Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы - определение и анализ основных факторов и методов оценки конкурентоспособности оптового предприятия.
Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач:
рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
рассмотреть виды конкурентоспособности
выявить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность;
дать оценку конкурентоспособности оптового предприятия ООО «Изобилие»
определить пути повышения конкурентоспособности данного предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
1.1 СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ФАКТОРЫ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ
1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ В ТОРГОВЛЕ
1.3 КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ПРОДУКТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "УНИВЕРСАМ №2"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3. РАЗРАБОТКА КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Mashe.doc

— 1.21 Мб (Скачать файл)

11. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.: Междунар. отношения, 1991. - 416 с.

12. Книга директора магазина / Под ред. С.В. Сысоевой. - СПб.: Питер, 2005. - 384 с.

13. Кожекин Г.Я., Мисеобиева С.Г. Маркетинг предприятия: Учебное пособие. - Минск: Книжный Дом, Мисанта, 2004. - 240 с.

14. Кретов И.И. Организация маркетинга на предприятии: Практическое пособие. - М.: Юристъ, 2001. - 96 с.

15. Кретов И.И., Карягин Н.Б. Товарные стратегии и марочные технологии в современном маркетинге: Учебно-практическое пособие. - М.: Экономистъ, 2005. - 166 с.

16. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. - СПб.: Питер, 2004. - 800 с.

17. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 192 с.

18. Леви М., Вейтц Б.А. Очсновы розничной торговли / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 1999. - 448 с.

19. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. - Учеб. пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 335 с.

20. Магометов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2003. - 294 с.

21. Макдоналд М., Данбар Я. Сегментирование рынка: Практическое руководство. - М.: Изд-во "Дело и сервис", 2002. - 288 с.

22. Маркетинг / Под общей ред.В.И. Видяпина. - СПб.: Питер, 2004. - 1131 с.

23. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф.В.А. Алескунина. - М.: Издателько-книготорговый центр "Маркетинг", 2001. - 516 с.

24. Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. - М.: Юристъ, 2002. - 378 с.

25. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонов, С.В. Барсукова; Под ред.Н.И. Перцовского - М.: Высшая школа, 2001 г. - 239 с.

26. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 304 с.

27. Нагапетьянц Н.А. Прикладной маркетинг: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 272 с.

28. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг: Учебное пособие для вузов. - М.: Деловая литература, 2005. - 448 с.

29. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. - М.: Издательство РАГС, 2002. - 328 с.

30. Портер М. Конкуренция: Уч. Пособие. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2000. - 495 с.

31. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

32. Речмен Д. ДЖ, Мескон М.Х., Боуви К.Л., Тилл Дж.В. Современный бизнес: Учебник в 2 т. - М.: Республика, 1995. - Т.1: 431 с., т.2: 479 с.

33. Управление организацией: Учебник / Под ред.А.Г. Поршнева, З.П. Румямцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 669 с.

34. Управление розничным маркетингом / Под ред.Д. Гилберта. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 571 с.

35. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. - М.: ЗАО "Изд-во "Экономика", 2005. - 606 с.

36. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: Учебник. - М.: ЗАО "Изд-во "Экономика", 2005. - 504 с.

37. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. - 640 с.

38. Фурс И.Н. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учебное пособие. - Минск: УП "ИВЦ Минфина", 2004. - 346 с.

39. Ходяченко В.Б. Маркетинг: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. Ун-та, 2001. - 264 с.

40. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 528 с.

41. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф.М. И, Баканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 686 с.

42. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", изд-во "ГНОМ-ПРЕСС", 1998. - 384 с.

43. Абрамова В.Л. Маркетинговое управление конкурентоспособностью экономических систем // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №5. - С.100-107.

44. Абрамов В. Управление конкурентоспособностью экономических систем // Маркетинг. - 2004. - С. 19-25.

45. Алещенко В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №1. - С.106-119.

46. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. - 2003. - №4. - С.25-38.

47. Баландин Е. Региональная торговля: Специфика продвижения магазинов // Современная торговля. - 2004. - №10. - 87-90.

48. Баумгарт Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организации и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №4. - С.72-85.

49. Белоусов В. Л, Оценка конкурентоспособности фирмы (на примере ООО "Каскад") // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №6 - С.109-119.

50. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. - №1. - 2005. - С.116.

51. Бочарова Т. Как повысить конкурентоспособность организации? // Управление персоналом. - 2003. - №4. - С.38-39.

52. Воронов А., Гусько К. Фомы и методы неценовой конкуренции в современных условиях хозяйствования // Маркетинг. - 2005. - №3. - С.17-21.

53. Дулисова И.Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара // http://www.marketing. spb.ru/read/essai/6. htm

54. Завьялов Ф.Н., Каплина О.В., Зайченко Д.А. Ранговая оценка конкурентоспособности массового потребительского товара // Маркетинг в России и за рубежеи. - 2005. - №3. - С.90-103.

55. Захаров А.Н. Экономическая сущность и механизмы повышения конкурентоспособности предприятия. (Мировой опыт) // Внешнеэкономический бюллетень. - 2004. - №3. - С.3-6.

56. Захаров А.Н. Экономическая сущность и механизмы повышения конкурентоспособности предприятия. (Мировой опыт) // Внешнеэкономический бюллетень. - 2004. - №4. - С.11-20.

57. Зырянов А. По главной улице - с покупкой // Российская торговля. - №9. - 2005. - С.14.

58. Каплина О.В., Зайченко Д.А. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода // Маркетинг. - 2005. - №4. - С.24-38.

59. Межевов А. Оценка конкурентоспособности бизнеса // Маркетинг. - 2005. - №5. - С.24-31.

60. "Метро" и "Ашан" попали в "Пятерочку" // Коммерсантъ. - № 42. - 2005. - С.12-15.

61. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке // http://www.marketing. spb.ru/read/m3/index. htm

62. Норка Д. Как узнать себе цену // Современная торговля. - 2004. - №4. - С.23-26.

63. Павлова Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности магазина (сервиса) // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №1. - С.120-123.

64. Реальные параметры потребительского рынка // Российская торговля. - №7-8. - 2005. - С.14.

65. Розанова В. Влияние психологических факторов на эффективность и конкурентоспособность современных организаций // Консультант директора. - 2004. - №23. - С.10-18.

66. Смирнов В. Розничные продовольственные сети: динамика развития. Взгляд 2005 года. // 27 марта 2006, www.atlant.ru

67. Смольникова О.Л. Методы определения объема рынка. Рыночная доля компании // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №5. - С.17-30.

68. Соловьева В. Сети уверенно лидируют // Российская торговля. - №7-8. - 2005. - С.79.

69. Старков М. Перевод стрелок на час вперед // Деловой квартал. - №13. - 2005. - С.30-37.

70. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и зарубежем. - 2003. - №4. - С.24-26.

71. Фасхиев Х.А. Гараев И.М. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг // http://www.marketing. spb.ru

72. Ханафиева С. Комплексный обет // Эксперт-Урал. - №40. - 2004. - С.42.

73. Шкардун В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия // Маркетинг. - 2005. - №1. - С.38-59.

74. www.market-ekb.ru

 

Приложения

 

Особенности понятия "конкурентоспособность" применительно к разным объектам

Объект

Что характеризует его конкурентоспособность

Основные требования к объекту

1. Нормативные акты

Степень удовлетворения потребностей в данном виде нормативного акта, возможность его использования в теории и на практике

Соответствие международным нормам, применение при разработке системного и комплексного подходов, обоснованность и перспективность требований

2. Научно-методические документы

Степень удовлетворения потребностей в данном виде документа, возможность его использования в теории и на практике

Соответствие международным требованиям  по экологичности, взаимозаменяемости, безопасности применения объекта, использование  мировых достижений, применение современных подходов, методов исследований и разработок

3. Проектно-конструкторская документация

Степень соответствия в документации показателей качества и экономичности  объекта требованиям конкретного  рынка к моменту внедрения  объекта у потребителя

Применение современных методов  разработок, опережающей базы сравнения  при планировании обновления объекта, соответствие международным требованиям (при необходимости) и требованиям потребителей

4. Технология

Возможность по данной технологии изготовить качественную и экономичную продукцию в соответствии с конструкторско-технологической документацией

Обеспечение мобильности технологии, оптимальности уровня автоматизации  и механизации процессов, минимальных  потерь ресурсов

5. Производство

Способность производства как сложной открытой организационно-экономической системы прогнозировать свое будущее, выпускать конкурентоспособную продукцию и обеспечивать за счет этого достаточную для нормального функционирования и развития прибыль

Использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточное, ритмичности процессов и устойчивости функционирования фирмы

6. Выпускаемая продукция (выполняемая услуга)

Степень удовлетворения конкретной потребности  по сравнению с лучшей аналогичной  продукцией, используемой на данном рынке.

Обеспечение качества и экономичности  продукции (услуги) на уровне не ниже требований конкретной группы потребителей в соответствии с результатами сегментации рынка на момент внедрения продукции у потребителей

7. Рабочий

Наличие сертификата качества

Знание квалификационных требований в соответствии с имеющимся разрядом, ведение нормального образа жизни

8. Специалист

Умение выполнять требования технологии по всем параметрам (качество, количество, затраты, сроки)

Знание и применение современных  методов исследований и разработок

9. Менеджер

Умение разработать конкурентоспособную документацию на объект

Знание и применение современных методов исследований и разработок, методов формирования коллектива, организации и мотивации труда, укрепление здоровья, повышение уровня культуры

10. Ценные бумаги

Умение разработать систему  обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы Обеспечение ликвидности соответствующих бумаг на рынке ценных бумаг

Возможность покрытия рыночной стоимости  ценных бумаг соответствующим активом, обеспечение устойчивости финансового  учреждения, комплексная защита ценных бумаг, их страхование

11. Инфраструктура (внешняя среда)

Степень соответствия инфраструктуры данного производителя международным  нормативам (достижениям) по экологии, удовлетворению физиологических, духовных и социальных потребностей человека, качеству работы объектов производственной инфраструктуры

Обеспечение (в перспективе) качественных и количественных нормативов социальной и производственной инфраструктуры страны, региона, фирмы международным нормативам (достижениям)

12. Информация

Повторяемость конкретной информации на фирме, в регионе, стране, за рубежом

Обеспечение достоверности, обоснованности, новизны, конкретности, машиноориентированности, системности информации

13. Фирма (организация, учреждение)

Выпуск конкурентоспособного объекта и устойчивая финансовая деятельность фирмы

Обеспечение удельного веса конкурентоспособного объекта на внешнем рынке не менее 20%, на внутреннем не менее 60%, устойчивости, надежности, перспективности и эффективности  фирмы


 

Организационная структура ООО "Универсам №2"

ДИРЕКТОР

 

 

Анкета оценки магазина

№ п/п

Название критерия

Важность критерия для покупателя

Оценка степени удовлетворенности  покупателя

1

2

 

3

     

4

       

1

Ассортимент

Не очень важен 1

 

2

Очень важен

3

Узкий

1

2

3

4

5

Широкий

2

Время работы

1

2

3

Неудобное

1

2

3

4

5

Удобное

3

Уровень цен

1

2

3

Неудовлетворительный

1

2

3

4

5

Удовлетворительный

4

Длина очередей

1

2

3

Длинные

1

2

3

4

5

Короткие

5

Атмосфера магазина

1

2

3

Низкий

1

2

3

4

5

Высокий

6

Удобство расположения и выкладки товаров 

1

2

3

Удобное

1

2

3

4

5

Неудобное

7

Комплекс дополнительных услуг

1

2

3

Недостаточный

1

2

3

4

5

Достаточный

8

Уровень обслуживания

1

2

3

Низкий

1

2

3

4

5

Высокий


 

1. Пожалуйста, оцените важность для Вас каждого критерия, указанного в графе 2. Для этого нужно обвести соответствующую цифру в графе 3: 1 - не очень важен; 2 - важен; 3 - очень важен.

2. Оцените степень Вашей удовлетворенности магазином по соответствующему критерию. Для этого обведите цифру от 1 до 5. Цифра 1 соответствует абсолютной неудовлетворенности покупателя по данному критерию; цифра 5 - полной удовлетворенности. Другие цифры обводятся в соответствии с уровнем частичной удовлетворенности.

3. Если в графе 2 отсутствует критерий, важный для Вас, то допишите его и соответственно заполните для него графы 3 и 4.

4. Дайте, пожалуйста, сведения о Вас, которые помогут нам лучше Вас обслуживать.

Пол _______, возраст ____________,

Семейное положение _______________,

Район проживания _____________________________.

Уровень дохода

1) до 6 тыс. р.

2) от 6 до 25 тыс. р.

3) выше 25 тыс. р.

СПАСИБО!

1 Потенциал предприятия торговли – наличие у него ресурсов и способность работников и управленческого персонала использовать эти ресурсы в соответствии с целью предприятия (Саломатин А.Н.)


Информация о работе Конкурентоспособность предприятия торговли и пути ее укрепления