Экономическое состояние РЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является корпоративная система управления экономической деятельностью структурного подразделения в новых условиях хозяйствования на основе развития бюджетирования, мотивационного механизма и выделения видов деятельности в аутсорсинг. В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решаются следующие задачи:
проведение анализа производственно-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия;
изучение существующей системы бюджетного управления на железнодорожном предприятии;
изучение порядка разработки бюджетов продаж и затрат;
изучение системы распределения эксплуатационных расходов по отдельным укрупненным видам работ;
изучение порядка отражения основных экономических показателей исследуемого предприятия;
проведение оценки порядка отражения полученных результатов в статистической отчетности предприятия;
изучение порядка мотивации работников;
разработка предложений по совершенствованию управления экономической деятельностью исследуемого предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Технико-экономическая характеристика структурного подразделения
1.1 Техническая характеристика Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении
1.2 Структура основных фондов предприятия
1.3 Структура эксплуатационных расходов
1.4 Структура и динамика численности
Глава 2. Анализ производственно-экономической деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении
2.1 Задачи и методы анализа
2.2 Анализ объемных показателей
2.3 Анализ качественных показателей
2.4 Анализ выполнения плана ремонта подвижного состава
2.5 Анализ эксплуатационных расходов
2.6. Анализ показателей использования трудовых ресурсов
Глава 3. Планирование производственно-экономической деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении на основе системы бюджетирования
3.1 Система бюджетного управления в железнодорожной компании
3.2 Разработка бюджета продаж
3.3 Планирование качественных показателей
3.4 Разработка бюджета затрат
Глава 4. Организация управления предприятием
4.1 Управление предприятием
4.2 Мотивация работников
4.3 Аутсорсинг как одно из приоритетных направлений в реформировании и повышении эффективности российских железных дорог
4.4 Предложения по повышению эффективности работы
предприятия
4.5. Экономический эффект от предлагаемых мероприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

анализ финансового состояния производственного подразделения ОАО РЖД.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)
    • повышение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния, обеспечение сбалансированности источников поступления финансовых ресурсов и их использования;
    • повышение экономической эффективности через контроль потребления ресурсов структурными подразделениями ОАО «РЖД»;
    • обеспечение лучшей взаимосвязи между интересами отдельных подразделений, предприятий и ОАО «РЖД» в  целом;
    • прогнозирование, анализ и оценки различных сценариев изменения финансового состояния ОАО «РЖД», его структурных единиц и дочерних предприятий для оперативного принятия соответствующих управленческих решений;
    • проведение мониторинга финансовой эффективности отдельных видов хозяйственной деятельности, определение сфер наиболее эффективного использования инвестиций;
    • создание необходимой информационной базы для продолжения структурной перестройки отрасли, определения финансово-хозяйственной эффективности программ и видов хозяйственной деятельности;
    • усиление стимулирования руководства и работников структурных подразделений к повышению эффективности их деятельности и ответственности за конечные финансовые результаты.

Исходя из характера целей и  задач, а также специфики видов  деятельности железнодорожного транспорта, в ОАО «РЖД» разрабатывают операционные и финансовые бюджеты. К операционным бюджетам относят: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет запасов и закупок, бюджет затрат. Финансовые бюджеты включают в себя: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс.

Каждый из разрабатываемых бюджетов имеет свой формат, в котором отражаются наиболее значимые для видов деятельности объемные, качественные и финансово-экономические характеристики деятельности. Все бюджеты должны быть увязаны между собой и иметь ряд корреспондирующих статей.

Бюджетирование в ОАО  «РЖД» строится на основе организационно-функциональной структуры компании, что предусматривает выделение центров финансовой ответственности. Для каждого центра финансовой ответственности определяются формы бюджетного планирования и контроля, регламентируются процедуры взаимодействия с другими центрами финансовой ответственности. Различают следующие центры финансовой ответственности:

    • центр эффективности (территориальные и функциональные филиалы ОАО «РЖД»);
    • центр доходов (ЦФТО, федеральная пассажирская дирекция, дирекция по обслуживанию грузовых вагонов);
    • центр затрат (отделения дорог, линейные предприятия, структурные подразделения аппарата управления, объекты социальной сферы).

 

3.2 Разработка бюджета продаж

 

Бюджет продаж – утвержденный в натуральном и стоимостном выражении план продаж, ожидаемый в течение бюджетного периода, классифицированный по центрам ответственности, видам деятельности и хозяйствам. Бюджет продаж объединяет информацию об объемах реализации, ценах и выручке от реализации. Здесь указывается выручка, начисленная по перевозкам грузовым, пассажирским в дальнем сообщении и в пригородном сообщении, а также выручка по прочим видам деятельности.

Для организации эффективной работы пассажирского транспорта необходимо стремится к наиболее точному определению в плане не только объема, структуры и расстояния перевозок пассажиров, но и текущие их изменения в перспективе, так как от этого зависят потребность в вагонах, в локомотивах и других транспортных средствах, а так же в инвестициях, направляемых на развитие и реконструкцию пассажирского хозяйства. Планирование пассажирских перевозок основано преимущественно на анализе отчетных данных и выявлении закономерностей развития пассажирских перевозок. Исполнение отчетных данных имеет особое значение при разработке текущих планов пассажирских перевозок, но планирование по отчетным данным без применения дополнительных методов имеет существенный недостаток, так как отчетность о перевозках пассажиров отражает лишь фактически реализационный спрос на услуги, поэтому при планировании перевозок пассажиров на дорогах изучаются и другие факторы, которые влияют на объем, структуру пассажирских перевозок. Создание маркетинговых подразделений на дорогах позволяет анализировать спрос населения на различные условия перевозок, выявлять уровень неудовлетворительного спроса, его причины. При этом анализируется спрос пассажиров на другие виды транспорта, уровень оплаты поездки у конкурентов. В результате разрабатываются меры повышения конкурентоспособности железных дорог. Для каждого вида пассажирских перевозок характерны свои закономерности развития.

Планирование объемных показателей. Перевозки пассажиров планируются как в целом, так и по видам сообщений. Для каждого вида пассажирских перевозок характерны свои закономерности развития. На рост объема пригородных перевозок могут оказывать влияние увеличение частоты движения поездов или открытие остановочных пунктов, изменение режима труда и отдыха населения, расширение пригородной зоны. Годовой план пассажирских перевозок составляется по сети в целом и по железным дорогам. В плане определяются следующие показатели: количество отправленных пассажиров, количество перевезенных пассажиров, пассажирооборот и средняя дальность поездки. Показатели рассчитываются как в целом, так и по видам сообщений.

Объем перевозок по сети равен сумме  отправления пассажиров со станций  сети и их приема с зарубежных дорог, а объем перевозок по дорогам  – сумме отправления пассажиров со станций дорог и приема с других дорог.

Пассажирооборот рассчитывается умножением количества перевезенных пассажиров на среднюю дальность поездки пассажира. Средняя дальность поездки устанавливается в плане на  основе отчетных данных с учетом прогнозируемого изменения в планируемом  году.

При прогнозировании объемов пассажирских перевозок учитывается динамика основных макроэкономических показателей социально-экономического развития страны: численности населения, реальных доходов, уровня промышленного производства, инфляционных процессов и др.

В зависимости от поставленной цели прогнозы пассажирских перевозок могут  разрабатываться на различные периоды. В практике принято разрабатывать  среднесрочные прогнозы (на 5–7 лет) и на более длительную перспективу (10 и более лет).

Прогнозирование пассажирских перевозок, особенно на длительный период, значительно  сложнее, чем текущее планирование. По истечении длительного времени  увеличивается и изменяется структура  сети путей сообщения, видоизменяется экономика страны. Иной характер приобретают потребности населения в передвижении. В связи с этим возможность широкого использования отчетных данных при прогнозировании снижается.

Для определения показателей прогноза пассажирских перевозок используют различные методы, базирующиеся на выявлении общих закономерностей изменения пассажирских перевозок в стране. При разработке краткосрочных и среднесрочных прогнозов находит применение, в частности, метод экстраполяции, когда в результате анализа перевозок за прошлые годы темпы их изменения в прогнозируемом периоде устанавливают с некоторой корректировкой, отражающей влияние разных факторов. Однако этот метод не обеспечивает необходимой точности прогнозирования из-за недостаточной изученности закономерностей изменения показателей в зависимости от факторов, оказывающих на них влияние. Поэтому наряду с методом экстраполяции применяют метод экспертных оценок, аналогии и другие методы прогнозирования.

Практика разработки прогнозов  на длительный период основывается, в  основном, на изучении изменения численности населения в перспективе и изменения его транспортной подвижности с учетом тенденций распределения пассажиропотоков по видам транспорта. Анализ различных методов, применяемых при прогнозировании перевозок на длительный период, показывает, что прогнозирование объема перевозок и пассажирооборота по транспортной подвижности населения обеспечивает наиболее высокую точность получения  этих показателей.

На основе прогнозируемой численности  населения и прогнозирования его подвижности по числу поездок определяется общий объем пассажирских перевозок на перспективу. Пассажирооборот рассчитывается умножением численности населения на транспортную подвижность в пассажиро-километрах.

Потребность в передвижении у населения  различных социальных групп неодинакова, что связано с уровнем их жизни, особенностями трудовой деятельности. Поэтому точность прогнозируемых показателей повышается, если их определяют по экономическим районам, областям и социальным группам населения (городским и сельским жителям, учащимся и т.д.) с детальным анализом тенденций и закономерностей изменения подвижности населения на разных видах транспорта.

Планирование количества отправленных пассажиров.

Показатели отправления и перевозка  пассажиров используются для планирования и учета фактически выполненной пассажирской работы за год, квартал, месяц, сутки.

Число оправленных пассажиров подсчитывается по формуле 3.1:

,      (3.1)

где а1,2… аn – отправление пассажиров соответственно со станций 1,2…n.

Аналогично подсчитывается число перевезенных пассажиров, которые для дороги складываются из отправления, ввоза и транзита. Количество отправленных пассажиров в Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении представлено в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Количество отправленных пассажиров в Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении

Показатель

Отчет 2009 год

Отчет 2010 год

Отклонения

План 2011 год

% выполнения

абсолютное

%

К отчету 2010

К отчету 2009

Отправлено пассажиров, тыс. чел.

64759

39016,6

-25742,4

60,2

28824,8

73,9

44,5


 

В 2011 году прогнозируется снижения количества отправленных пассажиров, пользующихся услугами пригородных поездов. Основной причиной явилась сложная финансово-экономическая ситуация в регионах, обслуживаемых дирекцией, отразившаяся на всех отраслях экономики и особенно на предприятиях, связанных с металлургической, строительной и машиностроительной промышленностью. Это привело к сокращению численности работающих и переводу на неполную рабочую неделю свыше 20 тыс. человек. Снижение также допущено по категории федеральные льготники вследствие уменьшения количества граждан указанной категории, сохранивших право бесплатного проезда в пригородном сообщении по данным Пенсионного Фонда РФ. В 2011 году значительно сократилось количество платных абонементных билетов (на 40 % к уровню 2010 года), что обусловлено их значительным удорожанием вследствие повышения коэффициента индексации.

Планирование пассажирооборота. Применяют следующие методы перспективного планирования пассажирооборота. Изучается степень взаимосвязи между темпами роста национального дохода и доходов трудящихся и темпами роста пассажирооборота всех видов транспорта в междугородном сообщении.

После определения на планируемую  перспективу суммарного пассажирооборота последний распределяют по видам транспорта с учетом сфер наиболее целесообразного использования каждого из них и практической возможности развития в планируемый период из провозной способности до необходимых размеров.

Каждый вид транспорта имеет свою наивыгоднейшую зону применения, например, сочетание электрифицированных пригородных линий и городского метро дает выигрыш во времени пассажирам железных дорог, проживающим и работающим в непосредственной близости от железнодорожных станций и станций метро.

Методы планирования пассажирских перевозок не обеспечивают необходимой  точности планирования из-за недостаточной  изученности основных закономерностей  развития пассажирских перевозок. Но их основная цель определить общие размеры  пассажирооборота, а не конкретные пассажиропотоки по направлениям сети. Знание даже не только общих размеров пассажирооборота по видам сообщений, если они определены с учетом влияния на их величину важнейших факторов, весьма важно, так как позволяет обоснование проектировать потребность в подвижном составе для пассажирского движения, потребность в топливе, энергии, кадрах, эксплуатационных расходах и другие. Но этого недостаточно. Необходимо, кроме того, знать пассажиропотоки по направлениям и потребную для них пропускную способность.

Для повышения качества планирования, имеющиеся отчетные данные нужно дополнять материалами специальных обследований, содержащими сведения об удельном весе в перевозках городских и сельских жителей, лиц едущих по собственным нуждам (из них рабочих и служащих, пенсионеров, учащихся, иждивенцев), о количестве пассажиров с детьми и другие. На основе данных нескольких таких обследований можно установить фактическую подвижность отдельных групп городского и сельского населения, выявить темпы изменения их подвижности и некоторые  общие закономерности пассажирских перевозок. Более детальные знания состава пассажиров позволят обоснованнее определять экономическую эффективность капитальных вложений в развитие пассажирского транспорта, в частности скоростного, возможное повышение населенности поездов в периоды спада пассажиропотока, если на это время установить, например, пониженные тарифы, и так далее.

Для повышения качества пассажирских перевозок весьма важное значение имеет  увеличение скоростей движения основной массы поездов.

Информация о работе Экономическое состояние РЖД