Порядок проведения проверки тождественности показателей, содержащихся в регистрах синтетического и аналитического учёта
Объекты аудита и порядок проведения проверки тождественности показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчётности
Объектами аудита являются квартальная
или годовая бухгалтерская отчётность,
состав которой утверждён Минфином
РФ за проверяемый период, а также главная
книга и регистры бухгалтерского учёта.
Проверка проводится по каждой форме
бухгалтерской отчётности раздельно
путём сопоставления показателей,
содержащихся соответствующей форме
с данными главной книги и по
оборотам и сальдо по счетам.
В тех случаях, когда показатели,
содержащиеся в формах отчётности ,
не могут быть проверенны по данным
главной книги, аудитором используются
соответствующие регистры аналитического
учёта.
Результаты проверки тождественности
показателей бухгалтерского баланса и
главной книги обобщаются в рабочем документе
(форма РД1).
В тех случаях, когда в бухгалтерском
балансе показывается оценка основных
средств и нематериальных активов
по остаточной стоимости, предварительно
в рабочем документе аудитор составляет
расчёт в сопоставимом виде по данным
главной книги.
Если показатель, отражённый в бухгалтерском
балансе, представляет собой сальдо
по нескольким счетам или субсчетам,
то проверка правильности суммирования
остатков по соответствующим счетам
подтверждается записями и расчётами
в рабочем документе аудитора.
Сведения о расхождениях, выявленных
в процессе проверки, подтверждаются
записями в отчётном документе - «Сводка
данных о расхождениях, выявленных
в результате проверки тождественности
показателей бухгалтерского баланса и
главной книги». В этот документ включается
соответствующий раздел заключения по
результатам аудиторской проверки.
Результаты проверки тождественности
показателей в других формах отчётности
обобщаются в отдельных рабочих
документах, а затем заносятся в отчётный
документ.
Порядок проведения проверки тождественности показателей главной книги и регистров синтетического учёта
Проверка проводится путём сопоставления
остатков и оборотов по счетам и
субсчетам главной книги с аналогичными
показателями регистров синтетического
учёта. Проверяемый период фиксируется
в плате аудиторской проверки, а результаты
проверки обобщаются в рабочем документе,
который составляется отдельно по каждому
бухгалтерскому счёту или субсчёту.
При применении журнально-ордерной формы
учёта, когда дебетовые и кредитовые
обороты, а также остатки по дебету
счетов приводятся в разных учётных
регистрах, в рабочем документе
аудитор по реквизиту «Регистр синтетического
учёта» приводится две позиции:
«Журнал-ордер» и «Ведомость».
Если бухгалтерский учёт ведётся
на машинных носителях, В рабочем
документе аудитора по реквизиту
«Регистр синтетического учёта» приводится
наименование машинограммы и её номер.
Причём машинограммы должна быть распечатана
на бумажных носителях, подписана
исполнителем и главным бухгалтером и
прилагаться к рабочему документу.
Если в проверяемой организации
используется упрощённая форма ведения
бухгалтерского учёта, в рабочем
документе по реквизиту «Регистр
синтетического учёта» приводятся
наименования соответствующего регистра,
например, «Книга учёта хозяйственных
операций».
Сведения о расхождениях, выявленных
в ходе проверки, оформляются отчётным
документом «Сводка данных о расхождениях,
выявленных в результате проверки тождественности
показателей главной книги и регистров
синтетического учёта». Если расхождений
не выявлено, то аудитор вместо отчётного
документа на основании рабочих документов
составляет справку определённой формы.
Порядок проведения проверки тождественности показателей, содержащихся в регистрах синтетического и аналитического учёта
В ходе проверки производится сопоставление
остатков и оборотов по счетам синтетического
учёта с субсчетами и счетами
аналитического учёта.
Проверка производится выборочным
способом. Размер выборки устанавливается
программой аудита на этапе планирования.
При журнально-ордерной форме учёта
для проверки используются журналы-ордера,
ведомости аналитического учёта, открытые
к синтетическому учёту.
При автоматизированном учёте –
анализ счетов и ведомости синтетического
и аналитического учёта.
При упрощённой форме – книга
учёта хозяйственных операций, оборотные
ведомости аналитического учёта, открытые
к соответствующему синтетическому
учёту, карточки аналитического учёта.
