Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………

Файлы: 1 файл

13.02.09. Чулоч. Межд. торг. услугами.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)

Отрывочные  статистические данные об отраслевой структуре прямых зарубежных инвестиций в сферу услуг основных стран экспортеров капитала, собранные экспертами ЮНКТАД и МБРР в конце 80-х - начале 90-х годов, свидетельствуют, что свыше 50% вложений компаниями США, Канады, Японии, Великобритании, Франции, Нидерландов и Австралии было сделано в два сектора: оптовая и розничная торговля и финансовые услуги, включая страхование. В Австралии и Нидерландах на эти сектора приходилось свыше 90% вложений, а в Великобритании и Канаде - свыше 80%.51

Генератором отмеченной принципиально важной тенденции  в области заграничного инвестирования являются ТНК и ТНБ экономически развитых стран. В США, располагающих  наиболее широкой сетью заграничных  предприятии ТНК и ТНБ, предоставление услуг посредством таких предприятий значительно превышает трансграничные поставки услуг. Аналогичное соотношение в несколько меньших масштабах складывается в ряде других крупных и малых экономически развитых странах в области предоставления банковских, страховых, гостиничных, рекламных, торговых и некоторых других видов деловых услуг.

Более поздние  и подробные данные о структуре  поставок услуг американских заграничных  предприятий дают следующую картину. Наиболее крупной позицией являются страховые услуги (на них приходится свыше 18%), а вместе с другими финансовыми услугами - 23%. Затем следуют коммунальные услуги (около 8%), компьютерные услуги (6%), услуги в области оптовой торговли (около 6%), транспорта (свыше 4%), связи (около 4%), архитектуры и строительства (также около 4%) и некоторые другие. Нерасшифрованная статистикой позиция составляет самую крупную долю - 30%, и ее детализация в дальнейшем может существенно изменить в сторону повышения приведенные выше доли отдельных секторов услуг.

Поставки телекоммуникационных услуг американскими филиалами на территории других стран составили в 1997 г. 8,8 млрд. долл. и более чем вдвое превышали экспорт США этих услуг. За указанный год они выросли на 40%. Такой значительный рост связан с процессом либерализации и приватизации на рынке телекоммуникаций во многих странах, которым американские предприниматели воспользовались для расширения своих позиций.52

Непосредственными крупными поставщиками услуг на мировом  рынке все чаще выступают, наряду с компаниями сферы услуг (туристических, гостиничных, транспортных и др.) промышленные компании, которые путем проникновения в ниши услуг смежных областей хозяйства диверсифицируют свою деятельность и усиливают позиции в мировом хозяйстве. По оценке экспертов ООН, 30-50% прямых инвестиций в сферу услуг других стран приходится на долю промышленных ТНК.

Характерным примером может служить предпринимательская  Деятельность одной из ведущих американских электротехнических корпораций "Дженерал электрик" уже давно не ограничивается изготовлением электрооборудования и приборов, а распространяется на установку и профилактическое обслуживание поставляемой техники, сдачу ее в аренду, строительство электростанций, предоставление консультаций для проектирования предприятий и освоения производственной технологии, передачу технико-экономической информации. Корпорация создала две автономные сети обслуживания потребителей электротехники (крупногабаритного оборудования и мелких электроприборов) и самую разветвленную сеть по ремонту электроаппаратуры, в том числе около ста мастерских за рубежом.

Известны случаи, когда отдельные промышленные компании настолько диверсифицировали свою деятельность за счет распространения  ее на сферу услуг, что в конце  концов утрачивали свою первоначальную специализацию. Так, произошло с компанией "Америкен кэн", входившей в список 500 крупнейших промышленных корпораций США и являвшаяся лидером в производстве металлических контейнеров.

Приведенные примеры  показывают насколько глубокой и  перспективной является современная  экономическая ниша сферы услуг в мировом хозяйстве, привлекающая даже предпринимателей, которые имеют достаточно прочные позиции на ранее избранном ими сегменте рынка.

 

1.3. Международная  торговля услугами как фактор  интенсификации и глобализации экономики.

