Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………

Файлы: 1 файл

13.02.09. Чулоч. Межд. торг. услугами.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)

О международной  торговле услугами долгое время принято было судить по стоимостным показателям. Далеко не все страны регулярно публиковали в статистике платежного баланса данные о поступлениях и платежах по статье "невидимые операции", т.е. по операциям, осуществляемым в неосязаемой форме: не относящимся к экспорту или импорту товаров (и золота). Конкретно речь идет о поступлениях и платежах в иностранной валюте по следующим позициям: фрахт, страхование, иностранный туризм, банковская и брокерская комиссия, кредиты и займы, проценты и дивиденды, репатриация капитала, эмигрантские и некоторые другие переводы.

Кроме того, приведенная  статья отражает часть торговли услугами, но содержит и не относящиеся к  ним операции. С одной стороны, приводимые статистические данные включают позиции, которые вряд ли можно безоговорочно относить к показателям об оказанных или полученных услугах на коммерческих условиях. Например, источником поступлений дивидендов и эмигрантских переводов могут быть предприятия и занятые на них работники как сферы услуг, так и материального производства. Расходы иностранных туристов на продукты питания и приобретение сувениров обычно включаются в их общие расходы, т.е. в оплату услуг.

С другой стороны, многие услуги по коммерческому контракту  сопровождают экспорт товаров. Имеются в виду, к примеру, операции, связанные с монтажом, пуском в эксплуатацию и обучением персонала при поставке сложного оборудования для предприятий, экспортируемых на условиях "под ключ". В некоторых отраслях, в частности, при поставках химических предприятий такие услуги нередко достигают 50 % стоимости контракта, а в среднем их доля при экспорте машинотехнической продукции (составляет около 1/3 мирового экспорта товаров) оценивается в 20 % . 

Иногда одна и та же операция относится статистикой к разным экономическим категориям в зависимости от того, кто ее осуществляет. Так, ремонт оборудования, осуществляемый персоналом промышленной компании, обычно включается в ее производственные издержки, тогда как такой же ремонт, но осуществляемый по договору специализированной фирмой, попадает в соответствии с ее профилем в категорию услуг.

Наконец, нельзя не отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Купля-продажа услуг, относящаяся в платежном балансе  к т.н. невидимым операциям, чаще, чем сделки с товарами, проходящими таможенный контроль, становится объектом "теневой экономики" и вообще выпадает из статистического учета.

Чтобы улучшить в перспективе статистику международной  торговли услугами МВФ в начале 90-х  годов разработал унифицированную  структуру показателей по основным позициям и в 1993 г. обратился ко всем странам-членам с просьбой предоставления информации с такими показателями). Однако, предложение МВФ пока реализовать не удалось.

Американский  исследователь сферы услуг Р. Шейп предложил вначале 80-х годов группировать международную торговлю услугами по трем категориям в зависимости от вида их поставки:

1) услуги, связанные  с инвестициями (банковские, гостиничные,  по обеспечению занятости и т.д.);

2) услуги, связанные  с торговлей (например, морской и авиационный транспорт);

3) услуги, связанные  с инвестициями и торговлей  (телекоммуникации, страхование, программное  обеспечение, образование, медицина, кинопрокат, строительство).37

В середине 80-х  Г. Сэмпеном и А. Снайпом была предложена классификация международной торговли услугами по двум категориям и четырем субкатегориям в зависимости от поведения поставщиков и потребителей услуг:

1) поставщик  услуг не перемещается через  границу, а потребитель либо  не перемещается (например, трансграничная передача информации), либо перемещается (туризм, медицина, образование);

2) поставщик  услуг перемещается через границу,  а потребитель, как и в первом  случае, либо не перемещается (перемещаются  основные факторы производства - капитал и рабочая сила), либо перемещаются (турист пользуется отелем, принадлежащим ТНК третьей страны).38

При всех различиях  разработанных классификаторов  международной торговли услугами в 50-80-х гг. они сыграли определенную положительную роль в поисках  мировым сообществом оптимального варианта, и в группировке услуг, положенной в основу будущего многостороннего соглашения ВТО в данной области торговли, как показано ниже, можно найти многие ранее предложенные элементы.

В классификаторе услуг, составленном в свое время  экспертами ООН, содержится свыше 500 позиций и субпозиции (Приложение 2)39, а в соответствующем классификаторе ВТО их насчитывается свыше 130. Однако международная статистика до сих пор выделяет лишь три укрупненные позиции: транспортные услуги, туристические услуги и не расшифровываемую позицию "Другие виды услуг".

