Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов развития розничной торговой сети исследуемой организации и выработка соответствующих рекомендаций на перспективу.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить сущность, особенности функционирования и тенденции развития розничной торговой сети;
-охарактеризовать методику анализа состояния и эффективности использования розничной торговой сети
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ,
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Розничная торговая сеть: сущность, особенности функционирования
и тенденции развития…………………………………………………………….
1.2 Методика анализа состояния и эффективности использования
розничной торговой сети………………………………………………………...
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь
2.1 Экономическая характеристика зоны и объемов деятельности
республики Беларусь……………………………………………………………..
2.2 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным
товарным группам………………………………………………………………..
2.3 Анализ состояния и эффективности использования розничной
торговой сети……………………………………………………………………..
2.4 Оценка основных финансовых показателей деятельности организации…
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
Так же стоит изучить финансовые показатели розничной торговли потребительской кооперации Республики Беларусь.
Развитие торговой отрасли в Республике Беларусь отраженно в основных показателях характеризующих эту отрасль, данные по таким показателям в разрезе облпотребзоюзов представлены в таблице 2.13.
Таблица 2.13 - Основные финансовые показатели торговой отрасли в 2011
году организаций потребительской кооперации
Примечание – Источник: [14,15,16]
Данные таблицы 2.13 свидетельствую о том, что в 2011 году торговая деятельность Брестского, Могилевского, Гомельского облпотребсоюза и Белкоопсоюза в целом, оказалась наиболее прибыльной, а рентабельность составила от 2,31 до 2,90 %. Остальные облпотребсоюзы получили прибыль от 1,35 % до 1,94 %. На это отрицательно повлиял завышенный удельный вес расходов на реализацию продукции в Гродненском, Минском и Витебском ОПСе. Наибольший удельный вес доходов от реализации среди организации потребительской кооперации было в Гродненском ОПС – 20,16 %, а так же Брестском ОПС – 13,04 %, а наименьший в Витебском ОПС – 19,07 %.
В таблице 2.14 рассмотрим динамику изменения уровня доходов по торговой деятельности в разрезе облпотребсоюзов Республики Беларусь.
Таблица 2.14 – Динамика уровня доходов от реализации в разрезе облпотребсоюзов потребительской кооперации Республики Беларусь за 2008-2011 гг., %
Облпотребсоюзы |
Годы |
Отклонение (+/-) | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2009 г. от 2008 г. |
2011 г. от 2010 г. | |
Брестский |
18,85 |
18,85 |
18,92 |
20,05 |
0,00 |
1,13 |
Витебский |
18,36 |
17,96 |
18,33 |
19,07 |
-0,40 |
0,74 |
Гомельский |
19,10 |
18,79 |
19,13 |
19,88 |
-0,31 |
0,75 |
Гродненский |
18,82 |
18,83 |
18,97 |
20,16 |
0,01 |
1,19 |
Минский |
17,58 |
17,72 |
18,23 |
19,10 |
0,14 |
0,87 |
Могилевский |
18,66 |
18,83 |
19,23 |
19,90 |
0,17 |
0,67 |
Примечание – Источник: [14,15,16]
Как показывают данные таблицы 2.14 наибольший удельный вес доходов от реализации по торговой деятельности наблюдается по Гродненскому и Брестскому облпотребсоюзам – 20,16 и 20,05 % соответственно. С положительной стороны деятельность отдельных облпотребсоюзов характеризует постоянно увеличение уровня доходов, так это были Гродненский, Минский и Могилевский облпотребсоюзы, следовательно, у этих организаций был наибольший шанс повысить свою прибыль и рентабельность от торговой деятельности. При этом у Витебского облпотребсоюза в 2009 году по сравнению с 2008 годом уровень доходов от реализации снизился на 0,40 п.п., а в Гомельском облпотребсоюзе – на 0,31 п.п.
Таким образом, изучив основные результаты торговли потребительской кооперации в Республики Беларусь можно сказать, что розничный товарооборот, как и доходов от реализации с каждым годом увеличивался, так же растут и другие количественные и качественные результаты деятельности организаций розничной торговли такие как чистая прибыль и рентабельность, следовательно розничная торговля потребительской кооперации развивается в верном направлении. Так же особенностью розничной торговли в 2011 г. стало соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в общем товарообороте 51:49, следовательно, почти половину оборота занимали продовольственные товары.
