Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) – явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Рынок, как любой другой социальный институт, имеет и положительные и отрицательные стороны. Рынок – один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………...…3
Глава I. Специфика положения молодежи на современном рынке труда…………………………………………………………………………..…7
1.1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях рынка труда………………………………………………………......7
1.2. Государственная политика занятости и деятельность социальных служб по защите безработных…………………………………………………23
1.3. Социально-психологическая работа в системе службы занятости..36
Глава II. Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке……………………………….48
2.1. Анализ ситуации на рынке труда……………………………………48
2.2. Деятельность ГУ КК ЦЗН Темрюкского района по разрешению проблем безработицы молодежи………………………………………………58
Заключение ………………………………………………………………75
Список литературы ……………………………………………………..79

Файлы: 1 файл

Диплом трудавая занятость.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

– консультации по вопросам занятости;

– содействие самозанятости населения;

– социально-психологическая поддержка;

– профессиональная ориентация граждан, испытывающих затруднения в поиске работы;

– направление безработных граждан на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда;

– направление на оплачиваемые общественные работы.

Работодателям:

– размещение вакансий в базе данных;

– подбор персонала;

– юридические консультации;

– организация семинаров, встреч.

Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами [33,74].

В деятельности служб занятости большое значение имеет трактовка понятия «безработные», которая содержится в Законе РФ о занятости населения. В соответствии с законом, безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не берутся во внимание оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, выплата выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятия, из учреждений и организаций в связи с ликвидацией или сокращением численности их штата.

И работникам службы занятости, и их клиентам необходимо хорошо знать некоторые принципиальные положения данного закона. Например, готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремиться пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определенное место работы [33,75].

Второе положение, с которым приходиться постоянно сталкиваться и работникам и клиентам службы занятости, связанно с понятием «подходящая работа». Закон признает подходящей такую работу, которая соответствует профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы, протекать в условиях, соответствующих правилам и нормам охраны труда.

Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы. Безработными не могут быть признаны следующие категории граждан:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) лица, которым назначена (в соответствии  с законодательством) пенсия, исключая инвалидов III группы;

3) отказавшиеся в течение 10 дней  со дня обращения в службу  занятости от двух вариантов  подходящей работы;

4) впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

Государственная политика в сфере занятости и доходов населения в последние годы была направлена на достижение многообразных целей, которые вытекают из особенностей каждого этапа экономических преобразований на стадии переходного периода. В частности, во всех программах (программных заявлениях) правительства ставились следующие задачи:

– общего типа, которые практически всегда являлись задачами государственной политики;

– специфического типа, которые вытекают из особенностей текущего этапа экономического развития.

Задачи общего типа были направлены на достижение следующих целей:

– обеспечение функционирования рынка труда;

– обеспечение «полной» занятости, необходимой для оптимального развития экономики;

– обеспечение поступательного роста доходов населения; - обеспечение стабильной нормы сбережений как устойчивой базы инвестиций в экономику;

– обеспечение справедливого распределения богатства.

Для решения данных целей и задач были приняты следующие законодательные акты и нормативные решения:

– о создании службы занятости;

– о прожиточном минимуме;

– об организации новых экономических структур;

– о формировании различных рынков (труда, финансов) [20,63].

Система социальной защиты незанятого населения функционирует в рамках государственной программы занятости и предполагает как прямую социальную защиту безработных, так и воздействие на спрос, и предложение рабочей силы, включение различных правовых, организационных и экономических рычагов влияния на рыночные механизмы. Прежде всего, речь идет о выплате пособий безработным, признанными таковыми государственной службой занятости. Важным в деятельности служб занятости является организация профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки незанятого населения. Опыт стран с рыночной экономикой показывает: профессиональное обучение требуется каждому второму, третьему из числа желающих найти работу. Данная система обучения требует быстрого реагирования на все изменения спроса на рабочую силу. Поэтому службы занятости используют не только действующие учебные заведения, выдавая им заказ на профессиональное обучение, но и создают собственные учебные центры. Финансируется обучение тех, кто признан безработными за счет средств Государственного фонда занятости РФ. Профессиональное обучение высвобождаемых работников в связи с ликвидацией, реорганизацией предприятия, организации, учреждения, сокращением численности штатов осуществляется за счет средств предприятий с которых эти работники увольняются.

Государственные службы занятости немалую роль в обеспечении социальной защиты отводят организации общественных работ в сфере услуг, строительства, благоустройства, иначе говоря, там где не требуется специальной профессиональной подготовки. С теми, кто изъявил желание  участвовать в общественных работах, заключивший трудовой договор на установленный срок. Они обладают всеми правами, определенными трудовым законодательством, и имеют возможность получать пособие по безработице, если на них распространяется статус безработного. Финансируют общественные работы фонд занятости, местный бюджет или те организации, для которых данные работы выполняются [20,64].

В центре занятости на бесплатной основе можно получить информацию о наличии рабочих мест, юридическую консультацию, психологическую помощь. Апробирована такая форма социальной защиты населения, как квотирование рабочих мест для слабоконкурентных на рынке труда социальных групп: женщины, инвалиды, молодежь. По предложению центра занятости, в зависимости от ситуации на рынке труда, местные органы власти могут принимать решения об обязательном квотировании рабочих мест для данных категорий на предприятиях и в организациях с соответствующими карательными санкциями для тех, кто эти решения не исполняет.

Кроме административных применяются и экономические меры воздействия: льготное (или наоборот) налогообложение, льготное кредитование предприятий, увеличивающих количество рабочих мест для слабоконкурентных слоев населения, либо для создающих новые рабочие места.

Замечено, что наиболее емкий и подвижный механизм роста занятости населения – это растущая база мелкого и среднего предпринимательства, которое в силу своей мобильности при условии его стимулирования оперативно улучшает ситуацию на рынке труда. Создать дополнительные рабочие места можно, используя все характеристики гибкого рынка труда: частичная, временная занятость, совместительство, гибкие графики организации рабочего времени и тому подобное [20,65].

Использование компьютерных банков вакансий органов службы занятости, составленных на основе заявок работодателей, способствует сокращению периода поиска работы гражданами подходящей работы. Тем не менее подбор работы затруднен по ряду причин. Чаще всего граждан не удовлетворяют: низкий уровень заработной платы или режим работы, условия труда. Нередко препятствием к трудоустройству оказываются высокие требования к квалификации; интенсивность работы; отсутствие социальных гарантий; транспортная недоступность места работы.

Долговременная занятость является главным источником получения дохода для большинства трудящихся, основой налоговой базой для системы социальной защиты, ориентиром для исчисления и назначения социальных пособий, в том числе по безработице. Но все это не означает, что существующую систему реформировать не нужно. Например, представляется целесообразным ввести механизм, помогающий тем, кто занимает нестабильные рабочие места, переходить к устойчивой занятости; улучшать защиту работников на нестабильных местах; распространять активную политику на рынке труда на начинающих трудящихся; перенести часть налогов с рабочих на общие налоги.

Система социальной защиты, адекватная рыночной экономике, может быть создана только в результате существующего роста уровня доходов населения, улучшение положения на рынке труда. Серьезное влияние на состояние рынка труда может оказывать его формирование, а также трудового законодательства, профессиональных союзов, гарантированной минимальной заработной платы и программ страхования занятости. Современный рынок труда в России характеризуется низкой заработной платой, ее задолженностью, развитой структурой самозанятости, наличием неформального рынка. В этих условиях отдельные виды активных программ содействия занятости оказались неэффективными. Из всех программ службы занятости наиболее результативной по затратам представляется помощь в поиске работы [48,204].

Общие расходы в сфере государственной политики занятости в объеме 24,75 млрд. рублей в основном идут на социальную поддержку безработных граждан, включая пособия по безработице. Финансирование мероприятий в области занятости населения составляет лишь около 11% на государственную политику занятости (12% в 2005), что подтверждает пассивный характер государственной политики занятости населения и в 2006 году. Такое положение нельзя считать удовлетворительным, так как предполагается рост числа безработных с 1,9 до 2,0 млн. человек, соответственно уровень зарегистрированной безработицы повыситься с 2,6 до 2,8% [16,49].

В 1991 году был образован Государственный фонд занятости, который позднее был преобразован в Федеральную службу занятости. Основные функции этой службы заключались:

– в проведении единой государственной политики занятости;

– в оказании бесплатных услуг в трудоустройстве;

– в профессиональной подготовке и переподготовке;

– в социальной защите временно незанятых граждан.

Служба занятости координирует решение вопросов занятости региональных отделений: комитетов, центров и бюро занятости. Совокупность органов Федеральной службы занятости выполняет следующие функции:

– анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу, подготовка и реализация федеральных и региональных программ занятости;

– учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работе и трудоустройстве;

– снабжение населения информацией о свободных рабочих местах, обеспечение профессиональной ориентации и консультации населения;

– организация профессиональной подготовки и переподготовки граждан, высвобождаемых с предприятий;

– оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;

– предоставление гражданам временной работы, в том числе направление по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

– организация работы по профессиональной деятельности граждан за рубежом;

– обеспечение в пределах своей компетенции социальной защиты временно незанятых граждан;

– контроль за исполнением работодателями законодательства о занятости [14,14].

Служба занятости взаимодействует с предприятиями всех форм собственности и предоставляет свои услуги бесплатно. Для выработки согласованных решений по определению и реализации политической занятости создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей профессиональных союзов, предпринимателей и общественных организаций, которые представляют интересы граждан, особенно нуждающихся в социальной защите. Но решения проблем занятости предполагают не только формы материальной помощи временно незанятым (безработным), а также их трудоустройство, выполняя посреднические функции между ищущими работу и работодателями, но и другие функции, связанные с изучением конъектуры рынка труда, проведением профориентации и профессиональной переподготовки и общественных работ, а также осуществлением мер по созданию новых рабочих мест. Существует мнение, что основная часть финансовых ресурсов, выделяемых для регулирования занятости, должна расходоваться не на выплату и индексирование пособий по безработице, а на создание общероссийской инфраструктуры рынка труда. Данная служба должна включать службы по профориентации и профподготовке кадров, центр переквалификации. Перераспределение средств по сути дела на инвестиционные цели не должна производиться за счет необходимых текущих затрат по содержанию временно нетрудоспособных.

У центра занятости сегодня две серьезные проблемы. Это профилактика безработицы и занятость населения в малых городах, когда единственное предприятие не находит рынка сбыта своей продукции, сокращает производство, и следовательно, люди остаются без работы, заработка. С 2002 года начали финансироваться программы профориентации не только для безработных, но и для тех, кто работает, но ищет лучшее место. Раньше были программы самозанятости, по которым выделялись человеку средства на безвозвратной основе в объеме годового размера пособия по безработице. Безработный мог купить на эти деньги, допустим, швейную машину и приступить к производству, скажем, фартуков. Это была неплохая программа, но продолжать ее не позволил механизм бюджетного финансирования. По бюджетному кодексу нельзя выдавать бюджетные ссуды физическим лицам. Теперь эта программа реализуется только в той части, которая позволяет оказывать помощь человеку в разработке бизнес-плана, оформление документов на регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица [19,35].

Информация о работе Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке