Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………
Отрывочные статистические данные об отраслевой структуре прямых зарубежных инвестиций в сферу услуг основных стран экспортеров капитала, собранные экспертами ЮНКТАД и МБРР в конце 80-х - начале 90-х годов, свидетельствуют, что свыше 50% вложений компаниями США, Канады, Японии, Великобритании, Франции, Нидерландов и Австралии было сделано в два сектора: оптовая и розничная торговля и финансовые услуги, включая страхование. В Австралии и Нидерландах на эти сектора приходилось свыше 90% вложений, а в Великобритании и Канаде - свыше 80%.51
Генератором отмеченной принципиально важной тенденции в области заграничного инвестирования являются ТНК и ТНБ экономически развитых стран. В США, располагающих наиболее широкой сетью заграничных предприятии ТНК и ТНБ, предоставление услуг посредством таких предприятий значительно превышает трансграничные поставки услуг. Аналогичное соотношение в несколько меньших масштабах складывается в ряде других крупных и малых экономически развитых странах в области предоставления банковских, страховых, гостиничных, рекламных, торговых и некоторых других видов деловых услуг.
Более поздние и подробные данные о структуре поставок услуг американских заграничных предприятий дают следующую картину. Наиболее крупной позицией являются страховые услуги (на них приходится свыше 18%), а вместе с другими финансовыми услугами - 23%. Затем следуют коммунальные услуги (около 8%), компьютерные услуги (6%), услуги в области оптовой торговли (около 6%), транспорта (свыше 4%), связи (около 4%), архитектуры и строительства (также около 4%) и некоторые другие. Нерасшифрованная статистикой позиция составляет самую крупную долю - 30%, и ее детализация в дальнейшем может существенно изменить в сторону повышения приведенные выше доли отдельных секторов услуг.
Поставки телекоммуникационных услуг американскими филиалами на территории других стран составили в 1997 г. 8,8 млрд. долл. и более чем вдвое превышали экспорт США этих услуг. За указанный год они выросли на 40%. Такой значительный рост связан с процессом либерализации и приватизации на рынке телекоммуникаций во многих странах, которым американские предприниматели воспользовались для расширения своих позиций.52
Непосредственными крупными поставщиками услуг на мировом рынке все чаще выступают, наряду с компаниями сферы услуг (туристических, гостиничных, транспортных и др.) промышленные компании, которые путем проникновения в ниши услуг смежных областей хозяйства диверсифицируют свою деятельность и усиливают позиции в мировом хозяйстве. По оценке экспертов ООН, 30-50% прямых инвестиций в сферу услуг других стран приходится на долю промышленных ТНК.
Характерным примером
может служить
Известны случаи,
когда отдельные промышленные компании
настолько диверсифицировали
Приведенные примеры показывают насколько глубокой и перспективной является современная экономическая ниша сферы услуг в мировом хозяйстве, привлекающая даже предпринимателей, которые имеют достаточно прочные позиции на ранее избранном ими сегменте рынка.
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики.
Рынок услуг по своей природе безграничен, а современное экономическое значение международной торговли услугами выходит далеко за рамки этого рынка. Услуги стали составной частью и движущей силой развития других отраслей хозяйства. Косвенным показателем возросшего значения сферы услуг может служить то, что она по числу случаев промышленного шпионажа (несанкционированного доступа к конфиденциальной информации) в 1999 г., согласно данным Национального комитета информационной безопасности США, уступала лишь сфере высоких технологий.53
Мировая торговля услугами не только количественно увеличивает масштабы международного обмена (в 1999 г. составляла почти 28 % от торговли товарами), но, главное, оказывает на него и экономику в целом существенное и многоплановое воздействие , в частности, способствует обновлению ассортимента обращающихся в мире товаров и форм их купли-продажи, стимулирует трансграничное движение капитала и перемещение рабочей силы, особенно квалифицированной. Чтобы уяснить механизм этого воздействия и его последствия необходимо проанализировать специфику современной торговли услугами на основе материалов предшествующих разделов.
Во-первых, следует отметить, что международная торговля услугами при всем их многообразии в настоящее время состоит из двух принципиально отличающихся групп: из традиционных "персональных услуг", которые удовлетворяют личные потребности граждан, и из сравнительно новых "деловых услуг", на которые спрос предъявляют предприятия как сферы услуг, так и в еще большем объеме многие сферы материального производства в интересах ускорения развития.
Изменения в структуре торговли услугами за последние три десятилетия однозначно свидетельствуют о том, что, несмотря на сравнительно быстрый рост международного туризма, относящегося в основном группе "персональных услуг", самыми динамичными являются деловые услуги. Причина заключается в том, что эти услуги позволяют их потребителю-предприятию более эффективно использовать природные и людские ресурсы.
В результате деловые услуги становятся дополнительным созидающим фактором в материальной сфере производства, интенсифицирующим труд и капитал. Предприниматель получает возможность не только компенсировать расходы по оплате привлеченных деловых услуг, но и увеличить прибыль за счет выпуска меньшим персоналом больше совершенной продукции, сокращения времени на ее изготовление, экономии сырья и материалов.
Во-вторых, не все деловые услуги, поставляемые на мировой рынок, играют одинаковую роль в развитии экономики. Наряду с услугами, косвенно содействующими предпринимательской деятельности, например, правовыми, бухгалтерскими, аудиторскими, по обработке информации, экономическому прогнозированию и т.д., существуют услуги непосредственно увеличивающие производительность труда на предприятии или сокращающие издержки. К таким услугам относятся, в частности, подбор и обучение кадров, передача технологии, обычно сопровождаемая помощью в ее освоении, управленческие услуги, аренда новейшего оборудования, контроль за качеством, модернизация связи, торговое посредничество и др. Долговременный повышенный спрос на услуги, ставшие составной частью производственных и сбытовых процессов, лежат в основе расширения и роста значения всей группы деловых услуг, и это представляется закономерным.
Так, прежде, чем организовать изготовление продукции следует изучить состояние соответствующего товарного рынка и перспективы его развития; затем необходимо создать концепцию изделия и его дизайна, отвечающих требованиям маркетинга; в процессе налаживания производства целесообразно арендовать новейшую технику и подобрать опытный персонал для предприятия; наконец, важно обеспечить на должном уровне рекламу товара, каналы сбыта и в ряде случаев центры технического обслуживания покупателей.
Обращение к мировому рынку деловых услуг, открывающему оптимальную возможность выбора наиболее квалифицированных специалистов в каждой области, интересующей предпринимателя, дает ему шанс снизить производственные и сбытовые издержки, повысить качество и безопасности продукции (последнему уделяется в настоящее время особенно большое внимание) и усилить, в конечном счете, конкурентоспособность.
Опыт использования специалистов-профессионалов в области деловых услуг свидетельствует о том, что эффект от их привлечения значительно повышается, когда такие услуги оказываются не на отдельной той или иной стадии предпринимательской деятельности, а в комплексе. Это относится к поставщикам и потребителям деловых услуг, т.е. выигрывают те и другие.
Поставщики деловых услуг, привлекаемые к технологически связанным между собой стадиям предпринимательской деятельности, имеют больше возможностей для ее рационализации. Эксперты ЮНКТАД справедливо подчеркивали в середине 90-х годов, что "в большинстве случаев поставщики услуг могут эффективно конкурировать на зарубежном рынке, если они сочетают трансграничную передачу информации с перемещением персонала и коммерческим присутствием в той или иной форме (обычно достигается посредством прямых иностранных инвестиций)".54
Вместе с
тем предприниматели-
Значительная часть международной торговли услугами требует, как отмечалось, создания за границей материальной инфраструктуры, обеспечивающей долговременное коммерческое присутствие их поставщиков на территории страны потребителя услуг. Это присутствие играет двоякую экономическую роль.
С одной стороны, расширение зарубежного коммерческого присутствия в процессе развития международной торговли услугами размывает границы между внутренне - и внешне ориентированными секторами в национальном хозяйстве. Оно наглядно показывает, что экономические отношения в национальных рамках и внешнеэкономические связи являются в конечном счете звеньями одной цепи, в которой последнее звено обычно усиливает первое.
Но, с другой стороны, увеличение коммерческого присутствия расширяет сферу заграничного инвестирования, а вместе с этим, и влияния иностранного капитала, в особенности капитала ТНК т ТНБ, на экономику принимающих его стран, в частности, на соответствующие сектора сферы услуг и связанные с ними отрасли материального производства, а также на географию импорта товаров для указанных секторов и отраслей, на структуру потребления на внутреннем рынке и даже на социальные отношения в других странах (на занятость, уровень заработной платы, образ жизни и т.д.).
Например, одним из секторов сферы услуг, где коммерческое присутствие получило широкое распространение является торговля товарами. В США на этот сектор в начале 90-х годов приходилось свыше 1/3 заграничных инвестиций в сферу услуг. В результате более 40 % экспортируемых США товаров реализуется по каналам филиалов их торговых компаний в других странах, и таким образом американские предприниматели могли навязывать последним свои стандарты.
Не случайно
коммерческое присутствие иностранных
поставщиков услуг в большинств
Наконец, в-пятых, существует точка зрения, что в основе процесса глобализации экономики, т.е. интернационализации предпринимательской деятельности, распространяющейся в той или иной степени на все страны без исключения, лежат следующие факторы объективного характера: быстрое развитие научно-технического прогресса, специализации и кооперирования производства зарубежных филиалов ТНК, товарооборот между развитыми странами и трансграничных финансовых операций, стирающее границы между внутренними и внешними финансовыми рынками. Разделяя в принципе эту точку зрения, хотелось бы внести некоторые коррективы в отношении последнего фактора.55
Финансовые операции являются лишь частью международной торговли услугами, и было бы неоправданным, на наш взгляд, исключать роль других видов деловых услуг и форм их предоставления, также во многом способствуют развитию глобализации экономики, даже если они расширяются в настоящее время несколько медленнее, чем международные финансовые операции. Речь идет в первую очередь о таких прогрессирующих секторы сферы услуг как лабораторные, рыночные и прогнозные исследования, связанные с НТП и осуществляемые в значительном объеме ТНК и ТНБ, электронная торговля через Интернет (на английском языке, по оценке зарубежных исследователей, созданы 78% всех текстов, доступных в WWW, и 96% "коммерческих" сайтов)56, международные телекоммуникации и освоение космического пространства в гражданских целях по контрактам с организациями и компаниями других стран и в рамках интернациональных программ (в последнее десятилетие в космос ежегодно запускается в среднем 120-140 искусственных спутников земли, в 2003-2004 гг. их число возросло до 160-170).