Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:59, курсовая работа
Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) – явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Рынок, как любой другой социальный институт, имеет и положительные и отрицательные стороны. Рынок – один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги.
Введение ………………………………………………………………...…3
Глава I. Специфика положения молодежи на современном рынке труда…………………………………………………………………………..…7
1.1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях рынка труда………………………………………………………......7
1.2. Государственная политика занятости и деятельность социальных служб по защите безработных…………………………………………………23
1.3. Социально-психологическая работа в системе службы занятости..36
Глава II. Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке……………………………….48
2.1. Анализ ситуации на рынке труда……………………………………48
2.2. Деятельность ГУ КК ЦЗН Темрюкского района по разрешению проблем безработицы молодежи………………………………………………58
Заключение ………………………………………………………………75
Список литературы ……………………………………………………..79
Центры занятости населения не всегда качественно осуществляют отбор учащихся на курсы и не формируют мотивации безработных на обучение. Учебный центр проводит недостаточную работу по адаптации обучаемых в начале занятий. Все это приводит к увеличению "отсева" учащихся до окончания курсов. Решая проблемы развития обучения безработных граждан, слабо изучается влияние результатов учебной работы на ситуацию на рынке труда. Практически не ведется отслеживание трудоустройства граждан по окончании обучения. В процессе учебного процесса недостаточно используются возможности для организации производственной практики. Центр не развивает связей с работодателями по изучению их мнений о качестве обучения и требований к профессиям.
Государство, в соответствии с законами, должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативу граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности туда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, РФ» и другими нормативными актами для таких групп как: молодежь; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; одиноким и многодетным родителям, имеющим несовершеннолетних детей; лицам предпенсионного возраста; беженцам, вынужденным переселенцам; лицам, освобожденным из исправительных учреждений, а также длительное время не имеющим работы, предусматривается создание специализированных предприятий и организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).
Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельскую местность и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры. Важным направлением деятельности государства по уменьшению тяжести безработицы является (т.е. должно быть) стабилизация экономической ситуации в стране, борьба с инфляцией [25,156].
1.3. Социально-психологическая
работа в системе службы
Ситуация на рынке труда усложняется. Высвобождение большого числа работников, конверсия военно-промышленного комплекса, незащищенность выпускников учебных заведений. На передний план выдвигают следующие задачи: оказание этим категориям населения социально-психологической помощи, с одной стороны, и обеспечение их профессиональной ориентации - с другой.
В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости РФ - содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки.
Улучшение физического и психологического состояния населения, позволяющее повысить его адаптационные способности к изменяющимся условиям жизни, должно способствовать улучшению состояния рынка труда.
Для выявления особенностей трудового поведения дополнительно выделяются группы: 14 – 15 лет, 16 -17 лет, 18 -20 лет, 21 -24 лет, 24 – 29 лет. В рамках каждой из них существуют свои специфические проблемы социальной и трудовой адаптации. В современных российских условиях происходит сокращение численности и доли молодежи, выходящей на рынок труда с уже имеющейся профессией (специальностью), и одновременно растет численность и доля тех, кто ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования.
Участие в труде 14 -15 – летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда. Эпизодическое участие 14 -15 – летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождается прекращением получения образования (например, в период летних каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идет о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования [28,102].
Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16-17 – летних молодых людей. Это связано с расширением объема материальных и духовных потребностей, а также продолжается процесс социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодежи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.
Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18–20 – летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21–24 – летних. В этих рамках большинство молодых людей заканчивает профессиональное обучение, и стремиться уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Именно в данной группе возрастов большинство молодежи испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодежные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринимать существующую реальность [28,103].
Стремление личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации характеризуют работника 25–29 лет. В этот период первоначальное освоение профессии закончено, идет формирование квалифицированного специалиста или руководителя: среди моральных ценностей на первый план выходит потребность в самоутверждении, человек пытается достичь независимости в своих действиях. Успех устремлений зависит от того, насколько удачным было прохождение первой стадии карьеры.
Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация может предпринять следующие действия: предоставлять претендентам еще на первой стадии найма максимальную реалистичную информацию о будущих условиях труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая обеспечить выбор руководителей – наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях; нацелить новичка на высокую оценку его способностей и возможностей с реальными трудовыми достижениями. К 29 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать его полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений.
По сравнению с другими возрастными группами работников молодежь характеризуется более продолжительным периодом предстоящей трудоспособности, что в разной степени может быть востребовано организациями, реализуемыми ту или иную стратегию бизнеса. Наибольший интерес данное качество молодых сотрудников представляет для стабильно функционирующих организаций, с четко дифференцированной по отношению к различным категориям и групп работников кадровой политики, в которой важное место занимает планирование карьеры.
Почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и построение взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, эмоциональность, то есть все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Именно в данном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда [31,145].
Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроением и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии [44,118].
После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, либо участие в Клубе поиска работы или занятия на курсах «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, оформить документы для трудоустройства.
Психологическая поддержка приобретает особенное значение в тех регионах, где очень мало или практически отсутствуют женские вакансии. Она позволяет остановить личностную деградацию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.
Государственную услугу по психологической поддержке граждан, признанным в установленном порядке безработными, предоставляют: Федеральная служба по труду и занятости, территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации, государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) и образовательные учреждения (учебно-производственная база).
Результатом предоставления государственной услуги по психологической поддержке является адаптация безработных граждан к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих их профессиональной, социальной самореализации, преодоление психологических последствий потери работы, оптимизация самооценки, повышение мотивации к самостоятельному поиску работы и профессиональному обучению с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда [44,120].
Документами, необходимыми для предоставления государственной услуги по психологической поддержке являются:
– приказ о признании гражданина в установленном порядке безработным (Приложение 12);
– личное дело получателя государственной услуги (Приложение 4);
– «Направление на профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональное обучение» выданный работником службы занятости для предоставление государственной услуги безработному гражданину по психологической поддержке;
– паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
– индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдаваемая в установленном порядке (для граждан, являющихся инвалидами);
Основаниями отказа в предоставлении государственной услуги по психологической поддержке являются:
– непризнание гражданина безработным;
– снятие гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с учета в качестве безработного;
– отказ гражданина, признанного в установленном порядке безработным, от предоставления государственной услуги (по личному письменному заявлению гражданина);
– отсутствие каких-либо документов перечисленных выше;
– появление гражданина, признанного в установленном порядке безработным, в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других психотропных веществ;
– поведение безработного гражданина, во время оказания государственной услуги по психологической поддержке, оскорбляющее честь и достоинство работника службы занятости. Порядок установления данного факта фиксируется в акте [32,178].
Государственная услуга по психологической поддержке безработным гражданам оказывается:
– при неадекватном поведении или тяжелом психоэмоциональном состоянии безработного гражданина;
– при возникновении психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации, вследствие потери работы или других причин;
– с целью устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях;
– недостаточной мотивации к профессиональному обучению и трудовой деятельности.
Предоставление государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан приостанавливается в случаях:
– появления безработного гражданина в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
– в случае временной нетрудоспособности безработного гражданина;
– при выявлении необходимости оказания гражданину психотерапевтической или медицинской помощи;
Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест (Приложение №13), о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, и также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.
Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения [44,119].