Экономический анализ состояния и эффективности использования розничной торговой сети Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов развития розничной торговой сети исследуемой организации и выработка соответствующих рекомендаций на перспективу.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить сущность, особенности функционирования и тенденции развития розничной торговой сети;
-охарактеризовать методику анализа состояния и эффективности использования розничной торговой сети

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..
1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ,
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
1.1 Розничная торговая сеть: сущность, особенности функционирования
и тенденции развития…………………………………………………………….
1.2 Методика анализа состояния и эффективности использования
розничной торговой сети………………………………………………………...
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь
2.1 Экономическая характеристика зоны и объемов деятельности
республики Беларусь……………………………………………………………..
2.2 Анализ розничного товарооборота по общему объему и основным
товарным группам………………………………………………………………..
2.3 Анализ состояния и эффективности использования розничной
торговой сети……………………………………………………………………..
2.4 Оценка основных финансовых показателей деятельности организации…
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ Республики
Беларусь………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..

Файлы: 1 файл

Kursach_po_RTS.doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Розничная торговая сеть торговли в Республике Беларусь в настоящее время представляет собой небольшие магазины (90 м2), а также палатки, лотки, киоски и автомагазины, небольшая численность жителей в селах обуславливает наличие широкой сети мелкорозничных торговых объектов, автомагазинов и магазинов по торговле товарами повседневного спроса.

Развитию розничной торговой сети способствует осуществление заданий, намеченных  в социально-экономической программе развития потребительской кооперации, разрабатываемых Правлением Белкоопсоюза на пятилетку.

В соответствии с Отраслевой программой развития потребительской кооперации на 2011-2015 гг. основной задачей развития торговли является повышение уровня и качества обслуживания и полное удовлетворение платежеспособного спроса пайщиков и обслуживаемого населения в товарах, приостановление тенденции снижения доли потребительской кооперации в общем объеме розничного товарооборота Республики Беларусь (Удельный вес потребительской кооперации во всем товарообороте Республики Беларусь снизился с 10,2% в 2004 году до 9,6% в 2009 году) [17, с.2].

Торговые организации потребительской кооперации обладают огромным потенциалом развития. Вместе с тем они отличаются существенными особенностями, которые учтены при определении ключевых направлений развития торговли в потребительской кооперации.

Преимущества,  отличающие торговые организации потребительской кооперации, заключаются в следующем:

  • в   системе   имеется    10,6   тысяч   действующих   магазинов совокупной площадью 1 миллион квадратных метров;
  • торговля обслуживает все сельское население;
  • имеются   свои  оптово-распределительные  центры в  каждом регионе (более 900 общетоварных складов);
  • имеются возможности для частичного обеспечения потребностей торговли за счет производства организаций потребительской кооперации;
  • магазины потребительской кооперации в сельской местности являются центрами общественной жизни для многих населенных, пунктов.

Вместе   с   тем   имеются   особенности,   которые   определяют специфику кооперативной торговли. В частности:

- в большинстве районов магазины  не интегрированы, практически отсутствуют торговые сети;

- большинство магазинов имеет  небольшие площади. Средняя площадь  магазинов потребительской кооперации - 95 квадратных метров;

- имеется значительное количество убыточных магазинов, в частности, расположенных в населённых пунктах с численностью населения менее 100 человек; указанные магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными. Потребительская кооперация обслуживает 2100 населенных пунктов с числом жителей 5 и менее человек, 1870 населенных пунктов - от 6 до 10 человек, 4000 населенных пунктов - от 11 до 25 человек, 4372 населенных пункта - от 26 до 50 человек и 4240 населенных пунктов - от 51 до 100 человек. В этих населенных пунктах потребительская кооперация содержит 1672 стационарных магазина. Количество малых населенных пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией, с каждым годом увеличивается в связи с происходящими демографическими процессами в сельской местности.

Обслуживание 13220 малых населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, осуществляют 549 автомагазинов, содержание которых также убыточно;

- многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.

В условиях бурного развития торговых сетей в ближайшее время может  произойти  вытеснение  кооперативной   торговли   с  наиболее коммерчески эффективных площадок на уровень, где существование экономически обоснованной торговли будет невозможным.

Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений. Решая вопросы размещения магазинов в городах следует учитывать влияние градостроительных транспортных, социальных и экономических факторов.

К основным принципам рационального размещения розничных торговых предприятий относятся равномерность и ступенчатость размещения магазинов. 
Равномерность размещения предполагает расположение магазинов равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Он применим не ко всем, а лишь к однотипным магазинам и в первую очередь, торгующим товаром повседневного спроса и обслуживающим в основном постоянный контингент покупателей.

Групповое размещение означает необходимость территориального сближения магазинов различного торгового профиля с целью обеспечения удовлетворения комплексного спроса на товары. Это, в первую очередь, касается размещения небольших магазинов по продаже хлеба, овощей, молока, рыбы и мяса в местах, где отсутствует универсам или магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров.

Для многих типов магазинов требуется притягательность центров торговли, чтобы привлечь достаточное количество покупателей. В городах можно выделить следующие центры:

  • городской центр, магазины, расположенные в городских центрах имеют большое преимущество, но и издержки по содержанию магазина очень велики.
  • центр населенного пункта (небольшие городки). В таких центрах располагаются разнообразные типы магазинов, а также банки и места для отдыха и развлечений.
  • центры городских районов. Магазины, расположенные в подобных центрах продают в основном товары широкого потребления, хотя в некоторых достаточно крупных центрах имеются магазины специализированной торговли.
  • окраины городских районов. Для них характерно сочетание небольших газетных киосков и пунктов видео проката, продовольственных магазинов, магазинов по продаже товаров повседневного спроса.

В основу размещения розничной сети потребительской кооперации положен принцип создания на территории каждого административного района комплексной системы торгового обслуживания. Соблюдение этого принципа позволяет населению приобретать все необходимые товары на месте, не выезжая за покупками в город.

Сеть магазинов должна развиваться во взаимосвязи с сельским расселением. При этом обязательно должна учитываться функциональная роль сельских населенных пунктов, которые в связи с этим делятся на следующие типы:

  • районные центры - города, поселки, крупные населенные пункты, являющиеся административными, экономическими и культурно-бытовыми центрами обслуживания сельских районов;
  • межхозяйственные центры - малые города, поселки городского типа, крупные села без административных функций;
  • внутрихозяйственные центры - центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий, леспромхозов, а также центры производственных подразделений (бригады и т.д.)
  • рядовые населенные пункты, представленные в основном мелкими поселениями.

 

 

1.2 Методика анализа  состояния и эффективности использования  розничной торговой сети

 

 

Экономическую эффективность следует рассматривать как категорию общественного воспроизводства, которую можно и нужно изучать применительно к воспроизводству в целом, отдельным его фазам, отраслям, экономическим сферам и регионам, объединениям и другим экономическим структурам.

Целью повышения эффективности в условиях рыночной экономики является: с позиций и интересов общества - более полное удовлетворение материальных и социальных потребностей общества; с позиций интересов организаций и других хозяйствующих субъектов -получение необходимой прибыли, а в долгосрочном периоде - максимальной прибыли; в социальном плане -обеспечение достойного уровня заработной платы работников в соответствии с величиной затрат труда и уровня его производительности и эффективности.

Эффективность организации - это экономическая категория, выражающая отношения ассоциированных участников торгово-технологического процесса по поводу совокупной конечной результативности выполняемых отраслью функций производства, реализации и организации потребления, направленной на наиболее полное удовлетворение запросов потребителей.

Источникам информации для оценки эффективности основных экономических показателей работы организации служит бухгалтерская и статистическая отчетность, т.е. «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «приложение к бухгалтерскому балансу», «Отчет о розничном товарообороте» и др.

Основу оценки эффективности любой деятельности составляет критерий с соответствующей ему системой показателей.

Критерий должен отражать сущность категории эффективности, тогда как показатели количественно отражают отдельные стороны этой сущности.

Разница между понятиями "критерий" и "показатель" точно сформулирована: под критерием обычно понимается качественный признак, на основании которого осуществляется количественная характеристика экономических явлений.

Еще одно определение звучит так - под критерием эффективности торговли является наиболее полное удовлетворение спроса населения при высоком качестве торгового обслуживания и рациональном использовании всех ресурсов.

