Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………
В отношении услуг по предоставлению инвестиций Белая книга признает, что промышленным и торговым фирмам, действующим в ЕС, должна быть предоставлена возможность финансироваться на уровне Сообщества и что инвесторы, оперирующие в масштабе Общего рынка, должны пользоваться преимуществами. В развитие этого тезиса Совет ЕС принял в 1991 г. несколько директив, в частности, о гармонизации правил, касающихся деловых контактов с должностными лицами, владеющими конфиденциальной информацией о делах фирмы, и свободе услуг по инвестированию повсеместно в Сообществе.
В сфере банковского законодательства все главные директивы приняты. Установлены минимальные стандарты для выдачи лицензий на создание кредитных учреждений. Разработаны унифицированные показатели банковской отчетности, на базе которой с 1993 г. осуществляется контроль за деятельностью банков в странах Сообщества (минимальный размер капитала для учреждения банка, требования в отношении уровня ликвидности, соотношение активов и пассивов и т.д.). Банки из стран ЕС, участие которых в капитале компаний других стран превышает 50% или составляет меньшую долю, но дает право контроля, должны предоставлять компетентным органам своих стран консолидированные отчеты. Разработаны рекомендации по единой системе гарантирования депозитов.
Особо следует отметить 2-ую банковскую директиву, принятую Советом ЕС в 1989 г. (вступила в силу в 1990 г.), которая устранила все препятствия для свободного учреждения банков в странах ЕС, а также обеспечила полную свободу проведения банковских операций.67 Ключевой момент директивы -введение единой системы банковского лицензирования. Единая банковская лицензия выдается национальными органами контроля страны размещения материнского банка и позволяет последнему через свои отделения или филиалы оказывать финансовые услуги во всех странах Сообщества. Действие единой лицензии распространяется не только на традиционные депозитно-ссудные операции банков, но и на лизинг, ипотеку, управление трастовыми фондами, торговлю ценными бумагами.
Согласно директиве, контроль за деятельностью банков осуществляется национальными органами страны размещения материнского банка. Этот принцип определяет функциональные границы деятельности того или иного банка на рынках других стран-членов ЕС. Например, если в соответствии с национальным законодательством банк может вести операции с акциями в своей стране, то его отделения также могут заниматься этой деятельностью во всех странах Сообщества, независимо от законодательных норм в принимающей стране. Директива устанавливает, что лицензия, выданная каким-либо государством-членом дочернему банку третьей страны имеет действие на всей территории Сообщества, но на основе взаимности. Статья 9 уполномочивает Комиссию ЕС на проведение переговоров с соответствующей третьей страной с целью "получения сравнимых конкурентных возможностей для кредитных институтов Сообщества". В случае, если переговоры не приведут к положительному результату, компетентные органы стран-членов могут ограничить или приостановить выдачу лицензий банкам данной третьей страны.
В сфере страховых услуг с 1990 г. полностью либерализована деятельность по страхованию промышленных компаний от крупных рисков, связанных с эксплуатацией недвижимого имущества и оборудования. Принят ряд директив о страховании транспортных средств и других операций частных лиц. Начиная с 1993 г. граждане Сообщества могут производить все основные виды страхования от массовых рисков (включая страхование жизни) в любой из стран региона, по своему выбору. Страховые компании стран ЕС могут предлагать свои услуги в любом государстве-члене, не проходя там процедуры учреждения.
Страхование от "крупных рисков" осуществляется на условиях страны-члена, где подписан данный контракт, а страхование от "массовых рисков" - на условиях страны, где имеется риск.
Целью ЕС является также формирование единого рынка ценных бумаг на базе фондовых бирж ЕС Работа в этом направлении нацелена на ликвидацию обособленности национальных фондовых бирж и создание единой системы торговли ценными бумагами, обращающимися на международных рынках. Разрабатываемые органами ЕС правила базируются на принципах "контроля в стране, где была эмитирована данная ценная бумага" и "минимальной гармонизации" национального регулирования. Например, директива Совета ЕС 1989 г. разрешает прямую продажу долей уставного капитала гражданам и фирмам из всех государств Сообщества. Предусмотрен порядок, в соответствии с которым контролирующие органы бирж должны получать информацию о всех значительных изменениях в структуре акционерного капитала компаний, чьи ценные бумаги котируются на биржах Сообщества.
В условиях появления новых технологий, позволивших предоставлять новые трансграничные деловые услуги, страны ЕС с середины 80-х годов взяли курс на постепенную либерализацию сферы телекоммуникационных связей. В 1987 г. Комиссия ЕС опубликовала документ "Зеленая книга о развитии общего рынка телекоммуникационных услуг и оборудования", а также Программу действий, направленную на значительную либерализацию данной сферы. Более поздние тенденции нашли отражение в подготовленном Комиссией в 1996 г. докладе о политике Европейского Союза в области телекоммуникаций.68
В соответствии
с этими документами формирован
- открытие сферы
телекоммуникаций для
- обеспечение
условий для свободного
- обеспечение
совместимости национальных
- разработка
общей стратегии в отношении
спутниковой связи (правил, регулирующих
условия конкуренции между
- согласованные
выступления стран-членов ЕС
Однако по вопросу о масштабах и сроках взаимной либерализации телекоммуникаций в ЕС возникли разногласия между странами с наиболее развитой сферой телекоммуникационных услуг ( Великобритания, Германия, Франция) и странами, где уровень ее развития значительно отставал (Греция, Испания, Португалия).
Официально единый рынок телекоммуникационных услуг в ЕС начал действовать с 1 января 1998 г.69 Его созданию предшествовало принятие органами ЕС серии директив. В частности, директива 1988 г. отменила особые и исключительные права на импорт, сбыт, подключение, ввод в эксплуатацию и техническое обслуживание терминального оборудования, существовавшие тогда в странах ЕС, и с 1989 г. в ЕС действуют единые правила, которые являются обязательными для всех стран-членов (для их разработки был создан Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций, ETSI). В число обязательных требований входят: безопасность для пользователя и персонала, обслуживающего сети телекоммуникаций, гарантии от порчи самих сетей, совместимость оборудования терминала и сетей, позволяющая обеспечить практическую возможность подключения.
С 1991 г. приняты меры по устранению особых и исключительных прав, предоставляемых странами ЕС телекоммуникационным компаниям в сфере услуг с добавленной стоимостью, а с 1993 г. - услуг по передаче данных. В дальнейшем были приняты директивы об устранении особых и исключительных прав в некоторых других секторах телекоммуникационных услуг: спутниковой связи (1994 г.), кабельного телевидения (1995 г.), мобильных средств связи и сферы общественной телефонной связи (1996 г.).
Особое значение для открытия рынка телекоммуникационных услуг имеет директива Совета ЕС об общих нормах для обеспечения открытых сетей (1990 г.). Она предусматривает согласование, на основе принципов объективности, гласности и недискриминации, вопросов доступа к общественным сетям связи и услугам, касающихся технических интерфейсов, условий пользования ресурсами сетей, применяемых тарифов.
В дальнейшем концепция открытых сетей была распространена на так называемые арендуемые линии связи. Предусматривается: (1) обеспечение доступности информации о технических характеристиках, тарифах, условиях поставок и пользования, требованиях к выдаче лицензий, условиях для подсоединения терминального оборудования; (2) установление общего порядка заказов и расчетов в рамках ЕС; (3) определение тарифов на основе калькуляции действительных затрат; (4) разработка процедуры урегулирования споров, к которой при необходимости могут прибегнуть и абоненты.
На очереди
устранение технических ограничений
межсетевой связи между арендуемыми
и общественными
С 1995 г. концепция открытых сетей применяется также в сфере телефонных услуг. Она направлена на обеспечение прав абонентов, улучшение доступа к инфраструктуре общественной телефонной связи для всех абонентов (включая сервисные службы) и на улучшение телефонных услуг на европейском уровне.
В развитие директивы 1990 г. о применении концепции открытых сетей Совет ЕС принял в 1992 г. рекомендации, касающиеся передачи пакетов данных и предоставления доступа к интегрированным цифровым сетям связи. Первый документ призывает страны-члены ЕС создать минимальное число служб передачи пакетов данных со стандартизированными техническими характеристиками, а второй - обеспечить на своей территории наличие указанных выше сетей, отвечающих европейским стандартам, а также создать условия для адекватной и эффективной взаимосвязи между отдельными такими сетями.
Большое значение
придается регулированию
Важную роль в обеспечении функционирования единого телекоммуникационного рынка ЕС занимают вопросы координации диапазонов частот и присвоения номеров. Координация диапазонов частот призвана стимулировать развитие новых видов услуг, в особенности мобильных средств связи. С этой целью Совет ЕС, начиная с 1987 г., принял ряд директив об определении диапазонов частот, выделяемых каждой отдельной стране-члену для обеспечения работы компаний на всей территории Сообщества.
Специальные решения приняты органами ЕС относительно введения определенных, действительных для всего Сообщества номеров: например, общего номера экстренного вызова помощи в чрезвычайных ситуациях (112) или общего кода для выхода на международные линии телефонной связи (00). Однако, несмотря на прилагаемые усилия, все еще нет полной ясности в вопросе создания так называемого Европейского пространства телефонной нумерации (European Telefony Numbering Space, ETNS). В частности, остается нерешенным и вопрос о преемственности номеров, т.е. права абонента сохранить свой номер при обращении к другому оператору (такая услуга пока слабо развита в Европе).
Одним из перспективных секторов единого телекоммуникационного рынка ЕС является рынок справочных услуг. В документах ЕС неоднократно обращалось внимание на важность наличия справочных служб для развития сферы международных услуг и, в частности, применения концепции открытых сетей для предоставления широкого доступа к общественным телефонным справочникам. Так, на заседании Совета ЕС в-марте 1996 г. было заявлено о том, что страны-члены ЕС должны обеспечить для абонентов доступ хотя бы к одной телефонной информационной службе, предлагающей полный справочник с перечнем национальных абонентов,
Основная проблема
состоит в том, чтобы в условиях
свободной конкуренции
В официальных документах ЕС провозглашается принцип открытости телекоммуникационного рынка Сообщества для компаний из третьих стран. На практике, однако, здесь также применяется принцип так называемой эффективной взаимности. В случае, если отдельные третьи страны не предоставляют странам-членам равноценных условий доступа на свои рынки, правила ЕС предусматривают проведение переговоров с целью достижения баланса взаимных уступок. В противном случае Совет ЕС может ограничить или закрыть доступ на единый телекоммуникационный рынок Сообщества для той или иной страны. Эта практика не затрагивает обязательств стран-членов ЕС, принятых в рамках ВТО.
Среди новых видов услуг нельзя не отметить сектор информационных услуг. В неоднократно упоминавшийся выше Белой книге в качестве одного из приоритетных направлений формирования единого внутреннего рынка отмечено создание информационного рынка ЕС.
Ценность информации и информационных услуг все время возрастает, они являются объектом расширяющегося обмена , базой для развития промышленности и торговли. Более того, функционирование рынка товаров во многом зависит от передачи и доступности информации.