Экономический анализ состояния и эффективности использования розничной торговой сети Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов развития розничной торговой сети исследуемой организации и выработка соответствующих рекомендаций на перспективу.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить сущность, особенности функционирования и тенденции развития розничной торговой сети;
-охарактеризовать методику анализа состояния и эффективности использования розничной торговой сети

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ,
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Розничная торговая сеть: сущность, особенности функционирования
и тенденции развития…………………………………………………………….
1.2 Методика анализа состояния и эффективности использования
розничной торговой сети………………………………………………………...
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь
2.1 Экономическая характеристика зоны и объемов деятельности
республики Беларусь……………………………………………………………..
2.2 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным
товарным группам………………………………………………………………..
2.3 Анализ состояния и эффективности использования розничной
торговой сети……………………………………………………………………..
2.4 Оценка основных финансовых показателей деятельности организации…
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..

Файлы: 1 файл

Kursach_po_RTS.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

 

К плотн площ. = Чн /Тп;,                                       (4)

 

где, К плотн площ. - обратный коэффициент плотности торговой сети по торговой площади;

Тп - торговая площадь магазина, м2;

Чн - численность населения в радиусе магазина, чел.

 

- обратный коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов (показывает, сколько жителей приходится 1 магазин);

 

К плотн маг. = Чн /Км,                                       (5)

 

где, К плотн маг. - обратный коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов;

Км - количество магазинов, ед.

Чн - численность населения в радиусе магазина, чел.

 

3. Уровень специализации:

- уровень специализации торговой  сети по количеству магазинов 

 

У спец = Ксм /Км * 100,                                        (6)

 

где,     У спец - уровень специализации торговой сети по количеству магазинов, %;

Ксм - количество специализированных магазинов, ед.

Км – общее количество магазинов, ед.

- уровень специализации торговой  сети по торговой площади

   

У спец пл. = Тсп / Тп *100,                                    (7)

 

где, У спец пл.- уровень специализации торговой сети по торговой площади, %;

Тсп - торговая площадь специализированных магазинов, м2;

Тп - торговая площадь всех магазинов, м2;

 

4. Средний размер магазина (по площади, по товарообороту):

- средний размер магазина по  торговой площади

 

С разм = Тп / Км,                                        (8)

 

где, С разм - средний размер магазина по торговой площади, м.кв.;

        Тп - торговая площадь магазинов, м2;

        Км - количество магазинов, ед;

- средний размер магазина по  розничному товарообороту 

        

С разм рто = РТО / Км,                                   (9)

 

где, С разм рто - средний размер магазина по розничному товарообороту,     млн р.;

       РТО – розничный товарооборот, млн р.;

        Км - количество магазинов, ед;

 

5. Технологическая планировка магазина:

- отношение торговой площади к общей:

 

                                           K= Sm / Sо,                                                 (10)

 

где Sm - торговая площадь;

Sо - общая площадь.

Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания торгового объекта.

- показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) - коэффициент установочной площади (Куст), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:

 

                                    Kуст= SТ.ОБ. / SТ.З.,                                                                         (11)

 

где S Т.ОБ - площадь, занятая торговым оборудованием;

SТ.З. - общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3-0,32.

- коэффициента выкладки:

 

Квыкл= S выкл/ S т. Э,                                            (12)

 

где, S выкл - площадь выкладки товаров;

S т. э - площадь  торгового зала;

- коэффициент емкости:

                                     Кем= S т.э / S выкл,                                   (13)

 

где S вык - площадь выкладки;

S т. э - площадь  торгового зала;

 

6. Радиус обслуживания:

- средний радиус действия магазина  (км.)

 

Rm = 0, 6 * кор.кв  Sm /n ,                                       (14)

 

где  Sm – площадь  территории района, кв. м;

         n- Количество магазинов;

      

- потребность в торговой площади (Пs):

 

                            Пs = Ч * Нs / 1000,                                          (15)

 

где  Ч – численность обслуживаемого населения, человек;

       Hs – Норматив обеспеченности населения торговыми площадями на 1000 человек в соответствии с социальным (составляет 260 кв. м ), средний радиус действия магазина составляет  2,5 км.

- потребность в новом строительстве (Пн.):

 

            Пн. = Пs – Sф +Sc –Sp ,                                (16)

 

где  Sф – фактическая торговая площадь на начало планируемого периода, кв. м;

     Sc –торговая площадь, подлежащая сносу, кв, м;

     Sp –торговая площадь, вводимая в действие за счет реконструкции, кв. м;

Таким образом, используя комплекс показателей характеризующих эффективность деятельности торговой организации можно изучить на сколько эффективно проводится так же коммерческая деятельность по  формированию и использованию розничной торговой сети, так же выявить основные недостатки розничной торговой сети торговой организации и ее техническую возможность.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И                               ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ         СЕТИ Республики Беларусь

 

2.1 Экономическая  характеристика зоны и объемов  деятельности Республики Беларусь

 

 

Реформирование розничной торговли в нашей республике в своем развитии прошло несколько стадий. На первой стадии происходила передача розничной торговли из государственной в коммунальную собственность. На второй стадии производилась реорганизация торгов и трестов. Затем — массовый переход на аренду с последующим выкупом.

Состояние экономики в государстве в достаточной степени определяет эффективность всех отраслей, в том числе и торговли. Если в государстве наблюдается экономический рост, то он наблюдается и у всех отраслях экономики и наоборот.

Изучим основные показатели развития белорусской экономики за последние 10 лет.

 

Таблица 2.1 – Основные социально-экономические показатели уровня жизни

населения Республики Беларусь в 2000-2011 гг.

 

Показатели

2000

2001

2007

2008

2009

2010

2011

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

46,51)

96,2

503,9

648,2

753,6

762,6

1 451,3

Реальные денежные доходы населения,

в процентах к предыдущему году

114,1

128,1

113,2

111,8

102,7

115,1

99,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

113,8

128,1

113,1

111,8

103,7

114,8

98,4

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

58,91)

123,0

694,0

868,2

981,6

116,7

1925,3

Реальная заработная плата,

в процентах к предыдущему году

112,0

129,6

110,0

109,0

100,1

115,0

101,3

Средний размер назначенной пенсии

(на конец года), тыс. руб.

36,41)

65,0

328,2

389,4

429,5

584,7

940,4

Реальный размер назначенной пенсии,

в процентах к предыдущему году

143,2

122,1

105,4

104,7

100,2

123,9

77,1


           Примечание - Источник: [10,11].

 

Как видно из таблицы 2.1 денежные доходы населения постоянно увеличивались и с 2000 года до 2011 года они выросли в 31 раз, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом они наоборот снизились на 0,7 %, это связанно с влиянием гиперинфляции которая наблюдалась в марте-июне 2011 года. Это так же отрицательно отразилось на размере назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году и так в 2011 году по сравнению с 2010 годом она снизилась на 22,9 %.

Данные изменения привели к росту уровня бедности и снижению покупательной способности населения (таблица 2.2) и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами.

 

Таблица 2.2 - Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения Республики Беларусь в 1995-2011 гг.  (килограммов в месяц)

 

Виды продовольственных товаров

1995

2000

2001

2007

2008

2009

2010

2011

Отклонение (+/-) 2011 г. от 1995 г.

Хлеб пшеничный

137

150

189

346

378

380

438,7

486,4

349,4

Картофель

194

351

498

655

743

736

654,1

630,5

436,5

Капуста свежая

138

334

304

455

451

688

523,9

561,4

423,4

Морковь

125

226

233

469

404

587

553,2

485,7

360,7

Яблоки

65

104

122

162

145

235

288,8

164,5

99,5

Сахар-песок

56

107

133

260

317

332

323,7

270,9

214,9

Масло растительное

25

45

67

124

101

149

176,7

102,1

77,1

Говядина

24

36

45

62

68

64

66

67

43,0

Свинина

18

27

33

63

70

70

81,4

67,3

49,3

Рыба

21

26

34

84

97

105

126,5

89,1

68,1

Молоко, л

220

294

310

496

498

491

562,7

611,9

391,9

Масло животное

15

25

36

55

54

55

56,1

48,9

33,9

Яйца, шт.

583

874

1058

2122

2399

2405

27,26

2453

1870


   Примечание - Источник: [10,11].

 

Как видно из таблицы 2.2 по таким видам продукции как картофель, морковь, яблоки, сахар, масло растительное и т.д. в 2011 году по сравнению с 2010 годом покупательская способность населения Республики Беларусь снизилась, следовательно, снизился и спрос на розничном рынке на данные товары. При этом с 2000 до 2010 года покупательская способность населения страны постоянно увеличивалась, что свидетельствовало о росте благосостояния населения.

Среди факторов внешнего воздействия для коммерческой деятельности немаловажен демографический фактор. Статистические данные о численности населения показывают, что в Республике Беларусь начиная с 1990 г. снижается общая численность населения, смертность выше чем рождаемость, т. е. отсутствует естественный прирост численности населения. Наряду со снижением численности всего населения происходит его отток из сельской местности. В деревнях и селах происходит более быстрыми темпами "старение" населения и сокращение средней продолжительности жизни, чем в городах. Это в свою очередь является фактором снижения контингента обслуживаемого населения организациями торговли потребительской кооперации, которые в основном расположены в сельской местности.

Снижение численности обслуживаемого населения сокращает емкость рынка и меняет его структуру. В сельских населенных пунктах проживают в основном пенсионеры, потребности которых по их доходам ограничиваются социально значимыми товарами. Вследствие этого падают объемы торговли, закрываются убыточные торговые предприятия, что негативно отражается на уровне социально-экономической эффективности.

На эффективность торговой деятельности непосредственное влияние оказывает уровень кредитования. Размер кредита должен быть органически увязан с принципами самофинансирования и самоокупаемости, объективными потребностями в материальных и денежных ресурсах. Если организации торговли нарушают условия кредитования, к ним применяются штрафные санкции, а при нарушении сроков погашения ссуд они лишаются права на новый кредит. Это в итоге влияет на прибыльность.

Размер торговой отрасли в Республике Беларусь характеризует количество работников занятых в данной отрасли (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 - Численность занятых работников в торговле Республики Беларусь за 2009-2011 гг.

 

         Примечание - Источник: [10,11].

 

Как видно из таблицы 2.3 численность занятых в розничной торговле Республики Беларусь в 2011 году составило 85,31 %, при этом по сравнению с 2009 годом удельный вес вырос на 0,19 п.п., однако по сравнению с 2010 годом он снизился на 0,01 п.п. Темп роста работников занятых в розничной торговле в 2011 году по сравнению с 2009 годом составил 3,98 %, а  по сравнению с 2010 годом – 1,64 %, следовательно, розничная торговля является не только одной из наиболее емких отраслей Республики Беларусь, но так, же из наиболее динамично развивающийся.

Информация о работе Экономический анализ состояния и эффективности использования розничной торговой сети Республики Беларусь