Экономический анализ состояния и эффективности использования розничной торговой сети Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов развития розничной торговой сети исследуемой организации и выработка соответствующих рекомендаций на перспективу.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить сущность, особенности функционирования и тенденции развития розничной торговой сети;
-охарактеризовать методику анализа состояния и эффективности использования розничной торговой сети

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ,
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Розничная торговая сеть: сущность, особенности функционирования
и тенденции развития…………………………………………………………….
1.2 Методика анализа состояния и эффективности использования
розничной торговой сети………………………………………………………...
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь
2.1 Экономическая характеристика зоны и объемов деятельности
республики Беларусь……………………………………………………………..
2.2 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным
товарным группам………………………………………………………………..
2.3 Анализ состояния и эффективности использования розничной
торговой сети……………………………………………………………………..
2.4 Оценка основных финансовых показателей деятельности организации…
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..

Файлы: 1 файл

Kursach_po_RTS.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Недостатки мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств для покупателей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и для торгового персонала. Разновидностью мелкорозничной торговой сети являются торговые автоматы. Торговые автоматы могут быть использованы для продажи штучных, фасованных товаров. жидких продуктов, напитков в местах скопления людей: в школах, в местах отдыха, в организациях, на территориях рынков.

Населенные пункты с небольшим числом жителей, где нецелесообразно строить магазины, а также специальные контингенты трудящихся, которые ведут работы в отдалении от населенных пунктов, обслуживаются средствами передвижной торговли: авто магазинами, судолавками, вагономагазинами и др.

Передвижная торговая сеть имеет важное значение при обслуживании сельских тружеников. Она подразделяется на развозную (автомагазины) и разносную. Используется она для обслуживания малых сел и деревень, не имеющих стационарной торговой сети.

Автомагазины используются для торгового обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети; работников в местах проведения сельскохозяйственных работ во время посевных, уборочных; на фермах и отгонных пастбищах; в местах заготовок; осуществляют торговое обслуживание массовых мероприятий (ярмарок, базаров, выставок-продаж, мест массового отдыха населения и т.д.).

Для продажи кондитерских, табачных изделий, мороженого, книг, газет и других товаров применяется разносная торговля.

Розничная посылочная торговля осуществляется организациями-изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми фирмами через почту. Это удобная для населения форма продажи товаров, и в перспективе она должна получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осуществляется по специальным каталогам, выполняющим рекламную роль и имеющим всю необходимую информацию. Удовлетворение индивидуального заказа населения должно осуществляться в достаточно короткие сроки, точно в соответствии с требованиями заказчика, наложенным платежом.

Все рассмотренные виды торговой сети должны применяться в комплексе. Они дополняют друг друга, позволяют повысить уровень торгового обслуживания, учитывать условия труда и быта сельского населения.

Как видно, из вышеуказанного существуют разнообразные виды розничной торговой сети. Выбор конкретных их видов для организации бизнеса зависит от знаний, интересов хозяйственного предпринимателя, его финансовых возможностей и местных рыночных условий.

Одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговли сети - ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально- технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Специализация магазинов может осуществляться по товарному профилю, формам торгового обслуживания, функциональной роли.

Ведущим направлением специализации является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.

Необходимость специализации розничных торговых предприятий - следствие постоянного расширения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников, покупателям предлагаются товары широкого ассортимента в пределах одной или нескольких товарных групп.

В то же время чрезмерная специализация магазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что в свою очередь вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров.

С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:

  • узкоспециализированные;
  • специализированные;
  • комбинированные;
  • универсальные;
  • смешанные.

Удобна для покупателей и специализация на основе потребительских комплексов, так как позволяет совершить комплексную покупку в одном магазине. Это могут быть товары для женщин, для детей, для дома и т.д. 
В системе потребительской кооперации действуют в основном магазины, специализированные на базе товаров нескольких групп родственных по своему потребительскому назначению (мясо – рыба - овощи, галантерея - трикотаж и т.п.), или широкой номенклатуры товарных групп (универмаги, универсамы), или ведущие торговлю продовольственными и непродовольственными товарами – «Товары повседневного спроса».

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли.

Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов [6, с.14]. Типизация способствует более рациональному управлению розничной торговой сети. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т.д. 
К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади.

Процесс типизации динамичен и зависит от социально-экономических изменений.

Далее представлена характеристика основных типов магазинов потребительской операции.

1. Универмаг – крупное розничное  предприятие торговой площадью  более 600 кв. м. с универсальным ассортиментом промышленных товаров, имеющее специализированные секции (отделы), оказывающие дополнительные услуги населению, работающие на полном или внутреннем хозрасчёте. Может включать секцию (отдел), торгующую продовольственными товарами, кулинарными, кондитерскими изделиями, кафетерий и т. п. К универмагам относятся также крупные магазины, торгующие товарами для детей и  молодёжи.

2. Супермаркет – розничное торговое  предприятие торговой площадью  более  250 кв. м. с универсальным  ассортиментом продовольственных  товаров и ограниченным ассортиментом  промышленных товаров преимущественно  повседневно спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами должна составлять примерно 30 %. Возможно наличие отдела кулинарии, кафетерия и т. п.

3. Минимаркет – небольшое розничное  предприятие торговой площадью   30 – 150 кв. м. с ассортиментом продовольственных  товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами в зависимости от категории составляет примерно 40 – 50 %.

4. Продтовары – розничное предприятие  по реализации продуктов питания торговой площадью 70 – 200 кв. м. Возможно наличие «уголка» сопутствующих непродовольственных товаров.

5. Специализированные магазины  по продаже отдельных групп  продовольственных товаров – небольшие розничные предприятия торговой площадью 30 – 100 кв. м., реализующие отдельные группы продовольственных товаров.

6. Промтовары – розничные предприятия  торговой площадью                      100 – 400 кв. м. по продаже промышленных  товаров преимущественно массового спроса.

7. Специализированные магазины  по продаже отдельных групп  непродовольственных товаров. Данный тип включает предприятия, которые условно можно подразделить на две группы:

- крупные, торговой площадью 150 – 400 кв. м., реализующие хозяйственные товары, мебель, бытовую технику, строительные товары, товары для дома и т. п.

- мелкие, имеющие торговую площадь до 150 кв. м., реализующие книги, обувь, одежду, головные уборы, галантерею, парфюмерию, подарки,           посуду и т. д.

8. Дом торговли – комплексное  предприятие торговой площадью  более   1000 кв. м., состоящее из  нескольких обособленных магазинов, с единой дирекцией, размещённых в одном здании и работающих на полном хозяйственном расчёте. В состав Дома торговли могут входить универмаг, супермаркет, специализированные магазины, предприятия питания, а также мелкооптовый магазин-склад типа « Кэш-энд-кери». Особенностью данного типа предприятия является более широкий, чем в других магазинах, спектр коммерческих функций. Дом торговли наряду с продажей товаров населению, обслуживаемых через предприятия общественного питания, оказывает разнообразные услуги, включая маркетинговые, реализует через магазины-склады товары оптовым покупателям независимо от их ведомственной принадлежности.

9. Фирменный магазин – небольшое  розничное предприятие торговой  площадью до 150 кв. м. с ограниченным  ассортиментом промышленных или продовольственных товаров, находящиеся  в подчинении того предприятия, чьими товарами торгует. Такое предприятие должно отдать должное изучению спрос населения на товары, оказывать услуги, проводить активную маркетинговую политику.

10. Удобный или дискаунтный магазин -  небольшое розничное предприятие торговой площадью до 100 кв. м. с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия является создание в нём дополнительных удобств или преимуществ для покупателей по сравнению с другими предприятиями: удлинённый или круглосуточный режим работы, более низкие цены; совмещение функций розничной торговли, бытового обслуживания, закупок сельскохозяйственной продукции и т. п. Магазины данного типа располагаются на автозаправочных станциях, автомагистралях, в зонах отдыха и т. д.           

Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Например, в последние годы в городах появились супермаркеты - крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно продовольственных товаров и большим объемом товарооборота. Магазины, оснащены современной торговой мебелью и торгово-технологическим оборудованием, в них применяется прогрессивная технология.

Для успешной работы торговой организации на рынке следует изучать информацию о конкурентах. Данные о наличии розничной торговой сети в Республике Беларусь сгруппированы в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 – Инфраструктура розничной торговой сети в Республике Беларусь в 2009-2011 гг.

 

           Примечание - Источник: [14,15,16].

 

Данные таблицы 1.2 свидетельствуют о том, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом количество магазинов выросло на 7,13 %, в том числе магазинов самообслуживания на 9,64 %, торговой площадью от 650 м.кв. на 4,15 %, а с торговой площадью от 1000 м.кв. – на 3,01 %.

Так же увеличение в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдалось по торговой площади магазинов на 6,54 %, в том числе по магазинам самообслуживания на 3,48 %. Наряду с данными изменениями наблюдалось и увеличению количества торговых центров на 3,56  %, а их торговая площадь на 1,48 %. Росло также и количество рынков на 0,75 %, однако снизилось  количество торговых мест на них на 1,08 %. В 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдались аналогичные тенденции и количество магазинов выросло на 0,93 %, а их торговая площадь на 3,34 %. Следовательно, в Республике Беларусь происходили изменения в торговой сети, так как закрывались места на рынках, магазины с небольшой площадью, а увеличивалось количество магазинов  торговой площадью от 1000 м.кв., и магазинов самообслуживания, что свидетельствует об укрупнении торговых объектов и увеличении супер- и гипермаркетов в стране.

Потребительская кооперация занимает значительную долю  в количестве магазинов Республики Беларусь, покажем данный удельный вес на рисунке 1.

Рисунок 1 – Удельный вес объектов розничной торговой сети потребительской кооперации в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.

           Примечание - Источник: [14,15,16].

 

Как видно на рисунке 1 удельный вес объектов розничной торговой сети в потребительской кооперации в Республике Беларусь с каждым годом снижается, следовательно, потребительская кооперация снижает свои рыночные позиции.

Общая торговая площадь всех магазинов потребкооперации занимает 26-30 % в общей площади всех магазинов страны, а количество магазинов – 25-30 %, следовательно, потребительская кооперация является самым крупным владельцем розничной торговой сети в Республике Беларусь.

В период с 2009 по 2011 год наблюдается снижение доли объектов розничной торговли принадлежащих потребительской кооперации. Так, в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло уменьшение количества объектов розничной торговли на 490  единиц.

С каждым годом наблюдается снижение удельного веса объектов потребительской кооперации в общем числе объектов розничной торговли. Так, в 2011 году по сравнению с 2009 произошло уменьшение доли розничной торговой сети потребительской кооперации в общем числе объектов розничной торговли на 5,38 %.

Так же  следует изучить по каким именно типам магазинов в 2008-2010 г. произошло снижение количество магазинов потребкооперации (таблица 1.3).

 

Таблица 1.3- Товарная специализация магазинов в Республике Беларусь за 2009-2011 гг.

 

           Примечание - Источник: [14,15,16].

 

Данные таблицы 1.3 свидетельствуют о том, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличение количества наблюдалось по продовольственным магазинам (на 0,5 тыс. единиц), при этом общая торговая площадь выросла на 2,5 тыс. кв.м., в 2010 году по сравнению с 2009 году наблюдалась аналогичная ситуация и количество продовольственных магазинов увеличилось на 0,3 тыс. ед. а торговая площадь на 4,9 тыс. м. кв., следовательно, при увеличении количества магазинов наблюдалось расширение торговой площади оставшихся магазинов.

По смешанным магазинам в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличение наблюдалось только по количеству магазинов на 0,1 тыс. ед., а по торговой площади снизилось на 6,4 тыс. м.кв. Другая ситуация наблюдалась по непродовольственным магазинам, так по данному типу магазинов наблюдалось увеличение по количеству на 2,4 тыс. ед., а по торговой площади на 3,1 тыс. м.кв. В 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдался рост как по количеству непродовольственных магазинов так и по торговой площади на 2,3 тыс. ед. и 18,2 тыс. м.кв. Следовательно, до 2008 года, в системе потребительской кооперации Республики Беларусь отдавалось предпочтение смешанным магазинам, однако в 2009 году ситуация стала меняться, и увеличивалось количество четко направленных типов магазинов, либо продовольственных, либо непродовольственных.

Информация о работе Экономический анализ состояния и эффективности использования розничной торговой сети Республики Беларусь