Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов развития розничной торговой сети исследуемой организации и выработка соответствующих рекомендаций на перспективу.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить сущность, особенности функционирования и тенденции развития розничной торговой сети;
-охарактеризовать методику анализа состояния и эффективности использования розничной торговой сети
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ,
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Розничная торговая сеть: сущность, особенности функционирования
и тенденции развития…………………………………………………………….
1.2 Методика анализа состояния и эффективности использования
розничной торговой сети………………………………………………………...
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь
2.1 Экономическая характеристика зоны и объемов деятельности
республики Беларусь……………………………………………………………..
2.2 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным
товарным группам………………………………………………………………..
2.3 Анализ состояния и эффективности использования розничной
торговой сети……………………………………………………………………..
2.4 Оценка основных финансовых показателей деятельности организации…
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
Таблица 2.7 - Розничный товарооборот по областям Республики Беларусь и г. Минску в действующих ценах, млрд р.
Области |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонение 2011 г. от 2001 г. |
Республика Беларусь |
76985 |
11273 |
14400 |
18432 |
23951 |
29488 |
36272 |
48202 |
52033 |
64865 |
109341 |
32356 |
Области: |
||||||||||||
Брестская |
951 |
1401 |
1812 |
2282 |
3060 |
3723 |
4427 |
5883 |
6651 |
8406 |
14341 |
13390 |
Витебская |
961 |
1369 |
1620 |
2147 |
2746 |
3457 |
4134 |
5496 |
6173 |
7758 |
13490 |
12529 |
Гомельская |
1151 |
1672 |
1982 |
2408 |
3079 |
3622 |
4399 |
5857 |
6178 |
7672 |
12989 |
11838 |
Гродненская |
862 |
1237 |
1519 |
2039 |
2733 |
3286 |
3907 |
5124 |
5659 |
7140 |
12136 |
11274 |
г. Минск |
2053 |
3126 |
4242 |
5397 |
6930 |
8545 |
11058 |
14252 |
15154 |
18479 |
30943 |
28890 |
Минская |
945 |
1395 |
1846 |
2395 |
3038 |
3765 |
4644 |
6572 |
7205 |
9028 |
15231 |
14286 |
Могилевская |
775 |
1073 |
1381 |
1764 |
2366 |
3089 |
3703 |
5018 |
5012 |
6383 |
10211 |
9436 |
Примечание – Источник: [14,15,16]
Как видно из таблицы 2.7 увеличение розничного товарооборота Республики Беларусь в 2011 году по сравнению с 2001 годом происходило неравномерно, так наибольшее увеличения товарооборота наблюдался по Минской области – 14286 млрд. р., а наименьшее по Могилевской области – на 9436 млрд. р. Однако данную тенденцию нельзя сейчас правильно охарактеризовать, так как в промежуток времени с 2008 по 2011 годы наблюдались значительные политические и экономические перемены в жизни страны. При этом если смотреть на динамику изменения розничного товарооборот начиная с 2001 года, то здесь наблюдаются положительные тенденции по всем областям.
Так же изучим структуру розничного товарооборота Республики Беларусь в 1995-2011 годах по группам товаров (рис.2).
Примечание – Источник: составлено автором по данным таблицы 2.7.
Из данных рисунка 2 видно, что с каждым годом доля непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота Республики Беларусь увеличивается. В структуре общего объема розничного товарооборота удельный вес продовольственных товаров в 2011 году составил 51,4% (в 2008 году – 50,2 %). В 2011 году населению продано продовольственных товаров на 27,9 трлн р., непродовольственных товаров – на 28 трлн р., что составляет соответственно 100,3% и 105,8% к уровню 2010 года.
Исходя из того, что одним из основных участников рынка розничной торговли являются организации потребительской кооперации, следует изучить, его более подробно.
Тенденцию изменения розничного товарооборота торговой сети по Белкоопсозу можно отразить в следующей таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Динамика розничного товарооборота торговой сети потребительской кооперации в разрезе облпотребсоюзов за 2009-2011 гг.
