Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:59, курсовая работа
Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) – явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Рынок, как любой другой социальный институт, имеет и положительные и отрицательные стороны. Рынок – один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги.
Введение ………………………………………………………………...…3
Глава I. Специфика положения молодежи на современном рынке труда…………………………………………………………………………..…7
1.1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях рынка труда………………………………………………………......7
1.2. Государственная политика занятости и деятельность социальных служб по защите безработных…………………………………………………23
1.3. Социально-психологическая работа в системе службы занятости..36
Глава II. Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке……………………………….48
2.1. Анализ ситуации на рынке труда……………………………………48
2.2. Деятельность ГУ КК ЦЗН Темрюкского района по разрешению проблем безработицы молодежи………………………………………………58
Заключение ………………………………………………………………75
Список литературы ……………………………………………………..79
2.2. Деятельность ГУ КК ЦЗН Темрюкского района по разрешению проблем безработицы молодежи
В Темрюкском районе реализацию гарантированного государством права граждан на труд обеспечивает ГУ КК ЦЗН Темрюкского района путем оказания населению и работодателям услуг в области содействия занятости. В своей деятельности Центр занятости взаимодействует с профессиональными союзами, союзами работодателей, органами местного самоуправления и другими организациями.
ГУ КК ЦЗН Темрюкского района руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства труда России (ныне Федеральной службы по труду и занятости) и иных федеральных органов исполнительной власти, нормативными актами Правительства и администрации Краснодарского края.
Для решения поставленных задач ГУ особое внимание уделяется вопросам установления взаимодействия с органами местного самоуправления и другими заинтересованными структурами. Так, ежегодно постановлением главы Темрюкского района утверждаются программы содействия занятости населения и развития общественных работ в районе, принимается постановление о квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи и инвалидов на предприятиях, организациях и учреждениях района.
Государственная услуга по содействию в занятости предоставляется при наличии одного из следующих оснований:
– личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;
– предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, согласованного с безработным гражданином (Приложение 1) [2].
Работник центра занятости населения предлагает воспользоваться государственной услугой в случаях, если безработный гражданин:
– испытывает трудности в поиске работы;
– впервые ищет работу (ранее не работал);
– стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
– состоит на учете в органах службы занятости более 6 месяцев;
– утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Получателями государственной услуги являются:
- несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет;
– безработные граждане, испытывающие трудности в поиске работы:
– инвалиды;
– освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
– люди предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);
– беженцы и вынужденные переселенцы;
– уволенные с военной службы, и члены их семей;
– одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
– подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;
– в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.
За период январь-март 2008 года в службу занятости Темрюкского района обратились за содействием в поиске подходящей работы: граждане в возрасте 14-29 лет 720 человек, из них: в возрасте 14-17 лет - 214 человек; в возрасте 18-20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые - 3 человека; учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время – 181 человек. Нашли работу граждане в возрасте 14-29 лет 270 человек, из них: в возрасте 14-17 лет – 176 человек; в возрасте 18-20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые – 2 человека; учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время – 173 человека.
Предоставление государственной услуги может сопровождаться оказанием следующих государственных услуг по:
– содействию гражданам в поиске подходящей работы;
– организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
– организации проведения оплачиваемых общественных работ (Приложение 2);
– информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации (Приложение 6) [2].
Сведения ГУ КК ЦЗН Темрюкского района о содействии занятости выпускников учебных заведений за январь-март 2008 года: выпускники высших учебных заведений - 8 человек; выпускники средних специальных учебных заведений – 10 человек; выпускники учреждений начального профессионального образования – 3 человека.
Раздаточные информационные материалы (например, брошюры, буклеты и т.п.) находятся в помещениях, предназначенных для приема получателей государственной услуги, информационных залах, залах обслуживания, иных местах предоставления государственной услуги органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, раздаются в местах проведения ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, а также размещаются в иных органах и учреждениях (например, в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, образовательных и медицинских учреждениях, органах местного самоуправления, органах Пенсионного фонда Российской Федерации и т.д.).
На информационных стендах, размещаемых в помещениях органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, содержится следующая информация:
– месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса Интернет-сайтов и электронной почты органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги;
– реестр государственных услуг в области содействия занятости населения;
– процедура предоставления государственной услуги в текстовом виде и в виде блок-схемы (Приложение 3);
– порядок обжалования решения, действия органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, их должностных лиц и работников или пассивного поведения, выражающегося в несовершении конкретных действий, которые должностные лица и работники органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, были обязаны и могли совершить в силу возложенных на них обязанностей;
– перечень получателей государственной услуги;
– перечень документов, необходимых для получения государственной услуги;
– схема размещения работников органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги;
– извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению государственной услуги;
– основания отказа в предоставлении государственной услуги;
– образцы заполнения заявления-анкеты;
– рекомендации по самостоятельному поиску работы.
Государственная услуга в виде пособия по безработице предоставляется в соответствии с законодательством о занятости населения ежемесячно при условии соблюдения гражданином, признанным в установленном порядке безработным, условий и сроков перерегистрации в качестве безработного. Государственная услуга в виде стипендии гражданину, признанному в установленном порядке безработным, в период профессионального обучения по направлению государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) предоставляется ежемесячно при условии успеваемости и регулярного посещения занятий.
Государственная услуга в виде материальной помощи предоставляется гражданину, признанному в установленном порядке безработным при условии утраты права на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, либо в течение периода профессионального обучения по направлению государственного учреждения службы занятости. Предоставление государственной услуги в виде пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного (Приложение 5), а также в иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, являющихся основанием для прекращения предоставления государственной услуги [49,276].
С каждым годом в районе увеличивается число несовершеннолетних, желающих работать в период каникул или в свободное от учебы время. Вызвано это, как правило, тяжелым материальным положением в семье или желанием иметь карманные деньги, чтобы обрести некоторую финансовую независимость. Задача, стоящая перед всеми службами района, состоит в том, чтобы помочь подросткам в цивилизованном трудоустройстве. Так, постановлением главы района утвержден порядок квотирования рабочих мест, в том числе для лиц, не достигших 18 лет, в пределах 1% от общей численности работников предприятий, учреждений и организаций. При невозможности выполнения квоты предприятия обязаны перечислять в краевой бюджет обязательную плату, размер которой зависит от существующей среднекраевой заработной платы.
О том, что трудоустройству несовершеннолетних граждан придается огромное значение говорит и тот факт, что 9 июля 2004 года было подписано Совместное обращение Федеральной службы по труду и занятости и Координационного совета объединений работодателей России к работодателям, объединениям и советам работодателей в целях реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской федерации В.В.Путина от 26 июня 2004 года Федеральному собранию о направлении усилий государства и бизнеса на дальнейшее увеличение занятости населения и развитие социально-трудовых отношений. В данном Совместном обращении говорится о том, что реализация программы «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» и обеспечение занятости подростков, желающих работать, позволяют приобщить учащихся к труду, получить профессиональные навыки и приобрести опыт корпоративного взаимодействия, а работодателям – найти работников на неквалифицированные или низкоквалифицированные рабочие места, на которые взрослые идут неохотно из-за низкой оплаты труда.
Проводимые мероприятия являются важным профилактическим и воспитательным средством борьбы с детской безнадзорностью и преступностью, криминализацией подростковой среды, источником удовлетворения материальных и духовных потребностей подростка, способом получения информации в сфере трудовых отношений и способствуют реализации стратегии МОТ по искоренению наихудших форм детского труда [51,30].
Государственная услуга по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, направлена на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение потребностей. В период временного трудоустройства несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и испытывающим трудности в поиске работы, может оказываться материальная поддержка (Приложение 8).
Центры занятости населения предоставляют несовершеннолетним гражданам, ищущим работу, безработным гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, и безработным гражданам из числа выпускников, ищущих работу впервые, государственную услугу на территории соответствующих муниципальных образований. Проведение временного трудоустройства организуется органами и учреждениями (Приложение 7), участвующими в предоставлении государственной услуги, в соответствии с договорами о совместной деятельности по организации и проведению временного трудоустройства. Данная услуга предоставляется бесплатно, граждане имеют право на неоднократное обращение за услугой [26,66].
Центр занятости осуществляет контроль за видами работ, которые выполняют несовершеннолетние, для этого составляется приложение к договору с описанием видов работ, утвержденное профсоюзом, представителем управления образования и врачом-педиатром. Это обусловлено тем, что по международным стандартам в области труда детям в возрасте до 15 лет разрешается выполнять работу, не причиняющую вред здоровью и развитию, не препятствующую посещению школы. Для подростков более старшего возраста таких жестких ограничений, связанных с обучением, нет. Однако для них установлены ограничения по характеру трудовой деятельности и условиям труда. Для работников моложе 18 лет устанавливается сокращенный, в зависимости от возраста, рабочий день и утверждаются пониженные нормы выработки. Так, подростки в возрасте до 16 лет работают 5 часов в день, в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов. Для учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального обучения, совмещающих в течение учебного года работу с учебой, рабочий день составляет половину этой нормы. Не допускается применение труда несовершеннолетних к работам в ночное время и к сверхурочным работам, работам вахтовым методом и по совместительству. Запрещается направлять подростков в командировку, привлекать их на работу в выходные и праздничные дни.
При трудоустройстве несовершеннолетних в договоре также оговаривается, что предприятия-работодатели в обязательном порядке передают в центр занятости копии приказов о приеме на работу и увольнении, табель учета рабочего времени, ведомости о выплате заработной платы и материальной поддержки. После окончания работ так же составляется акт проверки исполнения договорных обязательств (Приложение 9).
Документами, необходимыми для получения несовершеннолетними гражданами государственной услуги, являются: заявление-анкета или согласие с предложением о предоставлении государственной услуги по организации временного трудоустройства (Приложение 10), паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий.