Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования - эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Предмет исследования – механизм формирования показателей эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Цель работы: анализ эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения.
Методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Обзор литературы……………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие и уровни экономической эффективности производства в АПК……………………………………………………….………………………… 6
1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства……..……............................................................................................ 7
1.3. Факторы повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях….…………………………………………….. 8
1.4. Резервы и пути повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях……………………………………………….. 11
1.5. Характеристика масложировой отрасли Республики Беларусь………… 12
1.5.1. Современное состояние масложировой отрасли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 12
1.5.2. Сырьевое обеспечение………………………………………………. 12
1.5.3. Развитие производственных мощностей маслодобывающих организаций и увеличение объемов производства масла растительного и шрота (жмыха) рапсового………………………………………………………………… 16
1.5.4. Организация производства и использования в народном хозяйстве дизельного биотоплива на основе рапсового масла…………………………….. 17
1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих предприятий………………….. .18
1.5.6. Научное сопровождение работы организаций масложировой
отрасли…………………………………………………………………………….. 19
1.6. Мировой рынок семян масличных культур и растительного масла……. 20

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»…………………………………………………………….. 21
2.1. История создания предприятия…………………………………………… 21
2.2. Структура управления……………….…………………………………….. 22
2.3. Организационная структура предприятия ………………………………. 25
2.4. Объемы производства продукции………………………………………… 27
2.5. Анализ функционирующего капитала……………………………………. 28
2.6. Оценка состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.. 32
2.7. Анализ производительности труда………………………………………. 34
2.8. Финансово-экономические показатели предприятия…………………... 35
3. Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»……………….…………………………………………….. 38
3.1. Поставщики предприятия……..…………………………………………. 38
3.2. Маркетинг на предприятии…………………………….………………… 39
3.3. ОАО «Минский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции………………………………………………………………………...... 41
3.4. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 45
3.5. Цены и ценообразование на продукцию, производимую в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 53
4. Пути повышения эффективности и перспективы развития производства в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………….. 61
4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1……….. 61
4.1.1. Резюме……………………………………………………………….. 61
4.1.2. Описание продукции………………………………………………… 62
4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга……………………………... 62
4.1.4. Производственный план…………………………………………….. 64
4.1.5. Организационный план……………………………………………… 65
4.1.6. Инвестиционный план………………………………………………. 65
4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности……… 65
4.1.8. Показатели эффективности проекта………………………………... 67
4.1.9. Юридический план……………………………………………………67
4.2. Совершенствование кадровой политики в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………………………68
5. Охрана труда …………………………………………………………………….77
5.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Минский маргариновый
завод»………………………………………………………………………………. 78
5.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………. 81

Заключение…………………………………………………………………………83
Список использованных источников………………..……………………………85 Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

  1. Расчет плановой прибыли по формуле (3.10)

 

,                                                         (3.10)

где П – плановая прибыль, бел. руб.;

С – полная себестоимость, бел. руб.;

Р – плановая норма рентабельности, %.

 

(руб.)

  1. Расчет цены производителя без косвенных налогов (Цпр) по формуле (3.11)

 

                                                          (3.11)

 

(руб.)

  1. Расчет отпускной цены 1 кг продукции предприятия-производителя без НДС:

 

5. Расчет отпускной цены 1 единицы (пакет 200 гр.) продукции предприятия-производителя без НДС (Ц):

.

6. Определение НДС (формула (3.12))

 

                                                  (3.12)

 

(руб.)

  7. Отпускная цена предприятия-производителя с НДС (ОЦ):

(руб.)

Данная цена сформирована на условиях франко-склад изготовителя. ОАО «Минский маргариновый завод» также  рассчитывает и помещает цену в прейскурант  на условиях франко-назначения, которая включает в себя расходы по доставке продукции до потребителя.

 

Таблица 3.8 - Цены на маргарин ОАО «Минский маргариновый завод» в сравнении с ценами белорусских производителей аналогичной продукции  на 3.12.2009г.

п/п

Наименование

% жирности

Тип упаковки,

вес

Производитель/цена ФСИ, без НДС

 бел. руб.

ОАО

«Минский

маргариновый

Завод»

ОАО

«Гомельский жировой

комбинат»

НП ООО

«Продукты питания»

1

2

3

4

5

6

7

1

«Молочный»

82

нефас.

3633

3480

3568

2

«Молочный особый – 1»

82

нефас.

3577

   

3

«Универсальный д/промперера-ботки»

82

нефас.

3633

   

4

«Минский особый»

80

нефас.

250 г

3091

   

6

«Сливочный»

82

Фольга 250 г

1208

1199

 

7

Сливочный люкс

82

Фольга 250 г

1301

   

8

«Молочный»

82

Фольга

250 г

1021

1021

 

9

Молочный люкс

82

Фольга 250 г

1093

   

11

«Солнечный»

72

Фольга

250 г

934

925

 

12

«Солнечный Люкс»

72

Фольга

250 г

1012

   

13

«Нёман»

65

Фольга

250 г

868

   

14

«Светлана»

82

250 г

 

996

 

15

«Радуга»

75

250 г

 

952

 

16

«Сливочный

82

200 г

 

986

 

17

«Традиция»

65

200 г

 

734

 

18

«Шоколадно-сливочный»

65

200 г

 

991

 

19

«Домашний для выпечки»

82

нефас

1 кг

 

3461

 

20

«Домашний для выпечки»

82

250 г

 

1033

 

21

«Домашний для жарения»

80

250 г

 

1022

 

22

«Домашний для крема»

80

250 г

 

1012

 

23

«Ланна»

60

нефас

   

2921

24

«Ланна»

60

200 г

   

704

25

«Флора»

70

Нефас

   

3240

26

«Флора»

70

Пергам.200

   

811

27

«Столовый молочный»

82

200 г

Пергам.

   

866


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

Исходя из данных таблицы  цена на маргарин (в частности «Молочный» весовой 82% жирности) ОАО «Минский маргариновый завод» выше цены аналогичной продукции ОАО «Гомельский жировой комбинат» на 4,4%, а НП ООО «Продукты питания» на 1,8%. Цены на фасованный в пачки по

250 гр. маргарин по сравнению с Гомельским жировым комбинатом выше на 0,7 – 0,9%, цена на маргарин НП ООО «Продукты питания» по сравнению с ценой Минского маргаринового завода (в перерасчете на пачку 250г) незначительно выше (1,3%)  .

Что касается цен белорусских  импортеров на весовой маргарин российского производства, то в течение 2009 года он был дешевле маргарина белорусского производства на 15% - 30%.

Таблица 3.9 - Сводный анализ действующих цен на кетчуп в ассортименте  по предприятиям-изготовителям РБ  на 3.12.2009г.

 

п/п

Наименование 

продукции

Вес, г/

упаковка

Наименование производителей \ цены на условиях

франко-склад изготовителя, без НДС, бел. руб.

ОАО «ММЗ»

УП ТД

 «АВС»

 

«Ланна»

ОАО «Памакс»

ЧУП «Камако»

 

1.

 

«Шашлычный»

Бут. п/м 900

3328

   

3579

 

Бут. п/м 500

2108

       

Дой-пак 250

929

       

 

2.

 

«Острый»

Бут. п/м 900

2863

       

Бут. п/м 500

1831

       

 

3.

 

«Классический»

Бут. п/м 900

3325

       

Бут. п/м 500

2104

       

Дой-пак 250

922

       

 

4.

 

«Аджика»

Бут. п/м 900

2863

       

Бут. п/м 500

1831

       

Дой-пак 250

785

       

 

5.

 

«Томатный»

Бут. п/м 900

3023

       

Бут. п/м 500

1951

       

Дой-пак 250

839

       

 

6.

 

«Нежный»

Бут. п/м 900

3085

       

Бут. п/м 500

1893

       

Дой-пак 250

819

       

 

 

8.

 

 

Кетчуп в ассортименте

Бут. п/м 900

     

5054

 

Бут. п/м 900

     

5030

 

Бут. п/м 550

     

3270

 

Бут. п/м 550

     

3254

 

Бут. 900

 

3879

3237

   

Бут. 500

 

2575

2263

 

2620


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

Исходя из данных таблицы  видно, что цены на кетчуп, фасованный в флаконы 900 гр. Минского маргаринового завода ниже чем на продукцию «АВС» на 20,5%, ОАО «Памакс» на 38,9%, «Ланна» на 4,8%.

Что касается кетчупа  фасованного во флаконы 500 г, то и  в данном случае сохраняется та же тенденция: продукция ОАО «Минский маргариновый завод» по цене дешевле, чем «АВС», на 24,2%, «Ланна» на 13,7%, «Камако» на 25,5%.

 

Таблица 3.10 - Анализ цен на масло растительное в торговой сети г. Минска на 3.12.2009г.

 

Наименование

объем

ТМ / цена за ед. продукции  бел. руб.

Золотая капля

ОАО

«ММЗ»

Солнце мое

Дары Кубани

Благо

Сло-бода

Олей-на

Донской янтарь

Масло подсолнечное р/д/в

980 мл

4530

           

950 мл

 

4170

         

1 л

   

4430

4430

4430

4240

4490

Масло подсолнечное нераф.