Третья методологическая проблема торговли услугами заключается  в том, что большая часть услуг, как показали исследования экспертов  ООН, поставляется не путем трансграничных операций, подобно товарам, а непосредственно иностранными преимущественно юридическими лицами, одной страны, находящимся на территории другой. Зарубежные эксперты отмечали в середине 90-х годов, что «...иностранные прямые инвестиции в сферу услуг были главной движущей силой интернационализации деятельности в этой сфере в течение последнего десятилетия». 40

В торговле товарами также, помимо традиционной трансграничной поставки, развивается производство аналогичных изделий за рубежом  для реализации на местном рынке  или вывоза в третьи страны. Однако в торговле услугами сложилась иная стоимостная пропорция между этими двумя потоками. По оценке зарубежных экспертов, непосредственно на территории других стран производится больше услуг, чем их поступает через границу. Это является закономерным.

При поставке товара у продуцента есть возможность выбора: экспортировать готовую продукцию, ее компоненты для сборки или лицензию на изготовление за рубежом, и решение зависит от сопоставления уровня производственных издержек или ввозных пошлин (и других импортных ограничений). У поставщиков многих видов услуг выбора нет; им необходимо непосредственное общение с потребителем. Кроме того, причиной такого соотношения, как утверждают эксперты ООН, является высокая прибыльность зарубежных филиалов сферы услуг по сравнению с прибыльностью соответствующих промышленных филиалов.41

К рассмотренным  методологическим проблемам можно  добавить еще одну: основная часть  услуг поступает иностранным  потребителям через заграничные  филиалы ТНК. Использование этими  корпорациями "трансфертных цен", устанавливаемых руководством в  их штаб-квартирах в интересах оптимального режима функционирования всей системы таких филиалов, а не в результате свободной конкуренции, также значительно осложняют стоимостную оценку реальных коммерческих операций с услугами на мировом рынке.

Вследствие  указанных причин периодически публикуемая статистика ВТО о международной торговле услугами, относящаяся лишь к трансграничным коммерческим операциям, предлагает лишь оценочные данные. За последние годы объем и сопоставимость показателей о торговле услугами, как считают эксперты секретариатов ВТО и МБРР, улучшились, но в этой области еще есть ряд существенных недостатков.42 В частности, некоторые страны по-прежнему не публикуют сведений по ряду позиций; отдельные операции статистикой не учитываются (особенно услуги, предоставляемые по каналам электронной торговли и в рамках заграничной сети филиалов ТНК) или учитываются не полностью, Наконец, цифры по странам, которые не являются членами МВФ или применяют иную методологию, до сих пор подсчитываются экспертами приблизительно. В итоге общие статистические показатели международной торговли услугами, по мнению зарубежных экспертов, занижены.

Важно отметить и то, что преобладающая часть  услуг на мировом рынке поставляется посредством заграничной инфраструктуры, а ее создателями в большинстве случаев являются ТНК и ТНБ; поэтому их инвестиционная деятельность в других странах может служить инструментом исследования общих масштабов, структуры и географии торговли услугами, особенно для уяснения перспектив ее развития.

 

1.2 Тенденции  и особенности развития международной торговли услугами

 

Международная торговля услугами, считавшаяся еще  в недалеком прошлом элементом  товарооборота и отражавшаяся частично лишь в общих его стоимостных  показателях, со временем достигла крупных, пополнилась многими принципиально новыми секторами и приобрела специфические организационные формы. С 90-х годов эта торговля рассматривается как самостоятельная важная сфера внешнеэкономических отношений, оказывающая влияние, среди прочего, и на международную торговлю товарами.

По мере расширения торговли услугами и роста ее значения для национальных хозяйств, как важного  средства повышения эффективности  экономики и основного источника  создания новых рабочих мест, усиливается  внимание мирового сообщества к этой сфере торговли. В частности, возрастает заинтересованность в более достоверной и полной статистике торговли услугами, в уяснении механизмов ее развития и особенно в правовом регулировании.

Статистические  показатели, дающие представление об общих масштабах (а также о динамике, структуре и географическом распределении) мировой торговли услугами, сначала эпизодически публиковались на базе данных МВФ секретариатами ЮНКТАД и Международного банка реконструкции и развития (МБРР или Мирового банка), а также с некоторыми коррективами Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Позже уточненные такие показатели регулярно стал давать секретариат ВТО.

