Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:59, курсовая работа
Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) – явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Рынок, как любой другой социальный институт, имеет и положительные и отрицательные стороны. Рынок – один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги.
Введение ………………………………………………………………...…3
Глава I. Специфика положения молодежи на современном рынке труда…………………………………………………………………………..…7
1.1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях рынка труда………………………………………………………......7
1.2. Государственная политика занятости и деятельность социальных служб по защите безработных…………………………………………………23
1.3. Социально-психологическая работа в системе службы занятости..36
Глава II. Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке……………………………….48
2.1. Анализ ситуации на рынке труда……………………………………48
2.2. Деятельность ГУ КК ЦЗН Темрюкского района по разрешению проблем безработицы молодежи………………………………………………58
Заключение ………………………………………………………………75
Список литературы ……………………………………………………..79
Подбор несовершеннолетним гражданам вариантов временного трудоустройства осуществляется с учетом состояния здоровья, возрастных и других индивидуальных особенностей несовершеннолетних граждан, пожеланий к условиям работы временного характера (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.
При подборе вариантов временного трудоустройства не допускается:
– предложение одной и той же работы временного характера дважды;
– предложение несовершеннолетнему гражданину работы временного характера, которая связана с переменой места жительства, без его согласия;
– предложение работы временного характера, условия труда которой не соответствуют требованиям охраны труда;
– предложение работы, время выполнения которой совпадает с временем учебы.
Несовершеннолетний гражданин имеет право выбрать несколько вариантов временного трудоустройства из предложенного работником центра занятости населения, осуществляющим функцию по предоставлению государственной услуги, перечня. Несовершеннолетний гражданин подтверждает факт получения направления для участия во временном трудоустройстве (при наличии вариантов временного трудоустройства) своей подписью в соответствующем бланке учетной документации, он также вправе отказаться от временного трудоустройства и обжаловать действия работника центра занятости населения.
В случае отказа безработного гражданина, для которого работа временного характера является подходящей работой, от временного трудоустройства работник центра занятости населения принимает решение о приостановке выплаты пособия по безработице в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости [2].
За январь-март 2008 года ГУ КК ЦЗН Темрюкского района временно трудоустроили: по линии органов образования 130 несовершеннолетних, с выделением средств из Федерального бюджета в размере 15,9 тыс. руб.; по линии органов социальной защиты (реабилитационные учреждения для несовершеннолетних) 2 человека, с выделением средств из Федерального бюджета в размере 5,4 тыс. руб.; в рамках профилактической работы с несовершеннолетними из «группы риска» поставленные на учет в КДН и ОВД 2 человека, с выделением средств из Федерального бюджета в размере 0,5 тыс. руб. Решение Совета МО Темрюкский район № 730, Решение Сессии ХХХV Совета Краснострельского поселения № 143, Решение Совета Темрюкского городского поселения № 203 постановили выделить из местного бюджета средства на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних в размере 667,5 тыс. руб. На период «15 февраля» 2008 года заключили 11 договоров по организации временного трудоустройства несовершеннолетних за счет средств бюджета субъекта РФ на сумму 19,3 тыс. руб. и средств работодателей и спонсоров в размере 40,6 тыс. руб. В 2008 году планируется трудоустроить 650 несовершеннолетних
В соответствии с Законом о занятости и Законом Краснодарского края о квотировании рабочих мест в Краснодарском крае (Приложение 11) устанавливаются квоты для отдельных граждан в целях помощи в трудоустройстве.
Квота – минимальное количество рабочих мест (в процентах к среднесписочной численности работников) для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают категории граждан [3,4]. К категориям граждан, для которых вводится квотирование рабочих мест, относятся также и молодежь (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые), Постановлением главы муниципального образования Темрюкского района от «10» декабря 2007 года № 4546 установлено 53 предприятиям-работодателям, расположенным на территории Темрюкского района 236 квот по трудоустройству молодежи.
Действия центра занятости направлены на:
– обеспечение полного сбора информации от работодателей о выполнении квоты для приема на работу молодежи;
– на пресечение фактов необоснованного отказа в приеме на работу молодежи по направлению службы занятости.
За отчетный период было проведено 1 совещание с руководителями предприятий в администрации района и 4 выездных семинара в сельских поселениях, на которых разъяснилось о недопустимости отказов в приеме на работу по квотам, предоставилась информация о последствиях, в случае отказа в приеме на работу данной категории граждан. По направлению центра занятости на квотируемое рабочее место был трудоустроен 1 человек из числа выпускников общеобразовательного учреждения в возрасте 14-17 лет. Фактически работают в организациях, в рамках установленной квоты 24 человека из числа выпускников общеобразовательного учреждения в возрасте 14-17 лет.
Организациям и предприятиям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Краснодарского края, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливаются квоты для приема на работу граждан из числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы. Создание квотируемых рабочих мест осуществляется за счет средств работодателей и иных источников. Размер квот для организаций численностью работников свыше 100 человек составляет 2% для инвалидов, 1,5% - для молодежи и иных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственные учреждения службы занятости организуют и проводят конкурсы, отбор, на размещение заказа для предоставления государственной услуги по профессиональному обучению безработных граждан. По итогам конкурса или отбора заключают контракты с целью обеспечения государственной услуги по профессиональному обучению безработных граждан, составляют реестр контрактов. Размещают заказ на образовательные услуги без заключения контракта в случае, если услуга в течение квартала оказывается на сумму, не превышающую 60 тысяч рублей.
В соответствии с Законом о занятости населения граждане, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на государственную услугу по психологической поддержке и по профессиональному обучению [9,16].Граждан имеют право на неоднократное получение данной услуги. За январь-март 2008 года в ЦЗН Темрюкского района психологическая помощь была предоставлена 4 гражданам в возрасте 16-29 лет. Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда была предоставлена 4 гражданам в возрасте от 16 до 29 лет.
В ГУ КК ЦЗН Темрюкского района действует «Клуб ищущих работу» и «Новый старт», которые направлены на активный поиск работы и социальную адаптацию граждан на современном рынке труда. Численность участников программ на 31.03.2008 года составила 16 человек, из них 4 человека, входящие в категорию молодежи.
Сведения по профессиональной ориентации и психологической поддержке за отчетный период: количество граждан, получивших профориентационные услуги – несовершеннолетние граждане - 418 человек, 16-29 лет – 624 человека; получили профессиональную информацию – несовершеннолетние граждане – 76 человек, 16-29 лет – 124 человека; получили профессиональную консультацию – 330 человек; по видам индивидуального консультирования – несовершеннолетние граждане – 12 человек, 16-29 лет – 103 человека; групповое консультирование - несовершеннолетние граждане – 406 человек, 16-29 лет – 521 человек.
Предоставление государственной услуги по профессиональному обучению безработных граждан осуществляется по направлению органов службы занятости, если:
– гражданин не имеет профессии (специальности);
– невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
– необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
– гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение имеют безработные инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы; жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности). Профессиональное обучение безработных граждан проводится в индивидуальном порядке, а также в соответствии с графиком открытия учебных групп образовательного учреждения или по мере комплектования учебной группы службой занятости. Продолжительность государственной услуги по профессиональному обучению безработных граждан устанавливается профессиональными образовательными программами и составляет в среднем 2,5 месяца, но не должна превышать 6 месяцев, а в отдельных случаях – 12 месяцев [47,145]. ГУ КК ЦЗН Темрюкского района за январь-март 2008 года направил на профессиональное обучение 56 человек за счет средств федерального бюджета, затраты на эту услугу составили 133,6 тыс. руб.
Образовательные учреждения, на базе которых проводится профессиональное обучение граждан, по согласованию с органами службы занятости, могут изменять продолжительность обучения, определяемую профессиональными образовательными программами, с учетом уровня образования и профессиональной квалификации обучаемых, их практического опыта, сложности осваиваемой профессии (специальности) и других факторов.
Результатом предоставления государственной услуги по профессиональному обучению безработных граждан является:
– получение профессии (специальности), востребованной на рынке труда;
– повышение квалификации по профессии (специальности), в соответствии с требованиями рынка труда, для дальнейшего трудоустройства;
– повышение конкурентоспособности на рынке труда.
Государственная услуга по профессиональному обучению безработному гражданину не может быть предложена по одной и той же профессии (специальности) дважды [47,146]. Численность безработных граждан, направленных на профессиональное обучение впервые ищущих работу составила 27 человек, из них 22 человека не имеющие профессии (специальности); граждане в возрасте 16-29 лет – 48 человек и 11 человек в категории несовершеннолетних граждан в возрасте 16-17 лет.
25 января 2008 г. Совет муниципального образования Темрюкского района утвердил районную целевую программу «Содействия занятости населения Темрюкского района» на 2008-2010 годы.
Цели и задачи программы:
– обеспечить защиту населения Темрюкского района от безработицы посредством содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников, реализации специальных программ и осуществления социальной поддержки безработных граждан;
– совершенствование системы социального партнерства на рынке труда, поиск новых направлений взаимодействия;
– реализация мер информационной поддержки государственной политики занятости населения;
– повышение эффективности деятельности центра занятости населения на основе совершенствования технологии работы, улучшение качества оказания государственных услуг в области содействия занятости населения;
– развитие и повышение качества системы профессиональной подготовки безработных граждан и профессиональной ориентации населения Темрюкского района в целях обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда и удовлетворения спроса предприятий и организаций края на рабочую силу.
Ожидаемые результаты реализации программы:
– трудоустройство граждан – не менее 6000 человек;
– оказание гражданам профориентационных услуг – не менее 20 тысяч человек;
– организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации – не менее 400 человек;
– участие во временных общественных работах – не менее 1200 человек;
– временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет – не менее 2000 человек;
– организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - не менее 175 человек;
– организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования – не менее 75 человек;
– оказание безработным гражданам содействия самозанятости – не менее 50 человек;
– сдерживание уровня регистрируемой безработицы до 1% от численности экономически активного населения.
Федеральная служба по труду и занятости и территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации организуют и осуществляют контроль за предоставлением государственной услуги центрами занятости населения.
Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя:
– проведение проверок;
– выявление и устранение нарушений прав получателей государственной услуг;
– рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения граждан, содержащие жалобы на решения, действия (бездействие) работников центров занятости населения.
Периодичность проведения проверок может носить плановый характер (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы), тематический характер (проверка по отдельным категориям граждан) и внеплановый характер (по конкретному обращению получателя государственной услуги). Для проведения проверки полноты и качества предоставления государственной услуги формируется комиссия, в состав которой включаются ответственные работники. Результаты деятельности комиссии оформляются в виде акта, в котором отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению. В решении Комиссии могут содержаться рекомендации по организации работы и контролю за предоставлением государственной услуги, наложению взысканий на лиц, допустивших нарушение прав и законных интересов граждан, иные положения, направленные на совершенствование административных процедур и повышение качества предоставления государственной услуги [2].