Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:43, дипломная работа
Объектом исследования - эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Предмет исследования – механизм формирования показателей эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Цель работы: анализ эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения.
Методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.
Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Обзор литературы……………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие и уровни экономической эффективности производства в АПК……………………………………………………….………………………… 6
1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства……..……............................................................................................ 7
1.3. Факторы повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях….…………………………………………….. 8
1.4. Резервы и пути повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях……………………………………………….. 11
1.5. Характеристика масложировой отрасли Республики Беларусь………… 12
1.5.1. Современное состояние масложировой отрасли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 12
1.5.2. Сырьевое обеспечение………………………………………………. 12
1.5.3. Развитие производственных мощностей маслодобывающих организаций и увеличение объемов производства масла растительного и шрота (жмыха) рапсового………………………………………………………………… 16
1.5.4. Организация производства и использования в народном хозяйстве дизельного биотоплива на основе рапсового масла…………………………….. 17
1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих предприятий………………….. .18
1.5.6. Научное сопровождение работы организаций масложировой
отрасли…………………………………………………………………………….. 19
1.6. Мировой рынок семян масличных культур и растительного масла……. 20
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»…………………………………………………………….. 21
2.1. История создания предприятия…………………………………………… 21
2.2. Структура управления……………….…………………………………….. 22
2.3. Организационная структура предприятия ………………………………. 25
2.4. Объемы производства продукции………………………………………… 27
2.5. Анализ функционирующего капитала……………………………………. 28
2.6. Оценка состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.. 32
2.7. Анализ производительности труда………………………………………. 34
2.8. Финансово-экономические показатели предприятия…………………... 35
3. Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»……………….…………………………………………….. 38
3.1. Поставщики предприятия……..…………………………………………. 38
3.2. Маркетинг на предприятии…………………………….………………… 39
3.3. ОАО «Минский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции………………………………………………………………………...... 41
3.4. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 45
3.5. Цены и ценообразование на продукцию, производимую в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 53
4. Пути повышения эффективности и перспективы развития производства в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………….. 61
4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1……….. 61
4.1.1. Резюме……………………………………………………………….. 61
4.1.2. Описание продукции………………………………………………… 62
4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга……………………………... 62
4.1.4. Производственный план…………………………………………….. 64
4.1.5. Организационный план……………………………………………… 65
4.1.6. Инвестиционный план………………………………………………. 65
4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности……… 65
4.1.8. Показатели эффективности проекта………………………………... 67
4.1.9. Юридический план……………………………………………………67
4.2. Совершенствование кадровой политики в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………………………68
5. Охрана труда …………………………………………………………………….77
5.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Минский маргариновый
завод»………………………………………………………………………………. 78
5.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………. 81
Заключение…………………………………………………………………………83
Список использованных источников………………..……………………………85 Приложения
Таблица 5.1 - Выделение и использование средств на мероприятия по охране труда
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год | |||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | |
Всего затрат, тыс. руб., в т.ч.: |
110000 |
114400 |
125000 |
105900 |
140000 |
130700 |
на мероприятия, предусмотренные коллективным договором; |
66000 |
67600 |
75000 |
52200 |
78000 |
63000 |
на средства индивидуальной защиты; |
40000 |
42200 |
45000 |
47600 |
55000 |
59700 |
на лечебно-профилакти-ческое питание и молоко; |
4000 |
4600 |
5000 |
6100 |
7000 |
8000 |
Ассигновано на 1 работающего, тыс. рублей |
235,0 |
244,4 |
271,7 |
230,2 |
473,0 |
276,3 |
Примечание - Источник: Собственная разработка на базе данных предприятия.
Анализируя
в динамике использование
В
ОАО «Минский маргариновый
Таблица 5.2 - Показатели производственного травматизма
Показатели |
Формулы и обозначения |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Среднесписочное число работающих |
Р |
468 |
460 |
473 |
Число несчастных случаев в отчетный период |
Т |
1 |
2 |
- |
Число дней нетрудоспособности |
Д |
29 |
29 |
- |
Показатель частоты травматизма |
Кч=Т*1000/Р |
2,1 |
4,3 |
- |
Показатель тяжести травматизма |
Кт=Д/Т |
29 |
14,5 |
- |
Показатель потерь рабочего времени |
Кп=Кч*Кт=Д*1000/Р |
60,9 |
62,4 |
- |
Примечание - Источник: Собственная разработка на базе данных предприятия.
Из
данных таблицы видно, что
Показатели частоты травматизма увеличился в 2008 году по сравнению с 2007 годом и составили соответственно 4,3 и 2,1, что повлекло и увеличение показателя потерь рабочего времени с уровня 60,9 до уровня 62,4. В 2009 году несчастных случаев на предприятии не зафиксировано.
5.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда
К
мероприятиям по улучшению
Исходя
из анализа состояния охраны
труда в ОАО «Минский
- проводить все инструктажи с работниками не формально, а в соответствии с «Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда», утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 г. № 175.
- оформить уголки по технике безопасности в производственных цехах в соответствии с «Типовым положением о кабинете охраны труда» № 144 от 8.11.1999 г.;
- запретить допуск к самостоятельной работе всех работников, не прошедших проверку знаний по охране труда в соответствии с «Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда», утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 года № 175;
- проводить
постоянный контроль на
- выделять
достаточно средств на
Из проведенных расчетов экономической эффективности мероприятий по охране труда внедренных в ОАО «Минский маргариновый завод» в 2009 году следует, что данные мероприятия по охране труда экономически эффективны, т.к. срок окупаемости данных мероприятий составляет 7,8 лет, что меньше нормативного Тн=12,5 лет. Расчет произведен в приложении Э.
Анализ состояния охраны труда в ОАО «Минский маргариновый завод» позволил выявить недостатки и наметить пути их устранения в предложенных мероприятиях.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
По результатам выполненной дипломной работы можно сделать следующие выводы и предложения.
1. ОАО «Минский маргариновый завод» является ведущим производителем маргариновой и майонезной продукции в Республике Беларусь. В настоящее время функционирует в условиях жесткой конкуренции.
2. Объём производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом; объём товаров народного потребления в фактических отпускных ценах (без налогов) увеличился к уровню 2008 года; выработка на одного работающего ППП по объему продукции в сопоставимых ценах увеличилась к уровню 2008 года, затраты на 1 рубль товарной продукции снизились против уровня 2008 года; себестоимость реализованной продукции увеличилась к уровню 2008 года; прибыль от реализации продукции увеличилась к уровню 2008 года; рентабельность реализованной продукции увеличилась по сравнению с 2008 годом. Конечным положительным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является чистая прибыль. Чистая прибыль, полученная ОАО «Минский маргариновый завод», в 2009 году увеличилась на 441 миллион рублей по сравнению с 2008 годом, что составило 112,4% к уровню 2008 года.
3. В ОАО «Минский маргариновый завод» коэффициент текущей ликвидности в 2009 году превысил норматив. Динамика изменения этого показателя носит положительный характер. Изменение показателя обеспеченности финансовых обязательств активами с каждым годом ухудшается.
4. Производственные мощности предприятия полностью не используются. Если производственные мощности по майонезу используются на 100% ( в 2009 году данный показатель составил 67,5%, т.к. в майонезном цехе проводилась реконструкция), то производственные мощности по маргарину недозагружены и их загрузка составляет лишь 21,8%. Причина низкая емкость рынка маргариновой продукции. Продукция предприятия реализуется на рынке Республики Беларусь. В настоящее время необходимо осуществлять мероприятия по выходу на внешний рынок.
Предприятие пытается увеличивать объемы реализации продукции за счет разработки новых ее видов.
5. Повышение уровня затрат в выручке от реализации продукции оказывает негативное влияние на эффективность производства продукции, так как приводит к удорожанию продукции. Всемерное снижение себестоимости продукции - актуальная задача для каждого предприятия, поэтому необходимо осуществлять мероприятия по снижению себестоимости по всем статьям затрат.
В настоящее время необходимо вырабатывать мероприятия по снижению себестоимости по всем элементам затрат.
Предприятием разработан комплекс мер по повышению эффективности работы:
1) Мероприятия по обеспечению сырьем (способствуют снижению себестоимости продукции за счет снижения уровня материальных затрат):
2) Реконструкция и техническое перевооружение (устранит простои оборудования, будет способствовать снижению трудоемкости продукции, а, следовательно, и снижению себестоимости):
3) Завоевание новых рынков сбыта и ликвидация сверхнормативных запасов готовой продукции (будет способствовать загрузке мощностей) и увеличению объемов выпуска продукции).
4) Улучшение качества продукции (будет способствовать сокращению времени на реализацию, проникновению на внешние рынки).
Для проведения технического перевооружения предприятием приобретено оборудование, соответствующее современному уровню технологий: линия непрерывной рафинации и винтеризации жиров производительностью 100-120 т/сутки (в эксплуатацию не введена, проводится монтаж); вакуумной установки для приготовления вязких продуктов производительностью 1 т/час; вакуумной установки для приготовления вязких продуктов производительностью 2 т/час. Для введенных в эксплуатацию вакуумных установок необходимо приобрести линии по расфасовке майонеза.
Новое оборудование позволит осуществлять выпуск нового ассортимента продукции, в большей степени соответствующего вкусам потребителей.
В разделе 4 проведен
расчет эффективности
6. Для достижения показателей бизнес-плана (увеличение объемов продаж, повышение рентабельности, рост выручки, снижение затрат на рубль товарной продукции, ликвидация кредиторской и дебиторской задолженности и другие) предлагается использовать материальное вознаграждение персонала.
7. В результате проведения анализа состояния охраны в ОАО «Минский маргариновый завод» были выявлены некоторые недостатки, на основании которых предложены мероприятия по улучшению условий и безопасности труда.
Таким образом, проведенный
анализ производственной деятельности
ОАО «Минский маргариновый завод» показал,
что предприятие в целом
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