Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:59, курсовая работа
Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) – явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Рынок, как любой другой социальный институт, имеет и положительные и отрицательные стороны. Рынок – один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги.
Введение ………………………………………………………………...…3
Глава I. Специфика положения молодежи на современном рынке труда…………………………………………………………………………..…7
1.1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях рынка труда………………………………………………………......7
1.2. Государственная политика занятости и деятельность социальных служб по защите безработных…………………………………………………23
1.3. Социально-психологическая работа в системе службы занятости..36
Глава II. Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке……………………………….48
2.1. Анализ ситуации на рынке труда……………………………………48
2.2. Деятельность ГУ КК ЦЗН Темрюкского района по разрешению проблем безработицы молодежи………………………………………………58
Заключение ………………………………………………………………75
Список литературы ……………………………………………………..79
Переход к рыночным отношениям, с одной стороны, сузил круг выбора профессий (производственный труд на фабриках, заводах), с другой - расширил (торговля, физический труд низкой квалификации, финансовая деятельность). Однако из-за недостаточной осведомленности у человека складывается неправильное представления о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач - обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек - природа», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек - человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.
Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.
Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое. Индивидуальное проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности, беседа длится 40-60 минут. Иногда одной встречи бывает недостаточно и работа может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах жизнедеятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей. Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель – дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.
Личностная консультация проводится, если психолог чувствует, что что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность), что выявляется путем личной диагностики и использования различных методов [43,87].
Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.
Это трудоемкое, сложное обследование требует большого объема времени, высокого уровня квалификации специалистов. Проводится оно обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами занятости населения. В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения, для осуществления достоверной диагностики возможностей человека, параметров его внимания, памяти, мышления, моторно-двигательной реакции, его стрессоустойчивости, способности длительно выполнять монотонную работу.
Существует определенный перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может быть направлен к психологу:
В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ. На подобных ярмарках можно получить информацию о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размерах стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуальным пакетом информации на тему: «Куда пойти учиться?» [30,70].
Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан [35,79].
В силу социально-экономических условий и общественных традиций практика психологического консультирования по вопросам профессиональной деятельности сложилась прежде всего как практика профориентирования лиц юношеского возраста на рабочие профессии. Психологическая подготовка специалистов для работы в центре занятости прежде всего базируется на общетеоретической их подготовке, и решает две основные задачи: первичное консультирование по поводу выбора профессии и вторичное консультирование лиц, потерявших или намеревающихся сменить работу.
Для практики подготовки к решению задач первичного консультирования является важным анализ и учет психологической и возрастной ситуации выбора профессии, адекватность используемых диагностических процедур, расширение контекста, методов для профориентирования. Специфика первичной консультационной работы определяется следующим:
– сложностью конкретной социально-возрастной ситуации, в которой оказывается молодой человек;
– не всегда ответственным и сознательным отношением к процессу профессионального выбора;
– затруднениями в формулировании собственных целей, намерений, требований в отношении к предстоящей трудовой деятельности;
– незнанием собственных индивидуально-психологических особенностей;
– отсутствие знаний в области профессиограммы и содержания профессионального труда.
Иначе говоря, при первичном консультировании клиент нуждается в обоснованном, квалифицированном, конкретном совете по поводу профессии и в психологической помощи для определения сильных сторон своей личности, которые в будущем могут обеспечить профессиональный и жизненный успех. Психолог должен обеспечить реальную ориентировку человека в типах профессий и их требованиях, создать условия для сознательного и самостоятельного выбора профессии, способствовать осознанию клиентом своих индивидуально-психологических особенностей (акцент ставиться на возможность позитивной оценки человеком собственных личностных качеств). Это возможно при условии доверия к психологу со стороны молодого человека и позитивного эмоционального отношения последнего к ситуации профессионального консультирования и к ее итогам.
Вторичное консультирование для лиц, меняющих работу. Они характеризуются:
– наличием опыта (зачастую негативного) в определенном виде профессиональной деятельности;
– сформировавшейся на момент консультирования системы профессиональных ценностей, мотивов, требований к профессии;
– сложившимся индивидуальным стилем деятельности, жизненным укладом, системой межличностных отношений, профессиональным и социальным статусом;
– осознанием необходимости найти себя в новой жизненной ситуации, в новой трудовой деятельности;
– требованием в оказании психологической помощи для восстановления утраченного жизненного равновесия, уверенности в себе, самоуважении;
– наличием дистрессовых состояний, снижающих адекватность поведения в целом [30,74].
В ситуации вторичного профконсультирования клиент нуждается в оказании психологической помощи для нахождения позитивного выхода их трудной жизненной ситуации с наименьшими для себя потерями. При этом клиент обладает устойчивой структурой представлений о себе, который опосредует принятие им психологической помощи, особенности предпринятых им в этот период действий.
Психолог должен снять или снизить травмирующий эффект потери работы, помочь клиенту в осознании причин сложившейся ситуации, наметить совместно с клиентом путь активных действий для восстановления социального и профессионального качества. Для успешного осуществления ознакомительного этапа вторичного консультирования психолог должен знать также классификации профессий, владеть правилами составления аналитический профессиограмм, способами проведения беседы с клиентом, методами субъективного оценивания и самооценивания. Второй этап консультирования – психодиагностический – имеет своей целью выявление индивидуально-психологических особенностей, представляющих важное значение для будущей новой профессиональной деятельности клиентов.
II. Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке
2.1. Анализ ситуации на рынке труда
Краснодарский край занимает одно из ведущих мест в стране по привлечению инвестиций в реализацию перспективных масштабных проектов, предполагающих ввод высокотехнологичных рабочих мест и подготовку соответствующих специалистов. Анализ рынка труда Кубани подтверждает большую потребность в высококвалифицированных, профессионально-мобильных рабочих кадрах для транспортного, строительного, агропромышленного, санаторно-курортного комплексов края, а также для коммунальной службы, для сферы бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
За 9 месяцев 2007 года заявленная работодателями в службу занятости Краснодарского края потребность в рабочих составила около 200 тысяч мест или 74% от общего числа вакансий. В то же время, объемы квалифицированной рабочей силы, формируемые учреждениями начального профессионального образования, не соответствуют спросу.
На рынке труда Краснодарского края востребованы трактористы, водители, повара, продавцы, слесари, электрики, токари, плотники и другие строители. Но сегодня менталитет у работодателей изменился. Они предпочитают не только высококвалифицированных рабочих, а рабочих, владеющих смежными профессиями, на что учреждения начального профессионального образования еще в достаточной степени не сориентированы. В крупных населенных пунктах появилась потребность в операторах пультов управления оборудованием жилых и общественных зданий, контролеров сварочных работ, специалистах по аквариумному рыбоводству и ландшафтному дизайну [21,2]. Уверенный спрос получили такие профессии, как специалист по автомобильной электрике, администратор гостиничного бизнеса, повар-кондитер со знанием электронной коммерции, флористики, декорирования витрин, инструктор фитнеса и другие.
По отзывам руководителей предприятий, наступило время, когда никакие производственные мощности, никакие ресурсы без профессиональных работников не способны вывести на уровень стабильности предприятия, фирму, регион и страну в целом. В этих условиях молодежь должна получать такое профессиональное образование, которое не только востребовано на рынке труда, но и позволит ей относительно легко осваивать смежные профессии в будущем, образно говоря, профессиональное образование должно стать конвертируемым.
Однако на практике объемы, структура и качество подготовки кадров ориентируются не на реальные потребности, не на происходящие изменения в структуре спроса на профессии и специальности рынка труда края, а на неверно сформированные потребности в образовательных услугах абитуриентов и их родителей, что оказывает негативное влияние на формирование рынка труда.
Одним из главных направлений является реализация совместного соглашения с департаментом образования и науки Краснодарского края по подбору и направлению в учреждения начального профессионального образования безработных молодых людей из числа выпускников общеобразовательных школ для получения рабочих профессий. В 2007 году по результатам проведения службой занятости профориентационной работы 3,6 тысяч вчерашних школьников приступили к обучению в профессиональных училищах Кубани. Более высокую вероятность трудоустройства молодых специалистов обеспечивает реализация программы по социальной адаптации. Сегодня департаментом государственной службы занятости населения Краснодарского края уже завершена работа по созданию 4-х методических (базовых) центров по социальной адаптации в городах Тихорецк, Гулькевичи, Краснодар и Славянск-на-Кубани. Их деятельность направлена на формирование базы программно-методических материалов и создание эффективных механизмов их реализации, оказание содействия учреждениям профобразования в создании Центров социальной адаптации студентов, а также распространения инновационного опыта работы в области социальной адаптации и психологической поддержки безработных граждан на рынке труда.
На сегодняшний день сложилось негативное для рынка труда соотношение: на 1 подготовленного рабочего приходиться 4 молодых специалиста. В то же время в банк вакансий, формируемом службой занятости на основе заявок предприятий, картина противоположная: на 1 специалиста требуется 3 рабочих. Несоответствие спроса и предложения рабочей силы снижает динамику занятости населения [21,2].
Большую роль в профессиональной ориентации и дальнейшем трудоустройстве молодежи оказывают специализированные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, презентации, Дни карьеры и профориентационная работа психологов-пофконсультантов Мобильного центра занятости населения. Его услуги пользуются широкой известностью в городах и районах нашего края. С начала 2007 года Мобильный центр занятости совершил 97 рабочих поездок по краю, на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Во время мероприятий с его участием услуги государственной службы занятости были предоставлены почти 23 тысячам граждан, половина из которых – безработные [22,4].
Компьютерное тестирование и консультации психологов-профконсультантов Мобильного ЦЗН в 2007 году получили около 6 тысяч жителей села, 5 тысяч несовершеннолетних, более 5 тысяч детей-сирот и почти столько же инвалидов. Для воспитанников детских сиротских учреждений, коррекционных школ, жителей кубанской глубинки, труднодоступных горных районов края и людей с ограниченными возможностями здоровья приезд Мобильного ЦЗН – едва ли не единственная возможность получит квалифицированные услуги специалистов службы занятости края: разобраться в особенностях кубанского рынка труда, определиться со своим профессиональным будущим, решить вопрос профессионального обучения за счет средств службы занятости или даже для открытия собственного дела, например, мастерской или личного подсобного хозяйства.