Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности оптового предприятия.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
рассмотреть виды конкурентоспособности
выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
дать оценку конкурентоспособности оптового предприятия ООО «Изобилие»
определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ТОРГОВЛЕ
1.3 КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ПРОДУКТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "УНИВЕРСАМ №2"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Mashe.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

 

С учетом определенной конкуренткой стратегии и необходимости осуществления ряда мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО "Универсам №2" скорректируем его. Для этого запланируем издержки обращения на 2006 год по статьям:

Амортизация ОС на 2006 год составит прежнюю сумму 1400 тыс. р.

Расходы на содержание зданий и сооружений так же останутся неизменными по сумме и составят 3214 тыс. р.

На предприятии численность  работников составляет 123 человека, тогда  как у его главного конкурента, магазина "Татищев", при большей торговой площади (1500 кв. м) численность персонала составляет 89 человек. Сосотав персонала на 2006 год представлена в таблице 37

 

Таблица 37- Численность, состав и заработная плата работников на 2006 год по ООО "Универсам №2"

Состав персонала

Численность, чел.

Заработная плата на одного работника, тыс. р. ежемесячно

Руководители и специалисты

20

25

Торгово-оперативные работники

50

5

Вспомогательный персонал

14

3

Всего

84

Годовой ФОТ = 9504


 

Годовой фонд заработной платы составит 9504 тыс. р. Необходимо запланировать его увеличение на 15% (выплаты стимулирующего характера, закладываемые в ФЗП). Тогда размер ФЗП увеличится до 10929,6 тыс. р.

Расходы на оплату труда возрастут, что связано с повышением заработной платы работников. ФЗП пл = 10929,6 тыс. р.

Отчисления на социальные нужды  в таком случае составят 3036 тыс. р.

"Расходы на хранение, подработку и упаковку товаров", "Расходы на тару" и "Прочие расходы" рассчитаем, приняв их неизменное значение по уровню к товарообороту.

Также учтем единовременные затраты на ряд мероприятий по формированию конкурентоспособности предприятия = 70 тыс. р. в сумме Прочих расходов

Полученные данные представим в  таблице 37

 

Таблица 37 - Плановая сумма издержек обращения по статьям расходов

Статья издержек обращения

2006 год

Сумма

Уровень

Амортизация ОС

1400

0,36

Расходы на содержание зданий и сооружений

3214

0,83

Расходы на оплату труда

10929,6

2,1

Отчисления на социальные нужды

3036

0,57

Расходы на хранение, подработку, подсортировку, подборку, упаковку товаров

32854,5

8,5

Расходы на тару

3865,23

1

Прочие расходы

2775,66

0,7

Всего

54742,7

14,05


 

Следует отметить, что средняя торговая надбавка на предприятии слишком низкая - всего 6,24%. При этом известно, что средняя торговая надбавка по г. Екатеринбургу составляет не менее 18%. Запланируем рост торговой надбавки на 2006 год до среднего уровня по городу, т.е. до 18%, что позволит предприятию получить прибыль. Тогда при плановой сумме товарооборота 386523,43 тыс. р. валовой доход составит по сумме 59418,8 тыс. р. и 15,25% по уровню к обороту.

Прибыль предприятия на плановый период будет рассчитываться методом прямого счета.

Все меры по повышению конкурентоспособности  предприятия приведут к улучшению  деятельности магазина "Универсам №2", к формированию прибыли и достижению заданных целей. При их выполнении компания рассчитывает достичь следующих экономических результатов (таблица 38).

При данных плановых показателях предприятие  войдет в разряд прибыльных, прибыль  от продаж на 2006 год составит 4218,50 тыс. р., а ее рентабельность 1,09% к обороту, те же показатели по чистой прибыли составят 3206,06 тыс. р. и 0,83% соответственно. Запланирована эффективная деятельность предприятия. Даже с учетом роста издержек общения за счет единовременных затрат темпы роста товарооборота превышают темпы роста издержек обращения.

 

Таблица 38 - Скорректированный план на 2006 год по торговому предприятию ООО "Универсам №2"

Показатель

Фактически за 2005 год

План на 2006 год

Отклонение от 2005 года

В процентах к 2005 году

Товарооборот, тыс. р.

134126,6

386523,43

252396,8

288,18

Валовой доход, тыс. р.

8000,76

58961, 20

50960,44

736,95

Уровень валового дохода,%

 

5,97

 

15,25

9,28

255,72

Средняя торговая надбавка на предприятии,%

 

6,34

 

18

11,66

283,76

Издержки обращения, тыс. р.

 

10902,8

 

54742,7

43839,9

502,1

Уровень издержек обращения,%

 

8,13

 

14,16

6,03

174,23

В т. ч. условно-переменные, тыс. р.

 

6288,8

 

50128,7

43839,9

797,11

Уровень условно-переменных,%

 

4,69

 

12,97

8,28

276,60

Условно-постоянные, тыс. р.

 

4614

 

4614

0

100

Уровень условно-постоянных,%

 

3,44

 

1, 19

-2,25

34,70

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р.

 

2902,04

 

4218,50

7120,54

-145,36

Рентабельность прибыли от продаж,% к обороту

-

1,09

1,09

-

Чистая прибыль, тыс. р.

-

3206,06

3206,06

-

Рентабельность чистой прибыли,% к обороту

-

0,83

0,83

-

Среднесписочная численность работников чел.

 

123

 

84

-39

68,29

в том числе торгово-оперативных 

 

79

 

50

-29

63,29

Удельный вес торгово-оперативных  работников в общей численности  торговых работников,%

 

64,22

 

59,52

-4,70

92,68

Среднегодовая выработка одного торгового  работника, тыс. р.

 

1090,47

 

4601,47

3511,0

421,98

Торговая площадь, кв. м.

 

1219

 

1219

0

100

Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади

 

110,03

 

317,08

207,05

288,18


 

Заключение

 

В настоящее время конкурентоспособность  является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для анализа экономической ситуации как в целом в народном хозяйстве России, так и отдельного предприятия. Как правило, её применяют в качестве критерия оценки и эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Особенностью конкурентоспособности  торговой фирмы является тот, факт, что результатом её функционирования выступает не создание продуктов, а  удовлетворение покупательского спроса, оказание услуг, а также то, что  эффект проявляется не только в сфере обращения, но и за её пределами.

Следовательно, конкурентоспособность  торгового предприятия - это интегральная характеристика, представляющая собой степень организации и выполнения торговых функций предприятием торговли, характеризующееся уровнем реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке

В I, теоретической части работы были рассмотрены понятие и сущность конкурентоспособности, ее виды, а также определены факторы, оказывающие на нее влияние, критерии оценки конкурентоспособности применительно к различным объектам. Рассматривались методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия.

Оценка конкурентоспособности  торгового предприятия представляет собой очень сложную работу, так как: во-первых, в конкурентоспособности фокусируются все показатели качества и ресурсоемкости работы всего персонала по всем стадиям жизненного цикла объектов; во-вторых, в настоящее время отсутствуют международные документы (по аналогии со стандартизацией других объектов) по оценке конкурентоспособности различных объектов; в-третьих, например, в России техническая, экономическая, кадровая, социальная политика не ориентирована на обеспечение конкурентоспособности различных объектов.

Были охарактеризованы различные методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия. Рассматривалась разработка конкурентной стратегии фирмы как ключевого фактора обеспечения её конкурентоспособности и долгосрочного успеха в отрасли.

Был произведен анализ конкуренции в торговле продуктами питания. Торговля является одним из важнейших секторов экономики. Ее привлекательность для инвесторов определяют высокие темпы роста (ежегодно не менее 7%). В последние годы конкуренция на розничном рынке продовольственных товаров все больше обостряется как за счет развития местных торговых предприятий и в особенности сетей, так и за счет прихода иностранных игроков. Рост уровня и качества жизни привел к тому, что потребители стали предъявлять более высокие требования к торговым предприятиям, процессу продажи товаров и услуг. Определяющим фактором для совершения покупки является уже не цена товара, а удобство покупки, наличие комплекса дополнительных услуг, атмосфера совершения покупки.

Во II, практической части, на примере розничного торгового предприятия ООО "Универсам №2" была дана оценка конкурентоспособности предприятия на основе оценки конкурентного анализа и финансово-экономических показателей.

Конкурентоспособность торгового  предприятия оценивалась несколькими  методиками: - SWOT-анализом, с помощью графических методов оценки конкурентоспособности (многоугольник конкурентоспособности, матрица БКГ, МcKinsey) и аналитических методов оценки конкурентоспособности (маркетингового подхода к определению конкурентоспособности предприятия и рейтинговая оценка, предложенная д. э. н., профессором Николаевой Тамарой Ивановной, а также на основе опросов потребителей, проведенных автором).

В результате анализа конкурентоспособности  ООО "Универсам №2" было выявлено, что на рынке оно занимает среднее положение и способно развиваться дальше. Конкурентная позиция предприятия по отношению к основным конкурентам магазина "Татищев", "Монетка" и "Продукты" наиболее слабая и нуждается во всестороннем укреплении. Конкурентным преимуществом исследуемого предприятия является длительность пребывания на рынке (более 30 лет, эффект опыта), выгодные отношения с поставщиками, широкий спектр предоставляемых дополнительных услуг за счет сдачи части площадей в аренду другим предприятиям. Наиболее слабыми сторонами предприятия является отсутствие целевого сегмента потребителей, незначительное количество постоянных покупателей, высокие цены по сравнению с конкурентами, неэффективная хозяйственная деятельность, кризисное финансовое положение, требующее привлечения дополнительных источников средств, устаревшие методы управления предприятием и персоналом, низкое качество и уровень обслуживания персонала, низкий уровень квалификации персонала, отсутствие эффективной системы стимулирования, мотивации и премирования персонала, отсутствие системы обучения и подготовки персонала.

В III, заключительной части, определяются пути повышения конкурентоспособности анализируемого предприятия в соответствии с разработкой его конкурентной стратегии. Для исследуемого предприятия с учетом анализа определяющих факторов была выбрана стратегия концентрации на узком сегменте на основе низких издержек. Сущность выбранной стратегии магазина "Универсам №2" состоит в том, чтобы путем разработки комплексного плана с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды максимально снижать издержки с целью повышения эффективности деятельности предприятия и достижения конечных целей.

Среди путей повышения конкурентоспособности  предприятия были выделены:

внедрение АСУ, которая позволит жестко контролировать товарные запасы и выявлять товары-неликвиды;

внедрение на предприятии системы  анализа, планирования и контроля деятельности предприятия;

сокращение численности "лишнего" персонала;

создание на предприятии системы  нормирования труда, плановых показателей и текущего контроля;

сокращение цены закупки товаров  путем давления на поставщиков и  частичный переход от договоров  комиссии к договорам купли-продажи  на льготных условиях;

перевод пустующих складских площадей в торговые и сдача их части  в аренду;

постоянное отслеживание спроса, потребителей и конкурентов предприятия (найм маркетолога)

повышение уровня торговой надбавки с 6,34% до 18% при снижении себестоимости  товара;

обеспечение прибыльной работы предприятия;

повышение качества и эффективности  руководства путем смены части руководящих работников и привлечения работников, ориентированных на рыночные условия работы предприятия;

разработка организационной структуры  предприятия;

создание сбалансированного ассортимента товаров;

создание системы мотивации, стимулирования и премирования работников;

создание системы обучения персонала

обеспечение хорошего качества товаров  при их низкой цене относительно цен  конкурентов (товар менее известных торговых марок);

обеспечение высокого качества обслуживания как стандарта обслуживания покупателей.

Результатом выполнения мероприятий  по повышению конкурентоспособности  будут:

поддержание низкого уровня издержек обращения;

рост товарооборота;

увеличение суммы прибыли и уровня рентабельности;

повышение доли торгового предприятия в рамках своего целевого сегмента.

 

Список использованных источников

 

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО "Типография "НОВОСТИ", 2000. - 356 с.

2. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие. - М.: Дело, 2000. - 224 с.

3. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. - СПб.: Питер, 2004. - 270 с.

4. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

5. Бун Л., Куртц Д. Современный маркетинг: Учебпое пособие для вузов. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 1039 с.

6. Владиславлев Д.Н. Современные бизнес-технологии в торговле. - М.: Ось-89, 2002. - 208 с.

7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Финпресс", 2003. - 496 с.

8. Дэй Д. Стратегический маркетинг. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 640 с.

9. Джон Ф. Литл. Основы маркетинга. - Ростов-на Дону: "Феникс", 1997. - 400 с.

10. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. - СПб: Питер, 2002. - 352 с.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления