Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:57, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследовать повышения конкурентоспособности коммерческого банка и методы ее оценки на примере АО «Нурбанк» и разработать рекомендации по его повышению.
Исходя из цели, в дипломной работе ставятся и решаются следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты необходимости обеспечения конкурентоспособности услуг коммерческого банка в условиях рыночной экономики;
- дать общую характеристику АО «Нурбанк и проанализировать его основные экономические показатели»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5

1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности коммерческого банка и методы ее оценки
1.1 Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в
условиях рыночной экономики……………………………………………………..7
1.2 Экономическое содержание конкурентоспособности банка и
управление ею………………………………………………………………..…….11
1.3 Управление маркетингом как фактор повышения конкурентоспособности и банка ………………………………………………………………………………...20

2. Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)
2.1 Общая характеристика АО «Нурбанк» и анализ его основных экономических показателей……………………………………………………….26
2.2 Оценка конкурентоспособности услуг АО «Нурбанк» и его маркетинговых
Возможностей………………………………………………………………………34

3. Пути повышения конкурентоспособности услуг АО «Нурбанк»
3.1 Основные направления улучшения конкурентных позиций АО «Нурбанк»…………………………………………………………………………..51
3.2 Совершенствование продвижения банковских услуг АО «Нурбанк»……... 59

Заключение …………………………………………………………………………81 Список использованной литературы ……………………………………………..84

Файлы: 1 файл

ПККБиМО.docx

— 238.73 Кб (Скачать файл)

Экономическая свобода банка в современных  рыночных условиях характеризуется, как  правило, повышенным хозяйственным  риском, поведением конкурентов, влиянием случайных факторов неэкономической природы на эффективность принятия управленческих решений, изменчивостью рыночной конъюнктуры и т.д.

В таких  условиях, прежде чем принять управленческие решения х реформирования казахстанской экономики принципиально

руководители  должны в сжатые сроки изучить  внутреннюю и внешнюю среду банка, провести оценку влияния возникших  рыночных изменений на его деятельность и найти новые решения по ее корректировке. Деятельность банка  в условиях конкурентного рынка - это система отношений производителя  и покупателя, согласно которым банк должен предлагать не то, что он хочет, а то, что хочет клиент банка, учитывая при этом активное поведение конкурентов. В силу развития конкуренции руководство  банка должно регулярно проводить  анализ конъюнктуры рынка, рыночного  спроса и его специфики. Управленческие решения по услугам должны приниматься  на основе полного знания рыночных факторов и учета влияния, которое  эти решения могут оказать  на рынок. Результаты такого анализа  оказывают прямое воздействие на принятие оптимального решения, связанного со следующим: формированием ассортиментных программ; обновлением услуг; изменением специфики банка; выгодным получением нужных инвестиций для развития и  т.д. [8, с. 40].

Одна  из главных задач казахстанских  банков в современных рыночных условиях состоит в определении основных направлений развития и совершенствования  методов управления конкурентоспособностью. Опыт зарубежных и казахстанских  банков показал, что большие возможности  управления конкурентоспособностью находятся  не только в сфере факторов его  внешней среды, но и во внутренней. В качестве основного метода достижения долгосрочного успеха банка на рынке в современных рыночных условиях выступает повышения конкурентоспособности.

Опыт  работы многих отечественных банков подтверждает, что в современной  конкурентной борьбе выигрывает тот, кто  постоянно анализирует и борется  за свои конкурентные позиции, обеспечивает системный подход к разработке организационно-экономических  мероприятий, направленных на достижение высокой конкурентоспособности  банков и банковских услуг.

Выпуск  конкурентоспособных услуг в  условиях рынка связан с необходимостью перестройки организационной, кадровой и производственной структур банка. Свидетельством тому является ежегодная  динамика роста количества убыточных  банков [8, с. 81].

Обеспечение конкурентоспособности банка обусловлена  эффективностью работы менеджеров, маркетологов и включает в себя: ноу-хау в исследованиях и проектировании; умелое использование возможностей маркетинга; умение организовать оказание услуг; инициативность всех звеньев банка и др. Также конкурентоспособность предприятия определяют: кадровый состав и его квалификация; возможности в оказании услуг, требующие небольших затрат; наличие развитой системы научно-технического, коммерческого сотрудничества и др.

 

1.2 Экономическое  содержание конкурентоспособности  банка и управление ею

 

При управлении банком в современных рыночных условиях необходимо учитывать, что адаптивность и конкурентные преимущества это  лишь потенциальная сторона конкурентоспособности  банка, которая при определенных обстоятельствах может быть, и  не реализована. В то же время только результаты экономической деятельности дают непосредственное отражение реальных достижений в области обеспечения  конкурентоспособности, и поэтому  они должны быть использованы в качестве ее измерителей [9, с. 19].

Управление  конкурентоспособностью должно охватывать, с одной стороны, проблемы качества оказания услуг, изучения инфраструктуры внутренних и внешних рынков, с  другой - все общие функции управления - стратегический маркетинг, планирование, организацию процессов, учет и контроль, мотивацию и регулирование, и  с третьей - все стадии жизненного цикла управляемых объектов, стратегический маркетинг, НИОКР.

Сложность системы управления конкурентоспособностью, развитие гиперконкуренции, международной кооперации и глобализации рынков требуют глубокой стандартизации различных ее аспектов на международном уровне.

Необходимые действия для выявления условий  повышения конкурентоспособности  банка представлены на рисунке 2.

Согласно  рисунку 2, алгоритм действий для выявления  условий повышения конкурентоспособности  банка прост, он состоит из трёх основных моментов: проведение исследований рынка, продукции конкурентов, условий  услуг, предпочтений потребителей и  т.д.; проведение экономических расчётов, оценки, финансового анализа, анализа  кадровой политики банка; на основании  первых двух шагов делаются выводы, выявляются все слабые и сильные  моменты деятельности банка и  как итог – принимаются верные на данный момент решения.

Жесткая конкуренция, в которую окунулись  казахстанские банки, заставляет их уделять особое внимание качеству услуг. Достижение уровня мирового класса в  этой области должно стать для  них важной организационно-экономической  задачей, требующей особого внимания при планировании соответствующих  стратегий. Однако, как показывает практика обращение к качеству как одной из основ конкурентоспособности - это осознанные действия пока что ограниченного числа отечественных банков [10, с. 21].

Реализация  и развитие управления конкурентоспособностью банка - трудоемкая задача, требующая  системного подхода при осуществлении  большого количества управленческих, технических, технологических.

 

Рисунок 2. Необходимые действия для выявления условий

повышения конкурентоспособности банка

 

Социально-экономическое  значение повышения конкурентоспособности  состоит в том, что способы  такого направления влияют на формирование более эффективной системы хозяйствования в условиях рыночных отношений. Социально-экономическая  эффективность повышения уровня качества и конкурентоспособности  банковских услуг, состоит в основном в том:

- конкурентоспособные  услуги всегда более в полной  мере и лучше удовлетворяет  социально-экономические потребности  в них;

- повышение  качества услуг является специфической  формой проявления закона экономии  рабочего времени;

- конкурентоспособные  услуги обеспечивает постоянную  финансовую стабильность банка,  а также получение ею максимально  возможной прибыли;

- многоаспектное влияние повышения качества и, как правило, конкурентоспособности услуг не только на производство и эффективность хозяйствования, но и на имидж и конкурентоспособность банка в целом [11, с. 37].

Рыночные  условия управления предполагают активное и широкое использование организационных показателей повышения конкурентоспособности предприятий. К приоритетным относятся: внедрение современных форм и методов организации оказания услуг и управления ими; усовершенствование методов контроля и развитие массового самоконтроля на всех стадиях оказания услуг [12, с. 68].

По мнению П.С. Завьялова, в процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует  учитывать следующие факторы:

− необходима, прежде всего, количественная оценка экономических  объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание  уровня конкурентоспособности, его  повышение носит субъективный характер;

− универсальное  общепринятое понятие конкурентоспособности  отсутствует;

− к числу  основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся  многослойность, относительность и конкретность;

− конкурентоспособность  определяется с использованием результатов  сопоставлений как предприятий, так и их продуктов;

− сопоставление  экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности  должно удовлетворять требованиям  полноты и корректности [13, с. 25].

Фаминский И., отмечая дефицит работ по проблемам конкурентоспособности, методологическим и методическим подходам к анализу этой проблемы, выделяет существенные, на его взгляд, вопросы, связанные с термином «конкурентоспособность»:

− многовариантность, которая приводит к тому, что ряд исследователей под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли;

− относительность, которая проявляется в том, что  конкурирующий на одних рынках товар  будет совершенно неконкурентоспособен на других;

− различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности  на разных ее уровнях: на уровне товара, предприятия, отрасли и, наконец, уровне национальной экономики в целом [14, с. 38].

Профессор Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как «...свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая макросреда, страна в целом» [15, с. 121].

Ученые  М. Эрлиха и Дж. Хайна считают, что конкурентоспособность – это способность страны или фирмы продавать свои товары.

Гельвановский М., подчеркивает, что конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем. В связи с этим можно уверенно утверждать, что основополагающий уровень обеспечения конкурентоспособности – макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, на котором формируются перспективы развития отрасли или корпорации, охватывающий группу банков. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях и от персонала предприятия, его способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные национальные, общехозяйственные и отраслевые преимущества [16, с. 27].

Анализ  определений конкурентоспособности, данных разными авторами, позволил выделить ее наиболее важные особенности:

- конкурентоспособность  – это привлекательность услуг  для потребителя;

- задаваемая  величина, при создании новых  услуг;

- отражает  степень удовлетворения требований  потребителя, причем характер  предъявляемых требований зависит  от вида услуг;

- относительная  величина, получаемая при сопоставлении  с услуг основных конкурентов  по всем характеристикам в  определенный промежуток времени;

- прогнозируемая, математическая величина.

Конкурентоспособность – это величина, состоящая из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, маркетинг. Следует отметить, что одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность услуг и  непосредственно влияют на ее изменение, другие – обеспечивают конкурентоспособность  услуг [17, с. 56].

Наиболее  системно понятие конкурентоспособности  трактуется Л.П. Кураковым: «Конкурентоспособность – уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п. Конкурентоспособность – относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [18, с. 512].

Однако  в этих и многих других концепциях понятие конкурентоспособности  практически не связывается с  регионом, хотя рейтинговые оценки по отдельным показателям распространены довольно-таки широко.

В настоящее  время в условиях усиления взаимосвязи  и взаимозависимости всех экономических процессов, понятие конкурентоспособности распространяется не только на банки, но и на регионы [19, с. 49].

Конкурентоспособность банка во многом определяется конкурентоспособностью его услуг. Обеспечение конкурентоспособности  лежит в основе разработки стратегии  благополучного развития банка. Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности банка остаются не до конца решенными.

Достижение  целей повышения благосостояния граждан и устойчиво высоких  темпов роста возможно при условии  значительного повышения уровня конкурентоспособности Казахстана, для чего необходимо обеспечить:

Информация о работе Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)