Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования - эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Предмет исследования – механизм формирования показателей эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Цель работы: анализ эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения.
Методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Обзор литературы……………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие и уровни экономической эффективности производства в АПК……………………………………………………….………………………… 6
1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства……..……............................................................................................ 7
1.3. Факторы повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях….…………………………………………….. 8
1.4. Резервы и пути повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях……………………………………………….. 11
1.5. Характеристика масложировой отрасли Республики Беларусь………… 12
1.5.1. Современное состояние масложировой отрасли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 12
1.5.2. Сырьевое обеспечение………………………………………………. 12
1.5.3. Развитие производственных мощностей маслодобывающих организаций и увеличение объемов производства масла растительного и шрота (жмыха) рапсового………………………………………………………………… 16
1.5.4. Организация производства и использования в народном хозяйстве дизельного биотоплива на основе рапсового масла…………………………….. 17
1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих предприятий………………….. .18
1.5.6. Научное сопровождение работы организаций масложировой
отрасли…………………………………………………………………………….. 19
1.6. Мировой рынок семян масличных культур и растительного масла……. 20

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»…………………………………………………………….. 21
2.1. История создания предприятия…………………………………………… 21
2.2. Структура управления……………….…………………………………….. 22
2.3. Организационная структура предприятия ………………………………. 25
2.4. Объемы производства продукции………………………………………… 27
2.5. Анализ функционирующего капитала……………………………………. 28
2.6. Оценка состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.. 32
2.7. Анализ производительности труда………………………………………. 34
2.8. Финансово-экономические показатели предприятия…………………... 35
3. Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»……………….…………………………………………….. 38
3.1. Поставщики предприятия……..…………………………………………. 38
3.2. Маркетинг на предприятии…………………………….………………… 39
3.3. ОАО «Минский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции………………………………………………………………………...... 41
3.4. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 45
3.5. Цены и ценообразование на продукцию, производимую в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 53
4. Пути повышения эффективности и перспективы развития производства в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………….. 61
4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1……….. 61
4.1.1. Резюме……………………………………………………………….. 61
4.1.2. Описание продукции………………………………………………… 62
4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга……………………………... 62
4.1.4. Производственный план…………………………………………….. 64
4.1.5. Организационный план……………………………………………… 65
4.1.6. Инвестиционный план………………………………………………. 65
4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности……… 65
4.1.8. Показатели эффективности проекта………………………………... 67
4.1.9. Юридический план……………………………………………………67
4.2. Совершенствование кадровой политики в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………………………68
5. Охрана труда …………………………………………………………………….77
5.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Минский маргариновый
завод»………………………………………………………………………………. 78
5.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………. 81

Заключение…………………………………………………………………………83
Список использованных источников………………..……………………………85 Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2.15 - Критерии оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса

 

Показатель

На 

конец

2007г. 

На

конец

2008г.

На

конец

2009г.

Коэффициент текущей ликвидности  К1

1,35

1,5

2,6

нормативное значение

1,7

1,7

1,7

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К2

0,08

0,17

0,35

нормативное значение

0,3

0,3

0,3

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами К3

0,37

0,29

0,27

нормативное значение

0,85

0,85

0,85




Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

Представленные данные свидетельствуют о том, что на предприятии коэффициент текущей ликвидности в 2007-2008 гг. не достиг норматива (>=1,7), в 2009 году К1 больше норматива на 1,1. При нормативном значении коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами >=0,3 фактический уровень 2007-2008 гг. не достигает норматива, в 2009 году больше норматива на 0,05. Норматив значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами составляет >=0,85, однако на предприятии этот показатель ухудшается.

       Таким образом, ОАО «Минский маргариновый завод» должен направить все силы на повышение своей финансовой устойчивости. Одной из проблем рассматриваемого предприятия является недозагрузка производственных мощностей по маргариновой продукции. Это связано с рядом причин: отсутствие собственной сырьевой базы, соответственно неконкурентоспособность продукции по ценовому фактору; уменьшение потребительского спроса торговли, использование непригодного оборудования (нормативные сроки службы ведущего технологического оборудования составляют 12 лет, но в эксплуатации находится более 20 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ  В ОАО «МИНСКИЙ МАРГАРИНОВЫЙ  ЗАВОД»

 

    1. Поставщики предприятия

 

 Периодичность поставки основных видов сырья и материалов осуществляется ежемесячно в соответствии с потребностью для выполнения плана производства и обеспечения бесперебойной работы предприятия на основании заключаемых договоров. Важной задачей сырьевого обеспечения является выполнение всех договорных обязательств, взятых перед поставщиками.

При бесперебойном снабжении предприятия сырьем обеспечивается ритмичная работа, эффективное использование техники и рабочей силы, выполняются плановые задания по выпуску продукции, создаются условия для своевременной ее реализации.

    Основным сырьем  для производства масложировой продукции является растительное масло: подсолнечное, соевое, рапсовое, кукурузное, а также саломас, потребности в котором обеспечивает РПУП «Гомельский жировой комбинат». Основными поставщиками подсолнечного масла являются маслоэкстракционные заводы Украины, Российской Федерации. В РБ насчитывается несколько производителей растительного масла, наиболее крупный из них - ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод». На его долю приходится порядка 90 % всех перерабатываемых   маслосемян.

Почвенно-климатические условия Республики Беларусь позволяют выращивать маслосемена льна, озимого и ярового рапса. В ряде районов южной части Брестской, Гомельской и Могилевской областей также можно получить урожаи подсолнечника, однако валовой сбор его в республике соответствует всего нескольким тысячам тонн и не может рассматриваться в качестве существенного источника сырья.

         Сырье доставляется на завод автомобильным транспортом от различных перерабатывающих предприятий.  Масло растительное транспортируют на завод с помощью железнодорожных цистерн, остальное сырье поставляется на завод грузовыми автомобилями.  В процессе своей деятельности ОАО «Минский маргариновый завод» потребляет следующие виды ресурсов: тепло, электроэнергия, вода, тара, упаковочные материалы, горюче-смазочные материалы, запасные части и сырье.

        Пар завод вырабатывает на  собственной котельной, газоснабжение  которой осуществляет УП «Мингаз».

 Единственным поставщиком  электроэнергии у нас является  Белэнерго.

        Водоснабжение осуществляет УП «Минскводоканал».

 По упаковочным  материалам существует выбор  среди поставщиков. При выборе  поставщиков каждого вида упаковочных  материалов и этикеток завод  руководствуется соображениями  экономической выгоды, качества, экологичности,  надежности. Внешний вид упаковки не является основным критерием отбора поставщиков, но следует отметить, что его роль постоянно возрастает, и, возможно, вскоре внешний вид этикетки или упаковки станет одним из главных критериев отбора.

Основные упаковочные  материалы (пленку) завод закупает у Борисовского завода «Полимиз»;  флаконы закупаются у ООО «Унифлекс», г. Минск; поставку коробов для упаковки расфасованной продукции осуществляет ОАО «Светлогорский целлюлозо-картонный комбинат»; бутылки для розлива масла завод выдувает  из преформ на собственном автомате для выдува ПЭТ бутылок, а также закупает у ИП «Итера ПЕТ»,

г. Минск.

 

В табл. 3.1 приведены основные поставщики сырья и материалов ОАО «Минский маргариновый завод».

 

Таблица 3.1 - Поставщики сырья и материалов ОАО «Минский маргариновый завод»

 

Наименование ресурсов

Основные поставщики

Условия

поставки

Цена, тыс. руб.

за 1 тонну

 

Масло подсолнечное

ООО «Предприятие Авис», Украина;

ЗАО «Золотая капля», Украина

Отсрочка оплаты от 5 до 15 банковских дней

 

 

2324,3

Масло рапсовое

ОАО «Рапс», РБ

ОАО «Витебский МЭЗ», РБ

Отсрочка платежа 5 банковских дней

 

1960,0

 

Саломас растительный

РУП «Гомельский ОТКЗ жировой комбинат»

ООО «ТД масложировая компания», Украина

Отсрочка платежа 5 банковских дней

 

2792,7

Сахар-песок

Слуцкий, Скидельский, Городейский сахарные заводы, РБ

Предоплата

1460,08

Сода каустическая

ОАО «Белхим»

Отсрочка платежа 20 банковских дней

2230


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

    1. Маркетинг на предприятии

 

         Маркетинг представляет собой систему организации и управления всеми сторонами деловой активности хозяйственной единицы – от идеи создания нового товара, использования соответствующих технологий производства до доставки товара покупателю и обслуживания. Основа этой деятельности - рынок потребителя и его требования. Закономерности перехода к рыночной экономике, постепенное формирование условий для улучшения экономического положения в Беларуси обусловливают переход промышленных предприятий к реальной самостоятельности во внутри- и внешнеэкономической деятельности.

Именно в этой ситуации использование  маркетинга в хозяйственной деятельности в целях повышения ее эффективности становится не только желательным и целесообразным, но и объективно необходимым. Любая структура управления является отражением некой главенствующей идеи, которой подчиняется предприятие в своей работе. В условиях жесткой централизации управления промышленным производством преобладала форма сбытовой ориентации предприятия. В настоящее время предприятия реализуют концепцию маркетинга. Маркетинговая служба в ОАО «Минский маргариновый завод» представлена отделом продаж, в состав которого входят 2 маркетолога и 1 ведущий специалист по маркетингу, которые подчиняются непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам.

