Экономический анализ состояния и эффективности использования розничной торговой сети Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов развития розничной торговой сети исследуемой организации и выработка соответствующих рекомендаций на перспективу.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить сущность, особенности функционирования и тенденции развития розничной торговой сети;
-охарактеризовать методику анализа состояния и эффективности использования розничной торговой сети

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ,
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Розничная торговая сеть: сущность, особенности функционирования
и тенденции развития…………………………………………………………….
1.2 Методика анализа состояния и эффективности использования
розничной торговой сети………………………………………………………...
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь
2.1 Экономическая характеристика зоны и объемов деятельности
республики Беларусь……………………………………………………………..
2.2 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным
товарным группам………………………………………………………………..
2.3 Анализ состояния и эффективности использования розничной
торговой сети……………………………………………………………………..
2.4 Оценка основных финансовых показателей деятельности организации…
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..

Файлы: 1 файл

Kursach_po_RTS.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

4. С ростом благосостояния населения  республики происходит переориентация покупательского спроса. Больше приобретается технически сложных товаров длительного пользования, мебели, одежды, обуви. Наметились позитивные изменения в структуре товарооборота в сторону увеличения доли непродовольственных товаров. Если в 2008 году она составляла 49,5 %, то в 2010 году — 51,1 %. 

Меняется и структура спроса на продукты питания населением: увеличивается доля биологически ценных продуктов, снижается — углеводосодержащих. В то же время снизилось потребление хлеба, макаронных изделий, муки, крупы в среднем на 10 %. Прослеживается тенденция роста сегмента более ценных и дорогих продуктов питания. 

На увеличение реализации товаров позитивное влияние оказывает развитие потребительского кредитования. Большинство граждан берут кредиты для покупки дорогостоящих бытовых приборов с длительным сроком службы: стиральных машин, телевизоров, холодильников. Объемы реализации этих товаров по сравнению с прошлым годом увеличились на 5—17 %. 

Предоставляемые банками кредиты весьма разнообразны: это и кредиты на потребительские нужды, и специальные кредиты на покупку каких-либо определенных групп товаров (например, для покупки автомобилей, кредит «мобильный» на покупку мобильных телефонов и т.д.). Предоставляют кредиты населению и ряд организаций торговли, причем зачастую на более выгодных условиях: без внесения первоначального взноса, с минимальными временными затратами на оформление документов, с невысокой платой за пользование кредитом (от 5 до 10 % годовых) либо вообще беспроцентные. Торговые организации потребительской кооперации, помимо непродовольственных товаров, отпускают в кредит также и продовольственные товары без платы за пользование кредитом. 

Развитию розничной торговой сети способствует осуществление заданий, намеченных  в социально-экономической программе развития потребительской кооперации, разрабатываемых Правлением Белкоопсоюза на пятилетку.

В соответствии с Отраслевой программой развития потребительской кооперации на 2011-2015 гг. основной задачей развития торговли является повышение уровня и качества обслуживания и полное удовлетворение платежеспособного спроса пайщиков и обслуживаемого населения в товарах, приостановление тенденции снижения доли потребительской кооперации в общем объеме розничного товарооборота Республики Беларусь (Удельный вес потребительской кооперации во всем товарообороте Республики Беларусь снизился с 10,2% в 2004 году до 9,6% в 2009 году) [17, с.2].

Торговые организации потребительской кооперации обладают огромным потенциалом развития. Вместе с тем они отличаются существенными особенностями, которые учтены при определении ключевых направлений развития торговли в потребительской кооперации.

Преимущества,  отличающие торговые организации потребительской кооперации, заключаются в следующем:

  • в   системе   имеется    10,6   тысяч   действующих   магазинов совокупной площадью 1 миллион квадратных метров;
  • торговля обслуживает все сельское население;
  • имеются   свои  оптово-распределительные  центры в  каждом регионе (более 900 общетоварных складов);
  • имеются возможности для частичного обеспечения потребностей торговли за счет производства организаций потребительской кооперации;
  • магазины потребительской кооперации в сельской местности являются центрами общественной жизни для многих населенных, пунктов.

