Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:37, курсовая работа
Целями данной работы являются: изучить теорию мотивации и методы поиска мотивов, показать различие между системами мотивации рядовых работников и высшего руководства, выработать рекомендации по внедрению системы мотивации топ-менеджеров, изучить виды вознаграждений топ-менеджеров, показать использование различных видов мотивации топ-менеджеров на примере ООО «Лукойл – волганефтепродукт».
Введение 10
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией 15
1. 1 Мотивация персонала как подсистема кадрового менеджмента 15
1.2.Основные подходы к мотивации и стимулированию трудовой деятельности 22
1.3. Особенности мотивации топ-менеджеров. 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕНТА В РОССИЙСКОЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. 61
2.1 Общая характеристика ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 61
2.2 Анализ организационной структуры управления предприятия 70
2.3. Анализ кадрового потенциала ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 72
2.4. Анализ мотивации в ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» 78
2.5. Анализ стимулирования в ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» 88
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА ООО «ЛУКОЙЛ – ВОЛГАНЕФТЕПРОДУКТ» 95
3.1. Предложение по улучшению мотивации и стимулирования топ-менеджеров ООО «Лукойл-волганефтепродукт» 96
3.2. Оценка эффективности системы мотивации топ-менеджмента ООО «Лукойл – волганефтепродукт» 106
Выводы по аналитической части 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ 122
Актуальность темы исследования
определяется тем, что эффективная
мотивация персонала является одним
из наиболее существенных факторов конкурентоспособности
современных организаций. В то же
время теоретические аспекты
построения механизмов мотивации, адекватных
российской специфике, нуждаются в
дальнейшей разработке. Развитие рыночных
отношений в России требует постоянного
обновления и совершенствования
системы мотивации и
В последние годы резко
обострилась проблема кадрового
потенциала менеджеров-профессионалов,
способных успешно управлять
людьми. При этом значительно снизилась
эффективность деятельности работников
управленческого труда, их социальная
и творческая активность под воздействием
неэффективной системы
Несмотря на большое количество работ по проблематике данной работы, теоретические и практические аспекты развития мотивации персонала как функции управления современной организацией на современном этапе рыночных преобразований в России освещены явно недостаточно, что и обусловило выбор темы данной работы.
Предметом исследования явились социально-трудовые, экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе топ-менеджмента.
Теоретическая и методологическая
основа исследования базируется на положениях
и выводах, сформулированных в трудах
классиков экономической
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении обоснована актуальность, объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи работы, методы исследования, методологическая и теоретическая основа исследования, структура работы.
В первой главе рассматриваются
теоретические аспекты
Во второй главе исследуется и проводится анализ систем мотивации топ-менеджеров в нефтяной и газовой промышленности в России.
В третьей главе анализируется уровень мотивации на предприятиях нефтяной и газовой промышленности Российской федерации и совершенствование мотивации на предприятиях нефтяной и газовой промышленности в Российской Федерации и осуществляется разработка предложений по совершенствованию мотивации, а также предложения по совершенствованию мотивации в России.
В заключении подводятся выводы по проведенному исследованию.
Мотивация - одна из центральных
категорий науки управления. В
научной литературе существуют различные
определения мотивации. В качестве
рабочего определения мотивации
будем использовать следующее: мотивация
есть процесс побуждения человека к
деятельности во имя достижения определенных
целей. Мотивировать поведение означает
уметь понимать и воспринимать внутренние
потребности работника, системы
и побуждать людей к
В конкретно-содержательном
отношении мотивация понимается
как психологический феномен, как
биопсихическая реакция человека на
внешние воздействия и
Таким образом, мотивация есть сознательный (подсознательный, надсознательный) процесс выбора человеком, социумом того или иного типа поведения, обусловленный воздействием потребностей развития и связанных с их удовлетворением ожиданиями. Процесс мотивации основан на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и их сознательную корректировку.
Мотивация занимает одно из
центральных мест в системе управления
любым социально-экономическим
Мотивация является неотъемлемым элементом управления коммерческой организации, государственного учреждения, общественной организации, церкви, а также любой неформальной организации.
Успешность управления любым
социально-экономическим
По нашему мнению, одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. Мотивация – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.
Для управления очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении достижения определенных целей.
Мотив играет роль причины,
объективной необходимости что-
Поведение человека, обычно, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий. Эта структура характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов. Изучить эту структуру – это задача менеджера.
Рассмотрим виды мотивов к труду:
а) мотив социальности (потребность быть в коллективе). Этот мотив в особенности характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом «групповая мораль». Потребность работать в «хорошем коллективе», по мнению многих социологов, входит в лидирующую группу ориентации работника в России;
б) мотив самоутверждения
характерен для значительного числа
работников, преимущественно молодого
и среднего возраста. По мнению Герцберга,
он является мотивирующим фактором для
сотрудников высокой
в) мотив самостоятельности присущ работникам с «хозяйской» мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес»;
г) мотив надежности (стабильности) присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. В силу различных причин (исторических, этнических и д.т.) доля россиян, ориентирующихся на надежность и стабильность, существенно выше доли тех, кто предпочитает риск и предпринимательство;
д) мотив приобретения нового
(знаний, вещей и т.д.) лежит в
основе многих элементов воздействия.
Особенно он важен в среде
е) мотив справедливости. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости. Однако несоблюдение справедливости с точки зрения работников ведет к де6мотивации;
ж) мотив состязательности как основа организации соревнования на предприятии один из сильнейших мотивов, действующих во все времена. Определенная степень выражения состязательности генетически присуща каждому человеку. При малых затратах он дает ощутимый экономический эффект.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее.
Внешнее мотивирование это своего рода процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. При таком виде мотивирования работодателю нужно знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения.
Внутреннее мотивирование
является более сложным процессом
и предполагает формирование определенной
мотивационной структуры
Наиболее часто встречающаяся модель мотивации имеет три элемента:
1) потребности т.е.желания,
стремления к определенным
2) целенаправленное поведение
- стремясь удовлетворить свои
потребности, люди выбирают
3) удовлетворение потребностей
- отражает позитивное чувство
облегчения и комфортного
В менеджменте значение уделяется
также учету уровней мотивации.
На уровне удовлетворительного поведения
сотрудники достигают того минимума,
который оказывается приемлемым
для руководства. Для тех работников,
чей уровень мотивации
Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов:
- 1 этап - возникновение потребностей
-человек ощущает, что ему
- 2 этап - поиск путей устранения
потребностей, определение направлений
действий, как именно и какими
средствами можно
Информация о работе Мотивация топ-менеджмента в российской нефтяной и газовой промышленности