 

Рынок услуг по своей природе безграничен, а современное экономическое значение международной торговли услугами выходит далеко за рамки этого рынка. Услуги стали составной частью и движущей силой развития других отраслей хозяйства. Косвенным показателем возросшего значения сферы услуг может служить то, что она по числу случаев промышленного шпионажа (несанкционированного доступа к конфиденциальной информации) в 1999 г., согласно данным Национального комитета информационной безопасности США, уступала лишь сфере высоких технологий.53

Мировая торговля услугами не только количественно увеличивает  масштабы международного обмена (в 1999 г. составляла почти 28 % от торговли товарами), но, главное, оказывает на него и  экономику в целом существенное и многоплановое воздействие , в частности, способствует обновлению ассортимента обращающихся в мире товаров и форм их купли-продажи, стимулирует трансграничное движение капитала и перемещение рабочей силы, особенно квалифицированной. Чтобы уяснить механизм этого воздействия и его последствия необходимо проанализировать специфику современной торговли услугами на основе материалов предшествующих разделов.

Во-первых, следует  отметить, что международная торговля услугами при всем их многообразии в настоящее время состоит  из двух принципиально отличающихся групп: из традиционных "персональных услуг", которые удовлетворяют личные потребности граждан, и из сравнительно новых "деловых услуг", на которые спрос предъявляют предприятия как сферы услуг, так и в еще большем объеме многие сферы материального производства в интересах ускорения развития.

Изменения в  структуре торговли услугами за последние  три десятилетия однозначно свидетельствуют  о том, что, несмотря на сравнительно быстрый рост международного туризма, относящегося в основном группе "персональных услуг", самыми динамичными являются деловые услуги. Причина заключается в том, что эти услуги позволяют их потребителю-предприятию более эффективно использовать природные и людские ресурсы.

В результате деловые  услуги становятся дополнительным созидающим фактором в материальной сфере производства, интенсифицирующим труд и капитал. Предприниматель получает возможность не только компенсировать расходы по оплате привлеченных деловых услуг, но и увеличить прибыль за счет выпуска меньшим персоналом больше совершенной продукции, сокращения времени на ее изготовление, экономии сырья и материалов.

Во-вторых, не все  деловые услуги, поставляемые на мировой  рынок, играют одинаковую роль в развитии экономики. Наряду с услугами, косвенно содействующими предпринимательской деятельности, например, правовыми, бухгалтерскими, аудиторскими, по обработке информации, экономическому прогнозированию и т.д., существуют услуги непосредственно увеличивающие производительность труда на предприятии или сокращающие издержки. К таким услугам относятся, в частности, подбор и обучение кадров, передача технологии, обычно сопровождаемая помощью в ее освоении, управленческие услуги, аренда новейшего оборудования, контроль за качеством, модернизация связи, торговое посредничество и др. Долговременный повышенный спрос на услуги, ставшие составной частью производственных и сбытовых процессов, лежат в основе расширения и роста значения всей группы деловых услуг, и это представляется закономерным.

Так, прежде, чем  организовать изготовление продукции следует изучить состояние соответствующего товарного рынка и перспективы его развития; затем необходимо создать концепцию изделия и его дизайна, отвечающих требованиям маркетинга; в процессе налаживания производства целесообразно арендовать новейшую технику и подобрать опытный персонал для предприятия; наконец, важно обеспечить на должном уровне рекламу товара, каналы сбыта и в ряде случаев центры технического обслуживания покупателей.

Обращение к  мировому рынку деловых услуг, открывающему оптимальную возможность выбора наиболее квалифицированных специалистов в каждой области, интересующей предпринимателя, дает ему шанс снизить производственные и сбытовые издержки, повысить качество и безопасности продукции (последнему уделяется в настоящее время особенно большое внимание) и усилить, в конечном счете, конкурентоспособность.

Опыт использования  специалистов-профессионалов в области  деловых услуг свидетельствует  о том, что эффект от их привлечения  значительно повышается, когда такие  услуги оказываются не на отдельной той или иной стадии предпринимательской деятельности, а в комплексе. Это относится к поставщикам и потребителям деловых услуг, т.е. выигрывают те и другие.

Поставщики  деловых услуг, привлекаемые к технологически связанным между собой стадиям предпринимательской деятельности, имеют больше возможностей для ее рационализации. Эксперты ЮНКТАД справедливо подчеркивали в середине 90-х годов, что "в большинстве случаев поставщики услуг могут эффективно конкурировать на зарубежном рынке, если они сочетают трансграничную передачу информации с перемещением персонала и коммерческим присутствием в той или иной форме (обычно достигается посредством прямых иностранных инвестиций)".54

Вместе с  тем предприниматели-потребители  деловых услуг, ориентирующиеся, например, на использование технологически сложного (и обычно дорогостоящего) оборудования, заинтересованы в получении от его эксплуатации максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Это побуждает потребителей услуг к созданию предприятия с соответствующим оборудованием на условиях "под ключ", затем, после пуска предприятия в эксплуатацию, к привлечению для управления предприятием квалифицированных иностранных специалистов и, наконец, к организации с их помощью подготовки адекватного местного персонала.

Значительная  часть международной торговли услугами требует, как отмечалось, создания за границей материальной инфраструктуры, обеспечивающей долговременное коммерческое присутствие их поставщиков на территории страны потребителя услуг. Это присутствие играет двоякую экономическую роль.

С одной стороны, расширение зарубежного коммерческого  присутствия в процессе развития международной торговли услугами размывает  границы между внутренне - и внешне ориентированными секторами в национальном хозяйстве. Оно наглядно показывает, что экономические отношения в национальных рамках и внешнеэкономические связи являются в конечном счете звеньями одной цепи, в которой последнее звено обычно усиливает первое.

Но, с другой стороны, увеличение коммерческого  присутствия расширяет сферу заграничного инвестирования, а вместе с этим, и влияния иностранного капитала, в особенности капитала ТНК т ТНБ, на экономику принимающих его стран, в частности, на соответствующие сектора сферы услуг и связанные с ними отрасли материального производства, а также на географию импорта товаров для указанных секторов и отраслей, на структуру потребления на внутреннем рынке и даже на социальные отношения в других странах (на занятость, уровень заработной платы, образ жизни и т.д.).

Например, одним из секторов сферы услуг, где коммерческое присутствие получило широкое распространение является торговля товарами. В США на этот сектор в начале 90-х годов приходилось свыше 1/3 заграничных инвестиций в сферу услуг. В результате более 40 % экспортируемых США товаров реализуется по каналам филиалов их торговых компаний в других странах, и таким образом американские предприниматели могли навязывать последним свои стандарты.

Не случайно коммерческое присутствие иностранных  поставщиков услуг в большинстве стран, как показано в следующей главе, находится под особенно строгим контролем со стороны национальных государственных органов и меньше всего подпадает под либерализацию. Не случайным является также и то, что обязательства большинства членов ВТО по облегчению доступа на внутренний рынок содержат многие оговорки именно в отношении коммерческого присутствия в тех или иных секторах сферы услуг.

Наконец, в-пятых, существует точка зрения, что в  основе процесса глобализации экономики, т.е. интернационализации предпринимательской деятельности, распространяющейся в той или иной степени на все страны без исключения, лежат следующие факторы объективного характера: быстрое развитие научно-технического прогресса, специализации и кооперирования производства зарубежных филиалов ТНК, товарооборот между развитыми странами и трансграничных финансовых операций, стирающее границы между внутренними и внешними финансовыми рынками. Разделяя в принципе эту точку зрения, хотелось бы внести некоторые коррективы в отношении последнего фактора.55

Финансовые  операции являются лишь частью международной  торговли услугами, и было бы неоправданным, на наш взгляд, исключать роль других видов деловых услуг и форм их предоставления, также во многом способствуют развитию глобализации экономики, даже если они расширяются в настоящее время несколько медленнее, чем международные финансовые операции. Речь идет в первую очередь о таких прогрессирующих секторы сферы услуг как лабораторные, рыночные и прогнозные исследования, связанные с НТП и осуществляемые в значительном объеме ТНК и ТНБ, электронная торговля через Интернет (на английском языке, по оценке зарубежных исследователей, созданы 78% всех текстов, доступных в WWW, и 96% "коммерческих" сайтов)56, международные телекоммуникации и освоение космического пространства в гражданских целях по контрактам с организациями и компаниями других стран и в рамках интернациональных программ (в последнее десятилетие в космос ежегодно запускается в среднем 120-140 искусственных спутников земли,  в 2003-2004 гг. их число возросло до 160-170).

Информация о работе Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами