Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов развития розничной торговой сети исследуемой организации и выработка соответствующих рекомендаций на перспективу.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить сущность, особенности функционирования и тенденции развития розничной торговой сети;
-охарактеризовать методику анализа состояния и эффективности использования розничной торговой сети
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ,
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Розничная торговая сеть: сущность, особенности функционирования
и тенденции развития…………………………………………………………….
1.2 Методика анализа состояния и эффективности использования
розничной торговой сети………………………………………………………...
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь
2.1 Экономическая характеристика зоны и объемов деятельности
республики Беларусь……………………………………………………………..
2.2 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным
товарным группам………………………………………………………………..
2.3 Анализ состояния и эффективности использования розничной
торговой сети……………………………………………………………………..
2.4 Оценка основных финансовых показателей деятельности организации…
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ 1.1 Розничная торговая сеть: сущность, особенности функционирования и тенденции развития………………………………………………………… 1.2 Методика анализа состояния и эффективности использования розничной торговой сети………………………………………………………... 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ Беларусь 2.1 Экономическая характеристика зоны и объемов деятельности республики Беларусь………………………………………………………… 2.2 Анализ розничного товарным группам…………………………………………………………… 2.3 Анализ состояния и
эффективности использования торговой сети…………………………………………………………………… 2.4 Оценка основных финансовых
показателей деятельности 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики Беларусь………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
3
6
17
24
31
36 39
42 50 52 54 |
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.
В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.
В организациях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.
Розничный торговец – это любая коммерческая организация, основная часть
прибыли которой образуется за счет розничных
продаж.
Существует множество различных типов
организаций, занимающихся торговлей
в розницу, постоянно появляются все новые
и новые формы продаж. Однако, на современном
этапе наиболее общей схемой классификации
организаций, занимающихся торговлей
в розницу являются розничная торговля
через магазины и внемагазинная розничная
торговля.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров). Она составляет основу материально-технической базы торговли. В розничной торговой сети завершается процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей. Рациональное построение розничной торговой сети страны, выбор правильного направления ее развития определяется социальными, экономическими и организационными предпосылками. Наблюдающиеся в последние годы со времени перехода к рынку, сдвиги: увеличение объема производства, повышение уровня занятости трудоспособного населения, рост социального обеспечения, расширение внешнеэкономической деятельности предъявляют качественно новые требования к торговому обслуживанию покупателей.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых организаций и торговых единиц. Магазины, имеющие статус торговой организации, должны обладать экономическими, организационными и правовыми признаками. Они наделены основными и оборотными средствами, состоят на хозяйственном расчете, имеют самостоятельный баланс, свою внутреннюю структуру, единое управление, пользуются правом юридического лица. Структурные подразделения торговых организаций объединены экономически. Их деятельность регламентируется уставом или положением. Таким образом, к магазинам – торговым организациям могут быть отнесены только крупные магазины, их объединения.
Задача правительства в дальнейшем развитии предпринимательства в рамках стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. также теснейшим образом связана с развитием торгового бизнеса, в том числе розничного. Именно хозяйственная деятельность торговых предприятий является привлекательным объектом для организации малого и среднего бизнеса, отсюда развитие торговой сети является необходимым условием нормализации экономики, снижения расходов потребления, повышения культуры торговли.
Переход к рыночным отношениям ведет к демонополизации розничной торговли и появлению торговых организаций различных форм собственности. В сфере торговли имеются наиболее благоприятные условия для развития частной собственности. Это приводит к появлению большого числа хозяйствующих субъектов торговли, имеющих право юридического лица. На смену монопольной системе государственной и кооперативной торговли медленно, но неизбежно приходит система свободного предпринимательства, основанная на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования курсовой работе является Республика Беларусь, предмет исследования – розничная торговая сеть данного объекта исследования.
Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов развития розничной торговой сети исследуемой организации и выработка соответствующих рекомендаций на перспективу.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить сущность, особенности функционирования и тенденции развития розничной торговой сети;
-охарактеризовать методику анализа состояния и эффективности использования розничной торговой сети;
-дать экономическую характеристику зоны и объемов деятельности Республики Беларусь;
- провести анализ розничного товарооборота по общему объему и основным товарным группам;
- проанализировать состояние и эффективность использования розничной торговой сети;
-провести оценку основных финансовых показателей деятельности организации;
-изучить направления развития и повышения эффективности использования розничной торговой сети Республики Беларусь.
Теоретическую основу курсовой работы составили научные работы таких авторов, как Виноградова С.Н., Пигунова О.В., Гурская С.П., Памбухчиянц О.В. Платонов В.Н., Максименко Н.В. Информационную основу исследования составляют источники текущей и оперативной информации о деятельности Республики Беларусь и его розничной торговой сети за 2009-2011 годы.
В ходе написания курсовой работы использовались такие методы исследования, как анализ, сравнение, синтез, обработки информации (табличный), обобщение теоретического и практического материала и другие.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части и заключения. В целом работа включает 53 страницы текста, 18 таблиц, 3 рисунка, 24 использованных источников.
1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Розничная торговая
сеть: сущность, особенности
Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.
Наличие среди организаций розничной торговли разных типов магазинов, по-нашему мнению, является одним из важных показателей состояния розничной торговли в рыночных условиях. Их роль трудно переоценить, эти магазины располагают наибольшим ассортиментом в торговле, предлагают ряд других услуг покупателям.
Розничная торговая сеть классифицируется по многим признакам (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Классификация розничной
торговой сети
Признаки классификации розничной торговой сети |
Виды розничной торговой сети |
По видам и особенностям устройства |
Магазины, магазины, склады, павильоны, палатки, авто магазины и др. |
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров |
Универмаги, универсамы, продовольственные и др. |
По формам обслуживания покупателей |
Магазины самообслуживания,
магазины, торгующие через прилавок, |
С учетом типа здания и особенности его объемно-планировочного решения |
Предприятия розничной торговли отдельно стоящие встроенные, пристроенные, торговые комплексы |
По функциональным особенностям предприятия |
Стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные |
Примечание – Источник: собственная разработка
Примерно 80 % сети организаций розничной торговли приходится на долю магазинов. Они располагают набором помещений и оборудованием, необходимым для выполнения разнообразных торгово-технологических операций. Размещаются магазины в стационарных капитальных зданиях.
Магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций [24, с.78]:
Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.
С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть делится на стационарную, передвижную, посылочную.
Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть.
Через магазины реализуется основная часть товаров. Они имеют наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети. Такое положение обусловлено рядом преимуществ: в них концентрируется более широкий ассортимент товаров, расширяется возможность предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения.
К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами. Как самостоятельная сеть павильоны, платки, киоски, ларьки используются для торговли табачными, кондитерскими изделиями, мороженым.
В качестве дополнений к сети магазинов создается сеть мелких сезонных пунктов продажи товаров (палатки, киоски, ларьки). Это мелкорозничная сеть может заменять или дополнять магазины.