Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) – явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Рынок, как любой другой социальный институт, имеет и положительные и отрицательные стороны. Рынок – один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………...…3
Глава I. Специфика положения молодежи на современном рынке труда…………………………………………………………………………..…7
1.1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях рынка труда………………………………………………………......7
1.2. Государственная политика занятости и деятельность социальных служб по защите безработных…………………………………………………23
1.3. Социально-психологическая работа в системе службы занятости..36
Глава II. Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке……………………………….48
2.1. Анализ ситуации на рынке труда……………………………………48
2.2. Деятельность ГУ КК ЦЗН Темрюкского района по разрешению проблем безработицы молодежи………………………………………………58
Заключение ………………………………………………………………75
Список литературы ……………………………………………………..79

Файлы: 1 файл

Диплом трудавая занятость.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Переход к рыночным отношениям, с одной стороны, сузил круг выбора профессий (производственный труд на фабриках, заводах), с другой - расширил (торговля, физический труд низкой квалификации, финансовая деятельность). Однако из-за недостаточной осведомленности у человека складывается неправильное представления о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач  -  обратить внимание безработного на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них. Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек - природа», «человек - техника», «человек - художественный образ», «человек - человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое. Индивидуальное проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности, беседа длится 40-60 минут. Иногда одной встречи бывает недостаточно и работа может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах жизнедеятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей. Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель – дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует, что что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность), что выявляется путем личной диагностики и использования различных методов [43,87].

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

Это трудоемкое, сложное обследование требует большого объема времени, высокого уровня квалификации специалистов. Проводится оно обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами занятости населения. В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения, для осуществления достоверной диагностики возможностей человека, параметров его внимания, памяти, мышления, моторно-двигательной реакции, его стрессоустойчивости, способности длительно выполнять монотонную работу.

Существует определенный перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может быть направлен к психологу:

  1. Неприятие статуса безработного.
  2. Потребность в поддержке, сочувствии.
  3. Неадекватная самооценка, неуверенность в собственных силах.
  4. Запрос на снятие напряжения и саморегуляцию.
  5. Конфликтное поведение во время приема.
  6. Профессиональное самоопределение.
  7. Расхождение запрашиваемой профессии со специальностью по диплому.
  8. Выбор профиля переобучения.
  9. Вопросы профессионального становления, карьеры.

В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ. На подобных ярмарках можно получить информацию о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размерах стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуальным пакетом информации на тему: «Куда пойти учиться?» [30,70].

Профориентация, являясь приоритетным направлением государственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан [35,79].

В силу социально-экономических условий и общественных традиций практика психологического консультирования по вопросам профессиональной деятельности сложилась прежде всего как практика профориентирования лиц юношеского возраста на рабочие профессии. Психологическая подготовка специалистов для работы в центре занятости прежде всего базируется на общетеоретической их подготовке, и решает две основные задачи: первичное консультирование по поводу выбора профессии и вторичное консультирование лиц, потерявших или намеревающихся сменить работу.

Для практики подготовки к решению задач первичного консультирования является важным анализ и учет психологической и возрастной ситуации выбора профессии, адекватность используемых диагностических процедур, расширение контекста, методов для профориентирования. Специфика первичной консультационной работы определяется следующим:

– сложностью конкретной социально-возрастной ситуации, в которой оказывается молодой человек;

– не всегда ответственным и сознательным отношением к процессу профессионального выбора;

– затруднениями в формулировании собственных целей, намерений, требований в отношении к предстоящей трудовой деятельности;

– незнанием собственных индивидуально-психологических особенностей;

– отсутствие знаний в области профессиограммы и содержания профессионального труда.

Иначе говоря, при первичном консультировании клиент нуждается в обоснованном, квалифицированном, конкретном совете по поводу профессии и в психологической помощи для определения сильных сторон своей личности, которые в будущем могут обеспечить профессиональный и жизненный успех. Психолог должен обеспечить реальную ориентировку человека в типах профессий и их требованиях, создать условия для сознательного и самостоятельного выбора профессии, способствовать осознанию клиентом своих индивидуально-психологических особенностей (акцент ставиться на возможность позитивной оценки человеком собственных личностных качеств). Это возможно при условии доверия к психологу со стороны молодого человека и позитивного эмоционального отношения последнего к ситуации профессионального консультирования и к ее итогам.

Вторичное консультирование для лиц, меняющих работу. Они характеризуются:

– наличием опыта (зачастую негативного) в определенном виде профессиональной деятельности;

– сформировавшейся на момент консультирования системы профессиональных ценностей, мотивов, требований к профессии;

– сложившимся индивидуальным стилем деятельности, жизненным укладом, системой межличностных отношений, профессиональным и социальным статусом;

– осознанием необходимости найти себя в новой жизненной ситуации, в новой трудовой деятельности;

– требованием в оказании психологической помощи для восстановления утраченного жизненного равновесия, уверенности в себе, самоуважении;

– наличием дистрессовых состояний, снижающих адекватность поведения в целом [30,74].

В ситуации вторичного профконсультирования клиент нуждается в оказании психологической помощи для нахождения позитивного выхода их трудной жизненной ситуации с наименьшими для себя потерями. При этом клиент обладает устойчивой структурой представлений о себе, который опосредует принятие им психологической помощи, особенности предпринятых им в этот период действий.

Психолог должен снять или снизить травмирующий эффект потери работы, помочь клиенту в осознании причин сложившейся ситуации, наметить совместно с клиентом путь активных действий для восстановления социального и профессионального качества. Для успешного осуществления ознакомительного этапа вторичного консультирования психолог должен знать также классификации профессий, владеть правилами составления аналитический профессиограмм, способами проведения беседы с клиентом, методами субъективного оценивания и самооценивания. Второй этап консультирования – психодиагностический – имеет своей целью выявление индивидуально-психологических особенностей, представляющих важное значение для будущей новой профессиональной деятельности клиентов.

 

 

 

II. Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке

 

2.1. Анализ ситуации на  рынке труда

Краснодарский край занимает одно из ведущих мест в стране по привлечению инвестиций в реализацию перспективных масштабных проектов, предполагающих ввод высокотехнологичных рабочих мест и подготовку соответствующих специалистов. Анализ рынка труда Кубани  подтверждает большую потребность в высококвалифицированных, профессионально-мобильных рабочих кадрах для транспортного, строительного, агропромышленного, санаторно-курортного комплексов края, а также для коммунальной службы, для сферы бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

За 9 месяцев 2007 года заявленная работодателями в службу занятости Краснодарского края потребность в рабочих составила около 200 тысяч мест или 74% от общего числа вакансий. В то же время, объемы квалифицированной рабочей силы, формируемые учреждениями начального профессионального образования, не соответствуют спросу.

На рынке труда Краснодарского края востребованы трактористы, водители, повара, продавцы, слесари, электрики, токари, плотники и другие строители. Но сегодня менталитет у работодателей изменился. Они предпочитают не только высококвалифицированных рабочих, а рабочих, владеющих смежными профессиями, на что учреждения начального профессионального образования еще в достаточной степени не сориентированы. В крупных населенных пунктах появилась потребность в операторах пультов управления оборудованием жилых и общественных зданий, контролеров сварочных работ, специалистах по аквариумному рыбоводству и ландшафтному дизайну [21,2]. Уверенный спрос получили такие профессии, как специалист по автомобильной электрике, администратор гостиничного бизнеса, повар-кондитер со знанием электронной коммерции, флористики, декорирования витрин, инструктор фитнеса и другие.

По отзывам руководителей предприятий, наступило время, когда никакие производственные мощности, никакие ресурсы без профессиональных работников не способны вывести на уровень стабильности предприятия, фирму, регион и страну в целом. В этих условиях молодежь должна получать такое профессиональное образование, которое не только востребовано  на рынке труда, но и позволит ей относительно легко осваивать смежные профессии в будущем, образно говоря, профессиональное образование должно стать конвертируемым.

Однако на практике объемы, структура и качество подготовки кадров ориентируются не на реальные потребности, не на происходящие изменения в структуре спроса на профессии и специальности рынка труда края, а на неверно сформированные потребности в образовательных услугах абитуриентов и их родителей, что оказывает негативное влияние на формирование рынка труда.

Одним из главных направлений является реализация совместного соглашения с департаментом образования и науки Краснодарского края по подбору и направлению в учреждения начального профессионального образования безработных молодых людей из числа выпускников общеобразовательных школ для получения рабочих профессий. В 2007 году по результатам проведения службой занятости профориентационной работы 3,6 тысяч вчерашних школьников приступили к обучению в профессиональных училищах Кубани. Более высокую вероятность трудоустройства молодых специалистов обеспечивает реализация программы по социальной адаптации. Сегодня департаментом государственной службы занятости населения Краснодарского края уже завершена работа по созданию 4-х методических (базовых) центров по социальной адаптации в городах Тихорецк, Гулькевичи, Краснодар и Славянск-на-Кубани. Их деятельность направлена на формирование базы программно-методических материалов и создание эффективных механизмов их реализации, оказание содействия учреждениям профобразования в создании Центров социальной адаптации студентов, а также распространения инновационного опыта работы в области социальной адаптации и психологической поддержки безработных граждан на рынке труда.

На сегодняшний день сложилось негативное для рынка труда соотношение: на 1 подготовленного рабочего приходиться 4 молодых специалиста. В то же время в банк вакансий, формируемом службой занятости на основе заявок предприятий, картина противоположная: на 1 специалиста требуется 3 рабочих. Несоответствие спроса и предложения рабочей силы снижает динамику занятости населения [21,2].

Большую роль в профессиональной ориентации и дальнейшем трудоустройстве молодежи оказывают специализированные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, презентации, Дни карьеры и профориентационная работа психологов-пофконсультантов Мобильного центра занятости населения. Его услуги пользуются широкой известностью в городах и районах нашего края. С начала 2007 года Мобильный центр занятости совершил 97 рабочих поездок по краю, на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Во время мероприятий с его участием услуги государственной службы занятости были предоставлены почти 23 тысячам граждан, половина из которых – безработные [22,4].

Компьютерное тестирование и консультации психологов-профконсультантов Мобильного ЦЗН в 2007 году получили около 6 тысяч жителей села, 5 тысяч несовершеннолетних, более 5 тысяч детей-сирот и почти столько же инвалидов. Для воспитанников детских сиротских учреждений, коррекционных школ, жителей кубанской глубинки, труднодоступных горных районов края и людей с ограниченными возможностями здоровья приезд Мобильного ЦЗН – едва ли не единственная возможность получит квалифицированные услуги специалистов службы занятости края: разобраться в особенностях кубанского рынка труда, определиться со своим профессиональным будущим, решить вопрос профессионального обучения за счет средств службы занятости или даже для открытия собственного дела, например, мастерской или личного подсобного хозяйства.

Информация о работе Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке