Межбанковские отношения в функционировании национальной экономики в условиях финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность исследуемой проблемы, необходимость комплексной научной разработки проблем повышения устойчивости банковской системы России, в условиях глобализации экономики и общей финансовой нестабильности, потребность упорядочения, оздоровления и рационализации межбанковских финансовых отношений предопределили выбор темы, цель и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является теоретическое обоснование мер по повышению устойчивости банковской системы России в условиях финансового кризиса и разработка практических механизмов и способов построения и развития межбанковских отношений и национальной банковской системы в целом в современный период и на долгосрочную перспективу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………………3
МЕЖБАНКОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….….…………6
. ПОНЯТИЕ МЕЖБАНКОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ………..………...………12
ФАКТОР МЕЖБАНКОВСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИРОДЕ СОВРЕМЕННОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
2.1. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МЕЖБАНКОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ …………………………………………………….....17
2.2. МЕХАНИЗМ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖБАНКОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ..…24
3. ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»)
3.1. ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» В РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ
3.1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»….……...…………33
3.1.2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА ЗА ПЕРИОД С 01.01.2006г. ПО 01.01.2008г.……………………………………………...………34
3.1.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»…52
3.2. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………......…………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……..……...69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...………..…….71
ПРИЛОЖЕНИЯ….…………………………………………………………...…….74

Файлы: 1 файл

Diplom_MOJ_rinat.docx

— 1.34 Мб (Скачать файл)

Согласно Налоговому кодексу РФ «под операциями РЕПО понимаются сделки по продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг (первая часть РЕПО) с обязательной последующей обратной покупкой (продажей) ценных бумаг того же выпуска в том же количестве (вторая часть РЕПО) через определенный договором срок по цене, установленной этим договором при заключении первой части такой сделки» [1].

То есть, российское законодательство к предмету сделок РЕПО относит не просто ценные бумаги, а ограничивает их исключительно эмиссионными ценными  бумагами, – акциями и облигациями. Соответственно, все преимущества и особенности налогового и бухгалтерского учета применимы только в отношении РЕПО с определенными фондовыми инструментами.

Вообще  говоря, предметом выкупного соглашения может быть достаточно широкий перечень имущественных объектов. Но практическая реализация сделки накладывает дополнительные условия на свойства оборачиваемости  используемого имущества. Поэтому  РЕПО с отдельными видами товаров  может вызывать определенные технологические  трудности или же вообще потерять какой-либо экономический смысл.

Емкий и ликвидный рынок срочных  сделок РЕПО с определенным видом  имущества может возникнуть лишь на фундаменте развитого рынка купли-продажи  базового актива с прозрачными и  устойчивыми ценовыми ориентирами. И, наконец, необходимым условием существования  рынка РЕПО является простой, надежный и быстрый переход права собственности  на используемое в сделке имущество.

С этих позиций в настоящее время, к сожалению, не может быть создан рынок РЕПО в отношении многих категорий как движимого, так  и недвижимого имущества. Налоги, сложные и долгие процедуры регистрации  прав собственности, отсутствие полноценных  сегментов рынка конкретных товаров  не позволяют использовать их на регулярной основе в качестве «обеспечения»  операций РЕПО.

Ценные  бумаги являются наиболее распространенным материалом, который служит обеспечением исполнения обязательств по заемным  сделкам как на внутреннем, так  и на международных финансовых рынках.

Использование ценных бумаг в качестве предмета сделок РЕПО  оптимально с  точки зрения законодательного освобождения от оборотных налогов и, что не менее важно, унифицированного и  упрощенного механизма перехода прав собственности на ценные бумаги.

Вне зависимости  от того, с каким именно фондовым инструментом (видом ценных бумаг) заключается  сделка РЕПО, технологически наиболее сложным моментом является определение  ценовых условий сделки. Определившись в стоимости денежных ресурсов (разницей в цене прямой и обратной сделки) на конкретный срок, ключевым остается лишь вопрос о способе определения рыночной стоимости ценных бумаг в период РЕПО.

