Методология тактического планирования на примере филиала ОАО «ДРСК» «Приморские электрические сети»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ планирования на предприятии на примере ОАО «ДРСК» «Приморские электрические сети».
В данной курсовой работе ставятся следующие задачи:
• обозначить роль и место планирования в управлении предприятием, раскрыть его сущность и описать формы и виды планирования;
• раскрыть сущность и функции тактического и стратегического планирования на примере предприятия ОАО «ДЭК»;
• исследовать пункты планирования на выбранном предприятии

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Методология планирования 5
1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием 5
1.2. Формы и виды планов 11
1.3. Организация внутрифирменного планирования 16
1.4. Сущность и структура стратегического планирования 25
Глава II. Методология тактического планирования на примере филиала ОАО «ДРСК» «Приморские электрические сети» 29
2.1. Характеристика исследуемого предприятия 29
2.2. Сущность и функции тактического планирования 38
2.3. Планирование продаж на ОАО «ДРСК» 40
2.4 Планирование потребности в персонале 44
2.5 Планирование издержек 47
2.6 Планирование финансов 48
Заключение 55
Список использованной литературы 56

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)

Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного стратегического планов организации. Среднесрочное планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов. Реализация среднесрочных и текущих планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению (по видам деятельности, продуктам и бизнесам) на соответствующий период, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план организации (предприятия). Основу бюджета составляет прогноз продаж и оценка издержек на производство и реализацию продукции и услуг. Бюджет организации охватывает все стороны ее деятельности и базируется на планах отделений и других структурных образований предприятия (корпорации). Поэтому план и бюджет являются также средством координации работы всех звеньев организации.

  1. По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.

С точки зрения обязательности плановых заданий:

- директивное 

- индикативное планирование 

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.

Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития.

В процессе деятельности при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании – директивное. Два этих планирования должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

  1. По содержанию плановых решений выделяют:

- стратегическое планирование

- тактическое планирование 

- оперативно-календарное планирование 

 - бизнес-планирование

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.

Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.

Оперативно - календарное планирование. Оперативно – календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса.

В частности, планирование можно классифицировать по следующим категориям:

I. По степени охвата:

- общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;

- частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;

II. По объектам планирования:

- целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;

- планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);

- программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;

- планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров;

III. По сферам планирования:

- планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);

- планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);

- планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

- планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);

- планирование инвестиций, финансов и т.д.

IV. По глубине планирования:

- агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;

- детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

V. По координации частных планов во времени:

- последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;

- одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

VI. По учету изменения данных:

- жесткое планирования;

- гибкое планирование;

VII. По очередности во времени:

- упорядоченное (текущее) планирование, при котором о завершении одного плана разрабатывается другой план, (планы чередуются последовательно один за другим);

- скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

- внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.

Виды планов могут быть классифицированы по двум основным признакам: в зависимости от видов хозяйственной деятельности и в зависимости от организационной структуры предприятия (уровня планирования). При классификации по видам деятельности организации (конкретных подразделений) разрабатываются планы научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), производства, сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план капитальных вложений и другие виды планов. По уровню планирования различают планы организации (предприятия) в целом, планы производственного отделения, планы дочерней компании, планы структурного подразделения и т.д.

 

 

    1. Организация внутрифирменного планирования

 

План предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной  мере уровнем  ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных  элементов  системы планирования:

- плановый персонал, сформированный в организационную структуру;

- механизм планирования;

- процесс обоснования, принятия  и реализации плановых решений (процесс планирования);

- средства, обеспечивающие процесс  планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное  и лингвистическое  обеспечение).

Вся система организации планирования должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для совершенствования процессов производства и управления предприятием. Если теория планирования раскрывает закономерности и принципы обоснования плановых решений, то организация планирования исследует процессно-структурный аспект4.

  1. Плановый  персонал.

Сюда входят все специалисты, которые в той  или иной мере выполняют функции планирования. Причем для одних из них плановые функции могут быть основным видом деятельности (например, для сотрудников планово-экономического отдела), а для других – сочетаться с другими видами деятельности (например, специалисты конструкторского отдела могут наряду с планированием конструкторской подготовки производства заниматься конструированием новых изделий).

Инновационный характер деятельности плановых работников предъявляет особые требования к кадровой политике, которая включает:

    • Набор кадров, включая поиск, выбор и найм;
    • Расстановку (занятие должности);
    • Занятость, включая оценку активности и вознаграждение;
    • Развитие (продвижение);
    • Освобождение (текучесть, увольнение).

Кадровым работникам приходится решать самые разнообразные задачи: поставить и сбалансировать кратко- и долгосрочные предприятия, определить, что более важно – увеличить свою долю рынка или повышать производительность вложенного капитала и др.

Возрастание роли плановых работников в управлении может быть объяснено следующими причинами:

  1. возрастанием инвестиционного и наукоемкого характера современного производства;
  2. усилением в условиях конкуренции приоритетности качества и научно-технического уровня продукции.
  3. повышением значимости творческого труда всех работников;
  4. усилением коллективного характера труда, обусловленным  повышением сложности техники и технологии.

Каждое предприятие подходит к выбору организационной структуры планирования строго индивидуально. Тем не менее, можно выделить группы предприятий с наиболее типичными схемами таких структур.

В основе этой классификации лежит отраслевой признак. Все  предприятия (объединения) по отраслевому признаку можно разделить на три группы: отраслевые, многоотраслевые и межотраслевые.

К отраслевой группе относятся предприятия (объединения), деятельность которых ограничивается какой-нибудь одной отраслью промышленности. Например, предприятия выпускающие сталь, нефтепродукты, переработанное  минеральное сырье и т.д.

Более сложную организационную структуру имеют многоотраслевые субъекты хозяйствования.

Группа многоотраслевых субъектов хозяйствования объединяет, как правило, крупные промышленные концерны, которые по характеру своей продукции заняты в двух-трех и более отраслях промышленности.

Относящиеся к межотраслевым компаниям субъекты хозяйствования специализируются на выпуске продукции, потребляемой отраслевыми и многоотраслевыми предприятиями и объединениями. Многоотраслевая  компания может одновременно выпускать детали и сборочные единицы для автомобильной и авиационной промышленности, изоляционные и строительные материалы для строительства, упаковочные материалы для пищевой промышленности и т.п.

2.Механизм  планирования.

Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения, и обеспечивается их реализация. Если организационная структура отражает внешнее строение системы планирования, ее форму, то механизм раскрывает внутреннее строение и содержание системы планирования.

Механизм планирования включает в себя:

    • аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия;
    • функции планирования
    • методы планирования.

Перечисленные компоненты механизма планирования взаимообусловлены как элементы одной системы. Логика этой связи заключается в следующем: законы развития производства, включая экономические законы, законы техники и технологии, кибернетики, законы развития общества и т.д., порождают цели и задачи функционирования предприятия; цели и задачи определяют функции планирования, которые обуславливают соответствующие методы планирования.

Теперь рассмотрим эти компоненты подробнее.

а) Цели и задачи планирования.

Переход к рыночной экономике существенным образом изменяет систему целей и задач предприятия, которая в плановой экономике задавалась директивно. В общем виде постановку целей можно определить как процесс принятия плановых решений, который предшествует будущему действию. Цели деятельности всех структурных подразделений предприятия должны быть увязаны между собой.

Только руководство высшего звена способно обеспечить оптимальное соединение целей и задач отдельных подразделений с общими целями деятельности предприятия.

Соединение целей и задач по их достижению представляет собой стратегию предприятия.

Система целей предприятия зависит от пяти компонентов:

- внешних возможностей и ограничений (характер внешней среды, которую в отношении целей можно структурировать на  экономическую, технологическую и правовую)

- внутренние возможности и ограничения (определяются трудовыми  ресурсами финансовыми ресурсами, материальными ресурсами)

- склонность к риску

Система целей деятельности предприятия должна соответствовать следующим требованиям:

    • Они должны быть функциональными, чтобы руководители различных уровней могли легко трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне, в задачи для нижестоящих уровней;
    • Должна быть установлена временная связь между долговременными и краткосрочными целями;
    • Цели должны периодически пересматриваться, чтобы внутренние возможности соответствовали имеющимся условиям;
    • Цели должны обеспечить необходимую концентрацию ресурсов и усилий;
    • Необходимо всегда ставить систему целей, а не одну цель;
    • Цели должны охватывать все сферы деятельности предприятия.

Информация о работе Методология тактического планирования на примере филиала ОАО «ДРСК» «Приморские электрические сети»