Облпотребсоюзы |
Розничный товарооборот по годам, млн. р. |
Темп роста, % | |||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | |
Брестский |
306040 |
344921,4 |
1932433,0 |
112,7 |
560,3 |
Витебский |
261507 |
305087,7 |
1643159,0 |
116,7 |
538,6 |
Гомельский |
256261 |
296970,0 |
1655503,0 |
115,9 |
557,5 |
Гродненский |
185715 |
211825,4 |
1177304,0 |
114,1 |
555,8 |
Минский |
332447 |
384470,0 |
1952160,0 |
115,6 |
507,8 |
Могилевский |
184836 |
220071,5 |
1400591,4 |
119,1 |
636,4 |
Итого по БКС |
1541042 |
1781533,0 |
9878102,5 |
115,6 |
554,5 |
Примечание – Источник: [14,15,16]
Данные таблицы 2.8 показывают, что за период с 2009 года по 2011 год по системе потребительской кооперации наблюдается увеличение объема розничного товарооборота как в целом по Белкоопсоюзу, так и отдельно по каждому облпотребсоюзу. Так, наиболее высокий темп прироста розничного товарооборота в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдался в Могилевском облпотребсоюзе – 19,1 %, а наименьший в Брестском облпотребсоюзе – 12,7 %, однако в целом темп прироста розничного товарооборота составлял в целом по Белкоопсоюзу 15,6 %, что свидетельствует о развитии торговли в потребительской кооперации. Следовательно, наиболее интенсивно развивался Минский облпотребсоюз, а менее всего – Брестский облпотребсоюз. Изменения, происходящие в 2011 году по сравнению с 2010 годом в розничном товарообороте потребительской кооперации, привели к тому, что он вырос в 5,5 раза, при этом в Могилевском ОПС товарооборот вырос в 6,4 раза, а в Минском ОПС – в 5,1 раза, данный рост в основном обусловлен гиперинфляцией, которая протекала в Республике Беларусь в 2011 году.
Рассмотрим, как менялась доля розничного товарооборота системы Белкоопсоюза в общем розничном товарообороте страны, чтобы определить наметившиеся тенденции (рисунок 3).
Рисунок 3 - Доля товарооборота организаций потребительской кооперации в общем объеме товарооборота торговых организаций в Республике Беларусь в 1990-2011 гг., %
Примечание – Источник: составлено автором по данным таблицы 2.8.
Как видно из рисунка 3, доля организаций потребительской кооперации в общем товарообороте Республики Беларусь в 2011 году составила 12,5 %, при этом в 1990 году она составляла 33,5 %, также наглядно прослеживается негативная динамика снижения данной долю, это свидетельствует о том, что при значительном увеличении розничного товарооборота страны, темп роста товарооборота системы Белкоопсоюза незначителен, что и приводит к снижению удельного веса. Также одним из негативных факторов оказывающих влияние на данный процесс является быстрое развитие частных торговых объектов, которые и занимают основную часть розничного товарооборота Республики Беларусь.
Следовательно, в последние годы наблюдается снижение удельного веса потребительской кооперации в товарообороте страны. Это обусловлено в основном развитием конкуренции в крупных населенных пунктах, сокращением численности сельского населения и относительным снижением его покупательской способности. При этом необходимо отметить, что обслуживание сельского населения связано с более высокими по сравнению с городами издержками. Организации потребительской кооперации, в частности, обслуживают 10 тыс. деревень, средняя численность населения которых составляет 22 человека, 4273 деревни – со средней численностью 71 человек, 2937 – со средней численностью 140 человек. Удельный вес таких населенных пунктов в общей их численности составляет 82%, но проживает в них около 9% населения страны.
Тенденцию изменения розничного товарооборота по Белкоопсозу можно отразить в следующей таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Динамика розничного товарооборота торговой сети потребительской кооперации в разрезе облпотребсоюзов за 2009-2011 гг.
Примечание – Источник: [14,15,16]
Данные таблицы 2.9 показывают, что за период с 2009 года по 2011 год по системе потребительской кооперации наблюдается увеличение объема розничного товарооборота как в целом по Белкоопсоюзу, так и отдельно по каждому облпотребсоюзу. Так наиболее высокий темп роста розничного товарооборота в 2011 году по сравнению с 2009 годом наблюдался в Могилевском облпотребсоюзе – 657,75 %, а наименьший в Минском облпотребсоюзе – 487,21 %, однако в целом темп роста розничного товарооборота составлял в целом по Белкоопсоюзу 541,00 %, что свидетельствует о развитии торговли в потребительской кооперации. Следовательно наиболее интенсивно развивался Гомельский облпотребсоюз, а менее всего – Брестский облпотребсоюз.
Основные проблемы торгово-экономических отношений на потребительском рынке Республики Беларусь в настоящее время можно характеризовать следующим образом: в 1990 г. доля продовольственных товаров составляла – 44,6 %, а с 1995 г. резко возросла до 66,1 %, но с 2000 г. наблюдается тенденция снижения доли продовольственных товаров в структуре розничного товарооборота и соответствие увеличение непродовольственных. В 2011 г. удельный вес розничного товарооборота продовольственных товаров составила 51,4 %. Снижение доли непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота свидетельствует о снижении благосостояния белорусов, поскольку в первую очередь население приобретает продукты питания, а на оставшиеся денежные средства покупает промышленную продукцию, пользуется различными услугами, накапливает сбережения.
2.3 Анализ состояния и эффективности использования розничной торговой сети
Следует рассмотреть основные показатели функционирования розничной торговой сети потребительской кооперации в Республике Беларусь, для того что бы определить тенденции развития торговли в системе (таблица 2.10).
Таблица 2.10 - Основные показатели функционирования стационарной
розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы Белкоопсоюза за 2010-2011 гг.
Примечание – Источник: [14,15,16]
Данные таблицы 2.10 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот Белкоопсоюза в 2011 г. по сравнению с 2010 г. вырос на 687203,4 млн р. или на 14,62 %, это произошло за счет увеличения розничного товарооборота всех облпотребсоюзов, так по Могилевскому ОПС розничный товарооборот вырос на 77469,3 млн р. или на 11,64 %., по Брестскому – на 110678 млн р. или на 12,12 %, Гомельскому - на 34808 млн р. или на 3,87 %, Витебскому ОПС - на 98404,9 млн р. или на 12,25 %, Минскому ОПС – на 165416 млн р. или на 17,95 %., а Гродненскому ОПС – на 117663,7 млн р. или на 21,66 %. Следовательно, наибольший рост конечного результата торговой деятельности потребительской кооперации был в Гродненском облпотребсоюзе, при этом количество магазинов в данном облпотребсоюзе снизилось на 35 ед., или на 0,7 тыс. м.кв. общей торговой площади.
На основании данных таблицы 2.10 проведем анализ эффективности использования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы Белкоопсоюза за 2010-2011 гг., результаты оформим в таблице 2.11.
Таблица 2.11 - Эффективность использования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы
Белкоопсоюза за 2010-2011 гг.
Примечание – Источник: [14,15,16]
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что увеличение розничного товарооборота на 1 магазин по Белкоопсоюзу в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составляло 36,83 %, а на один квадратный метр – 34,78 %, что свидетельствует о повышении эффективности использования розничной торговой сети. Данные рост наблюдался по всем облпотребсоюзам Белкоопсоюза, однако наиболее успешной была деятельность Гродненского ОПС, так как рост розничного товарооборота на 1 магазин составлял 24,66 %, а на 1 м.кв. торговой площади – 22,29 %. Наименьшее увеличение показателей эффективности использования розничной торговой сети было в Гомельском ОПС, это свидетельствует о том, что при наличии одной из самых больший розничный сетей в Белкоопсоюзе, облторгсоюз использует ее не достаточно эффективно.
Таким образом, сложившаяся в зоне деятельности потребительской кооперации социально-экономическая ситуация, характер происходящих в экономике преобразований потребовали существенных мер по реформированию и совершенствованию деятельности кооперативных организаций.
2.4 Оценка основных
финансовых показателей
Кроме розничного товарооборота финансовые результаты деятельности торговых организаций так же характеризуют такие показатели как выручка от реализации, себестоимость реализованных товаров, прибыль от реализации, а так же рентабельность розничной торговли, рассмотрим данные показатели в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - Финансовые показатели организаций розничной торговли Республики Беларусь за 2000, 2009,2010 гг.
Примечание – Источник: [14,15,16]
Как видно из таблицы 2.12, финансовые показатели деятельности розничной торговли Республики Беларусь развивались достаточно динамично, так в 2010 году по сравнению с 2000 годом выручка от реализации выросла в 17,7 раз, себестоимость реализованных товаров в 18,2 раза, а прибыль от реализации в 39 раз, за счет чего рентабельность продаж выросла на 3,5 п.п., в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдалась аналогичная ситуация и выручка от реализации выросла на 3,17 %, а себестоимость наоборот снизилась на 11,27 %, за счет чего прибыль от реализации выросла на 12,42 %, а рентабельность продаж на 3,5 п.п. Следовательно, при развитии розничной торговли в Республике Беларусь растут также и конечные результаты ее деятельности, такие как розничный товарооборот, выручка от реализации, себестоимость реализованных товаров, что в конечном итоге повышает прибыльность и рентабельность деятельности организаций работающих в розничной торговле.