Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов развития розничной торговой сети исследуемой организации и выработка соответствующих рекомендаций на перспективу.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить сущность, особенности функционирования и тенденции развития розничной торговой сети;
-охарактеризовать методику анализа состояния и эффективности использования розничной торговой сети
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ,
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Розничная торговая сеть: сущность, особенности функционирования
и тенденции развития…………………………………………………………….
1.2 Методика анализа состояния и эффективности использования
розничной торговой сети………………………………………………………...
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь
2.1 Экономическая характеристика зоны и объемов деятельности
республики Беларусь……………………………………………………………..
2.2 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным
товарным группам………………………………………………………………..
2.3 Анализ состояния и эффективности использования розничной
торговой сети……………………………………………………………………..
2.4 Оценка основных финансовых показателей деятельности организации…
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
К плотн площ. = Чн /Тп;,
где, К плотн площ. - обратный коэффициент плотности торговой сети по торговой площади;
Тп - торговая площадь магазина, м2;
Чн - численность населения в радиусе магазина, чел.
- обратный коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов (показывает, сколько жителей приходится 1 магазин);
К плотн маг. = Чн /Км,
где, К плотн маг. - обратный коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов;
Км - количество магазинов, ед.
Чн - численность населения в радиусе магазина, чел.
3. Уровень специализации:
- уровень специализации
У спец = Ксм /Км * 100,
где, У спец - уровень специализации торговой сети по количеству магазинов, %;
Ксм - количество специализированных магазинов, ед.
Км – общее количество магазинов, ед.
- уровень специализации
У спец пл. = Тсп / Тп *100,
где, У спец пл.- уровень специализации торговой сети по торговой площади, %;
Тсп - торговая площадь специализированных магазинов, м2;
Тп - торговая площадь всех магазинов, м2;
4. Средний размер магазина (по площади, по товарообороту):
- средний размер магазина по торговой площади
С разм = Тп / Км,
где, С разм - средний размер магазина по торговой площади, м.кв.;
Тп - торговая площадь магазинов, м2;
Км - количество магазинов, ед;
- средний размер магазина по розничному товарообороту
С разм рто = РТО / Км,
где, С разм рто - средний размер магазина по розничному товарообороту, млн р.;
РТО – розничный товарооборот, млн р.;
Км - количество магазинов, ед;
5. Технологическая планировка
- отношение торговой площади к общей:
где Sm - торговая площадь;
Sо - общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания торгового объекта.
- показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) - коэффициент установочной площади (Куст), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала:
где S Т.ОБ - площадь, занятая торговым оборудованием;
SТ.З. - общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3-0,32.
Квыкл= S выкл/ S т. Э,
6. Радиус обслуживания:
- средний радиус действия
Rm = 0, 6 * кор.кв Sm /n ,
где Sm – площадь территории района, кв. м;
n- Количество магазинов;
- потребность в торговой площади (Пs):
Пs = Ч * Нs / 1000,
где Ч – численность обслуживаемого населения, человек;
Hs – Норматив обеспеченности населения торговыми площадями на 1000 человек в соответствии с социальным (составляет 260 кв. м ), средний радиус действия магазина составляет 2,5 км.
- потребность в новом строительстве (Пн.):
Пн. = Пs – Sф +Sc –Sp ,
где Sф – фактическая торговая площадь на начало планируемого периода, кв. м;
Sc –торговая площадь, подлежащая сносу, кв, м;
Sp –торговая площадь, вводимая в действие за счет реконструкции, кв. м;
Таким образом, используя комплекс показателей характеризующих эффективность деятельности торговой организации можно изучить на сколько эффективно проводится так же коммерческая деятельность по формированию и использованию розничной торговой сети, так же выявить основные недостатки розничной торговой сети торговой организации и ее техническую возможность.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики Беларусь
2.1 Экономическая характеристика зоны и объемов деятельности Республики Беларусь
Реформирование розничной торговли в нашей республике в своем развитии прошло несколько стадий. На первой стадии происходила передача розничной торговли из государственной в коммунальную собственность. На второй стадии производилась реорганизация торгов и трестов. Затем — массовый переход на аренду с последующим выкупом.
Состояние экономики в государстве в достаточной степени определяет эффективность всех отраслей, в том числе и торговли. Если в государстве наблюдается экономический рост, то он наблюдается и у всех отраслях экономики и наоборот.
Изучим основные показатели развития белорусской экономики за последние 10 лет.
Таблица 2.1 – Основные социально-экономические показатели уровня жизни
населения Республики Беларусь в 2000-2011 гг.
Показатели |
2000 |
2001 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
46,51) |
96,2 |
503,9 |
648,2 |
753,6 |
762,6 |
1 451,3 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
114,1 |
128,1 |
113,2 |
111,8 |
102,7 |
115,1 |
99,3 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
113,8 |
128,1 |
113,1 |
111,8 |
103,7 |
114,8 |
98,4 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. |
58,91) |
123,0 |
694,0 |
868,2 |
981,6 |
116,7 |
1925,3 |
Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году |
112,0 |
129,6 |
110,0 |
109,0 |
100,1 |
115,0 |
101,3 |
Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. |
36,41) |
65,0 |
328,2 |
389,4 |
429,5 |
584,7 |
940,4 |
Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году |
143,2 |
122,1 |
105,4 |
104,7 |
100,2 |
123,9 |
77,1 |
Примечание - Источник: [10,11].
Как видно из таблицы 2.1 денежные доходы населения постоянно увеличивались и с 2000 года до 2011 года они выросли в 31 раз, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом они наоборот снизились на 0,7 %, это связанно с влиянием гиперинфляции которая наблюдалась в марте-июне 2011 года. Это так же отрицательно отразилось на размере назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году и так в 2011 году по сравнению с 2010 годом она снизилась на 22,9 %.
Данные изменения привели к росту уровня бедности и снижению покупательной способности населения (таблица 2.2) и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами.
Таблица 2.2 - Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения Республики Беларусь в 1995-2011 гг. (килограммов в месяц)
Виды продовольственных товаров |
1995 |
2000 |
2001 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Отклонение (+/-) 2011 г. от 1995 г. |
Хлеб пшеничный |
137 |
150 |
189 |
346 |
378 |
380 |
438,7 |
486,4 |
349,4 |
Картофель |
194 |
351 |
498 |
655 |
743 |
736 |
654,1 |
630,5 |
436,5 |
Капуста свежая |
138 |
334 |
304 |
455 |
451 |
688 |
523,9 |
561,4 |
423,4 |
Морковь |
125 |
226 |
233 |
469 |
404 |
587 |
553,2 |
485,7 |
360,7 |
Яблоки |
65 |
104 |
122 |
162 |
145 |
235 |
288,8 |
164,5 |
99,5 |
Сахар-песок |
56 |
107 |
133 |
260 |
317 |
332 |
323,7 |
270,9 |
214,9 |
Масло растительное |
25 |
45 |
67 |
124 |
101 |
149 |
176,7 |
102,1 |
77,1 |
Говядина |
24 |
36 |
45 |
62 |
68 |
64 |
66 |
67 |
43,0 |
Свинина |
18 |
27 |
33 |
63 |
70 |
70 |
81,4 |
67,3 |
49,3 |
Рыба |
21 |
26 |
34 |
84 |
97 |
105 |
126,5 |
89,1 |
68,1 |
Молоко, л |
220 |
294 |
310 |
496 |
498 |
491 |
562,7 |
611,9 |
391,9 |
Масло животное |
15 |
25 |
36 |
55 |
54 |
55 |
56,1 |
48,9 |
33,9 |
Яйца, шт. |
583 |
874 |
1058 |
2122 |
2399 |
2405 |
27,26 |
2453 |
1870 |
Примечание - Источник: [10,11].
Как видно из таблицы 2.2 по таким видам продукции как картофель, морковь, яблоки, сахар, масло растительное и т.д. в 2011 году по сравнению с 2010 годом покупательская способность населения Республики Беларусь снизилась, следовательно, снизился и спрос на розничном рынке на данные товары. При этом с 2000 до 2010 года покупательская способность населения страны постоянно увеличивалась, что свидетельствовало о росте благосостояния населения.
Среди факторов внешнего воздействия для коммерческой деятельности немаловажен демографический фактор. Статистические данные о численности населения показывают, что в Республике Беларусь начиная с 1990 г. снижается общая численность населения, смертность выше чем рождаемость, т. е. отсутствует естественный прирост численности населения. Наряду со снижением численности всего населения происходит его отток из сельской местности. В деревнях и селах происходит более быстрыми темпами "старение" населения и сокращение средней продолжительности жизни, чем в городах. Это в свою очередь является фактором снижения контингента обслуживаемого населения организациями торговли потребительской кооперации, которые в основном расположены в сельской местности.
Снижение численности обслуживаемого населения сокращает емкость рынка и меняет его структуру. В сельских населенных пунктах проживают в основном пенсионеры, потребности которых по их доходам ограничиваются социально значимыми товарами. Вследствие этого падают объемы торговли, закрываются убыточные торговые предприятия, что негативно отражается на уровне социально-экономической эффективности.
На эффективность торговой деятельности непосредственное влияние оказывает уровень кредитования. Размер кредита должен быть органически увязан с принципами самофинансирования и самоокупаемости, объективными потребностями в материальных и денежных ресурсах. Если организации торговли нарушают условия кредитования, к ним применяются штрафные санкции, а при нарушении сроков погашения ссуд они лишаются права на новый кредит. Это в итоге влияет на прибыльность.
Размер торговой отрасли в Республике Беларусь характеризует количество работников занятых в данной отрасли (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Численность занятых работников в торговле Республики Беларусь за 2009-2011 гг.
Примечание - Источник: [10,11].
Как видно из таблицы 2.3 численность занятых в розничной торговле Республики Беларусь в 2011 году составило 85,31 %, при этом по сравнению с 2009 годом удельный вес вырос на 0,19 п.п., однако по сравнению с 2010 годом он снизился на 0,01 п.п. Темп роста работников занятых в розничной торговле в 2011 году по сравнению с 2009 годом составил 3,98 %, а по сравнению с 2010 годом – 1,64 %, следовательно, розничная торговля является не только одной из наиболее емких отраслей Республики Беларусь, но так, же из наиболее динамично развивающийся.