Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:43, дипломная работа
Объектом исследования - эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Предмет исследования – механизм формирования показателей эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Цель работы: анализ эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения.
Методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.
Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Обзор литературы……………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие и уровни экономической эффективности производства в АПК……………………………………………………….………………………… 6
1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства……..……............................................................................................ 7
1.3. Факторы повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях….…………………………………………….. 8
1.4. Резервы и пути повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях……………………………………………….. 11
1.5. Характеристика масложировой отрасли Республики Беларусь………… 12
1.5.1. Современное состояние масложировой отрасли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 12
1.5.2. Сырьевое обеспечение………………………………………………. 12
1.5.3. Развитие производственных мощностей маслодобывающих организаций и увеличение объемов производства масла растительного и шрота (жмыха) рапсового………………………………………………………………… 16
1.5.4. Организация производства и использования в народном хозяйстве дизельного биотоплива на основе рапсового масла…………………………….. 17
1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих предприятий………………….. .18
1.5.6. Научное сопровождение работы организаций масложировой
отрасли…………………………………………………………………………….. 19
1.6. Мировой рынок семян масличных культур и растительного масла……. 20
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»…………………………………………………………….. 21
2.1. История создания предприятия…………………………………………… 21
2.2. Структура управления……………….…………………………………….. 22
2.3. Организационная структура предприятия ………………………………. 25
2.4. Объемы производства продукции………………………………………… 27
2.5. Анализ функционирующего капитала……………………………………. 28
2.6. Оценка состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.. 32
2.7. Анализ производительности труда………………………………………. 34
2.8. Финансово-экономические показатели предприятия…………………... 35
3. Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»……………….…………………………………………….. 38
3.1. Поставщики предприятия……..…………………………………………. 38
3.2. Маркетинг на предприятии…………………………….………………… 39
3.3. ОАО «Минский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции………………………………………………………………………...... 41
3.4. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 45
3.5. Цены и ценообразование на продукцию, производимую в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 53
4. Пути повышения эффективности и перспективы развития производства в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………….. 61
4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1……….. 61
4.1.1. Резюме……………………………………………………………….. 61
4.1.2. Описание продукции………………………………………………… 62
4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга……………………………... 62
4.1.4. Производственный план…………………………………………….. 64
4.1.5. Организационный план……………………………………………… 65
4.1.6. Инвестиционный план………………………………………………. 65
4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности……… 65
4.1.8. Показатели эффективности проекта………………………………... 67
4.1.9. Юридический план……………………………………………………67
4.2. Совершенствование кадровой политики в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………………………68
5. Охрана труда …………………………………………………………………….77
5.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Минский маргариновый
завод»………………………………………………………………………………. 78
5.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………. 81
Заключение…………………………………………………………………………83
Список использованных источников………………..……………………………85 Приложения
Примечание - Источник: Собственная разработка на базе данных предприятия.
,
где П – плановая прибыль, бел. руб.;
С – полная себестоимость, бел. руб.;
Р – плановая норма рентабельности, %.
(руб.)
(руб.)
5. Расчет отпускной цены 1 единицы (пакет 200 гр.) продукции предприятия-производителя без НДС (Ц):
.
6. Определение НДС (формула (3.12))
(руб.)
7. Отпускная цена предприятия-производителя с НДС (ОЦ):
(руб.)
Данная цена сформирована на условиях франко-склад изготовителя. ОАО «Минский маргариновый завод» также рассчитывает и помещает цену в прейскурант на условиях франко-назначения, которая включает в себя расходы по доставке продукции до потребителя.
Таблица 3.8 - Цены на маргарин ОАО «Минский маргариновый завод» в сравнении с ценами белорусских производителей аналогичной продукции на 3.12.2009г.
№ п/п |
Наименование |
% жирности |
Тип упаковки, вес |
Производитель/цена ФСИ, без НДС бел. руб. | ||
ОАО «Минский маргариновый Завод» |
ОАО «Гомельский жировой комбинат» |
НП ООО «Продукты питания» | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
«Молочный» |
82 |
нефас. |
3633 |
3480 |
3568 |
2 |
«Молочный особый – 1» |
82 |
нефас. |
3577 |
||
3 |
«Универсальный д/промперера- |
82 |
нефас. |
3633 |
||
4 |
«Минский особый» |
80 |
нефас. 250 г |
3091 |
||
6 |
«Сливочный» |
82 |
Фольга 250 г |
1208 |
1199 |
|
7 |
Сливочный люкс |
82 |
Фольга 250 г |
1301 |
||
8 |
«Молочный» |
82 |
Фольга 250 г |
1021 |
1021 |
|
9 |
Молочный люкс |
82 |
Фольга 250 г |
1093 |
||
11 |
«Солнечный» |
72 |
Фольга 250 г |
934 |
925 |
|
12 |
«Солнечный Люкс» |
72 |
Фольга 250 г |
1012 |
||
13 |
«Нёман» |
65 |
Фольга 250 г |
868 |
||
14 |
«Светлана» |
82 |
250 г |
996 |
||
15 |
«Радуга» |
75 |
250 г |
952 |
||
16 |
«Сливочный |
82 |
200 г |
986 |
||
17 |
«Традиция» |
65 |
200 г |
734 |
||
18 |
«Шоколадно-сливочный» |
65 |
200 г |
991 |
||
19 |
«Домашний для выпечки» |
82 |
нефас 1 кг |
3461 |
||
20 |
«Домашний для выпечки» |
82 |
250 г |
1033 |
||
21 |
«Домашний для жарения» |
80 |
250 г |
1022 |
||
22 |
«Домашний для крема» |
80 |
250 г |
1012 |
||
23 |
«Ланна» |
60 |
нефас |
2921 | ||
24 |
«Ланна» |
60 |
200 г |
704 | ||
25 |
«Флора» |
70 |
Нефас |
3240 | ||
26 |
«Флора» |
70 |
Пергам.200 |
811 | ||
27 |
«Столовый молочный» |
82 |
200 г Пергам. |
866 |
Примечание - Источник: Собственная разработка на базе данных предприятия.
Исходя из данных таблицы цена на маргарин (в частности «Молочный» весовой 82% жирности) ОАО «Минский маргариновый завод» выше цены аналогичной продукции ОАО «Гомельский жировой комбинат» на 4,4%, а НП ООО «Продукты питания» на 1,8%. Цены на фасованный в пачки по
250 гр. маргарин по сравнению с Гомельским жировым комбинатом выше на 0,7 – 0,9%, цена на маргарин НП ООО «Продукты питания» по сравнению с ценой Минского маргаринового завода (в перерасчете на пачку 250г) незначительно выше (1,3%) .
Что касается цен белорусских импортеров на весовой маргарин российского производства, то в течение 2009 года он был дешевле маргарина белорусского производства на 15% - 30%.
Таблица 3.9 - Сводный анализ действующих цен на кетчуп в ассортименте по предприятиям-изготовителям РБ на 3.12.2009г.
№ п/п |
Наименование продукции |
Вес, г/ упаковка |
Наименование производителей \ цены на условиях франко-склад изготовителя, без НДС, бел. руб. | ||||
ОАО «ММЗ» |
УП ТД «АВС» |
«Ланна» |
ОАО «Памакс» |
ЧУП «Камако» | |||
1. |
«Шашлычный» |
Бут. п/м 900 |
3328 |
3579 |
|||
Бут. п/м 500 |
2108 |
||||||
Дой-пак 250 |
929 |
||||||
2. |
«Острый» |
Бут. п/м 900 |
2863 |
||||
Бут. п/м 500 |
1831 |
||||||
3. |
«Классический» |
Бут. п/м 900 |
3325 |
||||
Бут. п/м 500 |
2104 |
||||||
Дой-пак 250 |
922 |
||||||
4. |
«Аджика» |
Бут. п/м 900 |
2863 |
||||
Бут. п/м 500 |
1831 |
||||||
Дой-пак 250 |
785 |
||||||
5. |
«Томатный» |
Бут. п/м 900 |
3023 |
||||
Бут. п/м 500 |
1951 |
||||||
Дой-пак 250 |
839 |
||||||
6. |
«Нежный» |
Бут. п/м 900 |
3085 |
||||
Бут. п/м 500 |
1893 |
||||||
Дой-пак 250 |
819 |
||||||
8. |
Кетчуп в ассортименте |
Бут. п/м 900 |
5054 |
||||
Бут. п/м 900 |
5030 |
||||||
Бут. п/м 550 |
3270 |
||||||
Бут. п/м 550 |
3254 |
||||||
Бут. 900 |
3879 |
3237 |
|||||
Бут. 500 |
2575 |
2263 |
2620 |
Примечание - Источник: Собственная разработка на базе данных предприятия.
Исходя из данных таблицы видно, что цены на кетчуп, фасованный в флаконы 900 гр. Минского маргаринового завода ниже чем на продукцию «АВС» на 20,5%, ОАО «Памакс» на 38,9%, «Ланна» на 4,8%.
Что касается кетчупа фасованного во флаконы 500 г, то и в данном случае сохраняется та же тенденция: продукция ОАО «Минский маргариновый завод» по цене дешевле, чем «АВС», на 24,2%, «Ланна» на 13,7%, «Камако» на 25,5%.