Цели стратегии маркетинга. В настоящее время проводится стратегия пассивного маркетинга с минимальными маркетинговыми расходами. Наличие жесткой конкуренции на рынке масложировой продукции и возможности повышения объема производства указывают на необходимость изменения стратегии пассивного маркетинга на предприятии на стратегию широкого проникновения на рынок (конкурентоспособные цены на продукцию и высокие расходы на проведение маркетинговых мероприятий).

Основные цели стратегии: увеличение доли на рынке; поиск новых рынков сбыта; развитие брендового имиджа марки «Золотая капля» и формирование устойчивого восприятия ее потребителями.

Основными задачами этой стратегии  являются:

- повышение конкурентоспособности  продукции за счет расширения ассортимента;

- изучение потребительского спроса  и пристрастий и быстрое реагирование на изменение спроса;

- разработка гибкой ценовой  политики, ориентированной на уровень  рыночных цен;

- продвижение торговой марки  с целью лучшей «узнаваемости» продукции;

- проведение широких рекламных  компаний и поиск новых товаропроводящих  путей для расширения объема  реализации на внутреннем рынке;

- создание у покупателей образа  предприятия, производящего 
современную качественную продукцию лидера отечественной масложировой индустрии.

Сильные и слабые стороны предприятия.

Сильные стороны. К основным достоинствам предприятия можно отнести:

- выгодное географическое положение; 

- относительно высокий уровень  квалификации инженерного персонала  и рабочих;

- наличие определенного опыта работы в условиях рынка и жесткой конкуренции.

Слабые стороны. Очевидными слабыми  сторонами предприятия являются:

- отсутствие собственной сырьевой  базы и, как следствие, полная  зависимость от поставщиков как местных, так и из стран СНГ, а также отсутствие гарантированных поставок сырья и материалов;

- отсутствие современного высокотехнологического оборудования ведущих фирм-производителей, что не позволяет достигать требуемого качества продукции, соответствующей по своим потребительским параметрам лучшим мировым образцам,

-отсутствие необходимых финансовых  средств на реконструкцию и  модернизацию производства, приобретение  оборудования;

- недостаточный уровень автоматизации  производства;

- недостаточный   уровень   компьютеризации   бухгалтерского   учета   и финансового менеджмента.

 

  • 3.3.  ОАО «Минский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции
  •  

  • Ассортимент выпускаемой  продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» в последнее время значительно  расширился.

    Сегодня выпускается:

    - 8 видов маргаринов  различной жирности («Молочный», «Сливочный»,  «Солнечный», «Нёман» и др.);

    -  12 видов майонезов  от 20 до 75% жирности («Провансаль», «Люкс», «Юбилейный», «Чесночный», «Салатный», «Премиум» (от 200 до 900 г) различной  расфасовки и в различной упаковке: ведро, флакон, полиэтиленовая подушечка, пакет «дой-пак», стеклобанка;

    -  6 видов жиров («Белорусский»,  «Украинский», жир для шоколадных  изделий и др.);

    -  4 вида масла со  смешанным жировым составом («Крестьянское», «Домашнее», «Шоколадное» и др.);

    - 6 видов кетчупов с  расфасовкой от 250 до 900 («Нежный», «Шашлычный»,  «Острый» и др.);

    -  7 видов соусов  на эмульсионной основе («Тар-Тар», «Горчичный», «1000 островов» и  др.);

    -  3 вида соусов на  вводно-томатной основе («Неаполитанский», «Венгерский» и др.);

    -  9 видов масла растительного,  фасованного в ПЭТ бутылку  («Люкс», «Диетическое», рапсовое  масло с ароматом паприки, укропа  и др.).

           Вся  продукция производится под брендом   «Золотая капля» и слогоном  «Золотой запас хозяйки».

         Реализация готовой продукции предполагает выполнение ряда операций:

         - выбор  покупателей;

         - установление  коммерческих связей;

         - согласование  условий и заключение договора;

         - контроль  выполнения договорных обязательств.

           Данные  операции в ОАО «Минский маргариновый завод» выполняет отдел продаж, и входящая в его состав маркетинговая служба.

           Объем  реализации отдельных видов продукции  в натуральном выражении отражен  в таблице 3.2.

     

    Таблица 3.2 - Реализация готовой продукции по ОАО «Минский маргариновый завод», тонн

    Информация о работе Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения