Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………
Содержание
Введение
Актуальность темы исследования. С недавних пор международная торговля услугами по праву считается самостоятельной и важной сферой экономических отношений на мировом рынке. В последние годы, а именно десятилетия торговля услугами не только сравнительно быстро увеличивается и значительно дополняет мировой товарооборот, но и во многом способствует его росту и развитию национальных мировых хозяйств. Международная торговля услугами так же содействует увеличению эффективности нематериального и материального производства, созданию новых рабочих мест, пополнению доходов бюджета и поступлению иностранной валюты для осуществления необходимого импорта. В качестве привлечения лучших в мире специалистов и фирм можно, например, добиться более быстрого подъема промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи и т.д.
Потенциал сферы услуг Российской Федерации, базирующийся, прежде всего, на высококвалифицированных кадрах, представляется существенным. Однако наша страна проигрывает в международной конкурентной борьбе за укрепление и расширение позиций государств на мировом рынке услуг, уступает по многим позициям в международном товарообороте. На мировом рынке услуг Россия занимает позиции, не соответствующие её экономическому потенциалу, что не позволяет ей в полной мере реализовать экономические преимущества этой торговли.
Поставка Россией услуг за границу может рассматриваться как перспективная область ее внешнеэкономических связей и как источник увеличения валютных доходов. Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания, направленного на установление оптимальных условий для динамичного роста. Услуги иностранных поставщиков РФ могли бы стать одним из главных факторов ускорения развития отечественных производительных сил при условии, что структура поставляемых услуг будет в большей степени сориентирована на подъем экономики, а на российском внутреннем рынке, будет поддерживаться устойчивый баланс интересов между отечественными и иностранными поставщиками услуг, максимально удовлетворяющий потребителей и обеспечивающий полноценную конкурентную среду. Все это определяет актуальность представленного исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1980-х по 2010-е годы, но в некоторых случаях рассматриваются документы, относящиеся к более ранним послевоенным периодам. Данные по России включают весь период 90-х годов, однако основной анализ базируется на временном отрезке 2000-2010-х г.
Степень разработанности темы.
Общие принципы развития экспортного потенциала государства на мировом рынке разработаны в трудах многих ученых: А. Смита. Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина, Д. Кейнса, А. Маршалла, М. Лортера и др.
В России изучению вопросов международной торговли, в т.ч. торговле услугами посвящены работы отечественных ученых: Абалкина Л.И., Буглая В.Б., Даниловой Е.В., Демидовой Л.С., Долгова С.И., Дюмулена И.И., Глазьева С.Ю., Киреева А.П., Ливенцева Н.Н., Лисоволика Я.Д., Рыбалкина В.Е., Смирнова П.С., Соловьева В.А., Шемятенкова В.Г., Хребтова В.А., Щетинина В.Д. и др.
Заслуживают внимания работы научно-исследовательского и научно-практического направления по отдельным секторам сферы услуг, как объекта международных экономических отношений. Развитие международных и внешнеторговых перевозок на отдельных видах транспорта, обобщено в работах Громова Н.Н., Персианова В.А., Щербанина Ю.А. и др.; туризм и поездки - у Власовой И.В., Гвозденко А.А.; строительство освещено Ресиным В.И. и Штейном Е.М.; освоение космоса разрабатывалось в работах Дюмулена И.И.; компьютерные и информационные технологии - у Курицкого А.Б., Лопова В.М., Маршавина Р.А., Ляпунова С.И., Соколовой А.Н., Геращенко Н.И.; финансовые услуги - у Григоряна С.А., Грибанича В.М., Киреева А.П., Смирнова П.С.; телекоммуникации и связь в работе Реймана Л.А.; деловые услуги - у Мельник В.М. и Седова К.Б..
Помимо работ вышеназванных авторов для решения, поставленных в работе задач были проанализированы защищенные за последние пять лет кандидатские и докторские диссертации, по темам, связанным с международной торговлей услугами и диверсификацией участия России в мирохозяйственных связях глобальной экономики; повышением конкурентоспособности отдельных отраслей национальной экономики с целью дальнейшего наращивания экспорта услуг, а также разработкой стратегии государственной поддержки и регулирования внешней торговли услугами в свете присоединения России к ВТО и с противодействием противозаконным операциям, проводимым под видом поставок услуг, а именно: Жихаревой И.Н., Галашовой Е.А., Дронова Р.И., Соколовой О.В., Прохорова А.Б., Ханина М.С.
Несмотря на большое количество публикаций об особенностях международной торговли услугами России, их качественные параметры не всегда дают возможность получения полного и адекватного представления об этой сфере. В частности, не до конца изучены механизмы и принципы согласования ГАТС с национальным законодательством, в разработке механизма соблюдения баланса между интересами национальных и зарубежных производителей и поставщиков услуг на внутреннем рынке; требуют дальнейшего изучения методологические подходы к разработке государственной стратегии поддержки экспортеров услуг, а также к оценке действующих методов классификации видов услуг и их статистического учета.
Объектом исследования является Россия в международном обмене услугами в условиях глобализации мирохозяйственных связей.
Предметом исследования является специфика развития и регулирования международной торговли, в том числе в условиях переходной российской экономики.
Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
Теоретической и методологической основой исследования являются труды известных российских и зарубежных экономистов по вопросам развития и регулирования международных экономических отношений и внешней торговли России, в частности, И.И. Дюмулена, С.И. Иванова, И.Н. Королева, В.С. Орешкина, В.Е. Преснякова, Е.М. Примакова, И.В. Фаминского, С.Н. Долгова, Р.С. Гринберга П.А. Хвойника, К. Шмиттгофа и др. Приведенные в работе статистические материалы основаны на методологии международных и национальных официальных организаций, в частности России и США.
Информационной базой работы является статистика международной торговли услугами секретариатов Международного валютного фонда, Генерального соглашения по тарифам и торговле и Всемирной торговой организации и их правовые документы по вопросам торговли услугами, а также платежный баланс Российской Федерации и российские нормативные акты, относящиеся к регулированию торговли услугами. Дополнительными источниками информации послужили опубликованные в России и за рубежом исследования по теме диссертации, научные статьи в периодической печати, диссертации и материалы международных конференций о деятельности ВТО, проходивших в Москве в 1995-1998 гг.
Научная новизна магистерской работы заключается в выявлении условий, предпосылок и организационно-управленческих форм, способствующих повышению эффективности участия России в мировой торговле услугами на основе сформированной целостной системы представлений о тенденциях и проблемах развития международной торговли услугами, о влиянии указанных тенденций и мировой практики на расширение российского участия в международном обмене услугами. В частности, в работе:
Практическое значение работы состоит в возможности использования результатов ее исследования при разработке целевой государственной программы по развитию экспорта услуг на среднесрочную перспективу. Выявленные зависимости международной торговли отдельными видами услуг от развитости инфраструктуры и обеспечения долговременного коммерческого присутствия иностранных поставщиков услуг на территории других стран, а также последствия этого присутствия могут быть применимы в Федеральной программе развития экспорта товаров и услуг с целью обеспечения устойчивого роста экономики государства и диверсификации ресурсной направленности экспорта.
Помимо этого
материалы данного исследования
применимы в научной и
Глава 1. Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами.
Международная торговля услугами в последние десятилетия под воздействием ряда объективных факторов развивается сравнительно быстро, все больше влияет на развитие национальных экономик и мирового хозяйства в целом, приобретает растущее значение в социальной жизни многих стран. Повышению роли торговли услугами содействуют, прежде всего, научно-технический прогресс, существенные структурные сдвиги в сфере услуг, растущее с 70-х годов ХХ века участие транснациональных корпораций (ТНК) и банков (ТНБ) в предоставлении последних.
Вместе с тем международная торговля услугами еще недостаточно изучена, охвачена статистикой и лишь относительно недавно стала рассматриваться как самостоятельный сегмент мирового рынка, тогда как раньше ее считали компонентом торговли товарами. Для этого были веские основания, в том числе методологического характера.
Изучение международной торговли услугами сопряжено со значительными методологическими трудностями, начинающимися с определения этой экономической категории и ее статистических показателей. И то, и другое по разным причинам далеко от совершенства. Между тем, как справедливо отмечают эксперты Секретариата Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), "в зависимости от выбранного определения и статистического источника объем международных операций может увеличиться в несколько раз".1
Научного определения "международная торговля услугами" до сих пор не существует, несмотря на то, что потребность в нем как у непосредственных участников внешнеэкономической деятельности, так и у государственных органов, стимулирующих и регулирующих развитие данной сферы торговых отношений, становится все более ощутимой. Это же относится в некоторой степени и к исходной экономической категории - "услуги", хотя попытки их предпринимались еще в прошлом веке.