800 мл

       

4050

   

Масло рапсово-подсолнечное р/д/в

980 мл

4120

           

Масло подсолнечно-оливковое

980 мл

4700

           

Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

                                                                                                                                                                 

Из проведенного анализа следует: цена на масло подсолнечное рафинированное дезодорированное вымороженное ОАО «Минский маргариновый завод» выше, чем цены на аналогичное масло других производителей.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие  выводы:

  1) ОАО «Минский маргариновый завод» является ведущим производителем маргариновой и майонезной продукции в Республике Беларусь. В настоящее время функционирует в условиях жесткой конкуренции;

  2) реализация стратегических товаров – масла растительного, майонезной и маргариновой продукции – играет ключевую роль в деятельности предприятия;

3) недозагруженность производства и сложность с реализацией продукции  наблюдается в основном  по маргариновой продукции. Эту проблему в скором времени  планируется решить путем увеличения объемов экспорта данного продукта;

4) учитывая тенденции развития рынка, предприятие должно направить свои силы на исследование и изменение вкусов потребителей, разработку новых товаров, стимулирование потребителей путем разработки гибкой системы скидок и проведения активных маркетинговых мероприятий.

  1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА

В ОАО «МИНСКИЙ МАРГАРИНОВЫЙ ЗАВОД».

 

Для повышения эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» предлагаются следующие мероприятия:

        1. Разработка и осуществление инвестиционного проекта «Установка  линий по расфасовке майонеза ЛР-1.

       Реализация  данного инвестиционного проекта  позволит увеличить объемы производства  и сбыта майонезной продукции.  На предприятии введены в эксплуатацию  смесительные установки SPP-1000, МР-2000 для смешивания вязких продуктов фирмы IKA WERKE, Германия. С вводом в эксплуатацию данных установок возникла необходимость приобретения линий по расфасовке.

          2. Разработка эффективной кадровой политики, для управленческого

персонала разработать  систему мотивации по выполнению прогнозных показателей развития предприятия.

 

4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1.

 

4.1.1. Резюме

 

       Инициатор  проекта: ОАО «Минский маргариновый завод». Адрес: 220037, Республика Беларусь, город Минск, ул. Козлова, 27

        Открытое акционерное общество «Минский маргариновый завод» создано в соответствии с Приказом Государственного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь № 222 от 30 декабря 1993 г. путем преобразования государственного предприятия «Минский маргариновый завод».

       Предприятие введено в эксплуатацию в 1951 году и ориентировано на массовый выпуск масложировой продукции: маргарина, майонеза, жиров.

       Разработка и осуществление инвестиционного проекта «Установка  линий по расфасовке майонеза ЛР-1.

       Реализация  данного инвестиционного проекта  позволит увеличить объемы производства и сбыта майонезной продукции. На предприятии введены в эксплуатацию  смесительные установки SPP-1000, МР-2000 для смешивания вязких продуктов фирмы IKA WERKE, Германия. С вводом в эксплуатацию данных установок возникла необходимость приобретения линий по расфасовке майонезной продукции.

       Инвестиционный   проект   эффективен   и   способен   принести   инициаторам   проекта дополнительную прибыль. В бизнес-плане были произведены расчеты эффективности проекта  и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия при условии реализации проекта.

       Для реализации данного инвестиционного проекта необходимы капитальные вложения в сумме  283,2 млн. руб.

       Реализацию  данного проекта планируется  провести за счет собственных  средств в третьем квартале 2010 года. Расчеты произведены для обоснования целесообразности использования собственных средств предприятия на закупку расфасовочных линий ЛР-1.

      Деятельность предприятия характеризуется устойчивыми темпами роста по всем показателям (глава 2).

 

4.1.2. Описание продукции

 

Майонез представляет собой сметанообразную мелкодисперсную эмульсию типа «масло в воде», изготовленную из рафинированных дезодорированных растительных масел (подсолнечного, рапсового, соевого и других), эмульгаторов, стабилизаторов, вкусовых добавок и пряностей. Майонез предназначен для реализации и использования в качестве приправы, заправки салатов в домашних условиях и в сети объектов общественного питания.

Майонез вырабатывается в соответствии с требованиями ГОСТ 30004.1-93, технических описаний, по технологической документации с соблюдением правил санитарно-бактериологического контроля производства.

 

4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга

 

             На сегодняшний день производство и реализация майонезной         продукции является важнейшим источником получения прибыли для ОАО «Минский маргариновый завод». 

Майонез является одним  из самых популярных продуктов у  белорусов. Уровень потребления  майонеза в нашей стране остается неизменно высок.

Одним из путей увеличения доли рынка завода в общей емкости рынка майонезной продукции  станет техническое переоснащение производства майонезной продукции, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества и сроков годности выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности. 

Информация о работе Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения