Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования - эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Предмет исследования – механизм формирования показателей эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Цель работы: анализ эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения.
Методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Обзор литературы……………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие и уровни экономической эффективности производства в АПК……………………………………………………….………………………… 6
1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства……..……............................................................................................ 7
1.3. Факторы повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях….…………………………………………….. 8
1.4. Резервы и пути повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях……………………………………………….. 11
1.5. Характеристика масложировой отрасли Республики Беларусь………… 12
1.5.1. Современное состояние масложировой отрасли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 12
1.5.2. Сырьевое обеспечение………………………………………………. 12
1.5.3. Развитие производственных мощностей маслодобывающих организаций и увеличение объемов производства масла растительного и шрота (жмыха) рапсового………………………………………………………………… 16
1.5.4. Организация производства и использования в народном хозяйстве дизельного биотоплива на основе рапсового масла…………………………….. 17
1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих предприятий………………….. .18
1.5.6. Научное сопровождение работы организаций масложировой
отрасли…………………………………………………………………………….. 19
1.6. Мировой рынок семян масличных культур и растительного масла……. 20

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»…………………………………………………………….. 21
2.1. История создания предприятия…………………………………………… 21
2.2. Структура управления……………….…………………………………….. 22
2.3. Организационная структура предприятия ………………………………. 25
2.4. Объемы производства продукции………………………………………… 27
2.5. Анализ функционирующего капитала……………………………………. 28
2.6. Оценка состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.. 32
2.7. Анализ производительности труда………………………………………. 34
2.8. Финансово-экономические показатели предприятия…………………... 35
3. Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»……………….…………………………………………….. 38
3.1. Поставщики предприятия……..…………………………………………. 38
3.2. Маркетинг на предприятии…………………………….………………… 39
3.3. ОАО «Минский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции………………………………………………………………………...... 41
3.4. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 45
3.5. Цены и ценообразование на продукцию, производимую в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 53
4. Пути повышения эффективности и перспективы развития производства в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………….. 61
4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1……….. 61
4.1.1. Резюме……………………………………………………………….. 61
4.1.2. Описание продукции………………………………………………… 62
4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга……………………………... 62
4.1.4. Производственный план…………………………………………….. 64
4.1.5. Организационный план……………………………………………… 65
4.1.6. Инвестиционный план………………………………………………. 65
4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности……… 65
4.1.8. Показатели эффективности проекта………………………………... 67
4.1.9. Юридический план……………………………………………………67
4.2. Совершенствование кадровой политики в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………………………68
5. Охрана труда …………………………………………………………………….77
5.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Минский маргариновый
завод»………………………………………………………………………………. 78
5.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………. 81

Заключение…………………………………………………………………………83
Список использованных источников………………..……………………………85 Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

Вид продукции

Годы

2009г. в % к 2007г.

 

2007

2008

2009

 

Маргарин

2905,8

5103,5

6386,3

в 2,2р.

Спреды

503,1

445,3

673,8

134,0

Масло растительное

2904,3

2865,2

2145,7

73,9

Майонез

5864,7

6650,2

6273,8

107,0

Кетчуп

285,3

273,8

522,9

183,3

Горчица

1,9

8,9

70,5

в 37,1р.

Хрен

6,5

27,7

96,4

в 14,83р.


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

       Анализ  реализации готовой продукции  в ОАО «Минский маргариновый  завод» показал увеличение реализации продукции в период с 2007 по 2009 годы, за исключением растительного масла. Снижение объемов реализации растительного масла связано с снижением объемов розлива масла растительного в бутылку по сравнению с 2007 годом, в 2009 году розлив масла уменьшился на 398т. или 17,2%. Отечественное бутилированное рапсовое масло на белорусском рынке не выдерживает конкуренции с украинским и российским подсолнечным. Что касается значительного роста реализации  горчицы, хрена, то для предприятия это новые виды продукции, производство которых начато в 2007 году, кетчупа в 2006 году. По мере освоения производства новой продукции, а также  рынков сбыта увеличились объемы производства,  следовательно, и объемы реализации.

В процессе реализации товаров  предприятием используются прямые и косвенные каналы распределения.

Основными участниками прямых каналов  являются ОАО «Минский маргариновый завод» с одной стороны и различные  юридические лица с другой – предприятия общественного питания, хлебозаводы, производители других видов продукции, комбинаты хлебопродуктов, армия, больницы и др. Интересы завода в каждой области представляют торговые агенты.

В качестве посредников в косвенных  каналах распределения выступают  оптовые базы и предприятия розничной  торговли.

       Для эффективной реализации произведенной продукции первостепенное значение имеет выбор каналов сбыта продукции, что является весьма сложным. Основные каналы реализации продукции ОАО «Минский маргариновый завод» представлены в приложении А.

      Проанализировав каналы реализации продукции ОАО «Минский маргариновый завод» можно отметить, что наибольший удельный вес в реализации приходится на предприятия государственной торговли и потребкооперации г. Минска и Минской области, т.к. предприятие расположено в г. Минске. Наименьшая реализация приходится на предприятия Гомельской области, т.к. в г. Гомеле находится ОАО «Гомельский жировой комбинат» - основной конкурент ОАО «Минский маргариновый завод».

       Основным рынком  сбыта продукции завода является рынок Республики Беларусь. На экспорт осуществляются разовые поставки.

       Реализация  продукции производится на основании  заявок потребителя. Расчеты за  товары производятся платежными  требованиями с последующим акцептом.

       Доставка  продукции покупателям Республики Беларусь осуществляется на условиях франко-станция назначения.

В настоящее время  предприятию приходится функционировать  в условиях жесткой конкуренции. На рынке широко представлена продукция, как белорусских производителей, так и импортеров.

Основные конкуренты ОАО «Минский маргариновый завод» на внутреннем рынке в разрезе товарных групп представлены в приложении Б.

       Несмотря  на высокий уровень конкуренции  ОАО «Минский маргариновый завод» занимает значительную долю рынка. В таблице 3.3. приведена емкость рынка по основным для завода видам выпускаемой продукции – маргариновой и майонезной.

 

Таблица 3.3 – Емкость рынка Республики Беларусь в 2007 – 2008 гг.

 

Вид продукции

2007 г.

2008 г.

Измене-ние емкости рынка, %

Измене-ние

доли

 рынка, %

Емкость рынка, кг

Доля ОАО «Минский маргари-новый завод», %

Емкость рынка, кг

Доля ОАО «Минский маргари-новый завод», %

Маргарин

22996126

22,6

23737024

21

3

-7

Майонез

38955704

14,65

27481785

24,2

-28

65


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

       Рынок маргариновой продукции, исходя из сферы потребления, можно разделить на два подсегмента:

- конечное потребление  предприятиями торговли и общественного  питания больницами, армией, исправучреждениями;

- промпереработка предприятиями и хлебозаводами, комбинатами хлебопродуктов, производителями других продуктов питания (ОАО «Коммунарка», ОАО «Слодыч», ОАО «Спартак»).

      Уменьшение объема производства маргариновой продукции ОАО «Минский маргариновый завод» на 1,3% за рассматриваемый период  обусловлено снижением производства хлебобулочных изделий предприятиями всех форм собственности.

       Предприятия, входящие в состав Департамента по хлебопродуктам, снизили объем производства хлебобулочных изделий  на 1,5%.

  Предприятия Минскхлебпрома произвели  в 2007 году 128,2 тыс. тонны хлебобулочных изделий, а в 2008 году 124,8 тыс. тонны. Снижение производства хлебобулочных изделий   составило 2,6%.

  Данная ситуация прослеживается и на предприятиях, входящих в систему Белкоопсоюза. Если в 2007 году ими было произведено 116,9 тыс. тонн  хлебобулочных изделий, то за  2008 год - 116,0 тыс. тонн.

  Следует также отметить, что рынок маргариновой продукции характеризуется изменчивостью тенденций. Если раньше на белорусском потребительском рынке маргарин традиционно использовался для жарки и выпечки, то в настоящее время наметился переход от стадии зрелости к спаду потребления маргарина (особенно в сегменте продукции для жарки). Лишь рынок бутербродных маргаринов находится в стадии развития. Следовательно, в соответствии со сложившимися тенденциями потребления в производстве должен возрастать удельный вес мягких наливных маргаринов, в которых значительна доля растительного масла (40-50%) и меньше твердых жиров. Решением проблемы удержания доли рынка для предприятия может стать разработка рецептур специализированных жиров для хлебопекарной и кондитерской промышленности.

   Наибольшая доля в общем объеме производства продукции завода за 2008 год принадлежит майонезу.

   Если в 2007 году на предприятии было произведено 5708 тонн майонеза, то в 2008 году - 6658 тонн. Рост составил 16,6%. Увеличение производства и сбыта позволило увеличить долю рынка.

Несмотря на высокую  конкуренцию ОАО «Минский маргариновый завод» занимает значительную долю рынка майонезной продукции – 24,2% в 2008 г. (таблица 3.3.).

  Участие в ежегодных выставках («Продэкспо»), ярмарках, конкурсах («Выбор года», «Продукт года», «Выбор года» и др.), проведение комплексных рекламных кампаний способствует продвижению продукции предприятия на рынке.

Такие негативные тенденции  как рост потребления товаров-заменителей, изменение предпочтений потребителей, активизация старых и появление  в отрасли новых конкурентов, уменьшение спроса на отдельные товарные позиции могут привести к снижению емкости рынка и, следовательно, к затовариванию складов, снижению объемов производства, потере прибыли.

Поэтому предприятие  должно направить свои силы на исследование и изменение вкусов потребителей, разработку новых товаров, стимулирование потребителей путем разработки гибкой системы скидок и проведения активных маркетинговых мероприятий.

В 2010 году с учетом расширенных возможностей предприятия в результате завершения комплексной технической модернизации производства целесообразно начать широкомасштабную работу по выходу на внешние рынки.

Усовершенствовать качество, ассортимент выпускаемой продукции, а следовательно и увеличить  объем реализации предприятию помогут  следующие мероприятия:

  • Выделение ряда продукции в группу премиум-класса с целью ориентации на различные сегменты потребителей.
  • Перевод соусов на вводно-томатной основе в упаковку дой-пак.
  • Разработка растительных сливок для промышленного производства.
  • Выпуск заменителя молочного жира.
  • Производство плавленого сыра.
  • Разработка и выпуск салатных заправок (дрессингов) в дой-пак или в твист-офф по 310 гр.
  • Розлив масла в бутылки 0,5 литра.

Проводимые исследования, касающиеся типов и видов упаковки товара, статистические данные и пожелания потребителей свидетельствуют о том, что в наибольших объемах приобретается продукция, фасованная в твист-офф и дой-пак упаковку, оснащенную дозатором.

Для увеличения объемов  производства и расширение ассортимента продукции предприятия вариантом  может стать перевод кетчупов, майонезов, соусов и салатных заправок в твист-офф 310 и 500 гр., а так же оснащение упаковок дой-пак дозатором. Перечисленное выше ставит перед заводом дополнительные задачи по завершению комплектации и приобретению дополнительного оборудования.

 

    1. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции

 в ОАО  «Минский маргариновый завод»

 

Включение затрат в себестоимость продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» производится в соответствии с Основным положением по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденным Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 30 октября 2008г. № 210/161/151, отраслевыми особенностями состава затрат, утверждаемыми в установленном Основным положением порядке, отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, утверждаемыми соответствующими отраслевыми министерствами, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.

Планирование, учет и калькулирование себестоимости продукции  в ОАО «Минский маргариновый завод» ведется по следующим калькуляционным статьям расходов:

- Сырье и  основные материалы;

- Отходы (вычитаются);

- Вспомогательные  материалы;

- Топливо;

- Вода;

- Электроэнергия;

- Оплата труда производственных рабочих;

- Отчисления  на социальные нужды;

- Транспортно-  заготовительные расходы (ТЗР);

- Общепроизводственные  расходы;

- Общехозяйственные  расходы;

- Прочие производственные  расходы;

- Расходы  на реализацию (ФСИ);

- Инновационный фонд.

В статью "Сырье  и основные материалы" включаются затраты на сырье, основные материалы  и полуфабрикаты, потребляемые при выработке продукции. К сырью и основным материалам относятся материалы, которые входят в состав выпускаемой продукции в качестве ее основы или необходимых компонентов. Сырье и основные материалы относятся к отдельным видам продукции по прямому признаку. Списание стоимости материальных ресурсов на затраты производится по средневзвешанным покупным ценам (за вычетом отходов).

           По статье "Вспомогательные  материалы" включаются материалы, не являющиеся составной частью вырабатываемой продукции и используемые для нормального ведения производственного процесса, оформления, упаковки, завертки и маркировки готовой продукции.

Группу вспомогательных материалов составляют этикетки, фольга, материалы, применяемые при отливке, размазке, резке и формовке изделий, бумага для застилки коробок и другой мелкой расфасовки, бандероли и лоточки для склейки при мелкой расфасовке, лента для завязки коробок, вкладыши полиэтиленовые, ведра, стаканчики и другая упаковочная продукция, изготовленная из полимерных материалов, коробки всех видов (картонные, жестяные и другие),  пачки всех видов из бумаги, целлофана, упаковочная лента бумажная для склейки коробок, проволока и металлическая лента для обтяжки ящиков, маркировочные трафареты, гвозди, клей и другие тароупаковочные материалы, расходы по ремонту тары.     Вспомогательными материалами также являются сода каустическая, лимонная, фосфорная и серная кислота, соль поваренная пищевая, фильтроткань и другие материалы, отражаемые в производственном отчете.

По статьям «Топливо»,  «Вода», «Электроэнергия» учитываются  затраты по всем видам топлива  и энергии, используемым непосредственно  на технологические нужды основного производства в пределах установленных норм.

Информация о работе Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения