Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования - эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Предмет исследования – механизм формирования показателей эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Цель работы: анализ эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения.
Методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Обзор литературы……………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие и уровни экономической эффективности производства в АПК……………………………………………………….………………………… 6
1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства……..……............................................................................................ 7
1.3. Факторы повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях….…………………………………………….. 8
1.4. Резервы и пути повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях……………………………………………….. 11
1.5. Характеристика масложировой отрасли Республики Беларусь………… 12
1.5.1. Современное состояние масложировой отрасли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 12
1.5.2. Сырьевое обеспечение………………………………………………. 12
1.5.3. Развитие производственных мощностей маслодобывающих организаций и увеличение объемов производства масла растительного и шрота (жмыха) рапсового………………………………………………………………… 16
1.5.4. Организация производства и использования в народном хозяйстве дизельного биотоплива на основе рапсового масла…………………………….. 17
1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих предприятий………………….. .18
1.5.6. Научное сопровождение работы организаций масложировой
отрасли…………………………………………………………………………….. 19
1.6. Мировой рынок семян масличных культур и растительного масла……. 20

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»…………………………………………………………….. 21
2.1. История создания предприятия…………………………………………… 21
2.2. Структура управления……………….…………………………………….. 22
2.3. Организационная структура предприятия ………………………………. 25
2.4. Объемы производства продукции………………………………………… 27
2.5. Анализ функционирующего капитала……………………………………. 28
2.6. Оценка состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.. 32
2.7. Анализ производительности труда………………………………………. 34
2.8. Финансово-экономические показатели предприятия…………………... 35
3. Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»……………….…………………………………………….. 38
3.1. Поставщики предприятия……..…………………………………………. 38
3.2. Маркетинг на предприятии…………………………….………………… 39
3.3. ОАО «Минский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции………………………………………………………………………...... 41
3.4. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 45
3.5. Цены и ценообразование на продукцию, производимую в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 53
4. Пути повышения эффективности и перспективы развития производства в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………….. 61
4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1……….. 61
4.1.1. Резюме……………………………………………………………….. 61
4.1.2. Описание продукции………………………………………………… 62
4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга……………………………... 62
4.1.4. Производственный план…………………………………………….. 64
4.1.5. Организационный план……………………………………………… 65
4.1.6. Инвестиционный план………………………………………………. 65
4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности……… 65
4.1.8. Показатели эффективности проекта………………………………... 67
4.1.9. Юридический план……………………………………………………67
4.2. Совершенствование кадровой политики в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………………………68
5. Охрана труда …………………………………………………………………….77
5.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Минский маргариновый
завод»………………………………………………………………………………. 78
5.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………. 81

Заключение…………………………………………………………………………83
Список использованных источников………………..……………………………85 Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Распределение затрат на топливо, воду и электроэнергию по объектам калькуляции производится пропорционально нормам их расхода.

        По статье «Оплата труда производственных рабочих» учитывается оплата труда производственных рабочих, занятых непосредственно на всех этапах производственного процесса, расфасовке, упаковке, укладке и внешнем оформлении.

По статье «Отчисления  на социальные нужды» отражаются отчисления по установленным нормам от сумм оплаты труда производственных рабочих (кроме тех выплат, на которые отчисления не производятся) в соответствии с нормативными правовыми актами. В 2009 г. эта цифра составила 34,7% (34 % - соцстрах и 0,7 % - обязательное страхование).

        В состав статьи «Транспортно - заготовительные расходы» включается:

расходы по транспортировке  материалов, подлежащие оплате сверх  цены материала; плата процентов по кредитам и займам, предоставленным под оборотные средства; командировочные расходы по непосредственному заготовлению материалов и другие расходы.

       Транспортно-заготовительные расходы распределяются по группам продукции пропорционально стоимости сырья и материалов.