3 НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ
Сегодня крайне важно определить основные пути дальнейшего развития розничной торговли в республике, ее качественного улучшения с целью более полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торгового обслуживания. Развитие торговли будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.
Во-первых, повышение удельного веса новых торговых форматов — переход от независимых магазинов к сетевым структурам. Последние демонстрируют более высокую эффективность в силу преимуществ сетевой организации, которая позволяет снижать издержки за счет проведения единой закупочной политики; строить собственные распределительные центры, частично вытесняя дистрибьюторов; использовать современное программное обеспечение, улучшая системы учета товарных и финансовых потоков. Основная часть оборота среди новых торговых форматов приходится на супермаркеты, гипермаркеты и дискаунтеры.
Супермаркеты (примеры: универсам «Радзивилловский», «Центральный», «Брест» в г. Минске) — пионеры новых магазинных форматов — это магазины с торговой площадью от 650 до 2000 кв. м. Торговые залы некоторых из них могут достигать и 4000 кв. м, но чаще всего это площади в 1000—1500 кв. м. Супермаркеты предлагают широкий товарный ассортимент — от 4 тыс. до 20 тыс. наименований (обычно 10—15 тыс. товарных позиций, примерно 80 % из которых составляют продовольственные товары). Для супермаркетов характерно высокое качество обслуживания.
Гипермаркеты (примеры: «Гиппо», «Корона», «Простор») намного крупнее, их торговая площадь, как правило, превышает 5 тыс. кв. м. Предлагаемый ими товарный ассортимент — более 30 тыс. позиций, иногда 60—70 тыс. Доля продовольственных товаров здесь меньше, чем в супермаркетах, — 60—65 %. Гипермаркеты больше рассчитаны на самообслуживание, что компенсируется большим торговым пространством и широким ассортиментом, а также относительно низкими ценами, по многим товарным позициям приближающимся к ценам открытых рынков. Гипермаркеты характеризуются эффективной организацией торговли, предоставлением покупателям разнообразных услуг, наличием просторных парковок.
Дискаунтеры (пример: «На недельку», «Евроопт»), или универсамы экономичного класса, внешне напоминают супермаркеты, но, как правило, меньше по масштабам (их стандартная торговая площадь — 400—1000 кв. м). Товарный ассортимент дискаунтеров значительно скромнее (от одной до трех тысяч наименований), с ориентацией на наиболее быстро реализуемые товары. Здесь присутствует меньше известных брендов, цены заметно ниже (торговая надбавка не превышает 10—15 %). Дискаунтеры ориентируются на тех, для кого цена является решающим фактором при выборе магазина. Соответственно, ниже в них и качество обслуживания.
Во-вторых, приближение новых торговых форматов к покупателю в пространстве. Специальная ниша обустраивается теми, кто развивает торговый формат «магазинов у дома» или «соседских магазинов». Их характеризуют удобный (часто круглосуточный) режим работы и, главное, расположение в пределах «шаговой» доступности — короткой пешей прогулки. Такой магазин рассчитан на проживающие в радиусе 400—800 метров 2—3 тысячи семей, которые делают покупки от двух до семи раз в неделю. Подсчеты маркетологов показывают: если до супермаркета нужно добираться дольше 10 минут, большинство людей предпочтет сделать покупку в магазине, который находится ближе к дому. В отличие от гипер- и супермаркетов, ориентирующих покупателей на серьезный шопинг про запас, в магазинах у дома чаще совершаются отдельные целевые покупки для восполнения пробелов в ежедневных домашних потребностях.
В-третьих, сейчас активно развивается в Республике Беларусь направление в эволюции торговых форматов — переход от рынков к более цивилизованным магазинным формам торговли. До начала нашего века ведущие рыночные игроки, формирующие свои сетевые структуры и открытые рынки, занимали во многом разные ниши. Сетевые магазины продавали товары более дорогих брендов, преимущественно европейского производства, оставляя открытым рынкам сегменты более дешевой и менее качественной импортной продукции, включая разного рода имитации известных торговых марок, в том числе и контрафакт. Сейчас розничные сети строят большие магазины и торговые центры, в которых существенно расширяется ценовой спектр предлагаемых товаров. Соответственно, они начинают претендовать и на нишу более дешевого товарного ассортимента. В этом отношении конкуренция в торговле обостряется внутри сегментов, так как расширяются интересы розничных сетей.
Пора расцвета открытых рынков уходит в прошлое. Но в целом рынки не слишком торопятся сдавать свои позиции: в настоящее время через них проходит около трети розничного товарооборота. Однако розничные сети уже одерживают серьезные (хотя далеко не окончательные) победы в сфере торговли крупной бытовой техникой (холодильниками, телевизорами и пр.), где потребителей беспокоит надежность и качество товара, возможность его гарантийного и сервисного обслуживания. По-прежнему еще сильны позиции открытых рынков в сфере продажи строительных и отделочных материалов. По мнению Министерства торговли Республики Беларусь, рынок должен со временем превратиться в место торговли, которым ему предназначено быть исторически — продажи продукции сельскохозяйственного производства и предметов ремесленной деятельности.
Четвертое направление — развитие цивилизованных немагазинных форм торговли. Например, продажи по каталогам с прямой доставкой потребителю. Такая услуга пока недостаточно распространена в Беларуси, но обладает конкурентоспособным потенциалом: цены на товары по каталогу ниже, чем в магазинах, в связи с отсутствием издержек на аренду площадей, оборудование и персонал. Несомненно, возрастает и роль торговли с использованием сети Интернет.
2. Развитие фирменной торговли в республике осуществляется в соответствии с основными направлениями Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2011—2015 годы, а также программами, определенными учредителями фирменных магазинов. К примеру, Министерством промышленности до конца 2015 года планируется открытие фирменных магазинов РУПП «Витязь» в городах Пинск и Орша. В системе Минсельхозпрода наибольшее количество предприятий торговли функционирует в Департаменте по хлебопродуктам. В системе концерна «Беллегпром» количество фирменных магазинов в первом полугодии 2011 г. в сравнении с соответствующим периодом 2009 года возросло на 43 процента. Организациями концерна «Белнефтехим» разработаны мероприятия по развитию и совершенствованию собственной торговой сети. До конца 2011 года планируют открытие собственных магазинов ОАО «Борисовский завод пластмассовых изделий» и ОАО «Гродно Азот». Основным направлением развития фирменной торговли концерна является расширение фирменных секций.
Организациями фирменной и ведомственной торговли постоянно проводится изучение покупательского спроса на выпускаемый ассортимент товаров, результаты которого учитываются при формировании производственных программ промышленных предприятий. Фирменная торговля призвана активно влиять на повышение качества и конкурентоспособности товаров, формирование положительного имиджа продукции.
Одновременно Министерство торговли рассматривает иные варианты развития фирменной сети производителя путем открытия специализированных магазинов, где будет представлена вся отраслевая гамма товаров. Формирование производителями собственной торговой сети (в том числе за рубежом) способствует продвижению товаров на рынок, маркетинговым исследованиям, увеличению роста розничного товарооборота. Так, по данным Министерства статистики и анализа, в январе — октябре 2011 г. розничный товарооборот торговой сети по системе Минсельхозпрода составил 116,4 % к аналогичному периоду 2009 года, Минпрома — 110,2 %, концернов «Белгоспищепром» — 142,7 %, «Беллегпром» — 119,1 %, «Беллесбумпром» — 123,6 %, «Белнефтехим» — 120,0 %.
3. Мероприятиями по выполнению
Программы социально-
Для определения потребности отрасли в терминальном оборудовании и планировании работ по его установке в областях и г. Минске Министерством торговли утвержден План установки платежных терминалов в объектах торговли, общественного питания и бытового обслуживания на 2011—2015 годы, в соответствии с которым к 2009 г. количества платежных терминалов составило 3740 единиц. В течение 2011 — 2015 годов на эти цели из инновационного фонда Минторга Республики Беларусь выделено около 1 млрд. рублей. Несмотря на положительную динамику развития технической инфраструктуры, доля безналичных платежей составляет около 3 % от товарооборота.
Сегодня даже в тех объектах, где имеется полноценная возможность расчета с помощью карточки, покупатель товаров предпочитает обналичить деньги в банкомате и рассчитаться банкнотами. Поэтому параллельно с техническим оснащением организаций необходимы популяризация среди населения безналичных расчетов, стимулирование их предоставлением скидок, бонусов при оплате товаров или услуг с использованием пластиковой карточки, проведение широкомасштабных кампаний, пропагандирующих преимущества использования современных платежных инструментов. Определенные подвижки в этом направлении уже есть.