Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)