Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:57, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследовать повышения конкурентоспособности коммерческого банка и методы ее оценки на примере АО «Нурбанк» и разработать рекомендации по его повышению.
Исходя из цели, в дипломной работе ставятся и решаются следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты необходимости обеспечения конкурентоспособности услуг коммерческого банка в условиях рыночной экономики;
- дать общую характеристику АО «Нурбанк и проанализировать его основные экономические показатели»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5

1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности коммерческого банка и методы ее оценки
1.1 Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в
условиях рыночной экономики……………………………………………………..7
1.2 Экономическое содержание конкурентоспособности банка и
управление ею………………………………………………………………..…….11
1.3 Управление маркетингом как фактор повышения конкурентоспособности и банка ………………………………………………………………………………...20

2. Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)
2.1 Общая характеристика АО «Нурбанк» и анализ его основных экономических показателей……………………………………………………….26
2.2 Оценка конкурентоспособности услуг АО «Нурбанк» и его маркетинговых
Возможностей………………………………………………………………………34

3. Пути повышения конкурентоспособности услуг АО «Нурбанк»
3.1 Основные направления улучшения конкурентных позиций АО «Нурбанк»…………………………………………………………………………..51
3.2 Совершенствование продвижения банковских услуг АО «Нурбанк»……... 59

Заключение …………………………………………………………………………81 Список использованной литературы ……………………………………………..84

Файлы: 1 файл

ПККБиМО.docx

— 238.73 Кб (Скачать файл)

Jn = (3+2+3+3+3+3+4)/7 = 3;

Общий индекс конкурентоспособности для АО «Заман Банк» составляет:

Jn = (3+4+4+4+5+4+4)/7 = 4.

 

У АО «Нурбанк» коэффициент конкурентоспособности не подпадает под наивысшую оценку и составляет 3.71, однако общий индекс конкурентоспособности у него значительно выше, чем у остальных небольших банков Республики Казахстан. Поэтому конкурентоспособность АО «Нурбанк» можно оценить как «высокую». «Очень высокая конкурентоспособность» только у АО «Народный Банк» и составляет - 4.28.

Также было проведено исследование распределения  клиентов АО «Нурбанк» в разрезе возрастного и регионального показателей. Данные исследования представлены в таблице 11.

 

Таблица 11

Распределение вкладчиков АО «Нурбанк» по основным возрастным категориям

 

Возраст клиентов

Количество человек

Процентное соотношение

До 20 лет

141600

24

От 21 до 30 лет

182900

31

От 31 до 40 лет

106200

18

От 41 до 50 лет

82600

14

От 51 до 60 лет

59000

10

С 61 и более

17700

3

Всего

590000

100

Примечание- составлено автором на основе источника [28]


 

 

Графически  данное исследование представлено на рисунке 10.

 

Рисунок 10. Структура клиентов АО «Нурбанк» по основным

возрастным  категориям

 

Из данных таблицы 11 и рисунка 10 видно, что  наибольшее количество клиентов АО «Нурбанк» приходится на категорию «от 21 до 30 лет» - 31%. Обобщенное значение доли клиентов «молодого» и «среднего» возраста составляет 73%. Доля людей более старшего и пожилого возраста составляет в АО «Нурбанк» только 27%, тогда как, например, в АО «АТФ БАНК», АО «КазКоммерцБанк» и в АО «Народный Банк» данный показатель составляет 39%, 42% и 49% соответственно. Это объясняется тем, что люди молодого возраста более доверяют небольшим и негосударственным банкам, тогда как люди более зрелого возраста проявляют в данном виде банковских услуг большую осторожность и консерватизм, доверяя только крупным, проверенным временем и зарекомендовавшим себя с хорошей стороны банкам.

В данном случае появляется необходимость разработки рекомендательных мер для АО «Нурбанк» по привлечению клиентов более старшего возраста.

Данные  исследования доли клиентов АО «Нурбанк» по региональному размещению представлены на рисунке 11.

Наибольшая  доля клиентов АО «Нурбанк» – 36%, приходится на Алматы и Алматинскую область.

Также наибольшие доли по сравнению с остальными регионами  Республики Казахстан занимают Астана и Акмолинская область, а также Караганда и Карагандинская область. Их доли составляют 29% и 18% соответственно.

Рисунок 11. Структура клиентов АО «Нурбанк» в разрезе регионов (по состоянию на 1 января 2010 года)

 

Из рисунка 11 видно, что относительно малые  доли в общем, количестве клиентов АО «Нурбанк» составляют Мангистауская, Западно-Казахстанская и Атырауская области – 4%, 7% и 2% соответственно. Тогда как на остальные восемь областей Республики Казахстан приходится суммарно только 4%.

В данном случае появляется необходимость разработки рекомендательных мер для АО «Нурбанк» по привлечению клиентов банк в разрезе регионов республики, имеющих наименьшие доли в общем портфеле инвестиций данного банка.

Конкурентоспособность продукта и конкурентоспособность  банка-производителя продукта (услуги) соотносятся между собой как  часть и целое. Возможность банка  конкурировать на определенном рынке  непосредственно зависит от конкурентоспособности  продукта и совокупности экономических методов деятельности банка, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Конкурентоспособность банковских продуктов определяется в сравнении с продуктами одного уровня качества и, соответственно, цены. Сошлемся на еще один подход к оценке конкурентоспособности. Это - характеристика банковского продукта, отражающая его отличие от продукта конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Рыночные  перспективы банковских продуктов  связаны не только с их качеством  и издержками. Причинами успеха или  неудач появления на рынке конкретного  продукта могут быть и другие факторы: рекламная деятельность банка, его  имидж, предлагаемый уровень обслуживания и т.д. Однако, как ни важны указанные  аспекты деятельности банка по обеспечению  конкурентоспособности, основой являются качество и цена банковских продуктов. Уверенность создает и уровень  обслуживания клиентов

Следовательно, формула конкурентоспособности  имеет вид:

Конкурентоспособность равно качество плюс цена плюс уровень  обслуживания.

Интересно и соотношение конкурентоспособности  различных видов банковских услуг. Наибольшую роль играют, депозитные операции особенно по тенговым вкладам. Важное значение имеет процентная политика. Так, если АО «Народный Банк» установил, процент по вкладам до востребования на уровне 10, то банк «АТФ Банк» предложил клиентам больше - 12, «БТА Банк» - 15, «КазКоммерцБанк» - 18. Естественно, что конкурентоспособность последних по этому фактору значительно выше. Однако на практике низкий уровень процента АО «Народный Банк» перекрывается другими факторами: надежностью этого по существу банка и т.д.

АО «Нурбанк» г. Алматы оказывает на благоприятных условиях практически все виды услуг, включая вкладные. Но, кроме того, оно широко развивает и валютные операции - здесь можно приобрести и продать 11 видов валют, чего нет, ни в одном из обследованных коммерческих банков. В результате этот банк оказывается вне конкуренции.

Менеджерам  данного банка в качестве исходной посылки для формирования рыночного  предложения банковских продуктов  важно отчетливо себе представлять ранжирование основных характеристик  различных форм обслуживания, которые  банк предлагает клиентуре, опираясь в  первую очередь на точку зрения тех, кто является потребителем банковской продукции. С этой целью было проведено  исследование условий применения срочных  тенговых и валютных депозитов, практикуемых на данный период времени практически всеми исследуемыми банками относительно к физическим лицам [31,с.425].

Обращает  на себя внимание то обстоятельство, что  условия срочных вкладов отличаются у разных банков, как правило, незначительно. Кроме того, большинство анализируемых  банков не предлагает клиентам увеличенный  процент по мере роста суммы вклада. Характерно также, что более высокие  ставки по депозитам применяют те банки, которые на момент исследования испытывали финансовые затруднения.

Наиболее  гибкую процентную политику демонстрирует, на наш взгляд, КазКоммерцБанк, который энергично варьирует уровень процента в зависимости от суммы вклада и продолжительности периода, на который он положен. Далеко не все банки предоставляют клиентам такое удобство как возможность пополнения действующего вклада, вместо того чтобы при наличии у вкладчика свободных денежных ресурсов побуждать его открывать новый депозит. Во втором случае доходность вклада будет ниже, поскольку он размещается на меньший срок. Если же возможно пополнение вклада, вновь поступившая сумма находится в условиях уже открытого вклада.

Показатели, характеристик даны римскими цифрами, которые свидетельствуют о следующем. По трансформации банковского процента: изменения в одностороннем порядке; те же условия, но вкладчик имеет право

закрыть депозит, причем процент, естественно, остается прежним; банк обязуется сохранить  неизменность уровня процента.

По вариантам  начисления процентов: проценты начисляются  только в конце срока; проценты начисляются  ежеквартально для вкладов сроком шесть и более месяцев; тот  же вариант, но с капитализацией. Если вкладчик не получает проценты, они  добавляются к сумме вклада; ежемесячное  начисление процентов; аналогичный  вариант, но с капитализацией; два  раза в месяц, либо в любой момент по требованию вкладчика, т.е. реально  закрывать вклад без потерь каждые две недели .

По условиям досрочного закрытия вкладов возможны следующие варианты: вкладчик не получает процентов; проценты выплачиваются  исходя из ставки по вкладу до востребования  за полные периоды начисления; применяется  процентная ставка по вкладу до востребования; ставка процента сохраняется исключительно  за полные периоды начисления; аналогичный  вариант, но с момента последнего начисления процентов до закрытия вклада начисление производится по ставке текущего вклада; случай, когда проценты полностью сохраняются; допускается возможность частичного снятия вклада, с оставлением суммы минимального остатка.

По валютным вкладам населения характерно варьирование процента от 8 годовых (со сроком 1 месяц) до 22 (6 месяцев и сумма не менее 10 тыс. долларов). Но большинство банков независимо от срока депозита придерживается средних значений в пределах 10-18 процентов годовых в зависимости  от объема и срока вклада. Следовательно, ценовой фактор не является рельефным  средством конкуренции между  банками за привлечение вкладов  в иностранной валюте. Наиболее низкие ставки, как и по тенговым депозитам предлагает «Народный Банк», наиболее высокие - «КазКоммерцБанк». Лишь несколько банков принимает все вклады в иностранной валюте сроком на один месяц и в большинстве лишь, если речь идет о сумме не менее 10 тыс. долларов. Практически все анализируемые банки предпочитают практиковать депозиты со сроком не менее квартала, а некоторые - и не менее полугода. Политика в области начисления процентов аналогична практике, принятой по тенговым вкладам.

Управление  конкурентоспособностью банковских продуктов  осуществляется на основе анализа и  прогнозирования динамики жизненного цикла продукта, что позволяет  дать правильную оценку перспектив его  сбыта, выработать стратегию продаж, форму и методы деятельности банка. Жизненный цикл продукта (услуги) - это концепция, которая учитывает все элементы маркетинга с момента принятия решения о предоставлении конкретной услуги, ее поступления на определенный рынок и до времени ее устранения с рынка.

Жизненный цикл продукта обычно прослеживается по колебаниям объема его продажи, а  также полученной прибыли и состоит, как правило, из следующих стадий: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. Такая схема лишь приблизительно отражает реальный жизненный цикл отдельного продукта. Временные рамки каждой стадии обычно отличаются. Поэтому

при прогнозировании  затрат на маркетинг по каждому виду продукта важно в полной мере предусмотреть  изменение стадий, а в текущей  деятельности учитывать любые отклонения от прогноза. Все эти работы основываются на анализе причин положительных  отклонений, на основе которого служба маркетинга способна разработать конкретные рекомендации по увеличению объемов  оказываемых услуг, сокращению запланированных  средств на рекламу, повышению эффективности  их использования и т.д. Отклонения означают, что при прогнозировании  или не были учтены какие-либо факторы, или их действенность была определена неточно. На практике реализация прогноза по всей кривой жизненного цикла банковского  продукта почти невозможна.

Серьезные несовпадения реального с намеченным в плане, свидетельствуют о недостаточной квалификации маркетинговых работников. Особый урон банк может понести при больших отрицательных отклонениях. Поэтому оперативно выявленные негативные отклонения тщательно анализируются для разработки конструктивных мер по их ликвидации.

Теперь  проанализируем маркетинговые возможности  АО «Нурбанк».

Одним из наиболее удобных и действенных  методов сопоставления данных о  конкурентоспособности предприятия  и выбора альтернатив её повышения  является метод SWOT-анализа, или матрица  возможностей и угроз внешней  среды, сильных и слабых сторон компании.

Суть  метода состоит в сопоставлении  данных о внешней и внутренней среде фирмы и производится экспертным путем с помощью специальной  матрицы.

Используя сводную матрицу, можно выявить  те цели, которые АО «Нурбанк» необходимо незамедлительно достигать с учетом своих преимуществ и недостатков для улучшения конкурентного положения предприятия на банковском рынке Республики Казахстан.

Из таблицы 12 видно, что наиболее важными внешними конкурентными преимуществами АО «Нурбанк» являются:

  • ухудшение позиций конкурентов;
  • снижение доходности депозитных активов конкурентов;
  • снижение ставок налогообложения.

Из таблицы 12 видно, что наиболее важными внешними конкурентными преимуществами АО «Нурбанк» являются:

Информация о работе Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)