        В смету "Общепроизводственные расходы" входят: содержание аппарата управления цехов, содержание неуправленческого  персонала с начислениями; содержание зданий, сооружений и инвентаря  и др.; амортизация машин и оборудования; текущий ремонт и техобслуживание; охрана труда (молоко за вредность, спец. одежда и др.); прочие.

       Следует отметить, что амортизация основных средств начисляется в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным Постановлением Минэкономики,  Минфина, Министерства строительства и архитектуры от 23.11.2001 г. №187/110/96/18 линейным методом. Учет амортизационных отчислений производится раздельно по основным фондам общепроизводственного и общехозяйственного назначения.

В состав фактических  общепроизводственных расходов включаются потери от простоев, потери от порчи материальных ценностей при хранении в цехах, а также другие непроизводительные расходы и потери.

         В соответствии с принятой  на предприятии учетной политикой  накладные расходы распределяются пропорционально фонду заработной платы производственных рабочих (рабочих цеха).

       Общепроизводственные  расходы распределяются пропорционально  сумме основной оплаты труда  производственных рабочих цеха, а внутри цеха по группам  продукции.

Общехозяйственные расходы  включают: затраты на оплату  управления, содержание персонала неуправленческого характера  с начислениями; командировки; амортизация зданий, сооружений, передаточных устройств, транспортных средств,  инструментов и хоз. инвентаря; содержание сторожевой охраны (з/п); амортизацию нематериальных активов; капитальный ремонт; прочие расходы (Материалы и услуги. Затраты на испытания, опыты и исследоваия).

        В состав фактических расходов включаются также убытки от потерь, порчи и недостачи сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции на заводских складах в пределах допустимых норм. Также учитываютсяпотери от простоев, обусловленных внутренними и внешними причинами. Внутренними причинами простоев считаются различные производственные неполадки, а внешними - непоступление от поставщиков материалов, топлива, энергии и других ресурсов.

       Распределение общехозяйственных расходов и прочих производственных расходов осуществляется пропорционально сумме основной оплате труда производственных рабочих основного производства всего предприятия.

       По статье "Прочие производственные расходы" учитывается налог на землю и экологический налог.

       По статье "Расходы на реализацию" учитываются затраты, связанные с реализацией продукции. К ним относятся: расходы на рекламу; комиссионное вознаграждение комиссионерам за реализацию продукции; прочие.

       Расчет  отчислений в инновационный фонд  концерна «Белгоспищепром» производится  в размере, установленном вышестоящей  организацией – распорядителя  инновационного фонда, от полной себестоимости реализованной продукции предыдущего месяца за вычетом начисленного инновационного фонда за предыдущий месяц и относится на себестоимость продукции. Размер отчислений в инновационный фонд в 2009 году составил 0,75% от себестоимости производства.

Полная себестоимость  определяется суммированием всех вышеуказанных статей.

Таким образом, по рецептуре на основании норм расхода определяются статьи: сырье и основные материалы, отходы, вспомогательные и тароупаковочные материалы.   По утверждённой норме определяются расходы на топливо, воду, электроэнергию.    По плану по труду определяются оплата труда производственных рабочих. По сметам определяются общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, прочие производственные расходы, расходы на реализацию.

 По  данным  текущего бухгалтерского учета ежемесячно выявляется фактическая  себестоимость выпущенной продукции цехом.

Анализ  себестоимости произведенной продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» показывает, что производство является материалоемким. В структуре затрат материальные затраты занимают наибольший удельный вес – 35-65%.  На протяжении 3-ех лет удельный вес этой статьи практически не менялся. Но выросли показатели в абсолютном выражении. Это связано с удорожанием сырья, а также с освоением и увеличением объемов производства новых видов продукции – кетчупа, хрена, горчицы.

Нельзя не отметить ежегодное  увеличение расходов на топливо. Доля этой статьи расходов увеличивается  в 1,5-2 раза, что дает существенное увеличение полной себестоимости.

Наблюдается также рост заработной платы, а соответственно и отчислений на социальные нужды. Прежде всего, это связано с проводимой на предприятии социальной политикой. 

Выросла доля транспортно-заготовительных расходов. Это прежде всего связано с тем, что в  статью транспортно-заготовительные расходы включается оплата процентов по кредитам. Необходимость привлечения заемных средств связана с покупкой дорогостоящего импортного технологического оборудования.

В связи с попыткой максимизировать объемы продаж в условиях конкуренции, наблюдается рост расходов на реализацию. В первую очередь за счет  зарплаты комиссионеров.

Что касается динамики других производственных затрат, то здесь  за три года наблюдается несущественный рост. Вода -119 %, электроэнергия -153%.  За два года общая сумма затрат возросла на 76%.

 Подводя итог анализа себестоимости по вилам продукции (приложения В, Г, Д, Е, Ж, И), можно сделать следующие выводы:

- наиболее убыточное  производство – это розлив растительного масла (в 2007 году получен убыток 236815 тыс. руб., в 2009 году – 207942 тыс. руб.). Прибыль от розлива масла растительного получена в 2008 году. Это связано с невысокой урожайностью масличных культур в 2007 году  в странах-производителях, повышенным спросом, и как следствие, увеличением цен на подсолнечное, рапсовое, пальмовое и соевое масла;

- наиболее высокий  рост себестоимости единицы продукции  наблюдается по кетчупу, в сравнении  с 2007 годом, в 2009 году рост  себестоимости кетчупов составил 68,7%;

- наиболее высокая прибыль получена от производства майонезной продукции, в 2009 году размер прибыли составил 5001719 тыс. руб., рентабельность майонезной продукции в 2009 году составила 24,9%.

         В таблице 3.4. приведена группировка затрат по элементам в целом по предприятию.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.4 -  Поэлементный состав фактических затрат на ОАО «Минский маргариновый завод» за период с 2007 по 2009 гг.

 

 

 

2007

2008

2009

Млн. руб.

Уд. Вес

(%)

Млн. руб.

Уд. Вес

(%)

Млн. руб.

Уд. вес (%)

1

2

3

4

5

6

7

 Объем продукции в фактических ценах

36438

 

54025

 

61719

 

Затраты на производство, в т.ч.:

34811

100

48306

100

52911

100

Материальн. затраты

25421

73,0

35692

73,9

39683

75

расходы на оплату труда

4022

11,6

5162

10,7

5233

9,9

отчисления на социальные нужды

2006

5,8

2677

5,5

2738

5,2

амортизация основных средств и  нематериальных активов

698

2,0

861

1,8

916

1,7

прочие затраты

2664

7,7

3915

8,1

4341

8,2

Затраты на 1 руб. товарной продукции

0,96

0,89

0,86


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

Данные из таблицы 3.4. говорят о том, что рост в абсолютном выражении произошел по всем элементам затрат. Увеличилась сумма, как переменных, так и постоянных расходов.

          Изменилась несколько и структура: увеличилась доля переменных расходов, доля постоянных наоборот, ежегодно снижалась в среднем на 1-2% (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 - Структура затрат на производство продукции на ОАО «Минский маргариновый завод» за отчетный период

Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

  Для определения влияния факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции за 2008- 2009 гг. применим в анализе факторную модель:

                                                  = + ,                                             (3.1)

где    -себестоимость единицы i-го вида продукции;

        -сумма постоянных затрат, отнесенный на i-й вид продукции;

        -объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах;

         -сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции.

         Исходные данные для факторного анализа себестоимости продукции приведены в таблице 3.5.

Таблица 3.5 – Фактические затраты на единицу продукции за 2008-2009гг.

Показатель

Значение показателя

Изменение

 

2008г.

2009г.

 

Объем производства, тыс. т

Сумма постоянных затрат, тыс.руб.;

Сумма переменных затрат на единицу продукции, тыс. руб.;

Себестоимость, руб./т.

15

8 698 400

 

2 640 467

3 220 400

16

8 887 000

 

2 751 500

3 306 938

+1

+ 188 600

 

+ 111 033

+ 86 538


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

Используя факторную модель и данные таблицы, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости продукции методом ценовой подстановки:

= + =                                                     (3.2)

= + =                                                   (3.3)

= + =                                                  (3.4)

= + =                                                      (3.5)

Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет :

    ∆ = - =3  306 938 – 3 220 360 = 86 538                                (3.6)

в том числе за счет изменения:

 а) объема производства продукции:

    ∆ = - = 3220360 – 3184117 = 36243;                            (3.7.)

б)  суммы постоянных затрат:

   ∆ = - = 3195905 – 3184117 = 11788;                                 (3.8)

 в) суммы  переменных затрат:

= - =  3306938 – 3195905 = 111033                                        (3.9)

Очевидно, что на изменение средней себестоимости 1 ед. продукта в 2009 году по сравнению с 2008 г. наибольшее влияние оказало изменение суммы переменных затрат. Это закономерно, т.к. производство является материалоемким, доля этих затрат больше 70 %.

Рост постоянных расходов не повлек значительного увеличения  себестоимости. Но вместе с тем, именно эти расходы в зависимости от различных способов их отражения в себестоимости могут послужить базой для снижения общей величины затрат, поскольку непосредственно зависят от деятельности самого предприятия.

 
    1. Цены и ценообразование на продукцию, производимую в

ОАО «Минский маргариновый завод»

 
 

Вопросы методологии  ценообразования на продукцию масложировой отрасли, включения затрат в формируемые  цены, оформления документов по обоснованию  и утверждению отпускных цен  предусмотрены Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008г. № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов ».

Согласно Инструкции, свободные отпускные цены на продукцию формируются с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли. Другими словами, отпускная цена = плановая себестоимость + налоги и неналоговые платежи + прибыль. Затраты включаются в плановую себестоимость в соответствии с законодательством, определяющим  состав затрат, включаемых в себестоимость продукции. При этом могут использоваться отраслевые рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции с учетом принятой субъектом предпринимательской деятельности учетной политики. Затраты, включаемые в себестоимость, рассчитываются по нормам  (нормативам), утверждаемым субъектом предпринимательской деятельности, если иное не установлено законодательством. Налоги и неналоговые платежи включаются в отпускные цены и тарифы в размерах и порядке согласно законодательству.

Основным документом,  содержащим указания  по  планированию, учету   затрат  и  исчислению  себестоимости  продукции   для   всех организаций масложировой отрасли, является  «Инструкция по планированию, учету затрат и исчислению себестоимости продукции (работ, услуг) в организациях масложировой отрасли», разработанная на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от  23  июля  2001  г.  №  1081  «О  составе  затрат,  включаемых  в себестоимость  продукции  (работ,  услуг)». Данная  инструкция может быть использована в организациях всех форм собственности.

Расчет  затрат  по элементам и статьям производится  исходя  из возможных объемов  производства, рецептур и существующих норм расхода сырья,  живого  и  овеществленного труда, основных и  вспомогательных материалов.

Ценовая политика ОАО  «Минский маргариновый завод» является составляющей комплекса маркетинга. В условиях возрастающей конкуренции на рынке цена становится одним из инструментов конкурентной борьбы, а обоснованная ценовая политика – одним из конкурентных преимуществ.

Формирование ценовой  политики предприятия начинается с  изучения рынков сбыта, анализа поведения  конкурентов и покупателей. Отделом  маркетинга рассчитывается емкость  рынка по каждому виду продукции, проводится сравнительный анализ цен с ценами конкурентов. После анализа рынков предприятие определяет цели ценовой политики. Цели в тот или иной промежуток времени зависят от многих факторов: внутренних и внешних. К основным внешним факторам, оказывающим влияние на формирование ценовой политики ОАО «Минский маргариновый завод», относятся:

  1. Государственное регулирование ценообразования.
  2. Наличие и степень конкуренции.
  3. Ценовая политика конкурентов.
  4. Уровень цен на сырье.
  5. Предпочтения потребителей.

Одним из основных внутренних факторов, оказывающим влияние на уровень цен, является размер затрат.

При формировании отпускных  цен на продукцию ОАО «Минский маргариновый Завод» используется метод калькулирования по полным затратам. Это наиболее распространенный метод. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на новые товары. Сущность метода заключается в том, что к полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то данная величина должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае должны быть включены косвенные и прямые налоги.

Динамика цен на основные виды продукции приведена на рисунке 3.2.

 

Рисунок 3.2. – Динамика цен на основные виды продукции ОАО «Минский маргариновый завод»

Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

Как показывает анализ, на протяжении последних пяти лет цены росли на все виды продукции ОАО «Минский маргариновый завод». Если цены на майонезную продукцию, хрен, горчицу и масло растительно-сливочное растут медленными темпами, то на кетчуп, маргарин и масло подсолнечное резко возрастают, начиная с 2008 г. Общий темп роста за 4 года по маслу подсолнечному составил 265,3%, по кетчупу – 182,9%, по маргарину – 164,9%.

Рост цен на кетчуп обусловлен востребованностью данного  вида продукции на рынке, а на масло подсолнечное и маргарин – ростом цен на сырье.

На сегодняшний день целью ценовой политики ОАО «Минский маргариновый завод» является увеличение доли рынка по основным видам продукции: маргариновой и майонезной. Поскольку предприятие устанавливает цены на маргарин выше цен своих конкурентов, то снижение цен будет являться одним из способов увеличения доли рынка.

Цены на майонезную продукцию  представляют собой интерес для  изучения, поскольку производство и реализация именно данного вида продукции является важнейшим источником получения прибыли для предприятия.

ОАО «Минский маргариновый завод» по состоянию на 03.12.2009г. устанавливает цены на майонез ниже среднерыночных (таблица 3.6).

 

 

 

 

 

Таблица 3.6  –  Среднерыночные цены на майонез, бел. руб.

 

 

Вид майонеза

Низко-

калорийный

Средне-калорийный

Высоко-калорийный

Среднерыночная цена за 1 п/э пакет 200 гр. (бел. руб. без НДС)

750

906

1070

Цена ОАО «Минский маргариновый завод» за 1 п/э пакет 200 гр. (бел. руб. без НДС)

645

747

899


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

На рисунке 3.3. приведено сравнение цен на майонезную продукцию ОАО «Минский маргариновый завод» с ценами других белорусских производителей.

 

 

 

Рисунок 3.3  – Цены на майонез белорусских предприятий-производителей

Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

Как видно из приведенных  данных, по всем видам майонеза ниже цен ОАО «Минский маргариновый завод» только цены ОАО «Гомельский жировой комбинат». Цены же других белорусских производителей выше.

Ниже приведен механизм формирования цены на майонез «Провансаль Люкс».

  1. Определение плановой себестоимости 1 т продукции.  Расчет плановой себестоимости приведен в таблице 3.7.

Таблица 3.7 – Расчет плановой себестоимости 1 т майонеза

 

Наименование статей расходов

Сумма бел. руб./т

Сырье и основные материалы

1755361,28

Отходы (вычитаются)

18000,00

итого без отходов (1-2)

1737361,28

Вспомогательные и тароупаковочные  материалы

204432,94

Топливо

120031,86

Вода

48845,33

Электроэнергия

64315,23

Оплата труда производственных рабочих

90009,72

Отчисления на социальные нужды

32133,47

Топливно-заготовительные  расходы

61102,90

Общепроизводственные  расходы

368212,49

Общехозяйственные расходы

232508,92

Прочие производственные расходы

15274,45

Коммерческие расходы

197285,44

Отчисления в инновационный  фонд

23786,36

Полная себестоимость 

3195300,39

Информация о работе Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения