Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:59, курсовая работа
Проблема занятости является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица (незанятость) – явление, свойственное определенной стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Рынок, как любой другой социальный институт, имеет и положительные и отрицательные стороны. Рынок – один из регуляторов общественных отношений, и без рынка не обойтись, пока существует товарное производство. Однако не надо забывать о его негативных последствиях: воспроизводство существенного неравенства, усиление дифференциации в обществе, ориентация не на производство, а на удовлетворение запросов групп населения, имеющих деньги.
Введение ………………………………………………………………...…3
Глава I. Специфика положения молодежи на современном рынке труда…………………………………………………………………………..…7
1.1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях рынка труда………………………………………………………......7
1.2. Государственная политика занятости и деятельность социальных служб по защите безработных…………………………………………………23
1.3. Социально-психологическая работа в системе службы занятости..36
Глава II. Экономико-правовое обеспечение занятости по Краснодарскому краю и в городе Темрюке……………………………….48
2.1. Анализ ситуации на рынке труда……………………………………48
2.2. Деятельность ГУ КК ЦЗН Темрюкского района по разрешению проблем безработицы молодежи………………………………………………58
Заключение ………………………………………………………………75
Список литературы ……………………………………………………..79
На ряду с периодом 1995 – 2006 гг. выросла численность молодежи в составе экономически неактивного населения – с 11,9 млн. человек до 16,2 млн. человек (среди них свыше 40% - учащиеся и студенты учебных заведений). Наиболее интенсивный рост доли неактивной молодежи отмечался по младшим возрастным группам: в возрасте до 20 лет она повысилась с 21,5 до 26,6%; 20–24 лет – с 6,2 до 12,7% и 25–29 лет – с 3,2 до 3,7%. За счет присоединения лиц в возрасте до 24 лет когорта экономически неактивного населения помолодела на четыре года (с 46,6 до 42 лет), в то время как в целом население трудоспособного возраста за этот период постарело на 11,2 года (с 42,9 до 54,1). Статус учащегося снижает экономическую активность молодых и в большинстве случаев меняет предпочтения людей в пользу свободного времени и случайных заработков, а не систематического труда. Результатом такой «свободы» может стать утрата профессиональных знаний и навыков, признания ценности труда вообще, что снижает качественные характеристики молодежи как потенциальной рабочей силы, ее активности к трудовой деятельности. Неблагоприятные тенденции просматриваются и по линии занятости: при незначительном росте за 11 лет (1995 – 2006) численности занятой молодежи увеличилась на 0,7 млн. человек (с 16 млн. до 16,7 млн.) ее доля в общей численности занятых сократилась с 25 до 24,2%, в том числе доля занятых в возрасте до 20 лет уменьшилась с 2,9 до 1,8%, в возрасте с 20 – 24 лет – с 10,6 до 9,4%. Доля занятой молодежи 25 -29 лет возросла с 11,5 до 12,9%. К отраслям с высокой занятостью молодежи, по данным за 2004 г., следует отнести: управление, где молодежь в общей численности составила 33,6%, финансы, кредит и страхование (27,9%), оптовую и розничную торговлю (30,7%). Менее привлекательны для молоды людей строительство (24,1%); промышленность (24%); наука и научное обслуживание (17,2%). Учитывая, что страховые, торговые, кредитно-банковские фирмы относятся к нематериальному сектору экономики, такой «переток» снижает занятость в традиционных отраслях материального производства, качественно ухудшает их трудовой потенциал [13,41].
Вместе с тем количество молодых безработных сократилось. Так, если в целом по стране показатель численности безработных, определяемый по методике МОТ, уменьшился на 21%, то соответствующий показатель по молодежи – на 29%. Уровень общей безработицы снизился с 9,5% в 1995 г. до 6,3% в 2006 г., по молодежи – с 15,4 до 11,1%. Тенденция к сокращению просматривается и по возрастным группам молодых людей: 20-24 года – с 15,3 до 13,2%; 25–29 лет – с 11,4 до 6,6%. Однако уровень безработицы среди молодежи до 20 лет мало изменился: с 28,7 до 26,4%, что в четыре раза превышает средний уровень безработицы по стране и в 2,4 раза – уровень молодежной безработицы в целом. В уязвимом положении оказывается молодежь от 16 до 24 лет, а это более 1,4 млн. человек. Доля молодежи среди зарегистрированных безработных сократилась, но незначительно: с 35,7 до 34,1%; из которых 56% - лица в возрасте 18–24 лет, 8% - подростки 16–17 лет. Статистика особо выделяет подростковую группу, поскольку именно она пополняет когорту лиц, ищущих работу впервые.
Молодые люди в силу своей мобильности быстрее находят работу, нежели люди старших возрастов, но и чаще ее меняют. Во всяком случае, поиск работы у молодых людей занимает в среднем шесть – девять месяцев. Накопившиеся в части расширения эффективной занятости молодежи проблемы требуют совершенствования государственной молодежной политики, начиная с системы общего и профессионального образования, социальной и трудовой адаптации, кончая мерами адекватного морального и материального стимулирования занятости в производственных и непроизводственных отраслях.
Служба занятости или биржа труда не занимаются реализацией основной образовательной услуги вузов (ООУ), также как не ищут вуз для конкретного человека, желающего получить высшее образование. Они могут лишь дать информацию, проконсультировать обратившегося к ним человека, не беря при этом вознаграждения. Это обусловлено функциями, которые возложены на данную организацию государством. Выпускники высших школ – это своеобразная точка соприкосновения между рынком ООУ вузов и рынка труда. Вузы готовят специалистов, а работодатели предъявляют спрос на них. После получения формальной, технической квалификации и повышения культурно-интелектуального уровня выпускник вуза становится квалифицированной рабочей силой и выходит на рынок труда [17,32]. Работодатели, исходя из своих потребностей и возможностей, формируют спрос на работников определенных профессий и квалификаций и предлагают им стартовые условия: должность, заработную плату, социальные гарантии, возможность профессионального роста. Рабочая сила, то есть молодые специалисты, в свою очередь предлагают свои знания, умения и труд, в то же время у них формируется спрос на предпочитаемые стартовые условия. Они зависят не только от их возможностей, но и от уровня, качества образования. Однако, если работодатели знают, работники каких профессий и квалификаций им нужны на сегодняшний день, что выражается в количественных параметрах на рынке труда, то вузы не в состоянии обеспечить именно это количество специалистов, так как предоставление ООУ началось, когда ситуация на рынке труда была иной и за этот период могла кардинально измениться.
Таким образом, между рынком ООУ из-за длительности производства данной услуги и рынком труда, где существует одномоментная ситуация, обусловленная политическим, экономическим положением в стране, возникает несоответствие. Решение проблемы лежит в применение комплекса мер, которые бы приводили к оптимальному выпуску специалистов (максимальное удовлетворение рынка труда и сокращение до возможного минимума безработицы среди молодежи с высшим образованием). Этот комплекс мер должен сочетать в себе информационно-аналитическую деятельность органов государственной власти всех уровней с помощью статистических органов и маркетинговую деятельность учебных заведений высшего профессионального образования для достижения соответствия между рынком ООУ и рынком труда, а также для обеспечения потенциала дальнейшего долгосрочного научно-технического развития страны [17,34].
Информационно-аналитическая деятельность органов государственной власти состоит:
Прогнозы, характеризующие развитие государства в целом, в основном содержат общие макроэкономические показатели, отражают данные о темпах развития различных отраслей народного хозяйства. Поэтому наиболее важными прогнозами для лиц в возрасте профессиональной ориентации становятся прогнозы социально-экономического развития городов и субъектов РФ. Они разрабатываются комитетом по экономике города (субъекта РФ), при этом учитываются тенденции развития экономики города, региона его месторасположения, будущие условия дальнейшего развития экономики страны, рекомендуемые Министерством экономики РФ. Прогнозы таких уровней содержат в себе информацию не только о темпах развития отраслей народного хозяйства, но и об увеличении / уменьшении количества крупных предприятий, среднего и малого бизнеса, количестве предлагаемых вводимых объектов социальной инфраструктуры, а соответственно и о численности работающих.
Создание новых работающих субъектов, учреждений и организаций не проходит без ведома администрации городов, исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, это позволяет иметь информацию о предстоящем увеличении численности работающих, а соответственно о спросе на специалистов конкретных профессий. Итог прогнозирования статистических органов и органов государственной власти необходимо доводить до сведения населения через СМИ, для лиц в возрасте от 14-35 лет – через центры занятости населения и Центы профессиональной ориентации молодежи.
У государства и вузов есть единая цель – подготовка высококвалифицированных специалистов. Достижение именно ее в сочетании с предложенным комплексом мер приведет не к уходу с рынка нерентабельных вузов (к ним относят вузы, где сейчас готовят по специальностям маловостребованным в сегодняшней экономической ситуации), а к выходу из сферы образовательных услуг тех высших учебных заведений, которые не могут обеспечить качество ООУ, по мнению как органов государственной власти, курирующих высшее образование, так и работодателей [18,63].
Таким образом, не отказывая в свободе выбора профессии и уровня образования, можно снизить структурную безработицу среди молодежи, дав возможность определить свою профессиональную ориентацию, взвесить свои возможности и способности, чтобы впоследствии избежать ненужной жесткой конкуренции на рынке труда, разочарований и необходимости менять профессию, в том числе и за счет государства.
Особенность российского рынка отличается от рынка развитых стран наличием демографического кризиса. В настоящее время для России характерно стремительное постарение населения, ухудшение здоровья населения, распространение пьянства и алкоголизма, инфекционных болезней, рост смертности в трудоспособном возрасте и возрасте до трудоспособного. Все это дополняется к параллельному существованию увеличивающейся массы безработных и вакансий в производстве. Постарение рабочей части населения приводит к трудностям внедрения новых технологий, сокращению численности детей и ухудшению их здоровья, снижает показатели развития рынка образования и вызывает озабоченность будущим страны в целом.
Уже сегодня подготовка квалифицированных рабочих недостаточна для обеспечения потребностей экономики края. На Кубани на 10 тысяч населения в лицеях и училищах обучается 65 человек, что почти в 2 раза ниже среднероссийского показателя – 116 человек на 10 тысяч населения. Во всех регионах страны остро стоит вопрос трудоустройства невостребованных специалистов – выпускников высшего профессионального образования. В общественном мнении оформился устойчивый перечень наиболее престижных (модных) в рыночной экономике профессий, который и определяет спрос на услуги учреждений профессионального образования. В результате чего произошло перепроизводство невостребованных на рынке труда кадров. Прежде всего, это касается юристов, экономистов, бухгалтеров, менеджеров, работников социально-гуманитарного профиля, предложения которых в несколько раз превышает реальный спрос. Сегодня на одно место юриста, экономиста и бухгалтера претендует 4 человека. Краснодарский край – один из самых динамично развивающихся регионов России, его растущей экономике требуются другие кадры. Из общего числа вакансий, заявленных работодателями в краевую службу занятости населения 75% составляют рабочие и лишь оставшиеся 25% - инженерно-технические специалисты, педагоги, медики, соцработники, которых особенно не хватает на селе [18,68]. Можно закончить лицей или колледж, получить первый производственный опыт, а потом уже, если для этого будут необходимы предпосылки, продолжать образование в вузе, но непременно по востребованной специальности, отвечающей как возможностям и способностям ребенка, так и потребностям рынка труда. Служба занятости вынуждена повышать конкурентоспособность безработных выпускников, направляя часть их на переобучение за счет бюджетных средств, а это экономически невыгодно.
В России насчитывается более 1000 ВУЗов, из которых более 60% - государственные. В них преобладает подготовка специалистов инженерного и естественно-научного профиля, а в негосударственных – экономического и юридического, что отражает реакцию системы высшего профессионального образования на требования формирующей рыночной экономики. Также снижение качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений делает невозможным для многих из них обучение на технических факультетах. В результате повышается спрос на гуманитарные и экономические направления (специальности).
Необходима корректировка структуры специализаций высшего образования согласно запросам экономики и рынка труда. Закрытие старых специальностей – неизбежный процесс. Однако при этом следует очень осторожно отказываться от технических специальностей, поскольку возможна потеря материально-технической базы и научного потенциала вузов. Россия – нация инженеров. Пример тому – атомное машиностроение, космическая и военная техника, нефтегазовая отрасль. В современной экономике и на рынке труда значимость инженерных профессий будет расти, это увеличивает рыночный сектор образования, который сегодня развивается главным образом за счет экономики, управления и юриспруденции.
Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное от учебы время, а из обеспеченных – получить дополнительное образование. И тем, и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддержаний связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.
В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными физическими возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей. Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Особое внимание заслуживают студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделение, сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить обучение [40,258].
Как показывает практика, даже достаточная профессиональная подготовка не решает проблем занятости молодежи. Как известно, выпускники профессиональных учебных заведений не всегда трудоустраиваются, особенно по специальности. Так, в общем количестве безработных на конец 2005 года доля выпускников общеобразовательных учреждений составляла 3,2%; высших учебных заведений – 1,4%; учреждений среднего профессионального образования – 2,5%; учреждений начального профессионального образования – 2,3%. С одной стороны, это – следствие ликвидации ранее действовавшей жестокой системы распределения специалистов и нынешнего свободного их выхода на рынок труда. Доля выпускников, получающих направление на работу, резко уменьшилась: по учреждениям начального профессионального образования его получают не многим более 50% закончивших обучение, по государственным средним (дневным) специальным учебным заведениям – около 33%, по высшим учебным заведениям – не более 40%. При этом почти каждый десятый из числа безработных имеет высшее образование, каждый пятый – среднее специальное и почти каждый шестой – начальное профессиональное [17,40].