Межбанковские отношения в функционировании национальной экономики в условиях финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность исследуемой проблемы, необходимость комплексной научной разработки проблем повышения устойчивости банковской системы России, в условиях глобализации экономики и общей финансовой нестабильности, потребность упорядочения, оздоровления и рационализации межбанковских финансовых отношений предопределили выбор темы, цель и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является теоретическое обоснование мер по повышению устойчивости банковской системы России в условиях финансового кризиса и разработка практических механизмов и способов построения и развития межбанковских отношений и национальной банковской системы в целом в современный период и на долгосрочную перспективу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…………………3
МЕЖБАНКОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….….…………6
. ПОНЯТИЕ МЕЖБАНКОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ………..………...………12
ФАКТОР МЕЖБАНКОВСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИРОДЕ СОВРЕМЕННОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
2.1. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МЕЖБАНКОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ …………………………………………………….....17
2.2. МЕХАНИЗМ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖБАНКОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ..…24
3. ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»)
3.1. ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК» В РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ
3.1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»….……...…………33
3.1.2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА ЗА ПЕРИОД С 01.01.2006г. ПО 01.01.2008г.……………………………………………...………34
3.1.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»…52
3.2. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………......…………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……..……...69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...………..…….71
ПРИЛОЖЕНИЯ….…………………………………………………………...…….74

Файлы: 1 файл

Diplom_MOJ_rinat.docx

— 1.34 Мб (Скачать файл)

 

Основные  этапы развития ОАО «Россельхозбанк»:

  1. учреждение Банка Государственной корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» 21.01.2000 года;
  2. выход распоряжения Президента Российской Федерации № 75-рп от 05.03.2000 г. с одобрением предложения Правительства Российской Федерации о создании Российского сельскохозяйственного банка для формирования на его базе национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства;
  3. регистрация ОАО «Россельхозбанк» Банком России 24.04.2000 г. за № 3349 и получение лицензии на осуществление банковской деятельности за № 3349 от 13.06.2000 года;
  4. начало обслуживания клиентов Банка в головном офисе, открытие корреспондентских счетов в сентябре 2000 года;
  5. выход в июле 2001 года ГК АРКО из состава акционеров Банка и приобретение государством в лице Российского Фонда федерального имущества 100% акций Банка;
  6. расширение деятельности путём получения лицензии на право осуществления операций с денежными средствами физических лиц за № 3349 от 30 декабря 2002 года;
  7. расширение деятельности путем получения Генеральной лицензии на осуществление банковских операций от 25.07.2007г. № 3349.

Сейчас по всей России насчитывается 78 филиалов и 1431 дополнительных офисов [19].

3.1.2.  ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА ЗА ПЕРИОД С 01.01.2006г.  ПО 01.01.2008г.

 

За 2007 год валюта баланса Банка  увеличилась более чем в 2,0 раза и по состоянию на 01 января 2008 г. составила 824,0 млрд. рублей, собственный капитал достиг 48,0 млрд. руб., увеличившись за год  почти в 1,5 раза (рис. 6).

Рис. 6 Динамика валюты баланса и собственных средств Банка

 

В структуре  собственных средств (капитала) Банка  за отчетный период произошли следующие  изменения:

  1. на основании статей Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» и в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации:

- от 28.11.2007 № 1690-р об увеличении уставного  капитала ОАО «Россельхозбанк»  за счет средств федерального  бюджета на сумму 5 700 млн. руб.;

- от 10.12.2007 № 1778-р об увеличении уставного  капитала ОАО «Россельхозбанк»  за счет средств федерального  бюджета, поступивших в 2007 году  в счет погашения задолженности  перед федеральным бюджетом, на  сумму 690 млн. руб. и за счет  средств федерального бюджета,  поступивших в результате проведения  в 2007 году товарных интервенций,  на сумму 53 млн. руб.;

- от 22.12.2007 № 1893-р об увеличении уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» за счет средств федерального бюджета, поступивших в результате проведения в 2007 году товарных интервенций, на сумму 414 млн. руб. [4].

Уставный капитал Банка увеличился на 6 857 млн. руб. и по состоянию на 01.01.2008 составил 27 728 млн. руб.;

  1. доля дополнительного капитала выросла с 34% до 35,8% за счет роста величины дополнительных источников собственных средств, прежде всего, за счет включения в расчет капитала субординированных займов в размере 200 и 500 млн. долларов США (рис. 7).

Рис. 7 Динамика собственных средств Банка

 

По состоянию  на 01.01.08 кредитный портфель Банка (срочная, просроченная ссудная задолженность, вложения в приобретенные права  требования, расчеты по факторинговым  и форфейтинговым операциям) составил 292,56 млрд. рублей, рост показателя в отчетном периоде составил 187% (кредитный портфель Банка на 01.01.07 – 156,4 млрд. рублей).

При  осуществлении программ кредитования и инвестирования приоритет отдается агропромышленному комплексу, а  также смежным с АПК отраслям экономики, функционирование которых  связано с обслуживанием потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей. Доля кредитной задолженности АПК  в общем кредитном портфеле Банка  по состоянию на 01.01.2008 составляет 84,2%.

 

Работающие активы Банка за рассматриваемый  период выросли на 233,7 млрд. руб. или  более чем в 2,0 раза и достигли  451,1 млрд. рублей.

Финансовый  результат деятельности ОАО «Россельхозбанк».

Балансовая  прибыль банка по итогам работы за  2007 года составила 5 699,51 млн. рублей. По сравнению с 2006 годом прибыль Банка выросла на 3,0 млрд. руб. или более чем в 2,1 раза (рис. 8).

Рис. 8 Финансовый результат деятельности банка

 

На рост балансовой прибыли оказали влияние следующие  факторы:

- рост  в 1,99 раза чистых процентных  доходов;

- рост  в 2,06 раза чистых комиссионных  доходов.

С учетом отражения  событий после отчетной даты балансовая прибыль составила 2 595,89 млн. рублей. Уменьшение балансовой прибыли Банка на 3,1 млрд. рублей связано главным образом с обязательным переходом (с 01.01.2008) кредитных организаций на метод начисления и отражения в финансовом результате наращенных процентов по размещенным и привлеченным средствам (Положение ЦБР от 26 марта 2007г. № 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации").

Реализация  приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлениям.

Объемы  кредитной поддержки, оказанной  Банком по всем направлениям приоритетного  национального проекта «Развитие  АПК», за 2007 год превышают аналогичные  показатели 2006 года в 1,2 раза, а количество выданных кредитов в 1,5 раза.

По состоянию  на 01 января 2008 года кредитные вложения Банка в приоритетный национальный проект «Развитие АПК» составили  более 152 млрд. руб., в том числе  с начала 2007 года более 81,7 млрд. рублей (рис. 9).

Рис. 9 Кредитование Банком в рамках реализации ПНП «Развитие АПК»

 

В рамках реализации ПНП «Развитие АПК» осуществлялось комплексное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей в субъектах  Российской Федерации. Лидирующие позиции  по кредитованию в рамках программы  по всем трем направлениям занимают филиалы  в Центральном, Приволжском и  Южном федеральных округах.

Структыра выданных кредитов представлена на рис. 10.

Рис. 10 Структура выданных Банком кредитов в рамках реализации ПНП                               «Развитие АПК»

По направлению  «Ускоренное развитие животноводства»  лидерами среди федеральных округов  являются Центральный ФО (35,7%), Приволжский  ФО (26,2%) и Южный ФО (14%).

По программе  «Стимулирование развития малых  форм хозяйствования в АПК» наибольшие объемы займов выданы в Южном ФО (27,4%), Приволжском ФО (25,8%) и Сибирском  ФО (19,4%).

За период выполнения Банком агентских функций  по возврату бюджетных кредитов на счета Министерства финансов Российской Федерации обеспечено поступление  денежных средств в погашение  задолженности по просроченным кредитам, представленным в период 1992-2000 годы, в сумме 4,7 млрд. руб., в том числе  за 2007 год - 1,2 млрд. руб.

В соответствии с бюджетным законодательством, Правительством Российской Федерации  были приняты распоряжения о внесении в уставный капитал Банка средств  федерального бюджета из поступивших  в 2005-2007 годах в счет погашения  задолженности, в следующих размерах:

- 362 млн.  руб. (распоряжение Правительства  Российской Федерации от 19.11.2005 №  1978-р);

- 131 млн.  руб. (распоряжение Правительства  Российской Федерации от 23.12.2005 №  2292-р);

- 208 млн.  руб. (распоряжение Правительства  Российской Федерации от 20.12.2006 №  1784-р);

- 690 млн.  руб. (распоряжение Правительства  Российской Федерации от 10.12.2007 №  1778-р) [4].

Государственное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации Банк, начиная с 2005 года, осуществляет кредитование централизованных государственных закупок зерна  в целях обеспечения стабилизации внутреннего продовольственного рынка  и защиты интересов отечественных  сельскохозяйственных товаропроизводителей.

На формирование федерального интервенционного фонда  зерна урожая 2005 года Банком предоставлено 4,5 млрд. руб. кредитных средств, на которые  у отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей приобретено  и заложено на ответственное хранение около 1,5 млн. тонн  высококачественного  продовольственного зерна.

ОАО «Россельхозбанк» на высоком организационном и  профессиональном уровне проведены  следующие системные меры по регулированию  продовольственного рынка:

- финансовый  контроль целевого использования  кредитных средств;

- создание благоприятных условий по своевременному и полному возврату кредитных средств - подготовлены и направлены в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации предложения по внесению изменений и дополнений в разработанные данным Министерством Правила биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций;

- контроль наличия, количества и качества залогового имущества;

- хранение запасов интервенционного фонда - региональными филиалами Банка осуществляется контроль состояния и условий сохранности фонда на всех 124 элеваторах, разместивших запасы на ответственное хранение.

Исходя  из ситуации на внутреннем продовольственном  рынке Минсельхозом России, начиная  с октября 2007 года, проводятся государственные  товарные интервенции на рынке зерна.

За 4-ый квартал 2007 года мукомольным предприятиям, комбинатам хлебопродуктов и мельничным комбинатам Российской Федерации продано  около 500 тыс. тонн высококачественного  продовольственного зерна интервенционного фонда по цене ниже рыночной, что  стало важнейшим инструментом противодействия  росту цен на зерно и продукты его переработки, именно в тот  период, когда в стране произошло  подорожание  многих продовольственных  товаров. Банку от продажи указанных  выше объемов зерна возвращено 1,3 млрд. руб. ранее выданных кредитов.

Государственной программой развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы предусмотрено продолжить регулирование внутреннего зернового  рынка, основывающееся на проведении закупочных и товарных интервенций, а также  залоговых операциях на рынке  зерна.

Целями Программы на 5-летний период являются:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);

- повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;

- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 процентов субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);

- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 процентов;

- совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов.

Информация о работе Межбанковские отношения в функционировании национальной экономики в условиях финансового кризиса