Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:57, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследовать повышения конкурентоспособности коммерческого банка и методы ее оценки на примере АО «Нурбанк» и разработать рекомендации по его повышению.
Исходя из цели, в дипломной работе ставятся и решаются следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты необходимости обеспечения конкурентоспособности услуг коммерческого банка в условиях рыночной экономики;
- дать общую характеристику АО «Нурбанк и проанализировать его основные экономические показатели»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5

1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности коммерческого банка и методы ее оценки
1.1 Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в
условиях рыночной экономики……………………………………………………..7
1.2 Экономическое содержание конкурентоспособности банка и
управление ею………………………………………………………………..…….11
1.3 Управление маркетингом как фактор повышения конкурентоспособности и банка ………………………………………………………………………………...20

2. Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)
2.1 Общая характеристика АО «Нурбанк» и анализ его основных экономических показателей……………………………………………………….26
2.2 Оценка конкурентоспособности услуг АО «Нурбанк» и его маркетинговых
Возможностей………………………………………………………………………34

3. Пути повышения конкурентоспособности услуг АО «Нурбанк»
3.1 Основные направления улучшения конкурентных позиций АО «Нурбанк»…………………………………………………………………………..51
3.2 Совершенствование продвижения банковских услуг АО «Нурбанк»……... 59

Заключение …………………………………………………………………………81 Список использованной литературы ……………………………………………..84

Файлы: 1 файл

ПККБиМО.docx

— 238.73 Кб (Скачать файл)

- конкурентоспособность  государственного управления (государственного  регулирования, государственных  услуг, управления государственной  собственностью):

- конкурентоспособность  бизнеса – рост эффективности  производства (в том числе энерго-эффективности и производительности труда), инновационной направленности, выход значительной доли бизнеса «из тени», повышение качества корпоративного управления;

- конкурентоспособность  «человеческого капитала» – формирование  конкурентоспособной на мировом  рынке системы образования, обеспечивающей  потребности экономики в квалифицированных  специалистах, способной поддерживать  научный потенциал страны, сохранять  и повышать средний уровень  образования населения, создание  современной системы здравоохранения,  а также модернизация системы  социальной поддержки населения,  обеспечение ее адрессности.

В качестве оказываемых услуг выступают  банки, которые вступают в конкурентную борьбу за потребителей, за рынки, за инвестиции. Базовую основу для конкурентоспособности  услуг составляет уровень банка. В этой связи рассмотрим понятие  «конкурентоспособность банка» [19, с. 81].

Понятие «конкурентоспособность банка» в экономической  литературе, чаще всего, сводится к  способности банка производить  конкурентоспособные услуги.

Однако, учитывая, что в настоящее время  банки могут оказывать различные  виды, на каждый данный момент времени  уровень конкурентоспособности  предприятия и уровень конкурентоспособности  услуг, оказываемые им, не совпадают. Прежде всего, следует отметить, что  в качестве базы для сравнения  уровня конкурентоспособности банка  используются данные по банкам-конкурентам, а не по оказываемым услугам. Вместе с тем при сравнении данного  банка с банками-конкурентами необходимо учитывать различные категории  конкурентов: прямых конкурентов (оказывающих  такую же услугу); косвенных конкурентов; потенциальных конкурентов (оказывающих  услуги, позволяющие удовлетворить  данную потребность другим способом), которые могут относится к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого банка зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов услуг (базовые услуги; услуги - заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений [20, с. 78].

Различие  требований, предъявляемых к банкам субъектами рынка: потребителями, конкурентами, инвесторами, структурами управления более высокого уровня (отрасль, регион, кластер, государство), меняет и перечень показателей, используемых для оценки уровня конкурентоспособности, что  должно, в свою очередь, найти отражение  в понятийном аппарате.

На современном  этапе экономического развития конкуренция, как движущая сила вынуждает банки  постоянно искать новые пути повышения  своей конкурентоспособности. Данное понятие является относительно новым  для казахстанской действительности, поэтому с точки зрения определения  его экономической сущности необходимо внести уточнение самого термина  «конкурентоспособность банка» [21, с. 47].

Проведенное исследование показывает неоднозначность  в толковании понятий, связанных  с конкурентоспособностью банка, наличие  различных трактовок в зависимости  от освещения поставленных в них  вопросов. В общем случае термин «конкурентоспособность» определяется, как способность конкурировать, т.е. бороться или противостоять чему-либо.

Чтобы раскрыть экономическую сущность данного понятия в работе проведен анализ его определения, представленный в таблице 1.

По результатам  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы:

- большинство авторов не рассматривают понятие «конкурентоспособности предприятия» с точки зрения занимаемой доли рынка и конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием;

- конкурентоспособность  предприятия характеризует величину  и эффективность использования  всех ресурсов предприятия;

- конкурентоспособность  предприятия является динамичным  показателем, изменения которого  зависят как от внешних, так  и от внутренних факторов;

- конкурентоспособность  предприятия является показателем  относительным. Базой для сравнения  являются аналогичные показатели  конкурентоспособности предприятий  конкурентов либо идеальных (эталонных)  предприятий;

- конкурентоспособность  продукции и предприятия являются  взаимосвязанными понятиями. Тем  не менее, предприятие является  опосредованным носителем свойства  конкурентоспособности через свои  товары и услуги. Однако конкурентоспособность  предприятия определяется характеристиками, отличными от используемых при определении конкурентоспособности товара;

- конкурентоспособность  – это свойство объекта, характеризующееся

степенью  удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами  на данном рынке.

 

Таблица 1

Обзор определений  понятия «конкурентоспособность предприятия»

 

Определение 

Автор

Способность предприятия противостоять  на рынке другим изготовителям аналогичной  продукции (услуги) как по степени  удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и  по эффективности производственной деятельности

Донцова Л.В.

Реальная и потенциальная способность  компании, а также имеющихся у  них возможностей способностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам в комплексе  более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов

Рубин Ю.Б.

Способность компании реализовывать  свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед  третьими лицами (обеспечение определенного  уровня рентабельности, формирования основных фондов, возврата инвестиционного  капитала)

Джакот Д.Х.

Важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые  товарные рынки

Багиев Г.Л.

Свойство объекта, характеризующееся  степенью удовлетворения потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Фатхутдинов Р.А.

Конкурентоспособность предприятия  – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от степени удовлетворения своими товарами потребности людей  и по эффективности производственной деятельности

Мескон М.Х.

Конкурентоспособность предприятия  – это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции

Яшин Н.С.

Примечание – составлена автором на основе источников [14; 19]


 

На основе данных из таблицы 1 можно сформулировать следующее определение: конкурентоспособность  предприятия – это способность  предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии  предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной  техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования  резервов предприятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентной продукции.

Оценка  возможностей банка позволяет построить  многоугольник конкурентоспособности (рисунок 3).

Как видно  из рисунка 3 по каждой оси многоугольника для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов используется определенный масштаб  измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном  рисунке многоугольники конкурентоспособности  для разных банков, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности  по разным факторам. Однако нельзя забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств услуги. Если бы на рынке не было конкурентов, с услугами которых клиент банка  сравнивает услуги банка, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности. Комплекс конкурентоспособности услуг  состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных.

 

 

Рисунок 3. Многоугольник конкурентоспособности

 

Технические параметры наиболее жесткие. По ним  можно судить о назначении услуги, его принадлежности к определенному  виду (классу) услуг. Это также характеристики, отражающие технико-конструкторские  решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения  технических параметров. Это также  и эргономические показатели, отражающие, насколько услуги соответствуют  клиенту

Экономические параметры представлены величиной  затрат на оказание услуг. Клиент делает затраты не только на приобретение услуги, но и на его потребление.

Социально - организационные параметры - это  учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в оказании услуг [22, с. 24].

Для случая, когда вопросы конкурентоспособности  оказываемых услуг стоят, не столь  остро, конкурентоспособность банка  – это способность банка противостоять  внешним воздействиям, добиваясь  лидерства в соответствии с поставленными  стратегическими целями.

В понятие  «управление конкурентоспособностью банка» следует вкладывать следующий  экономический смысл: управление конкурентоспособностью банка – деятельность, направленная на формирование ряда управленческих решений, которые в свою очередь  должны быть направлены на противостояние всевозможным внешним воздействиям для достижения лидерства в соответствии с поставленными стратегическими  целями [23, с. 37].

Управление  конкурентоспособностью - стратегическая задача любого банка, решение которой  возможно на основе проведения глубокого  маркетингового исследования конкурентоспособности, а также разработки и внедрения  комплексной концепции управления конкурентоспособностью, обладающей:

- возможностями  формирования и корректировки  целей и стратегий развития  банка в соответствии с достигнутым  уровнем конкурентоспособности;  методами управления конкурентоспособностью;

- организационно-экономическим механизмом поддержки управления конкурентоспособностью, основу которого составляют необходимые организационные, экономические и технико-технологические мероприятия в их взаимозависимости, реализация которых способствует результативному осуществлению управленческих решений в данной сфере деятельности.

Процесс управления конкурентоспособностью банка  на основе маркетинга может быть определен  как процесс управления развитием  и сохранением соответствия стратегии  и организации, с одной стороны, и изменением внешних условий - с  другой.

Таким образом, конкурентоспособность банка –  это способность банка бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка  в зависимости от стратегии предприятия). Конкурентоспособность банка является главным условием экономического роста  страны. Задача достижения высоких  темпов экономического роста страны рассматривается во взаимосвязи  с задачей повышения конкурентоспособности  ее банков. Поэтому можно сделать следующие выводы:

1. Высокая  конкурентоспособность банков - основа  экономической безопасности самих  банков и национальной экономики  Казахстана в целом. 

2. В современных  условиях, характеризующихся высокой  степенью экономической интеграции, проблемы конкурентоспособности  являются актуальными и для  национальной экономики в целом,  и для банков в частности.

3. Характерная  черта мирового рынка и рыночных  преобразований в Казахстане - неуклонное  возрастание конкурентной борьбы  между субъектами рынка, как  на уровне стран, так и на  уровне банков.

1.3 Управление  маркетингом как фактор повышения  конкурентоспособности банка

 

Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды банка, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению услуг и его ассортимента, изучению потребителей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, расширения ассортимента представляемых услуг [24, с. 74].

Информация о работе Исследование уровня конкурентоспособности услуг на примере (АО «Нурбанк»)