Если реальной целью РЕПО является не купля-продажа имущества, а денежный заем, то ценовые условия сделки должны быть сконструированы и сбалансированы так, чтобы у продавца был мотив  выкупить свое имущество обратно, а  у покупателя продать его по заранее  определенной цене. Определить такие  ценовые пропорции для любой  ценной бумаги в условиях постоянно  изменяющейся рыночной конъюнктуры  даже с учетом различных штрафных санкций просто невозможно. Наверняка, после осуществления первой части  сделки РЕПО, рыночные условия изменятся  в благоприятную для одного из контрагентов сторону. Для таких  случаев, в договоре РЕПО можно предусмотреть  жесткую конструкцию восстановления «исходных позиций» с применением  штрафов и принудительного исполнения обязательств по сделке в судебном порядке. Однако распространенными  являются также и договорные условия, при которых стороны заранее  согласовывают упрощенный вариант  прекращения взаимных требований после  неисполнения одной из сторон своих  обязательств. В данном случае вторая часть РЕПО не исполняется, и сделка прекращается на условиях ее первой части. Подобные условия характерны для  более развитых финансовых рынков, ценовые индикаторы которых не имеют  значительных колебаний, а соответственно не могут привести к серьезным  потерям одной из сторон сделки.

Таким образом, важными стимулами  развития рынков РЕПО являются как  общая стабильность финансовой системы  в целом, так и высокая культура исполнения договорных обязательств отдельными ее участниками.

Заключение  с облигациями сделок РЕПО производится напрямую между участниками. При  этом торговая система обеспечивает расчет обязательств по заключенным  сделкам. Дилер может продать только те бумаги, которые у него действительно есть в настоящий момент. И встречная сторона может купить их только на те деньги, которыми она располагает сейчас.

Цена  облигаций по первой части сделки РЕПО определяется равной значению средневзвешенной цены по данному выпуску облигаций, зафиксированной на сессии по сделкам  «до погашения» в торговый день, ближайший ко дню заключения сделки РЕПО. Если за период обращения данного  выпуска облигаций на Бирже не было зарегистрировано ни одной сделки «до погашения», цена облигаций по первой части сделки РЕПО считается  равной средневзвешенной цене, сложившейся  по итогам первичного размещения.

В день осуществления  обратного выкупа (обратной продажи) ко времени установленному регламентом  биржевых торгов, участник обязан обеспечить наличие достаточного количества денежных средств (облигаций) для исполнения обязательств по сделке в части, касающейся обратного выкупа (обратной продажи). При наличии с обеих сторон соответствующего объема ценных бумаг и денежных средств автоматически происходит исполнение второй части сделки – обратный выкуп (обратная продажа) [9].

Для предупреждения невыполнения обязательств из-за отсутствия у одной из сторон необходимых средств обмена –  денег или бумаг – разработаны  специальные условия. В случае невозможности  проведения торговой системой обратного  выкупа (обратной продажи) по сделке РЕПО, ввиду отсутствия или недостаточности  у участника денежных средств  и/или облигаций, в течение периода  времени, установленного регламентом, он допускается к совершению сделок в торговой системе в ограниченном режиме.

При отсутствии или недостаточности у участника  денежных средств он имеет право  только продавать облигации до полного  погашения задолженности по неисполненным  сделкам РЕПО. В случае отсутствия или недостаточности у участника  облигаций он имеет право покупать облигации только тех выпусков, по которым имеется задолженность  по сделкам РЕПО, и продавать облигации  других выпусков до полного погашения  задолженности по неисполненным  сделкам РЕПО.

По мере увеличения значений торговых позиций  по денежным средствам и/или облигациям участника торговая система самостоятельно производит необходимые действия по погашению задолженности участника  по исполнению сделок РЕПО в части, касающейся обратного выкупа (обратной продажи) облигаций. После выполнения обязательств участник допускается  к совершению сделок в торговой системе  в обычном режиме.

Если  по истечению периода времени, допускающего возможность для участника работы в ограниченном режиме, у торговой системы нет возможности проведения обратного выкупа (обратной продажи) по сделке РЕПО, ввиду отсутствия или  недостаточности у покупателя облигаций, а продавец располагает необходимым  объемом денежных средств, сделка РЕПО расторгается в части, касающейся обратного  выкупа (обратной продажи). Обязательства  сторон по второй части сделки РЕПО прекращаются. В этом случае облигации  остаются в собственности покупателя, а денежные средства - у продавца. Торговая система формирует для  трейдера сообщение (уведомление) о  неисполнении сделки РЕПО в части, касающейся обратной продажи, с указанием ее реквизитов. Виновная сторона уплачивает штраф за неисполнение обязательств по сделке РЕПО.

Наиболее  простой способ использования гособлигаций для корпоративного клиента – размещение свободных остатков денежных средств в государственные ценные бумаги (активные операции РЕПО). Подобная альтернатива векселям и депозитам имеет ряд преимуществ. По сравнению с векселями, на рынке госбумаг нет административных ограничений на срок размещения средств. Краткосрочные сделки РЕПО заключаются на любой интересующий клиента срок (от одного дня и более). Кроме того, депозитные и вексельные операции связаны с конкретными банками и их субъективной процентной политикой формирования пассивов [17].

Схема современных  межбанковских отношений, и ситуация на рынке межбанковского кредитования в сентябре 2008г. представлены на рис. 4, 5.

 

 

 

 

1 Банк

Продает ценные бумаги (акции, облигации, ОФЗ) с обязательством их выкупить и  уплатой процентов

Перечисляет деньги за ценные бумаги и обязуется их продать обратно в том же количестве и по оговоренной цене.

2 Банк

 

 

Через оговоренное время (от 1 дня)

 

 

1 Банк

 

Продает обратно ценные бумаги

 

Оплачивает ценные бумаги с уплатой  процентов

2 Банк


 

 

Рис. 4 Схема современных межбанковских отношений

 

 

 

 

 

 

 

1 Банк

Продает ценные бумаги (акции, облигации, ОФЗ) с обязательством их выкупить и  уплатой процентов 

Например: 1000 акций по 100 у.е.

 

 

Перечисляет деньги за ценные бумаги и обязуется их продать обратно в том же количестве и по оговоренной цене.

2 Банк

 

В сентября 2008 года, когда  фондовый рынок России рухнул, происходило  следующее: второй Банк должен продать, а первый Банк должен купить 1000 акций по цене 100 у.е., но цена акции упала до 70 у.е. за акцию и многие банки отказались выполнять свои обязательства.

1 Банк

Продает обратно ценные бумаги

1000 акций по 100 у.е.

 

 

Отказывается покупать ценные бумаги и платить проценты.

2 Банк


Рис. 5 Схема современных межбанковских отношений осенью 2008 года

 

В результате чего 16 сентября рынок межбанковского кредитования остановился. Банки перестали доверять друг другу, начался «кризис недоверия», который позже перетек в «кризис ликвидности», т.к. банки не могли заимствовать деньги на рынке межбанковского кредитования.

Уже в ноябре - декабре 2008 года объем рынка был в 10 раз меньше, чем в июле - августе.

 

Если  банк достаточно ликвиден и обладает значительными ресурсными возможностями, то и ставки по привлекаемым депозитам  у него достаточно умеренные. К тому же, многие коммерческие банки рассматривают  депозитные операции в качестве пассива  для проведения активных операций на рынке ГКО, что соответственно предполагает более низкий уровень процентных ставок. Проводя операции с гособлигациями на централизованном биржевом рынке, вы не связываете себя субъективными предпочтениями того или иного банка, а действуете по правилам открытого рынка и  в соответствии с той структурой процентных ставок, которые сложились  в данный конкретный момент времени  и характерны для всего внутреннего  денежного рынка в целом. И, наконец, самый существенный плюс госбумаг – отсутствие налогообложения на полученный доход. То есть, реальная возможность получения чистого запланированного дохода от проведения финансовых операций.

Простота  и надежность операций РЕПО является весьма заманчивой для всех участников финансовых рынков. Однако столь распространенные в мировой практике операции на отечественном  рынке имеют применение лишь в  секторе торговли государственными ценными бумагами ограниченным кругом преимущественно профессиональных финансовых посредников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»)

 

3.1. ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» В РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

3.1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»

 

13 июня 2009 ОАО «Россельхозбанк» отметит 9-ую годовщину со дня образования. За это время он вошел в десятку крупнейших российских кредитно-финансовых учреждений.

При Советской власти примерно 90% долгосрочных кредитов выдавалось сельскому  хозяйству. В 1987 году при реформе  системы Госбанка 70% его отделений  были переданы Агропромбанку.

 В феврале 1991 года  был учрежден Россельхозбанк, к  которому потом перешли все  российские активы союзного Агропромбанка.  Причем, на тот момент государству  принадлежало порядка 70% акций  Россельхозбанка, а остальными 30% владели сельхозпроизводители. И  даже в 90-е годы, у Россельхозбанка  было 60% кредитного портфеля всей  российской банковской системы.

Но своим рождением  банк считает 2000-й год, когда полностью  стал принадлежать государству. Был  создан наблюдательный Совет, который  возглавил министр сельского  хозяйства России А.В. Гордеев. Он убедил правительство ввести новую политику финансирования села – не дележа по принципу «всем по таблетке», а кредитования с госдотациями по процентной ставке. Если в начале 2000-х у целевых  программ Минсельхоза бюджет составлял 350 млн. руб., то сейчас – 2 млрд. руб.

Информация о работе Межбанковские отношения в функционировании национальной экономики в условиях финансового кризиса