Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования - эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Предмет исследования – механизм формирования показателей эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Цель работы: анализ эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения.
Методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Обзор литературы……………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие и уровни экономической эффективности производства в АПК……………………………………………………….………………………… 6
1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства……..……............................................................................................ 7
1.3. Факторы повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях….…………………………………………….. 8
1.4. Резервы и пути повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях……………………………………………….. 11
1.5. Характеристика масложировой отрасли Республики Беларусь………… 12
1.5.1. Современное состояние масложировой отрасли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 12
1.5.2. Сырьевое обеспечение………………………………………………. 12
1.5.3. Развитие производственных мощностей маслодобывающих организаций и увеличение объемов производства масла растительного и шрота (жмыха) рапсового………………………………………………………………… 16
1.5.4. Организация производства и использования в народном хозяйстве дизельного биотоплива на основе рапсового масла…………………………….. 17
1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих предприятий………………….. .18
1.5.6. Научное сопровождение работы организаций масложировой
отрасли…………………………………………………………………………….. 19
1.6. Мировой рынок семян масличных культур и растительного масла……. 20

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»…………………………………………………………….. 21
2.1. История создания предприятия…………………………………………… 21
2.2. Структура управления……………….…………………………………….. 22
2.3. Организационная структура предприятия ………………………………. 25
2.4. Объемы производства продукции………………………………………… 27
2.5. Анализ функционирующего капитала……………………………………. 28
2.6. Оценка состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.. 32
2.7. Анализ производительности труда………………………………………. 34
2.8. Финансово-экономические показатели предприятия…………………... 35
3. Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»……………….…………………………………………….. 38
3.1. Поставщики предприятия……..…………………………………………. 38
3.2. Маркетинг на предприятии…………………………….………………… 39
3.3. ОАО «Минский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции………………………………………………………………………...... 41
3.4. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 45
3.5. Цены и ценообразование на продукцию, производимую в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 53
4. Пути повышения эффективности и перспективы развития производства в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………….. 61
4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1……….. 61
4.1.1. Резюме……………………………………………………………….. 61
4.1.2. Описание продукции………………………………………………… 62
4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга……………………………... 62
4.1.4. Производственный план…………………………………………….. 64
4.1.5. Организационный план……………………………………………… 65
4.1.6. Инвестиционный план………………………………………………. 65
4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности……… 65
4.1.8. Показатели эффективности проекта………………………………... 67
4.1.9. Юридический план……………………………………………………67
4.2. Совершенствование кадровой политики в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………………………68
5. Охрана труда …………………………………………………………………….77
5.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Минский маргариновый
завод»………………………………………………………………………………. 78
5.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………. 81

Заключение…………………………………………………………………………83
Список использованных источников………………..……………………………85 Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Cоусы на водно-томатной основе. Европейский потребитель привык к четкой специализации соусов для разных блюд. Можно с твердой уверенностью считать, что развитие рынка соусов и соусов на майонезной основе зависит от вкусовых предпочтений  и от культурных особенностей потребителей. С Запада приходит культ здорового образа жизни  и рационального питания. Белорусский покупатель все больше показывает тенденцию к изысканному вкусу и,  следовательно, становится более требователен  к ассортименту.

       Цели  стратегии маркетинга:       в настоящее время в связи с тяжелым экономическим положением предприятия, связанным с отсутствием собственных оборотных средств, проводится стратегия пассивного маркетинга с минимальными маркетинговыми расходами. Однако при существующей в настоящее время высококонкурентной среде данная стратегия неприемлема. Наличие жесткой конкуренции на рынке масложировой продукции и возможности увеличения объемов производства указывают на необходимость изменения стратегии пассивного маркетинга на предприятии на стратегию широкого проникновения на рынок (конкурентоспособные цены на продукцию и высокие расходы на проведение маркетинговых мероприятий).

Основными целями данной стратегии являются:

■ увеличение доли на рынке;

■ поиск новых рынков сбыта;

■ развитие   брендового   имиджа  марки   «Золотая   капля»   и   формирование устойчивого  восприятия ее потребителями.