При разных методологических подходах экспертов межправительственных организаций к оценке международной торговли услугами ее развитие за последние десятилетия целесообразно, на наш взгляд, анализировать раздельно: с 1970 г. по 1990 г. (по данным МВФ и МБРР) и с 90-х годах (по материалам ВТО). Механическое объединение этих показателей торговли в единый ряд было бы некорректным. Кстати, зарубежные экономисты отмечали, что статистические данные о международной торговли услугами секретариата ГАТТ, ставшего с 1995 г. секретариатом ВТО, были выше, чем других организаций за счет корректировки крупной позиции "морские перевозки" и искусственного конструирования (на основе общих тенденций развития экономики) показателей тех позиций, по которым национальная информация отсутствовала.

Международная торговля услугами развивается сравнительно быстро, особенно начиная с 80-х годов. Результатом является тенденция к увеличению доли услуг в общем международном обмене, а, учитывая структурные сдвиги, о которых говорится ниже, и к повышению благодаря этому эффективности национальных экономик

В течение двух десятилетий, экспорт услуг увеличился почти в 12 раз. По приросту экспорта услуги немного уступали товарам (соответственно в 12,5 раза), но это при том, что уровень протекционистских ограничений в международной торговле услугами значительно выше, чем в торговле товарами, где уже на протяжении полувека идет процесс либерализации. По приросту экспорта услуги значительно опережали совокупный мировой прирост ВВП (почти в 2 раза).

В 80-х годах  среднегодовой прирост экспорта услуг достиг 7,7% и был выше, чем соответственно товаров (6,8%). На рис.1 представлена динамика мирового экспорта услуг за 2011 год и начало 2012 года в % отношении, где прослеживается снижение темпов роста в последнем квартале 2011 года и первом 2012 года. Так в первом квартале 2012 год по данным ВТО рост составил всего 3 %.

Рисунок 1. Мировой экспорт услуг 2011-2012 поквартально по данным ВТО.

На рис.2 представлена поквартальная статистика мирового экспорта услуг в % выражении за 2011 год и первый квартал 2012 года по данным ВТО. Анализируя диаграмму, отметим существенное падение роста экспорта услуг в странах Европы.

Рис.2 Мировой экспорт услуг по регионам поквартально за 2011 год и первый квартал 2012 года по данным ВТО43.

В динамике с 1980 года по 2011 год  совокупный мировой экспорт услуг по данным ВТО вырос более, чем в 4 раза и составляет более 4 000 000 млн.долл., что соответствует до кризисному 2007 году.

 

Рисунок 6.Совокупный мировой экспорт услуг с 1980 года по 2011 год44.

Наибольший  интерес, на наш взгляд, представляют существенные изменения в структуре мирового экспорта услуг, хотя статистические данные в этом отношении крайне ограниченные. В классификаторе услуг, составленном в свое время экспертами ООН, содержится свыше 500 позиций и субпозиции, а в соответствующем классификаторе ВТО их насчитывается свыше 130. Однако международная статистика до сих пор выделяет лишь три укрупненные позиции: транспортные услуги, туристические услуги и не расшифровываемую позицию "Другие виды услуг". Наиболее динамично развивается позиция "Другие виды услуг", ставшая в 1990 г. лидирующей. Среднегодовой прирост операций, включаемых в эту позицию (в 1970-1990 гг. - 15,4%, 2011 г. – 25,7%), превышал не только экспорт транспортных и туристических услуг, но и экспорт товаров.

Рисунок 7.Доли различных видов услуг в мировом экспорте в 2011 году.

Данные о  структуре указанной статьи в  отдельных экономически развитых странах  показывают, что ее основу составляют многие сравнительно новые виды т.н. деловых услуг, связанные с обслуживанием  предприятий. К деловым услугам относятся, в частности, профессиональные и управленческие услуги (консультационная, бухгалтерская и аудиторская помощь); информационные услуги (программное обеспечение, сбор и обработка информации, передача технологии (обычно сопровождается содействием в ее использовании), составление и распространение баз данных и т.д.); кадровые услуги (подбор, подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировка кадров); операционные услуги (управление предприятиями, контроль за качеством продукции, ликвидация отходов производства); банковские и страховые услуги в полном ассортименте; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, торговое посредничество во всех формах; услуги в области телекоммуникаций и аренды; ремонт и техническое обслуживание оборудования, проектирование и строительство различных объектов; услуги в области освоения космического пространства в гражданских целях (организация спутниковой связи, определение местонахождения предметов на Земле, обследование земной поверхности для картографии, прогнозирования погоды, разведки полезных ископаемых, гидрологии и т.д.).

Информация о работе Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами