Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) – явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Рынок, как любой другой социальный институт, имеет и положительные и отрицательные стороны. Рынок – один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………...…3
Глава I. Специфика положения молодежи на современном рынке труда…………………………………………………………………………..…7
1.1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях рынка труда………………………………………………………......7
1.2. Государственная политика занятости и деятельность социальных служб по защите безработных…………………………………………………23
1.3. Социально-психологическая работа в системе службы занятости..36
Глава II. Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке……………………………….48
2.1. Анализ ситуации на рынке труда……………………………………48
2.2. Деятельность ГУ КК ЦЗН Темрюкского района по разрешению проблем безработицы молодежи………………………………………………58
Заключение ………………………………………………………………75
Список литературы ……………………………………………………..79

Файлы: 1 файл

Диплом трудавая занятость.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Очевидно, сказываются просчеты в определении перспективной потребности в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям. И дело не только в недооценки роли подготовки рабочих кадров качественно нового уровня, составляющих ¾ общей потребности. Изменилась структура выпускников низшего звена профессионального образования: вместо токарей, фрезеровщиков, прессовщиков, маляров, бетонщиков, каменщиков и слесарей стали готовить парикмахеров, поваров, кондитеров, бухгалтеров, менеджеров и др. Более чем вдвое возросла численность выпускников вузов. При этом наблюдается явный перекос в сторону специалистов по экономике и управлению и сокращении их количества в области металлургии, машиностроения, приборостроения, радиотехники, сельского хозяйства, не говоря уже об образовании, здравоохранении, культуре и искусстве.

На качество трудовой жизни оказывает влияние множество факторов: помимо условий, содержание труда, заработная плата и т.д., огромное значение имеет образование, в частности, непрерывное, непосредственно связанное с процессом развития, с ориентацией человека на поколение и совершенствование знаний, умений, навыков в течении всей жизни. Непрерывное образование является фактором, определяющим конкурентоспособность гражданина любого возраста. Развивая интеллектуальные способности людей, оно формирует их активную жизненную позицию, расширяет творческий потенциал.

По данным социологического исследования для улучшения качества трудовой жизни большинство молодых людей (55%) считают необходимым наличие высшего образования; значительная их часть (22,5%) выделила решающее значение постоянного пополнения и обновления знаний в течении жизни (непрерывное образование). Иными словами, высшее образование расценивается как необходимая база для дальнейшего непрерывного совершенствования профессиональной подготовки специалиста. Результаты опроса позволили выявить мнение молодежи относительно того, какие качества помогают человеку подниматься по служебной лестнице. Большинство респондентов важнейшими качествами, необходимыми для продвижения «вверх», назвали глубокое знание дела и высокий профессионализм (68,2%); достичь их можно в процессе непрерывного образования, обладая такими качествами, как ответственность (49,8%), трудолюбие (43,4%), умение ладить с начальством (34,8%). Чем выше уровень образования, тем важнее для него получить удовлетворение от трудовой деятельности. Для молодежи труд – возможность самореализации и самовыражения (32,6%). Данный мотив занимает второе место после стремления обеспечить себя материально (45,7%).

Самореализация – это всестороннее использование личностного потенциала, способностей и опыта. Очевидно, что для молодежи, которая еще только ищет место в жизни, время получения образования – чрезвычайно важный и ответственный этап. От того, какими событиями он будет наполнен, с какими преподавателями (как со специалистами, так и с личностями) встретится молодой человек, в какой атмосфере будет учиться, зависит качество его подготовки и социализации. Из числа опрошенных, которые работают по специальности, а также тех, кто занимается самообразованием, подавляющее большинство (83,2% и 79,4%) удовлетворены содержанием своего труда [23,54]. Приведенная цифра свидетельствует о том, что непрерывное образование положительно влияет на трудовую мотивацию и удовлетворенность труда. Повышение профессиональной квалификации, расширение кругозора делают человека более предприимчивым, самостоятельным в решении производственных проблем. Современному работнику необходимо расширять знания как в области техники, так и культуры, чтобы легче взаимодействовать с природой, предметами и орудиями труда, обществом и людьми. Постоянное расширение кругозора выступает своего рода механизмом влияния непрерывного образования на качество трудовой жизни молодежи. Чем шире круг интересов и желаний работников, тем интереснее и эффективнее их труд.

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определят будущее общества.

Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.  На рубеже ХХI века в России вновь встает проблема безграмотности детей – более 2 млн. не учатся, растет число безграмотных и малограмотных среди служащих в рядах Вооруженных Сил России.

К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желание продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов страны.

Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами. К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития [23,55].

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах – ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям, молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования. Одной из главных целей молодых людей является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях.

Молодежное предпринимательство содействует решению социально-экономических проблем молодежи. Поэтапно развивается комплексная система организаций, содействующих молодежному предпринимательству: региональные учебно-предпринимательские центы, бизнес-инкубаторы, центры деловой поддержки и др.; оказывается государственная поддержка и проводиться стимулирование молодежного предпринимательства в производственной, научно-технической, инновационной сферах, сферах оказания услуг населению.

Главный акцент в социальной работе с молодежью делается не на предоставление необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что она рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления [40,244].

Молодежная безработица возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или ПТУ либо устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, либо оно не устраивает молодого человека).

Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений. Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство и др.

 

1.2. Государственная политика  занятости и деятельность социальных  служб по защите безработных

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров. В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями:

1) содействие в трудоустройстве  незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;

2) стимулирование образования гибкого  рынка труда. 

Показателями задачи «Содействия эффективной занятости населения» является:

– удельный вес граждан, обратившихся в органы службы занятости, по отношению к экономически активному населению;

– удельный вес безработных граждан, зарегистрированных в установленном порядке, в общей численности безработных граждан;

– удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости [50,176].

Безработица имеет исключительно негативные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств, численность пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д. Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, перехода из одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформизм, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептизм. Поэтому главным в социальной политике является предупреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой является незанятость, в пределах 2-5%. Хотя и в этом случае общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют биржи труда (центры занятости), возрастает масштаб общественных работ, расширяются программы социальной защиты и т.д. Однако массовая безработица (превосходит нормативную в 2-4 раза и более) может явиться детонатором социального взрыва, особенно опасно в современных условиях.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установлениях и международных пактах о правах и свободах человека. Правовой статус гражданина РФ предусматривает равные для всех граждан субъективные права и обязанности (юридические), которые закреплены Конституцией РФ, она включает и социально-экономические права личности: на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни или утраты трудоспособности, потери кормильца.

Местные власти, руководители предприятий и учреждений пытаются своими силами сдержать рост безработицы (практикуются отпуска без сохранения заработной платы, оказание финансовой помощи для развития самозанятости, предпринимательства, а также новых форм занятости, установление квоты приема отдельных категорий населения (молодежи, инвалидов) на предприятиях. Очень важна такая мера, как введение льготных налогообложений и кредитов предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для женщин, молодежи, других категорий граждан [50,177].

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. У нас еще слабо используется проведение общественных работ для дополнительных категорий населения (освобожденных из мест заключения, бомжей). Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей, работа в детских садах, благоустройство и уборка территорий, погрузочно-разгрузочные работы. Их финансируют предприятия, для которых выполняются эти работы, а также используются средства местного бюджета и государственного фонда занятости.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на непродолжительный период своей деятельности (после 30-х гг. их не было), они становятся все более важным органом оказания социальной помощи в трудоустройстве, социальной защите граждан, потерявших работу. Служба занятости имеет разветвленную сеть. Ее возглавляет и организует Государственный комитет РФ по занятости. В республиках, краях, областях, районах и городах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 г. и соответствующими законами и нормативными актами РФ [33,73].

Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:

– сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

– консультирование по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

– профессиональная ориентация всех групп населения;

– выплата пособий по временной незанятости;

– консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использовании рабочей силы;

– оказание помощи в кадровом планировании предприятий;

– организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

Услуги центра занятости населения, оказываемые гражданам РФ:

– содействие в подборе подходящей работы;

Информация о работе Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке