Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:57, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследовать повышения конкурентоспособности коммерческого банка и методы ее оценки на примере АО «Нурбанк» и разработать рекомендации по его повышению.
Исходя из цели, в дипломной работе ставятся и решаются следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты необходимости обеспечения конкурентоспособности услуг коммерческого банка в условиях рыночной экономики;
- дать общую характеристику АО «Нурбанк и проанализировать его основные экономические показатели»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5

1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности коммерческого банка и методы ее оценки
1.1 Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в
условиях рыночной экономики……………………………………………………..7
1.2 Экономическое содержание конкурентоспособности банка и
управление ею………………………………………………………………..…….11
1.3 Управление маркетингом как фактор повышения конкурентоспособности и банка ………………………………………………………………………………...20

2. Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)
2.1 Общая характеристика АО «Нурбанк» и анализ его основных экономических показателей……………………………………………………….26
2.2 Оценка конкурентоспособности услуг АО «Нурбанк» и его маркетинговых
Возможностей………………………………………………………………………34

3. Пути повышения конкурентоспособности услуг АО «Нурбанк»
3.1 Основные направления улучшения конкурентных позиций АО «Нурбанк»…………………………………………………………………………..51
3.2 Совершенствование продвижения банковских услуг АО «Нурбанк»……... 59

Заключение …………………………………………………………………………81 Список использованной литературы ……………………………………………..84

Файлы: 1 файл

ПККБиМО.docx

— 238.73 Кб (Скачать файл)

 

В результате в анализируемом периоде АО «Нурбанк» занимает лишь одиннадцатое место среди исследуемых банков по величине рыночной доли. Необходимо отметить резкое снижение рыночной доли АО «Народный Банк» и рост доли АО «КазКоммерцБанк» за период август-декабрь прошлого года.

Из  средних банков следует отметить АО «Банк ЦентрКредит», АО «Нефтебанк», АО «Альянс Банк», у которых наблюдается динамика увеличения доли на протяжении всего рассматриваемого периода.

По  состоянию на 1 января 2010 года значение коэффициента номинального дохода среди  пятерки крупных банков и АО «Нурбанк» сложилось следующим образом (таблица 8):

- АО «БТА Банк» имеет максимальное значение отношения риска и коэффициента номинальной доходности и составляет 7,34.

Из  таблицы 8 видно следующее, что показатель АО «Банк ЦентрКредит» сложился выше среднего значения, что говорит о достаточно высоком уровне инвестиционного риска при оптимальном уровне доходности.

- Показатель  АО «КазКоммерцБанк» сложился ниже среднего значения, что говорит о низком уровне инвестиционного риска при оптимальном уровне доходности.

- Наиболее  оптимальное значение показателя  в этот период наблюдается  у АО «Народный Банк», АО  «Kaspi Банк» что характеризуется их умеренной инвестиционной политикой управления пенсионными активами.

- При  оценке соотношения риск – коэффициент номинальной доходности показатель АО «Нурбанк» сложился ниже среднего значения по шкале «Отношение доходности к риску» и говорит о снижении концентрации инвестиционного риска и применение в этот период консервативного управления портфелем инвестиций.

 

Таблица 8

Расчет  соотношения «риск-коэффициент номинальной  доходности» в процентах

 

Банк

Макс.

Мин.

Средне

Стандартное отклонение (риск)

Отношение доходности к риску

АО «КазКоммерцБанк»

8.82

3.78

5.94

1,63

3,65

АО «Народный Банк»

11.86

-3.69

9.36

5.85

1.6

АО «БТА Банк»

13.04

8.74

11.65

1,59

7.34

АО «Kaspi Банк»

5.75

-1.09

4.64

2.49

1.87

АО «Банк ЦентрКредит»

12.41

6.96

10.30

1,76

5.84

АО «Нурбанк»

5.81

3.58

4.69

1.43

1.51

Примечание- составлено автором на основе источника [30]


 

По результатам  деятельности АО «Нурбанк» за 2012 год в динамике основных показателей наблюдается следующее:

Темпы роста  активов АО «Нурбанк» полностью коррелируют с темпами роста активов всей НПС Казахстана и при незначительном уменьшении темпов прироста НПС в августе-октябре месяцах, у АО «Нурбанк» так же незначительно снижаются темпы прироста активов. Это продолжается за счет дальнейшего снижения удельного веса инвестиционного дохода, и отрицательно влияет на сохранение рыночной доли АО «Нурбанк» по банковским активам.

В августе-октябре  месяцах отмечается снижение в темпах роста удельного веса обязательных кредитных взносов, что характерно как сезонный фактор, косвенно негативно  влияющий на сохранение рыночной доли АО «Нурбанк» по банковским активам.

Удельный  вес выплаченных депозитных накоплений из АО «Нурбанк» за август, сентябрь, октябрь снизил динамику роста, и по отношению к удельному весу привлеченных депозитных переводов показывает уменьшение значения отрицательного сальдо (нетто переводов), что пока отрицательно влияет на сохранение рыночной доли АО «Нурбанк».

К концу  года значительное уменьшение темпов прироста активов НПС в целом  прекратилось, и уже в декабре, январе 2010 месяцах темпы роста  активов АО «Нурбанк» стали стабилизироваться.

Для оценки конкурентоспособности АО «Нурбанк» было проведено исследование среди вкладчиков банков, на основании которого дана оценка конкурентоспособности исследуемого предприятия на рынке банков Республики Казахстан.

Был проведен сравнительный анализ банков по ряду характеристик, имеющих большое  значение для потребителей. Исследование проводилось в городе Алматы в  марте 2012 года.

Было  опрошено 50 человек разного возраста и пола. Сравнительный анализ банков проводился как среди членов общей  выборки, так и среди клиентов АО «Нурбанк».

Главными  показателями конкурентоспособности  банков в Республике Казахстан являются:

- надежность  банка; 

- риск, связанный  с сохранением накоплений в  данном банке;

- профессионализм  банка;

- качество  обслуживания;

- деловой  потенциал банка;

- география  деятельности;

- клиентская  база;

- инвестиционная  стратегия.

Данные  показатели оценивались по 35-бальной  шкале.

Общая оценка конкурентоспособности:

30 - 35 баллов  – отлично; 

20 - 30 баллов  – хорошо;

10 - 20 баллов  – удовлетворительно; 

10 баллов  и менее - неудовлетворительно. 

Данные  исследования представлены в таблице 9.

Из таблицы 9 видно, что самым конкурентоспособным  из исследуемых банков Республики Казахстан вкладчики считают АО «Народный Банк». Конкурентное положение АО «Нурбанк» можно охарактеризовать, как «хорошее». Данный банк занимает восьмое место и делит его с АО «Банк ЦентрКредит». Отставание АО «Темирбанк» выражено в первую очередь тем, что многие вкладчики считают данный банк ненадежным со слабо развитой клиентской базой. Исследуемое предприятие не получило ни одной оценки 5. Наименее конкурентоспособным потребители считают АО «Нефтебанк» - 18 баллов. Ни один исследуемый банк Республики Казахстан потребители не отнесли к категории «неудовлетворительно».

 

Таблица 9

Показатели  конкурентоспособности банков Республики Казахстан

 

Наименования банков

Надежность

Риск (шкала на уменьшение)

Профессионализм банка

Деловой потенциал

География деятельности

Клиентская база

Инвестиционная стратегия

Народный Банк

5

5

4

4

5

4

3

КазКоммерцБанк

5

4

4

4

5

4

3

АТФ Банк

4

3

5

4

4

4

4

Альфа-Банк

3

2

3

3

4

3

3

БТА Банк

4

4

5

4

5

4

5

Kaspi Банк

4

3

5

4

4

4

5

Банк ЦентрКредит

3

3

4

4

5

3

4

Евразийский Банк

3

4

4

4

5

4

5

Альянс Банк

3

4

5

4

5

4

5

Нефтебанк

2

1

3

3

3

3

3

Темирбанк

2

2

4

4

5

4

4

Нурбанк

3

4

4

4

4

3

4

Цесна Банк

3

2

3

3

3

3

4

Заман Банк

3

4

4

4

5

4

4

Примечание- составлено автором на основе источника [30]


 

Из таблицы 9 видно, что самым конкурентоспособным  из исследуемых банков Республики Казахстан  вкладчики считают АО «Народный  Банк». Конкурентное положение АО «Нурбанк» можно охарактеризовать, как «хорошее». Данный банк занимает восьмое место и делит его с АО «Банк ЦентрКредит». Отставание АО «Темирбанк» выражено в первую очередь тем, что многие вкладчики считают данный банк ненадежным со слабо развитой клиентской базой. Исследуемое предприятие не получило ни одной оценки 5. Наименее конкурентоспособным потребители считают АО «Нефтебанк» - 18 баллов. Ни один исследуемый банк Республики Казахстан потребители не отнесли к категории «неудовлетворительно».