Вместе   с   тем   имеются   особенности,   которые   определяют специфику кооперативной торговли. В частности:

- в большинстве районов магазины не интегрированы, практически отсутствуют торговые сети;

- большинство магазинов имеет  небольшие площади. Средняя площадь  магазинов потребительской кооперации - 95 квадратных метров;

- имеется значительное количество убыточных магазинов, в частности, расположенных в населённых пунктах с численностью населения менее 100 человек; указанные магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными. Потребительская кооперация обслуживает 2100 населенных пунктов с числом жителей 5 и менее человек, 1870 населенных пунктов - от 6 до 10 человек, 4000 населенных пунктов - от 11 до 25 человек, 4372 населенных пункта - от 26 до 50 человек и 4240 населенных пунктов - от 51 до 100 человек. В этих населенных пунктах потребительская кооперация содержит 1672 стационарных магазина. Количество малых населенных пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией, с каждым годом увеличивается в связи с происходящими демографическими процессами в сельской местности.

Обслуживание 13220 малых населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, осуществляют 549 автомагазинов, содержание которых также убыточно;

- многие торговые точки находятся  на значительном удалении от  возможных логистических распределительных центров.

В условиях бурного развития торговых сетей в ближайшее время может  произойти  вытеснение  кооперативной   торговли   с  наиболее коммерчески эффективных площадок на уровень, где существование экономически обоснованной торговли будет невозможным.

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений. Решая вопросы размещения магазинов в городах следует учитывать влияние градостроительных транспортных, социальных и экономических факторов.

К основным принципам рационального размещения розничных торговых предприятий относятся равномерность и ступенчатость размещения магазинов. 
Равномерность размещения предполагает расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и в первую очередь, торгующим товаром повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение означает необходимость территориального сближения магазинов различного торгового профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это, в первую очередь, касается размещения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствует универсам или магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров.

Для многих типов магазинов требуется притягательность центров торговли, чтобы привлечь достаточное количество покупателей. В городах можно выделить следующие центры:

  • городской центр, магазины, расположенные в городских центрах имеют большое преимущество, но и издержки по содержанию магазина очень велики.
  • центр населенного пункта (небольшие городки). В таких центрах располагаются разнообразные типы магазинов, а также банки и места для отдыха и развлечений.
  • центры городских районов. Магазины, расположенные в подобных центрах продают в основном товары широкого потребления, хотя в некоторых достаточно крупных центрах имеются магазины специализированной торговли.
  • окраины городских районов. Для них характерно сочетание небольших газетных киосков и пунктов видео проката, продовольственных магазинов, магазинов по продаже товаров повседневного спроса.

В основу размещения розничной сети потребительской кооперации положен принцип создания на территории каждого административного района комплексной системы торгового обслуживания. Соблюдение этого принципа позволяет населению приобретать все необходимые товары на месте, не выезжая за покупками в город.

Сеть магазинов должна развиваться во взаимосвязи с сельским расселением. При этом обязательно должна учитываться функциональная роль сельских населенных пунктов, которые в связи с этим делятся на следующие типы:

  • районные центры - города, поселки, крупные населенные пункты, являющиеся административными, экономическими и культурно-бытовыми центрами обслуживания сельских районов;
  • межхозяйственные центры - малые города, поселки городского типа, крупные села без административных функций;
  • внутрихозяйственные центры - центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий, леспромхозов, а также центры производственных подразделений (бригады и т.д.)
  • рядовые населенные пункты, представленные в основном мелкими поселениями.

В районных и межхозяйственных центрах, в зависимости от численности населения может быть следующий состав розничной торговой сети: магазины «Универсам», «Универмаг», «Продукты», «Книги», «Детский мир» и др. 
В рядовых населенных пунктах размещают магазины «Товары повседневного спроса». При малочисленности населения и нерентабельности работы магазина в рядовых населенных пунктах могут быть построены стационарные торговые предприятия в составе предприятий, объединяющий кроме магазина столовую или буфет, помещение для бытового обслуживания, для приема сельхозпродукции от населения или же открыты магазины на дому. А при невозможности создания стационарной торговой сети торговое обслуживание населения должно осуществляться с помощью авто магазинов. Передвижные средства торговли должны также широко применяться и при обслуживании полевых станов и других мест массовых сельскохозяйственных работ.

Таким образом, основными документами, определяющие пути совершенствования розничной торговли является Программа развития потребительской кооперации на 2011-2015 гг., Программа развития внутренней торговли, Программа развития села. Основными тенденциями и направлениями повышения эффективности торговли в Республике Беларусь является: рост масштабов розничной торговли, увеличение удельного веса современных торговых форматов: гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров. Снижение доли открытых рынков, павильонов и киосков снизится. Стремительный  рост основной формы внемагазинной торговли - розничная торговля с использованием сети Интернет. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров). К розничной торговле относятся все виды деятельности, связанные с реализацией товаров и услуг непосредственно потребителям для личного, некоммерческого использования. Существует множество различных типов организаций, занимающихся торговлей в розницу, постоянно появляются все новые и новые формы продаж, корпоративные сети магазинов, потребительские кооперативы, франчайзинговые организации.

Экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

Рынок Республики Беларусь за последнее десятилетие претерпел значительные изменения. Весомый вклад в обеспечение населения товарами вносят малые предприятия и индивидуальные предприниматели. В стране действует более 32 тыс. торговых объектов, значительная часть которых принадлежит индивидуальным предпринимателям. В организациях торговли и общественного питания широко внедряются современные формы и методы обслуживания.

На основании проведенного исследования о размере розничной торговли можно сказать, что численность занятых в розничной торговле Республики Беларусь в 2010 году составило 85,31 %, при этом по сравнению с 2008 годом удельный вес вырос на 0,19 п.п., следовательно, розничная торговля является не только одной из наиболее емких отраслей Республики Беларусь, но так же из наиболее динамично развивающийся. Изучив заработную плату работников торговой отрасли также следует отметить что она растет вместе с тем повышая материальную заинтересованность торговых работников. Основные проблемы торгово-экономических отношений на потребительском рынке Республики Беларусь в настоящее следующие: усиление нерационального характера потребления и розничного товарооборота; образование множества торгующих структур на потребительском рынке, имеющих особенности в целях, задачах, функциях, ресурсном обеспечении и т.д; политика формирования и размещения розничной торговой сети, внедрение адекватных форм обслуживания; культура торгового обслуживания; финансовое положение торговли; увеличение в розничном, товарообороте доли неорганизованного рынка; недостаточное научное и информационное обслуживание торгово-экономических отношений.

В настоящее время происходят серьезные изменения инфраструктуры торговли Беларуси. Так, растет количество магазинов самообслуживания, как наиболее выгодный метод обслуживания покупателя, увеличивается число магазинов с большой торговой площадью, так как в последнее время популярность набираю форматы магазинов типа гипермаркет и супермаркет. При этом следует отметить негативную тенденцию снижения количества магазинов принадлежащих потребительской кооперации, которая в основном занимается обслуживанием сельского населения, следовательно, розничная торговля последних лет  нацелена в основном на городское население. Еще одной тенденцией которая прослеживается в последнее время в розничной торговле Республики Беларусь является рост количества магазинов принадлежащих частным или иностранным лицам, следовательно, происходит отчуждение торговых объектов из государства.

Изучив основные показатели деятельности организаций потребительской кооперации  в Республики Беларусь можно сказать, что за период с 2009 года по 2011 год по системе потребительской кооперации наблюдается увеличение объема розничного товарооборота как в целом по Белкоопсоюзу, так и отдельно по каждому облпотребсоюзу. Так наиболее высокий темп роста розничного товарооборота в 2011 году по сравнению с 2009 годом наблюдался в Могилевском облпотребсоюзе – 657,75 %, а наименьший в Минском облпотребсоюзе – 487,21 %, однако в целом темп роста розничного товарооборота составлял в целом по Белкоопсоюзу 541,00 %, что свидетельствует о развитии торговли в потребительской кооперации. Следовательно наиболее интенсивно развивался Гомельский облпотребсоюз, а менее всего – Брестский облпотребсоюз.

Информация о работе Экономический анализ состояния и эффективности использования розничной торговой сети Республики Беларусь