Критерием экономической эффективности торговли вообще является максимальное получение прибыли при оптимальном использовании ресурсов, тогда как для кооперативной торговли таким критерием может стать оптимальное соотношение между полученной прибылью и использованными ресурсами.

Критерием социальной эффективности торговли можно считать наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах по объему и структуре с учетом надлежащего качества обслуживания покупателей.

Соединив эти два понятия можно представить определение критерия социально-экономической эффективности. Это наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах по объему и структуре с учетом надлежащего качества обслуживания, минимальных затрат времени покупателей при максимально выгодном использовании ресурсов.

На основании этого критерия нужен дифференцированный подход при разработке показателей коммерческой деятельности на различных уровнях (отрасль, рынок, организация, предприятие). Немаловажное значение при этом имеет возможность получения и количественного измерения необходимой информации. В потребительской кооперации эта возможность предоставляется на уровне хозрасчетного низового звена, например районного потребительского общества (райпо), розничного, оптово-розничного объединения, предприятия. В таблице 1.4 приведена система показателей, характеризующих эффективность коммерческой деятельности в розничной торговой организации.

 

Таблица 1.4 – Показатели эффективности коммерческой деятельности торговой

организации

 

Показатели

Алгоритм расчета

1. Розничный товарооборот , млн р.                                                          

-

2. Прибыль от торговой деятельности, млн р.                                            

-

3. Рентабельность продажи, %

(стр.2 / стр.1) ×100

4. Расходы на реализацию, млн р.

-

5. Уровень расходов на реализацию, %

(стр.4 / стр.1) × 100

6. Стоимость ресурсов предприятия, млн р. всего

(стр.6.1 + стр. 6.2 +стр. 6.3)

В том числе: среднегодовая стоимость основных фондов

среднегодовая стоимость оборотных средств

расходы на оплату труда

-

-

-

7. Численность работников, чел.

-

8. Производительность труда по  товарообороту, р.

стр.1 / стр.7


Примечание - Источник: собственная разработка на основе [1, с.80].

 

В настоящее время не существует общепризнанной утвержденной методики оценки эффективности коммерческой деятельности, хотя такие ученые-экономисты как Н. П. Писаренко, В. И. Иваницкий, Л. М. Фридман, И. Т. Абдукаримов, Н.В. Максименко и другие посвятили свои труды проблеме эффективности торговли.

Система этих показателей отражает эффективность различных направлений коммерческой деятельности торговой организации.

Основными группами показателей, характеризующими эффективность использования розничной торговой сети, являются [1, с.52]:

-фактическая обеспеченность населения торговой площадью в квадратных метрах на 1000 жителей;

-плотность розничной торговой  сети (количество магазинов на 100 км2 территории);

-уровень специализации;

-средний размер магазина (по  площади, по товарообороту);

-пропускная способность магазинов;

- технологическая планировка магазина;

-радиус обслуживания;

В каждую группу входят отдельные показатели, их расчет рассмотрим более подробно:

1. Фактическая обеспеченность населения торговой площадью в квадратных метрах на 1000 жителей:

- обеспеченность населения торговой площадью, м2  на 1000 жителей:

 

К обесп = Тп / Чн * 1000,                                     (1)

 

где, К обесп  - обеспеченность населения торговой площадью, м2  на 1000 жителей;

Тп - торговая площадь магазина, м2;

Чн - численность населения в радиусе магазина, чел.

 

2. Плотность розничной торговой сети:

- коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов;

 

К плотн = Км / Чн *1000,                                     (2)

 

где, К плотн  - коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов;

       Км - количество магазинов, ед.

 

- коэффициент плотности торговой  сети относительно территории (показывает, сколько магазинов приходится на 100 кв. км);

 

К плотн т. = Км / П тер. р. *100,                             (3)

 

где, К плотн т. - коэффициент плотности торговой сети относительно территории;

П тер. р. – плотность территории района, м.кв.

 

-обратный коэффициент плотности  торговой сети по торговой  площади (показывает,  сколько жителей  приходится  на  кв. м торговой  площади); 

Информация о работе Экономический анализ состояния и эффективности использования розничной торговой сети Республики Беларусь