4. Налоговое
регулирование как форма государственного
финансового регулирования экономики.
1. Сущность и значение налоговой
политики. Цели, задачи и типы налоговой
политики.
Налоговая политика является неотъемлемой
частью финансовой политики страны. Основное
ее назначение вытекает из сущности налогов
и заключается в изъятии государством
части совокупного общественного продукта
на общегосударственные нужды, в мобилизации
этих средств и перераспределении через
бюджет.
Налоговая политика – это
система мероприятий, которая реализует
интересы государства в отношении
налогоплательщиков посредством
налогового механизма.
Основные
задачи налоговой политики:
· обеспечение государства финансовыми
ресурсами;
· создание условий для регулирования
экономики страны в отраслевом и региональном
разрезах;
· сглаживание неравенства в уровнях доходов
населения;
· соответствие экономическим законам;
· определение налогооблагаемой базы и
источников мобилизации финансовых ресурсов;
· макроэкономическая стабильность;
· выработка адекватного налогового механизма.
Требования
предъявляемые к налоговой политике в
современных условиях:
- соблюдение научного подхода;
- учет положений и выводов политэкономической
и финансовой наук;
- учет специфики исторических условий
каждого этапа развития общества;
- использование прошлого и зарубежного
опыта;
- прогнозирование результатов;
- прогнозирование последствий налоговых
мероприятий.
Налоговая политика отражает
уровень государственного вмешательства
в экономику.
Различают активный и пассивный тип налоговой
политики. Активный тип налоговой политики
означает вмешательство государства в
процесс размещения производственных
ресурсов в частном секторе экономики
и регулирования экономического цикла
(антициклическая политика, антикризисное
регулирование).
При активном типе налоговой политики
устанавливаются высокие номинальные
налоговые ставки и предоставляется широкий
спектр налоговых льгот (по отдельным
категориям доходов, инвестициям в конкретные
отрасли, региону и даже типу оборудования
и т.д.), используются прогрессивные налоговые
ставки.
Пассивный тип налоговой политики предполагает
минимизацию вмешательства государства
в размещение ресурсов в частном секторе.
Здесь имеет место существенное снижение
номинальных налоговых ставок при одновременном
значительном ограничении предоставляемых
налоговых льгот. Экономика получает возможность
развиваться на основе критериев эффективности
производства, а не критериев задаваемых
государством. Переход к преимущественно
пассивному типу налоговой политики осуществляли
США в ходе налоговых реформ 1986 г., Швеция
в 1991 году и некоторые другие страны. Налоговая
политика РК постепенно переходит из активного
типа к пассивному типу налоговой политики.
2. Формирование налоговой
политики в Казахстане.
Основной целью налоговой
политики государства с рыночной экономикой
является обеспечение достаточными финансовыми
ресурсами доходной части бюджета государства.
Таким образом, главным субъектом
налоговой политики является государство.
Методологическим условием
и предпосылкой выявления сущности налоговой
политики являются налоговые отношения,
а их основой — отношения между государством
и хозяйствующими субъектами по поводу
формирования финансовых ресурсов государства.
Каждый налог в системе финансово-налоговых
отношений выполняет определенную функцию и имеет
конкретную характеристику. Однако в совокупности
они взаимосвязаны и представляют собой
целостную систему налоговых отношений.
Участвуя в формировании
централизованного фонда денежных ресурсов
государства, налоги должны воздействовать
на экономическую деятельность хозяйствующих
субъектов стимулировать экономический
рост.
Важное значение в экономике
и налоговой политике государства играет
система налоговых стимулов, являющихся
основными рычагами воздействия государства
на производство через поощрение —за
хорошие показатели работы и применение санкций
— за нарушения.
3. Экономическое содержание
понятия «налоговый механизм». Элементы
налогового механизма и их характеристика.
Участие государственных органов власти
в реформировании и регулировании экономики
страны обуславливает необходимость изыскивать
значительные доходные источники для
обеспечения бюджетополучателей финансовыми
средствами.
Экономическая наука рассматривает понятие
налогового механизма с двух позиции –
методологической и методического порядка.
Методологическая характеристика налогового
механизма раскрывает его общетеоретическое
содержание.
Налоговая политика осуществляется через
налоговый механизм, который представляет
собой совокупность организационно-правовых
норм и методов управления налогообложением,
включая широкий арсенал различного рода
надстроечных инструментов (налоговых
ставок, льгот, способов обложения).
Государство придает своему налоговому
механизму юридическую форму посредством
налогового законодательства и регулирует
его. Именно это создает видимость изолированности
налогов от производственных отношений.
Налоговый механизм как свод практических
налоговых действии – есть совокупность
условий и правил реализации на практики
положений налоговых законов. Любое налоговое
действие, не базирующиеся на объективной
основе, выступает как субъективистское
вмешательство в воспроизводственные
процессы, что не минуемо ведет к их деформации.
Налоговый механизм позволяет упорядочить
налоговые отношения, опираясь на налоговое
право, основы управления налогообложением.
Налоговый механизм представляет собой
– характеристику элементов, порядок
взимания, а также прав, обязанностей и
ответственности участников налоговых
отношений.
Всю сферу отношений, складывающихся
в этом процессе, можно разделить на три
подсистемы налогового механизма: налоговое
планирование и прогнозирование, налоговое
регулирование, налоговый контроль.
Элементы налогового механизма
В процессе функционирования налогового
механизма, во всех его подсистемах, происходит
реализация задач, возложенных на все
элементы налоговой системы:
1. установление субъекта, объекта и источника
налога;
2. определение единицы обложения
и налоговой ставки;
3. осуществления процесса уплаты
налоговых платежей;
4. предоставление налоговых льгот
и отсрочек по уплате налогов;
5. организация контроля поступления
налоговых платежей.
Налоговый механизм имманентен налоговой
политике, отражает конкретную нацеленность
налоговых отношений на решение экономических
и социальных задач. Поскольку сущность
налогового механизма проявляется через
исполнение налоговых функции.
Характерной чертой налогового механизма
является его динамичность, постоянное
совершенствование, тесное взаимодействие
со звеньями хозяйственного механизма.
Элементы налогового механизма
являются в то же время относительно самостоятельиыми
комплексами налоговых действий, и каждый
из них подчиняется своим правилам
органзации, оценки и обобшения, в рамках каждого
применяются только ему свойственные
приемы или техника налоговых действий.
4. Налоговое регулирование
как форма государственного финансового
регулирования экономики.
Правовое регулирование и
регламентирование состоит в разработке
и принятии законодательных актов по организации
налогового регулирования, которое осуществляют
органы государственной власти. Регламентирующими документами
являются законы о налогах, закон о бюджете
на соответствующий финансовый год и другие
аналогичные нормативные документы.
Министерство финансов, местные
финансовые и налого-вые органы на основе
действующего законодательства и постановлений Правительства
разрабатывают инструкции и другие документы,
позволяющие в пределах предоставленной
им компетенции устанавливать единые правила организации
налоговых отношений, обеспечивающие
соблюдение налоговой дисцишшны, способствующие
проведению экономической политики, отвечающие
современному состоянию экономического
развития государства.
Налоговое планирование —
это волевое регулирование экономики "центральной
властью с учетом объективно действующих
экономических законов путем сбалансирования
развития всех отраслей и регионов, координации
процессов в соответствии с целевой направленностью
развития экономики. Налоговое
прогнозирование вместе с планированием обеспечивает
оценку хозяйственно-воспроизводственных
ситуаций за истекший период; намечает
перспективы хозяйственного развития;
вырабатывает концепцшо налогообложения;
закрепляет законодательно процедуру
налогообложения и утверждает бюджет
по налогам.
Налоговое регулирование обеспечивает
экономическое воздействие на инвестиционные процессы,
обновление технологий в отраслях, балансирование
бюджета, саморегулирование внутриналоговых
отчислений,
В условиях рынка налоговое
регулирование принимает характер рыночного
регулирования и представляет собой свободное
взаимодействие производителей и потребителей
на основе прямых и обратных связей. Вследствие
обособленности производителей и противоречивости
их интересов неизбежны разрушительные
явления. Таким образом, рыночные отношения
приводят, с одной стороны, к развитию
производства отдельных субъектов в условиях
жесткой конкуренции, а с другой — к разрыву
хозяйственных связей между обособившимися
предприятиями в результате несоответствия
массы произведенных товаров потребностям
и воз-можностям сбыта. Отсюда вытекает
необходимость государственного регулирования
рыночных отношений для предотвращения
сбоев в производстве и кризисных тенденций
рынка, при этом регулятором динамического
развития экономики выступает налоговый
механизм, который признан во всех развитых
странах мира.
Управление налогами осуществляется
агшаратом специалистов с помощью особых
приемов и методов, в том числе налоговых
стимулов, имеющих две стороны — льготы
и санкции. В современных условиях хозяйствования
особое значение имеет усиление научного
обоснования управленческих решений по
налогам, учета опыта государств, осуществляющих
свою деятельность в условиях рыночного
хозяйства. С созданием рыночной экономической
модели изменились методы финансового воздействия
на развитие экономики. Вместо централизованного
управления хозяйствующями субъектами,
строго регламентировавшего отношения,
начали использоваться разнообразные
косвенные финансовые инструменты в форме
налогов. С их помощьго регулируется общий
объем финансовых ресурсов — как
у хозяйствуюпшх субъектов, так и государства.
Управление налогами направлено на соблюдение
налоговой дисциплины, стимулирование
развития производства.
Налог на имущество юридических
и физических лиц
План лекции
1. Сущность,
принципы и классификация налога на имущество
2. Порядок
исчисления и уплаты налога на имущество
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями
3. Особенности
построения и применения налоговых ставок.
4.Плательщики, объекты и налоговая
база обложения физических лиц.
5.Порядок исчисления и сроки
уплаты физических лиц.
Цель занятия: раскрыть понятие налога на имущество;
знать порядок исчисления налога на имущество
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями;
1. Сущность, принципы и классификация
налога на имущество
В мировой практике существуют определенные
принципы функционирования налога на
недвижимость, такие как нейтральность,
простота и справедливость.
Нейтральность налогообложения
означает оказание минимального воздействия
со стороны государства на принятие экономических
решений, хозяйствующим субъектам.
Принцип простоты означает что,
налоговые расчеты по имуществу не требуют
значительных затрат на осуществление
контроля со стороны государства в лице
налоговых органов.
Под принципом справедливости понимается
взимание по установленным правилам, исходя
из возможностей и платежеспособности
собственника.