Результаты проверки обобщаются
в рабочих документах аудитора, которые
составляются отдельно по каждому их проверенных
счетов. Расхождения обобщаются в отчётном
документе, а при их отсутствии выписывается
справка.
Аудит расчётов с бюджетом
Проверка начисления и уплаты НДС
Проверка расчётов и уплаты налога на прибыль
Проверка расчётов и уплаты налога на имущество
Проверка начисления и уплаты НДС
При проверке исчисления и уплаты
НДС используют:
- положения по бухгалтерскому учёту и отчётности;
- федеральный закон «О бухгалтерском учёте»;
- план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации;
- НК РФ части I и II;
- методические рекомендации по применению главы 21 «НДС» НК РФ части II;
- формы налоговой декларации по НДС;
- правила ведения учёта выставленных и полученных счетов-фактур, книг продаж
при расчётах по НДС.
К задачам проверки относят:
- полноту определения объектов налогообложения;
- обоснованность определения места реализации товаров, работ, услуг для целей налогообложения;
- соответствие операций, освобождённых от уплаты НДС в соответствии
с НК РФ;
- ведение раздельного учёта операций, подлежащих налогообложению и освобождённых от обложения НДС;
- последовательность применения учётной политики в отношении раздельного учёта;
- обоснованность определения налоговой базы при реализации товаров, работ,
услуг безвозмездно, с оплатой неденежными
средствами, по срочным сделкам, при реализации
зависимым лицам, при реализации по ценам,
различающимся более чем на 20%;
- правильность определения налоговой базы при выработке продукции и давальческого сырья;
- правильности определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ собственного потребления, передачи товаров, работ и услуг для собственных нужд;
- правильность определения налоговой базы предприятием, выступающим в качестве налогового агента;
- полнота включения в налоговую базу денежных сумм, связанных с авансами и процентами;
- правильность применения налоговой ставки 0%, 10%, 18%, 9,09% и 15,25%;
- соответствие операций, по которым применяются ставки 0% и 10% перечню, установленному в НК РФ;
- своевременность и полнота включения в налоговою базу операций, облагаемых по ставке 0%, в случае непредставления в налоговые органы установленных документов в течение 180 дней;
- правильность определения даты реализации товаров, работ, услуг по отгрузке и по оплате;
- соответствие составления счетов-фактур и ведения журналов учёта, книг покупок и продаж требованиям, установленным НК РФ и постановлением №914;
- правильность отнесения НДС, уплаченного поставщиками и подрядчиками на затраты по производству и реализации
продукции;
- правильность применения налоговых вычетов;
- подтверждённость налоговых вычетов установленными документами;
- правильность заполнения налоговых деклараций и соответствие приведённых в них данных данным книг покупок и продаж, а также данным учётных регистров;
- своевременность уплаты налога и предоставления налоговых деклараций;
- правильность определения суммы и своевременность уплаты налога по месту
нахождения обособленных подразделений;
- правильность отражения в учёте сумм начисленного и предъявленного к вычету НДС;
- своевременность проведения инвентаризации расчётов с налоговыми органами по НДС;
- своевременности и правильность отражения в учёте сумм
налога, зачтённых налоговым органом на
уплату недоимок, пени и штрафных санкций;
- соответствие отражённой в бухгалтерской отчётности задолженности по НДС данным в учётных регистрах и инвентаризации (сверки) расчётов.
Источниками информации служат:
- счета-фактуры, выставленные покупателем и заказчиком;
- счета-фактуры, полученные от продавцов и исполнителей, журналы учёта полученных и выставленных счетов фактур;
- книга покупок и продаж;
- налоговая декларация по НДС;
- карточки анализ счетов 19, 68.
Процедуры
- анализ начисленного НДС и объём реализации;
- анализ отношения НДС, предъявленного к вычету и оплаченной кредиторской задолженности;
- опрос;
- подтверждение;
- просмотр документов;
- сравнение документов;
- пересчет.
Характерные ошибки:
- не включение в объект налогообложения
таких операций как выполнение работ и
оказание услуг для собственных нужд,
передача товаров для собственных нужд;
- вычет суммы налога, уплаченного за товары , не являющейся объектом налогообложения таких как списания вследствие хищения и недостачи; списание
вкладываемых материальных ценностей
в уставный капитал других организаций;
списание материальных ценностей, вносимых
в совместную деятельность;
- вычет суммы НДС по приобретённым товарам, выполненным работам и оказанным услугам, по которым не осуществлена
фактическая их оплата;
- вычет суммы НДС по приобретённым товарам, выполненным работам и оказанным услугам, по которым отсутствует документальное подтверждение фактической оплаты;
- неправомерное использование налоговых льгот;
- неправильное заполнение налоговой декларации.
Проверка расчётов и уплаты налога на прибыль
При проверке расчётов по налогу на прибыль
используются:
- положения по бухгалтерскому учёту и отчётности,
- федеральный закон «О бухгалтерском учёте»,
- план счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной
деятельности организации,
- НК РФ части I и II,
- постановление правительства о классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы,
- форма декларации по налогу на прибыль и инструкция по её заполнению,
- методические рекомендации по применению
главы 25 НК РФ.
Перечень задач при проверке
исчисления налога на прибыль весьма
многообразен. Аудитор должен убедиться
в:
- последовательности применения учётной политики в отношении признания доходов и расходов;
- установлении учётной политикой для целей
налогообложения порядка ведения налогового
учёта и форм аналитических регистров
налогового учёта;
- полноте и правильности формирования соответствующих регистров налогового учёта следующих видов доходов:
- от реализации продукции, работ, услуг,
- от реализации товаров,
- от реализации основных средств,
- от реализации ценных бумаг,
- от реализации прочего имущества и имущественных прав,
- от реализации продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств,
- внереализационных доходов;
- обоснованности признания даты получения доходов;
- экономической оправданности и документальной подтверждённости расходов, принимаемых для целей налогообложения;
- соответствии установленному перечню расходов, не учтённых в целях налогообложения (не уменьшивших налоговою базу);
- полноте и правильности формирования в соответствующих регистрах налогового учёта следующих видов расходов:
- расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг),
- расходов на реализацию товаров,
- расходов на реализацию основных средств,
- расходов на реализацию ценных бумаг,
- расходов на реализацию прочего имущества и имущественных прав,
- расходов на реализацию продукции, работ, услуг обслуживающих производств и хозяйств,
- внереализационных расходов;
- обоснованности даты признания осуществления расхода;
- ведение аналитического налогового учёта доходов по видам деятельности, облагаемых по разным ставкам налога;
- ведение аналитического налогового учёта расходов на производство и реализацию продукции в разрезе прямых и косвенных расходов;
- последовательности применения учётной политики в отношении материальных расходов при списании сырья и материалов по средней себестоимости, по ФИФО и ЛИФО;
- соответствии расходов на оплату труда условиям трудовых коллективных договоров;
- обоснованности отнесения для целей налогообложения активов
к амортизируемому имуществу;
- ведении аналитического налогового учёта доходов и расходов от реализации амортизируемого имущества по каждому объекту;
- последовательности применения учётной политики в отношении метода начисления амортизации;
- обоснованности оценки и стоимости незавершённого производства, готовой продукции;
- правильности определения прямых расходов и отнесения их на реализованные товары и остатки товаров на складе для операций торговли;
- своевременности признания для целей налогообложения расходов
на ремонт основных средств и научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы;
- ведении аналитического налогового учёта расходов на ремонт основных средств по составу отремонтированных основных средств к моменту возникновения расходов, сумм расхода
на ремонт, переносимый на будущее;
- обоснованности и правильности отнесения к расходам представительских расходов, расходов на подготовку и переподготовку кадров, расходов на рекламу;
- обоснованности формирования резервов (по сомнительным долгам и гарантийному
ремонту и обслуживанию);
- обоснованности и правильности уменьшения налоговой базы путём переноса убытков на будущие;
- своевременности и правильности определения доходов и расходов при кассовом методе;
- правильности применения налоговой ставки 24%, 15%,
9%;
- правильности и своевременности уплаты авансовых платежей;
- правильности составления и своевременности предоставления налоговой декларации;
- правильности исчисления и уплаты налога налоговым агентом;
- наличии сверки расчётов с налоговым органом;
- соответствии отражённых в отчётах задолженности по налогу на прибыль с данными учётных регистров и инвентаризации.