Экономическая сущность налогов. Основы построения налогов и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 19:05, лекция

Описание работы

1. Экономическое содержание налогов и функции налогов.
2. Основные элементы налогообложения.
3. Принципы налогообложения и их характеристика.
4. Классификация налогов
5. Налоговая ставка, ее значение в системе налогообложения.

Файлы: 1 файл

лекции по налогам.docx

— 199.64 Кб (Скачать файл)

Впервые НДС был введен во Франции в 1954 году по предложению экономиста П. Лоре, и достаточно быстро распространился в большинстве стран мира. На момент введения в Казахстане НДС применялся в более чем 43 странах мира, в том числе в 19 из 24 стран ОЭСР и во всех странах ЕС. С января 1992 года НДС стал неотъемлемой частью налоговой системы независимого Казахстана.

Основной направленностью введения данного налога является предотвращение кризиса перепроизводства, вытеснение с рынка слабых производителей. Поэтому он выступает в роли элемента политики сдерживания производства.

Обобщая изложенное, можно выделить основные преимущества НДС, которые изложены ниже:

·        прямо связывает налоговые поступления с ростом цен, несмотря на неизменные ставки, и является эффективным рычагом предотвращения инфляционного процесса бюджетных средств;

·        НДС является достаточно эффективным инструментом увеличения доходов государства;

·        НДС выполняет интеграционные функции, способствуя проведению разными странами единой налоговой политики. Это ведет к сближению национальных экономик, что подтверждается опытом стран ЕЭС;

·        во многих странах и в Казахстане для стимулирования экспорта существует порядок возврата фирмам-экспортерам части налога с оборота, который входит в цену экспортной продукции. НДС позволяет четко определить эту сумму с учетом реальных затрат именно данной фирмы на экспортную продукцию. При импорте НДС широко используется в качестве инструмента протекционной политики. Исходя из этого, НДС может быть использован в качестве способа регулирования внешнеэкономических связей.

Наряду с положительными моментами проявляются отрицательные черты НДС. К ним можно отнести:

·  высокая ставка НДС снижает покупательную способность населения и сужает рынок сбыта для производителей, а также не позволяет производителям быстро реализовывать свою продукцию из-за ограниченных возможностей покупателей;

·  полностью перекладывается на конечного потребителя;

·  момент уплаты НДС поставщикам по сырью и материалам не совпадает с моментом получения НДС от покупателей в цене реализованной продукции;

·  применение метода начисления в налоговом учете вынуждает отвлекать собственные оборотные средства для уплаты налога.

В Казахстане в 2004 году произошло уменьшение ставки НДС с 16% до 15%. Последствия снижения ставки НДС весьма разнообразны.

Во-первых, следует отметить, что за счет снижения ставки НДС у налогоплательщиков будут меньше отвлекаться оборотные средства, особенно у тех предприятий, которые имеют длительный цикл от изготовления до реализации продукции. Снижение ставки позволит им сэкономить оборотные средства, а следовательно, и снизить налоговую нагрузку. Во-вторых, при снижении ставки НДС можно спрогнозировать два подхода налогоплательщиков к формированию цены на свои работы или услуги.

Первый подход заключается в том, чтобы оставить цены неизмененными, то есть при уменьшении ставки НДС увеличить сумму дохода, остающуюся в распоряжении налогоплательщика. Скорее всего, многие налогоплательщики выберут именно эту модель, по крайней мере на ближайшие несколько месяцев. Эту политику будут вести те юридические и физические лица – налогоплательщики, которые являются монополистами в своей сфере производства или оказания услуг и не боятся конкуренции.

Однако, в тех сферах производства товаров и оказания услуг, где довольно жесткая конкуренция, возможен другой подход. Не исключается вариант, что налогоплательщики, скорректируют свои цены в сторону снижения, что позволит им занять более объемную нишу в своем секторе и, в конечном счете, приведет к увеличению объемов производства товаров, услуг. И тот и другой подход к использованию снижения ставки НДС является положительным, так как стимулирует увеличение объемов производства товаров, работ, услуг, развитию производства.

7.2    Основы построения НДС: плательщики, объект обложения, ставки.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические и физические лица, которые встали или обязаны встать на учет по налогу на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а так же отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары (работы, услуги) – и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги).

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются:

1.    облагаемый оборот

2.    облагаемый импорт

Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость за исключением освобожденного от налога на добавленную стоимость и, местом реализации которого не является РК.

Применительно к товару оборот по реализации означает:

1.    передачу прав собственности на товар (продажу товара, отгрузку товара, обмен на другие товары (работы, услуги), экспорт товара, безвозмездную передачу товара, передачу товара работодателем наемному работнику в счет заработной платы);

2.    отгрузку товара на условиях рассрочки платежа, в том числе передачу в финансовый лизинг;

3.    передачу заложенного имущества (товара) залогодателем, залогодержателю в случае невыплаты долга;

4.    использование товаров для мероприятий, не относящихся к предпринимательской деятельности и т.п.

 

 

Оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара.

Облагаемым импортом являются товары, ввозимые или ввезенные на территорию РК ( за исключением освобожденных от НДС), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством.

В соответствии с Налоговым кодексом на территории Казахстана налог на добавленную стоимость взимается по следующим ставкам:

-     14% применяется к облагаемому обороту и облагаемому импорту;

-     нулевая ставка применяется по экспорту товаров, подтвержденных документально. А также оборот по реализации резидентами Республики Казахстан аффинированных металлов – золота, платины, изготовленных из сырья собственного производства, Национальному Банку Республики Казахстан и финансовым организациям облагается по нулевой ставке.

7.3    Постановка и снятие с учета по НДС.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические и физические лица, которые встали или обязаны встать на учет по налогу на добавленную стоимость.

Плательщиками налога на добавленную стоимость при импорте товаров являются лица, импортирующие эти товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Порядок постановки на учет по НДС.

·        Лицо, обязано подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость не позднее 15-ти календарных дней со дня окончания любого периода (не более 12-ти месячного), по итогам которого размер оборота по реализации превысил минимум оборота по реализации, установленный Налоговым кодексом в размере 12000 МРП, установленный на последний месяц этого периода.

·        При определении оборота по реализации не учитывается оборот по реализации, освобождаемый от НДС согласно Кодексу, и (или) местом реализации которого не является Республика Казахстан, а также оборот по реализации личного имущества физического лица, если такое имущество не используется в целях предпринимательской деятельности.

·        Налогоплательщик, осуществляющий расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для крестьянских (фермерских) хозяйств, при определении размера оборота по реализации может не учитывать оборот по реализации от осуществления деятельности, попадающей под данный специальный налоговый режим.

·        В случае наличия у юридического лица структурных подразделений размер оборота по реализации определяется с учетом оборотов по реализации структурных подразделений этого лица.

·        Лицо, не подлежащее постановке на учет по налогу на добавленную стоимость, но которое осуществляет или планирует осуществлять реализацию товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость, может добровольно подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость.

·        Лицо становится плательщиком налога на добавленную стоимость в первый день месяца, следующего за месяцем, в котором оно было обязано подать или добровольно подало заявление о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость.

·        В случае подачи заявления о постановке на учет по НДС в налоговый орган не позднее 10-ти рабочих дней после государственной регистрации, такое лицо становится плательщиком налога на добавленную стоимость со дня выдачи ему налоговым органом свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость.

·        По заявлению плательщика налога на добавленную стоимость органы налоговой службы могут рассматривать его структурные подразделения в качестве самостоятельных плательщиков НДС.

·        Плательщик НДС, структурные подразделения которого признаны самостоятельными плательщиками НДС, обязан подать в налоговые органы по местонахождению структурных подразделений заявление о постановке на учет по НДС. В случае постановки лица на учет по НДС, оно имеет право на зачет сумм по остаткам товаров (включая основные средства) на дату постановки на учет при наличии всех подтверждающих документов.

·        При постановке на учет по налогу на добавленную стоимость налоговый орган обязан выдать свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, в котором указываются:

1)     наименование юридического лица и его реквизиты;

2)     регистрационный номер налогоплательщика (РНН);

3)     дата, с которой лицо становится плательщиком НДС.

·        Бланк свидетельства о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость является бланком строгой отчетности и выдается налогоплательщику без взимания денег. Свидетельство о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость храниться у плательщика налога на добавленную стоимость и подлежит возврату в налоговый орган в случае снятия с учета.

·        В случае признания судом плательщика налога на добавленную стоимость лжепредприятием свидетельство о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость по решению налогового органа подлежат аннулированию с момента начала преступной деятельности, установленного судом.

Снятие с учета по налогу на добавленную стоимость.

·        Плательщик налога на добавленную стоимость вправе подать в налоговый орган по месту регистрации заявление о снятии его с учета по налогу на добавленную стоимость, если за последний двенадцатимесячный период размер облагаемого оборота не превышал минимум облагаемого оборота. Таким правом, плательщик НДС может воспользоваться не ранее, чем по истечении двух лет с момента постановки на учет по налогу на добавленную стоимость.

·        В случае, если лицо, являющееся плательщиком налога на добавленную стоимость, прекратило деятельность, связанную с облагаемыми оборотами, такое лицо обязано подать заявление о снятии его с учета по налогу на добавленную стоимость не позднее, чем по истечении 6 месяцев после налогового периода, в котором была прекращена такая деятельность.

·        В случае обнаружения налоговым органом лица, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость и не представившего налоговую отчетность в течении шестимесячного периода после установленного Налоговым Кодексом срока ее представления, снятие с учета по налогу на добавленную стоимость производится налоговым органом в порядке, установленным уполномоченным государственным органом, без уведомления плательщика налога на добавленную стоимость.

·        В случае обнаружения налоговым органом лица, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость и не уведомившего налоговый орган в течение двадцати рабочих дней об изменении места нахождения (жительства) со дня возникновения таких изменений, снятие с учета по налогу на добавленную стоимость производится налоговым органом в порядке, установленном уполномоченным органом, с направлением плательщику налога на добавленную стоимость уведомления в соответствии со статьей 31 Налогового Кодекса. Информация о таких плательщиках налога на добавленную стоимость размещается на web-сайте уполномоченного органа в день снятия с учета по налогу на добавленную стоимость в порядке, установленном уполномоченным органом.

·        В случае ликвидации юридического лица, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость со дня исключения его из Государственного реестра налогоплательщиков.

·        Лицо перестает быть плательщиком налога на добавленную стоимость с первого дня налогового периода, следующего за периодом, в котором подано заявление о снятии  с учета по налогу на добавленную стоимость, в соответствии с требованиями Налогового Кодекса.

·        При снятии лица с учета по налогу на добавленную стоимость остатки его товаров (в том числе основных средств), по которым налог на добавленную стоимость был отнесен в зачет, рассматриваются в качестве облагаемого оборота.

Информация о работе Экономическая сущность налогов. Основы построения налогов и налогообложения