Основными задачами этой стратегии являются:

1. Повышение конкурентоспособности продукции за счет расширения ассортимента;

2. Изучение потребительского  спроса и пристрастий и быстрое  реагирование на изменение спроса;

3. Разработка гибкой    ценовой    политики,    ориентированной    на уровень  рыночных цен продукции аналогичного  качества;

4. Продвижение торговой  марки с целью лучшей «узнаваемости» продукции;

5. Проведение широкой  рекламной компании и поиск  новых товаропроводящих путей  для расширения объема реализации  на внутреннем рынке;

6. Создание   у   потребителей образа предприятия,  производящего современную качественную продукцию - лидера отечественной масложировой индустрии.

       Сегментирование рынка

       Майонезная продукция Минского маргаринового завода удовлетворяет потребности следующих сегментов потребителей:

       1. Предприятия розничной торговли, приобретающие все виды товарной продукции для последующей реализации населению через соответствующие торговые сети;

       2. Государственные учреждения, ведомства (армия, милиция, больницы и госрезерв).

 

Таблица 4.1 - Емкость рынка майонезной продукции

 

Вид продук-ции

2007 г.

2008 г.

Измене-ние емкости рынка, %

Измене-ние

доли

 рынка, %

Емкость рынка, кг

Доля ОАО «Минский маргари-новый завод», %

Емкость рынка, кг

Доля ОАО «Минский маргари-новый завод», %

Майонез

38955704

14,65

27481785

24,2

-28

65


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

За счет увеличения объемов  производства майонезной продукции  в 2008 году предприятие увеличило  свою долю на рынке реализации майонезной продукции на 65%.

 

4.1.4. Производственный план

 

                       Программа производства и реализации продукции составлена на основании проведенных маркетинговых исследований, прогнозируемых цен на продукцию (приложение К) с учётом имеющихся и создаваемых производственных мощностей и представлена в приложениях Л и М. Запланированный рост будет обеспечен за счет увеличения мощностей по производству  майонезной  продукции. В результате внедрения новых линий по расфасовке майонезной продукции, ожидаемый годовой прирост объема производства майонезной продукции в натуральном выражении уже в 2011 году составит 1895 тонн, в 2013 году планируемый прирост составит 3302 тонны.

Для организации производственного  процесса необходимо провести расчёт потребностей в материальных ресурсах, необходимых для производства продукции. Планирование потребностей осуществляется на основании установленных норм расхода сырья и материалов и запланированных объёмов производства майонезной продукции (Приложение Н).

Расчет затрат на топливно-энергетические ресурсы произведен по нормам расхода ТЭР на производство продукции (Приложение П).

       При   выборе оборудования для расфасовки  продукции учитывалось, что оно должно быть куплено при оптимальном соотношении цены и качества. Предприятие остановило свой выбор на предложении УП «Приборостроительный завод Оптрон», расположенного в г. Минске. Представители УП «Приборостроительный завод Оптрон» по договору обязуются произвести монтаж, установку, пуск линии, а также провести инструктаж работников по эксплуатации оборудования.

       Общая стоимость закупаемого оборудования с учетом транспортировки, монтажа, пуско-наладочных работ составляет 283 222 210 рублей.                    

       Ниже  представлена основная техническая  характеристика линий по расфасовке  майонеза ЛР-1.

 

Таблица 4.2 - Технические характеристики оборудования

 

Упаковочный материал

Пленка полиэтиленовая, ТУ  РБ 00028493.011-95

1

2

Способ дозирования

Объемный, объемы заливаемых в пакет  доз: 0,2 и 0,25л.

Погрешность дозирования

Не более+- 2%

Максимальная производительность автомата

46 пакетов в минуту

Привод  автомата

электропневматический

Мощность, потребляемая автоматом

не превышает 1,9 кВт


 

Продолжение таблицы 4.3

1

2

Габаритные размеры автомата, мм:

Длина*ширина*высота

 

1230*1520*2785

Масса, кг.

750


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия-поставщика.

 

4.1.5. Организационный план

 

В соответствии с техническими и технологическими характеристиками линий для их обслуживания будет  привлечено 4 человека (оператор линии  ЛР-1 – 2 человека, подсобные рабочие – 2 человека), обучение работе на линиях включено в контракт. Расчет потребности в трудовых ресурсах и расходов на оплату труда работников приведен в приложении Р.

В течении 3 квартала 2010 года будет проводиться анализ рынка, поиск новых покупателей продукции и установка оборудования, производство продукции с использованием новых линий ЛР-1 по расфасовке майонезной продукции начнется в 4 квартале 2010 года.

 

4.1.6. Инвестиционный план

 

Общие потребности в инвестициях определяются на основании расчета потребностей в долгосрочных активах и их стоимости с учётом налога на добавленную стоимость, а также затрат под прирост чистого оборотного капитала.

Для реализации проекта  необходимы денежные средства, которые  будут направлены на приобретение и монтаж линий по расфасовке майонеза ЛР-1  в соответствии с расчетами приведенными в приложении С.

 

4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности

 

В наше время получение  прибыли является основным направлением деятельности предприятия. Понятие «прибыль» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие работает прибыльно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно у этого производителя, получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

        Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой прибыли предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте прибыльности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

Основными задачами анализа  финансовых результатов деятельности предприятия являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения  их фактической величины; выявление  и измерение действия различных факторов на прибыль; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и  снижения издержек.

 Расчет прибыли от реализации произведен в  приложении Х.  Исходя из объема производства майонезной продукции и цен реализации,  произведен расчет выручки от реализации. Из полученной денежной выручки рассчитываем налоги и сборы в соответствии с Законом о бюджете на 2010 год (Приложение Ц).

 В 2009 году выручка   от реализации майонезной продукции составила 32424 млн. руб., в 2014 году планируемая выручка составит 62658 млн. руб. Налоги и сборы составят 4158:9722. Прибыль от реализации майонезной продукции в 2009 году составила 6609 млн. руб. , в 2014 году 25999 млн.руб. Чистая прибыль майонезного производства в 2009 году равнялась 4515 млн.руб., а в 2014 году 18766 млн. руб.

Далее прогнозируем поток  денежных средств путем расчета  притоков и оттоков денежных средств  от деятельности организации  и эти  данные заносим в приложение Ш.

При анализе движения денежных средств необходимо рассмотреть следующие виды деятельности:

  1. Инвестиционная, связана с вложением денежных средств в объекты, использующиеся в деятельности организации в качестве активов, а также деятельность, связанная с продажей (ликвидацией) активов предприятия.
  2. Операционная (текущая) – деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, работ, услуг, являющихся основным видом деятельности организации согласно Уставу.
  3. Финансовая - деятельность, связанная с привлечением средств из различных источников для осуществления других видов деятельности, а также возврат этих средств или выплата вознаграждения собственникам (в виде дивиденда).

После проведенных расчетов чистый дисконтированный доход  в 2014 году составляет 85284 млн. руб.

 

 

4.1.8. Показатели эффективности проекта

 

Для обоснования эффективности  проектов при составлении бизнес-планов используют динамическую систему. Особенность такой системы заключается в том, что в расчётах учитывается фактор времени, то есть все денежные потоки проекта приводятся к определённому моменту времени с использованием механизма дисконтирования для их сравнения. К тому же, в такой системе вместо усреднённых показателей используются расчётные показатели для каждого периода реализации проекта. Рассчитываются показатели интегрального характера.

Расчет чистого потока наличности и показателей эффективности  проекта представлен в приложении Щ. Чистый дисконтированный доход по проекту составил 16759 млн. руб., что является высоким показателем для проекта. Так ЧДД больше 0 – проект эффективен.

Однако расчета ЧДД  для оценки эффективности проекта  не достаточно. Для полной оценки эффективности  проекта рассчитаем индекс рентабельности проекта (ИР).

Индекс рентабельности рассчитываем по следующей формуле:

 

                                                 ИР = ЧДД/К                                        (4.1.)

 

где К – дисконтированные капитальные вложения.

 

ИР = 16759/255 = 65,7

При индексе рентабельности больше единицы инвестиционные проекты  эффективны.

В данном бизнес-плане  расчет срока окупаемости проекта не производился, т.к. для его расчета необходим ЧДД,  имеющий отрицательное выражение. В произведенных мною расчетах ЧДД  с нарастающим итогом имеет только положительный характер. 

Исходя из проведенной  оценки экономической эффективности проектных решений методом дисконтирования, можно сделать вывод, что предлагаемые мероприятия по модернизации  майонезного производства в ОАО «Минский маргариновый завод» можно признать эффективными.

 

4.1.9. Юридический план

 

       ОАО «Минский маргариновый завод» является открытым акционерным обществом. Общество создано приказом Госкомимущества Республики Беларусь №222 от 30.12.1993г. путем разгосударствления государственного предприятия «Минский маргариновый завод».

       Основным видом деятельности общества является производство маргариновой продукции, майонеза, масла растительного бутилированного.

       Юридический адрес: 220037, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Козлова, 27

       Форма собственности: частная с долей государства.

Информация о работе Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения