Курс лекций по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Аудиту".

Файлы: 1 файл

Конспект аудит Ишмужамедова.docx

— 196.39 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Роль аудита в развитии функции  контроля

Внутренний  контроль: сущность, классификация, объекты  и субъекты

Какой-нибудь экономический субъект  имеет свою целевую функцию, которая  реализуется и достигается при  помощи эффективно действующего управления.

Одной их функций  управления отдельным субъектом  является внутренний контроль, субъекты которого совершают сравнение плановых и фактических сфер, выявляют отклонения в параметрах, обозначают оценку безопасности размера отклонений для субъекта хозяйствования, выявляют факторы, которые  вызвали отклонения, а также обозначает ступень их влияния, проводят подготовку информационной базы для принятия управленческих решений.

Внутренний  контроль является способом обратной связи между объектом управления и органом управления, информируя о существующем положении объекта  и фактическое исполнение управленческих решений. Внутренний контроль – это процесс, который обеспечивает ответственность функционирования конкретного объекта принятым управленческим решением и направленного на успешное достижение поставленной цели. Основной целью является объективное изучение фактического состояния дел у субъекта хозяйствования, выявление и предупреждение тех факторов и условий, которые отрицательно влияют на исполнение принятых решений и достижений поставленной цели, а также доведения этой информации к органу управления.

Функционирование  системы внутреннего контроля зависит  также от работников, которым предоставлена  ответственная деятельность. Система  отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность ответственного персонала.

Эффективная организационная структура субъекта хозяйствования предусматривает ответственность  и права сотрудников. Она должна, по возможности, преграждать попытки  отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать раздел несовместимых  функций.

Будучи функцией управления, внутренний контроль исполняет такие задачи:

- предоставляет  информацию, которая касается процессов,  которые происходят у субъекта  хозяйствования;

- помогает  принять единственное решение  из общих и специальных вопросов  развития предпринимательства;

- дает возможность  судить о правильности принятых  решений, своевременности и результативности  их выполнения;

- дает возможность своевременно  выявить и устранить те условия  и факторы, которые не направлены  на эффективное ведение производства  и достижения поставленной цели;

- дает возможность  установить, какие именно службы  предприятия, а также направления  его деятельности содействуют  достижению поставленной цели  и повышению результативности  деятельности предприятия.

Особенностью  внутреннего контроля является то, что он выполняется как предыдущий, текущий и дальнейший, может быть документальным, фактическим и комбинированным; может проводиться в виде: ревизии, тематической проверки, исследования и служебного исследования.

Будучи функцией управления, внутренний контроль, в  зависимости от времени проведения делится на предыдущий, текущий и дальнейший.

Предыдущий  контроль совершается до принятия управленческих решений и хозяйственных операций. Его объектом могут быть внутрихозяйственные планы, документы на отпуск товарно-материальных ценностей и готовой продукции, на выдачу денежный средств, договоры.

Цель – предупредить о противозаконных  действиях и экономически недооцененных  хозяйственных операций; обеспечение  экономических и эффективных  затрат хозяйственных ресурсов; не допустить непроизводственных затрат.

Текущий контроль. Цель – выявить в процессе хозяйственных операций негативные отклонения в хозяйственной деятельности. которые в процессе предыдущего или последующего контроля могут быть не выявлены. найти внутрихозяйственные резервы дальнейшего роста эффективности производства.

При текущем  контроле анализируются показатели оперативной отчетности, совершаются  тематические проверки специалистам предприятий, а также внутренними аудиторами и ревизорами.

Дальнейший  контроль. Цель – проверка закономерности хозяйственных операций за определенный период. выявление недочетов в работе. нарушений и злоупотреблений. если они были допущены. Он помогает выявить и мобилизировать резервы для дальнейшего улучшения всех производственных и экономических показателей.

В зависимости  от источников информации делятся на документальные. фактические и комбинированные.

Документальный  контроль требуется для установления достоверности и законности хозяйственных  операций по данным первичной документации. отчетных реестров и отчетности. в которых они нашли отображение.

Фактическим называется контроль. при котором количественное и качественное положение объектов устанавливаются путем исследования. просмотра. перерасчета. лабораторного анализа и других способов проверки фактического их положения.

Комбинированным контролем называется соединение документального  и фактического контроля. которые тесно взаимосвязаны. т.к. только их общее проведение дает возможность установить действующее положение объекта проверки.

В зависимости  от цели. целевого направления и метода организации делят на ревизию, аудит, тематическую проверку, расследования и служебное расследование.

Ревизия – это система контрольных действий, которые совершаются по поручению руководителя субъекта хозяйствования аудиторской или ревизионной группой по деятельности структурных подгрупп.

Цель –  выявление фактов хозяйственных  и финансовых нарушений, установления причин и условий. которые повлияли хозяйственным нарушениям и злоупотреблениям виновных в нем лиц.

Различают полные - охватывают всю деятельность ревизионного объекта за определенный период времени. и частичные ревизии – охватывают только отдельные части работы структурной подгруппы или фирмы.

Тематическая  проверка – это система контрольных  действий. направленных на изучение одной или нескольких сторон производственных или хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

Служебное расследование  – это проверка придерживания работников предприятия служебных обязательств. а также нормативно-правовых актов. которые регулируют производственные отношения.

Внутренний контроль имеет свой предмет, объект и субъекты выполнения.

Предмет –  это все процессы и явления, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий. При этом границы внутреннего контроля достигают от принятия управленческого решения до выявления его результативности.

Объектом - это хозяйственные процессы, которые в совокупности составляют хозяйственную деятельность проверяемого субъекта.

Субъектами  являются: управленческий персонал и специалисты; учетный персонал во главе с главным бухгалтером; специальные внутренние контролирующие службы, которые нужны на предприятии для проведения того или иного контроля;

Тема 2. Сущность аудита и его задачи

Существует  множество определений аудита - одни из них закреплены в официальных  нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения  даются специалистами в области  аудита.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской  отчетности" следующим образом  определяет аудит бухгалтерской  отчетности и его необходимость: под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит является элементом  рыночной инфраструктуры, необходимость  функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

·  бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

·  бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

·  степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Вот еще одно определение аудита из нормативных  актов Российской Федерации:

Аудит - предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Комитет по аудиторской  практике предложил простое определение  аудита:

Аудит - это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законов.

Аудитом занимается аудитор - частное лицо или фирма, проводящие аудит предприятия, - и  партнеры такого частного лица или  такой фирмы. В необходимых случаях  понятие "аудитор" включает в себя и аудиторский персонал, действующий  на основании делегирования полномочий.

Положение об основных концепциях аудита, которое  в 1973г. опубликовал Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА), определяет и процесс, и цели аудита: аудитором называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических  действиях и событиях с целью  определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям  и представление результатов  проверки заинтересованным пользователям.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит  в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием, и, прежде всего, системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская  деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности - реальности статей баланса, достоверности  бухгалтерского учета, законности и  целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг - возможное состояние объектов в  будущем, т.е. прогнозные экономические  показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.

В Российской Федерации существуют две формы  аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Аудит - это  не просто механизм контроля. Аудиторские  проверки в равной степени можно  считать средством достижения коммерческого  успеха, поскольку "добавочная стоимость" консультаций, осуществляемых специалистами  по видению бизнеса и их советов, в конечном счете, способствуют экономическому успеху.

 Тема 3. Организация и нормативное  регулирование аудиторской деятельности  в России

Профессия аудитора декларирует независимость от кого-либо при выражении мнения в своей  профессиональной деятельности.

Для обеспечения  этой независимости требуется система  регулирования аудиторской деятельности.

Подходы к  регулированию аудиторской деятельности в мировой практике различны.

Выделяют  два основных направления: государственное  регулирование (со стороны государственных  органов) и саморегулирование (со стороны  общественных аудиторских организаций).

В России система  регулирования пока находится в  процессе становления, в данный момент преобладает государственное регулирование, но в процессе реформирования появляется все больше элементов саморегулирования.

Информация о работе Курс лекций по "Аудиту"