Обобщенные  данные исследования представлены в  таблице 10.

Из таблицы 10 следует, что АО «Нурбанк» не входит в лидеры по общей оценке конкурентоспособности, но в тоже время данная оценка выше, чем у некоторых других небольших банков.

Индекс  конкурентоспособности банков рассчитывают следующим образом: сводный индекс конкурентоспособности по экономическим  параметрам определяют по формуле:

Jn = S ai * ji; (1)

где: n – число анализируемых количественных параметров;

аi – вес i-го параметрического индекса;

ji – параметрический индекс i-го параметра.

 

Таблица 10

Общая оценка конкурентоспособности банков Республики Казахстан

 

Банки

Баллы

Народный Банк

30

КазКоммерцБанк

29

АТФ Банк

28

Альфа-Банк

21

БТА Банк

27

Kaspi Банк

29

Банк Центр Кредит

26

Евразийский Банк

29

Альянс Банк

25

Нефтебанк

18

Темирбанк

25

Нурбанк

26

Цесна Банк

21

Заман Банк

28

Примечание - составлено автором на основе источника [30]


 

Этапы оценки конкурентоспособности банка делятся  на:

- формирование  основных параметров, по которым  будет оцениваться конкурентоспособность  исследуемого банка. 

- разбиение  параметров на уровни конкурентоспособности.  Была выбрана пятибальная шкала - от «0» (плохой признак) до «5» (признак отлично выражен).

- расчет  общего индекса конкурентоспособности  Jn (как среднеарифметическое различных показателей).

- оценка  конкурентоспособность банка в  соответствии с интервалами (по  итоговым показателям индекса  конкурентоспособности Jn):

5,00 –  4,26: очень высокая конкурентоспособность;

4,25 –  3,51: высокая конкурентоспособность;

3,50 –  2,76: средняя конкурентоспособность;

2,75 –  0,00: низкая конкурентоспособность. 

Данные  параметры оцениваются по пятибалльной шкале с четырьмя уровнями оценки банка. Для рассматриваемых банков анализ показателей конкурентоспособности показал:

Общий индекс конкурентоспособности для АО «Народный  Банк» составляет:

Jn = (5+5+4+4+5+4+3)/7 = 4.28

Общий индекс конкурентоспособности для АО «КазКоммерцБанк» составляет:

Jn = (5+4+4+4+5+4+3)/7 = 4.14

Общий индекс конкурентоспособности для АО «АТФ Банк» составляет:

Jn = (4+3+5+4+4+4+4)/7 = 4

Общий индекс конкурентоспособности для АО «Альфа-Банк»  составляет:

Jn = (3+2+3+3+4+3+3)/7 = 3;

Общий индекс конкурентоспособности для АО «БТА Банк» составляет:

Jn = (4+4+5+4+5+4+5)/7 = 3.85;

Общий индекс конкурентоспособности для Kaspi Банк» составляет:

Jn = (4+3+5+4+4+4+5)/7 = 4.14;

Общий индекс конкурентоспособности для АО «Банк  Центр Кредит» составляет:

Jn = (3+3+4+4+5+3+4)/7 = 3.71;

Общий индекс конкурентоспособности для АО «Евразийский Банк» составляет:

Jn = (3+4+4+4+5+4+5)/7 = 4.14;

Общий индекс конкурентоспособности для АО «Альянс  Банк» составляет:

Jn = (3+4+5+4+5+4+5)/7 = 3.57;

Общий индекс конкурентоспособности для АО «Нефтебанк» составляет:

Jn = (2+1+3+3+3+3+3)/7 = 2.57;

Общий индекс конкурентоспособности для АО «Темирбанк»  составляет:

Jn = (2+2+4+4+5+4+4)/7 =3.57;

Общий индекс конкурентоспособности для АО «Нурбанк» составляет:

Jn = (3+4+4+4+4+3+4)/7 = 3.71;

Общий индекс конкурентоспособности для АО «Цесна Банк» составляет:

Информация о работе Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)