Таблица 3.10 - Анализ цен на масло растительное в торговой сети г. Минска на 3.12.2009г.
Наименование |
объем |
ТМ / цена за ед. продукции бел. руб. | ||||||
Золотая капля ОАО «ММЗ» |
Солнце мое |
Дары Кубани |
Благо |
Сло-бода |
Олей-на |
Донской янтарь | ||
Масло подсолнечное р/д/в |
980 мл |
4530 |
||||||
950 мл |
4170 |
|||||||
1 л |
4430 |
4430 |
4430 |
4240 |
4490 | |||
Масло подсолнечное нераф. |
800 мл |
4050 |
||||||
Масло рапсово-подсолнечное р/д/в |
980 мл |
4120 |
||||||
Масло подсолнечно-оливковое |
980 мл |
4700 |
Примечание - Источник: Собственная разработка на базе данных предприятия.
Из проведенного анализа следует: цена на масло подсолнечное рафинированное дезодорированное вымороженное ОАО «Минский маргариновый завод» выше, чем цены на аналогичное масло других производителей.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) ОАО «Минский маргариновый завод» является ведущим производителем маргариновой и майонезной продукции в Республике Беларусь. В настоящее время функционирует в условиях жесткой конкуренции;
2) реализация стратегических товаров – масла растительного, майонезной и маргариновой продукции – играет ключевую роль в деятельности предприятия;
3) недозагруженность производства и сложность с реализацией продукции наблюдается в основном по маргариновой продукции. Эту проблему в скором времени планируется решить путем увеличения объемов экспорта данного продукта;
4) учитывая тенденции развития рынка, предприятие должно направить свои силы на исследование и изменение вкусов потребителей, разработку новых товаров, стимулирование потребителей путем разработки гибкой системы скидок и проведения активных маркетинговых мероприятий.
В ОАО «МИНСКИЙ МАРГАРИНОВЫЙ ЗАВОД».
Для повышения эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» предлагаются следующие мероприятия:
1. Разработка и осуществление инвестиционного проекта «Установка линий по расфасовке майонеза ЛР-1.
Реализация
данного инвестиционного
2. Разработка эффективной кадровой политики, для управленческого
персонала разработать систему мотивации по выполнению прогнозных показателей развития предприятия.
4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1.
4.1.1. Резюме
Инициатор проекта: ОАО «Минский маргариновый завод». Адрес: 220037, Республика Беларусь, город Минск, ул. Козлова, 27
Открытое акционерное общество «Минский маргариновый завод» создано в соответствии с Приказом Государственного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь № 222 от 30 декабря 1993 г. путем преобразования государственного предприятия «Минский маргариновый завод».
Предприятие введено в эксплуатацию в 1951 году и ориентировано на массовый выпуск масложировой продукции: маргарина, майонеза, жиров.
Разработка и осуществление инвестиционного проекта «Установка линий по расфасовке майонеза ЛР-1.
Реализация
данного инвестиционного
Инвестиционный проект эффективен и способен принести инициаторам проекта дополнительную прибыль. В бизнес-плане были произведены расчеты эффективности проекта и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия при условии реализации проекта.
Для реализации данного инвестиционного проекта необходимы капитальные вложения в сумме 283,2 млн. руб.
Реализацию данного проекта планируется провести за счет собственных средств в третьем квартале 2010 года. Расчеты произведены для обоснования целесообразности использования собственных средств предприятия на закупку расфасовочных линий ЛР-1.
Деятельность предприятия характеризуется устойчивыми темпами роста по всем показателям (глава 2).
4.1.2. Описание продукции
Майонез представляет собой сметанообразную мелкодисперсную эмульсию типа «масло в воде», изготовленную из рафинированных дезодорированных растительных масел (подсолнечного, рапсового, соевого и других), эмульгаторов, стабилизаторов, вкусовых добавок и пряностей. Майонез предназначен для реализации и использования в качестве приправы, заправки салатов в домашних условиях и в сети объектов общественного питания.
Майонез вырабатывается в соответствии с требованиями ГОСТ 30004.1-93, технических описаний, по технологической документации с соблюдением правил санитарно-бактериологического контроля производства.
4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга
На сегодняшний день производство и реализация майонезной продукции является важнейшим источником получения прибыли для ОАО «Минский маргариновый завод».
Майонез является одним из самых популярных продуктов у белорусов. Уровень потребления майонеза в нашей стране остается неизменно высок.
Одним из путей увеличения доли рынка завода в общей емкости рынка майонезной продукции станет техническое переоснащение производства майонезной продукции, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества и сроков годности выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.