Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов развития розничной торговой сети исследуемой организации и выработка соответствующих рекомендаций на перспективу.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить сущность, особенности функционирования и тенденции развития розничной торговой сети;
-охарактеризовать методику анализа состояния и эффективности использования розничной торговой сети
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ,
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Розничная торговая сеть: сущность, особенности функционирования
и тенденции развития…………………………………………………………….
1.2 Методика анализа состояния и эффективности использования
розничной торговой сети………………………………………………………...
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь
2.1 Экономическая характеристика зоны и объемов деятельности
республики Беларусь……………………………………………………………..
2.2 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным
товарным группам………………………………………………………………..
2.3 Анализ состояния и эффективности использования розничной
торговой сети……………………………………………………………………..
2.4 Оценка основных финансовых показателей деятельности организации…
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
Степень удовлетворения спроса влияет на рост эффективности торговой организации и является основным фактором этого роста. Так как кооперативная торговля ориентируется на спрос населения, то состояние ее эффективности зависит от доходов, получаемых жителями республики, так средняя заработная плата в целом по отраслям в 1990 г. составляла 269 р, в 1995 г. – 755129 р., в 2000 г. – 58916 р., в 2003 г. – 250686 р., в 2005 г. – 463741 р., а в 2009 г. – 981584 р., при этом в торговле в 2009 г. заработная плата составила 850461 р., а в 2010,2011 годах она уже было более 1 млн р. (таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Среднемесячная заработная плата в торговле Республики Беларусь за 2009-2011 гг., р.
Примечание - Источник: [10,11].
Из данных таблицы 2.4 следует, что в торговле Республики Беларусь в 2010 году по сравнению с 2009 годом средняя заработная плата выросла на 43,14 %, при этом наибольший темп роста наблюдался в Минской области – 57,64 %, и Могилевской области – 55,84 %, а наименьший темп роста наблюдался по Брестской области – на 41,87 %. В 2011 году по сравнению с 2010 годом наблюдалась аналогичная тенденция и темп роста среднемесяной заработной платы составлял 58,16 %, при этом в Минской и Могилевской областях темп роста был более 60 %.
Рассмотрим вторую группу факторов, влияющих на результаты коммерческой работы, которые зависят непосредственно от субъекта рынка. Состояние материально-технической базы торговой организации должно соответствовать современным требованиям по состоянию торговых зданий, обеспеченностью площадями, уровню технического оснащения.
Основой материально-технической базы является торговая сеть. Структура и динамика развития розничной торговой сети системы потребительской кооперации Белкоопсоюза и страны в целом рассмотрим в подглаве 2.2 подробно.
В конце анализа рассмотрим распределение розничного товарооборота торговли через все каналы реализации по формам собственности, для этого составим таблицу 2.5.
Таблица 2.5 - Распределение розничного товарооборота торговли через все каналы
реализации по формам собственности в Республике Беларусь в 2001-2011 гг.,
в процентах к итогу
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонение (+/-) 2011 г. от 2001 г. |
Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
в том числе по формам собственности: |
||||||||||||
государственная |
20,1 |
19,5 |
17,6 |
15,9 |
14,9 |
14,6 |
14,2 |
14,0 |
13,8 |
11,9 |
11,7 |
-8,4 |
частная |
78,7 |
79,2 |
80,8 |
82,4 |
83,0 |
82,5 |
82,8 |
82,8 |
82,7 |
83,2 |
84,3 |
5,6 |
из нее организаций потребительской кооперации |
11,3 |
10,3 |
9,5 |
9,7 |
9,1 |
9,4 |
9,1 |
9,0 |
9,3 |
8,9 |
9,0 |
-2,3 |
иностранная |
1,2 |
1,3 |
1,6 |
1,7 |
2,1 |
2,9 |
3,0 |
3,2 |
3,5 |
4,9 |
4,0 |
2,8 |
Примечание - Источник: [10,11].
Как видно из таблицы 2.5 в розничной торговле Республики Беларусь наибольший удельный вес занимает частная торговля (в 2011 г. – 84,3) при этом с каждым годом ее доля растет, и в 2011 году по сравнению с 2001 годом она выросла на 5,6 п.п., так же выросла доля иностранных организаций на 2,8 п.п., за счет этого розничный товарооборот организаций государственной формы собственности наоборот снизился на 8,4 п.п.
Основные проблемы торгово-экономических отношений на потребительском рынке Республики Беларусь в настоящее время можно характеризовать следующим образом:
Структура товарооборота. В 1990 г. доля продовольственных товаров составляла – 44,6 %, а с 1995 г. резко возросла до 66,1 %, но с 2000 г. наблюдается тенденция снижения доли продовольственных товаров в структуре розничного товарооборота и соответствие увеличение непродовольственных. В 2011 г. удельный вес розничного товарооборота продовольственных товаров составила 51,4 %. Снижение доли непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота свидетельствует о снижении благосостояния белорусов, поскольку в первую очередь население приобретает продукты питания, а на оставшиеся денежные средства покупает промышленную продукцию, пользуется различными услугами, накапливает сбережения.
Основная проблема розничной торговой сети заключается в обеспеченности торговыми площадями, что отражается на качестве торгового обслуживания населения, которое обычно ниже там, где торговой сети недостаточно.
В Республике Беларусь установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями 600 м2 на 1000 человек. Если в странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600— 1000 м2 и более на 1000 человек. Количественная потребность в торговой сети определяется в настоящее время в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров. Поэтому развитие торговой сети осуществляется по принципу разумной достаточности. Но эта разумная достаточность понимается не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это по сути означает остаточный принцип в развитии сети. В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.
В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных и частных организаций).
Одновременно с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью и числа магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. Измельченность торговой сети является существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов как при строительстве, так и при эксплуатации, как важнейшим направлением дальнейшего развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров.
В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации торговой сети, ее структурного упорядочения.
В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы.
В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10—15 лет значительно обгоняют темпы роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по концентрации торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий для конкуренции в обслуживании покупателей.
Важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение. Основная часть магазинов размещена в центрах городов. Кроме того, в крупных городах магазины размещаются главным образом на первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 60 и более процентов). Это отрицательно влияет на организацию торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые предприятия, создает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, внедрять средства механизации трудоемких процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.
Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется, когда предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются в зависимости не от потребностей населения, а главным образом от возможностей торговой фирмы.
Особое внимание должно быть уделено вопросам проектирования и реконструкции действующей торговой сети. Подавляющее большинство магазинов было построено по проектам, которые не соответствуют требованиям сегодняшней технологии продажи товаров.
В качестве существующих в Республике Беларусь проблем в розничной торговле можно отметить отсутствие четкой структуры управления торговлей, несовершенство механизма приватизации, а также несовершенство законодательных норм торговой деятельности
Недостаточное научное и информационное обслуживание торгово-экономических отношений. Экономические, правовые, финансовые, коммерческие, технико-технологические отношения в сфере торговли не имеют сколько-нибудь серьезного научно-методологического обоснования, строятся порой нелогично, без продуманной стратегии, учета мирового опыта. Действующие информационные источники крайне ограничены, противоречивы, имеют выборочный несопоставимый характер, непрезентативны. Это приводит к серьезным ошибкам в определении потребности торговли в товарах, и как следствие - к большим экономическим и социальным издержкам, неупорядоченности нормативного хозяйства в области материально-технического, технологического, кадрового и правового обеспечения процессов торговли
Таким образом, на основании проведенного исследования о размере розничной торговли можно сказать, что численность занятых в розничной торговле Республики Беларусь в 2010 году составила 85,31 % в общей численности трудоспособного населения, при этом по сравнению с 2008 годом удельный вес торговых работников в общей численности работающих вырос на 0,19 п.п., следовательно, розничная торговля является не только одной из наиболее емких отраслей Республики Беларусь, но так же одной из наиболее динамично развивающихся. Также в розничной торговле Республики Беларусь наибольший удельный вес занимает частная торговля (в 2011 г. – 84,3) при этом с каждым годом ее доля растет. Изучив заработную плату работников торговой отрасли также следует отметить что она растет вместе с тем повышая материальную заинтересованность торговых работников. Основные проблемы торгово-экономических отношений на потребительском рынке Республики Беларусь в настоящее следующие: усиление нерационального характера потребления и розничного товарооборота; образование множества торгующих структур на потребительском рынке, имеющих особенности в целях, задачах, функциях, ресурсном обеспечении и т.д.; политика формирования и размещения розничной торговой сети, внедрение адекватных форм обслуживания; культура торгового обслуживания; финансовое положение торговли; увеличение в розничном товарообороте доли неорганизованного рынка; недостаточное научное и информационное обслуживание торгово-экономических отношений.
2.2 Анализ розничного
товарооборота по общему
Розничный товарооборот - это важнейший показатель торговых отношений организаций. Он характеризует объем деятельности организации (страны), от него зависит объема дохода и прибыли.
Розничный товарооборот имеет также народнохозяйственное значение. Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного потребления, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.
Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народного потребления.
Розничный товарооборот - важное звено в процессе осуществления экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары. Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения.
Рассмотрим основные показатели розничной торговли Республики Беларусь в 2009-2011 гг. по данным статистики которые представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Основные показатели розничной торговли в Республике Беларусь
в 2009-2011 гг.
Примечание – Источник: [14,15,16]
Данные таблицы 2.6 позволяют сказать, что изменение товарооборота Республики Беларусь ежегодно имеет положительную тенденцию начиная с 2009 года, при этом в 2011 году по сравнению с 2009 годом темп роста общего объема розничного товарооборота составил 110,14 %, положительное влияние на это оказало увеличение числа розничных торговых объектов на 5,76 %. Значительные изменения также произошли в структуре товарооборота по формам собственности, так с каждым годом в течение 15 лет росла доля организаций частной формы собственности и в 2011 году она составила 84,3 %, что на 2,40 % больше чем в 2009 году. Это обусловлено тем, что раньше предпочтение властей и доверие покупателей было на стороне государственных магазинов, а в настоящее время согласно социологических опросов наоборот, покупатель с большим желанием идет в частный магазин, так же государство в последние 10 лет активно поддерживает развитие частного торгового бизнеса, благодаря чему во всех городах Республики Беларусь успешно развиваются розничные торговые сети.
Таким образом, значительное развитие розничного товарооборота в Республике Беларусь в 2001-2011 годах свидетельствует о расширении функционирования торговли в нашей стране, для более детального анализа данных тенденций рассмотрим товарооборот в разрезе областей (таблица 2.7).