Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………

Файлы: 1 файл

13.02.09. Чулоч. Межд. торг. услугами.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)

• лимитирование  доли участия иностранного капитала в отечественных компаниях (49% и  меньше).

Так, например, иностранные прямые инвестиции в  радиовещательные компании США не могут  превышать 20% их акционерного капитала.60 Возникают и весьма специфические препятствия. Например, в США и странах ЕС создание больниц иностранцами ограничивается количеством койко-мест по отношению к числу населения в конкретных районах.

Мерами, влияющими  на предоставление национального режима, являются:

• ограничение  деловой активности иностранцев  путем запрещения приобретения ими  земли или помещения для офиса, приема вкладов или предоставления ссуд местным клиентам;

• закрытие иностранцам  доступа к торгам при правительственных  закупках и к местным источникам финансирования предпринимательской деятельности;

• сокращение налоговых "каникул" и других налоговых  льгот для компаний с иностранным  участием;

• лимитирование  репатриации иностранного капитала и денежных переводов;

К другим мерам, регулирующим коммерческое присутствие, относятся: особые правила урегулирования споров с иностранцами и экспроприации их собственности, а также для иностранных поставщиков при решении вопросов защиты интересов потребителей.

Наконец, четвертым  способом поставки услуг является временное перемещение физического лица-поставщика за границу, служащее обязательным условием предоставления некоторых видов услуг. Речь идет главным образом о квалифицированных служащих ТНК и ТНБ или лицах "свободных" профессий (консультанты, инженеры, врачи, артисты, спортсмены и т.д.).

При рассматриваемом  способе поставки регулирующими  мерами, влияющими на доступ к рынку  временно пребывающих поставщиков  услуг, являются в основном:

• особый режим  выдачи визы, вида на жительство, разрешения на работу

(увязываются  с целью визита и сроком  пребывания иностранца, его специальностью, квалификацией и другими условиями,  могущими ограничить поездки);

• лицензии на определенные виды профессиональной деятельности.

В одних странах, включая США, применяется законодательство, детально регламентирующее въезд и правила поведения временно приезжающих специалистов для занятия профессиональной деятельностью, тогда как в других, в том числе в Японии, действуют более общие законы, и многие вопросы решаются практикой. Допуск в страну таких специалистов либо дифференцированный (тогда он зависит от цели визита, рода занятий, уровня квалификации), либо недифференцированный, базирующийся на системе общих квот. Во многих странах не признаются дипломы и другие сертификаты о профессиональной квалификации, выданные за рубежом, что не позволяет их владельцам легально заниматься соответствующей практикой.

Лицензирование  профессиональной деятельности обычно осуществляют либо государственные  учреждения, либо соответствующие предпринимательские  объединения. Лицензии иностранцам  на занятие профессиональной деятельностью  выдаются с учетом ВУЗа, давшего  образование, и практического опыта работы по профессии, а также владения языком страны пребывания, дополнительного обучения в принимающей стране и членства в профессиональной ассоциации. Получение такой лицензии часто облегчает сотрудничество иностранного специалиста с местным специалистом, превращающее "деятельность" первого в "консультирование" второго.

Регулирующими мерами, влияющими на предоставление национального режима, для временно прибывающих поставщиков услуг  являются:

• правила в  отношении найма или приобретения в собственность жилья;

• ограничения  на оплачиваемую работу для их иждивенцев;

• лимитирование переводов  за границу заработной платы;

• установление менее благоприятного режима социального  обеспечения.

В качестве других мер, регулирующих торговлю услугами, при четвертом способе их поставки, применяются требования: представления доказательства уплаты налогов до отъезда из страны (даже при краткосрочной поездке); внесения финансового депозита на случай отъезда на родину при крайней необходимости.

Таким образом, стихийно сложившиеся в мире методы национального регулирования торговли услугами отличаются большим разнообразием  и носят сильный отпечаток  лоббирования отечественных предпринимателей, заинтересованных в ограничении  деятельности иностранных конкурентов. Вместе с тем, в большинстве случаев применяемые меры позволяют маневрировать допуском иностранных поставщиков услуг на внутренний рынок и учитывать интересы потребителей.

Однако использование  многообразных нетарифных мер сдерживает развитие международной торговли услугами, осложняет сопоставление степени протекционизма в национальных системах регулирования и выявление необоснованных ее ограничений. Все это побуждает отдельные страны и международное сообщество к поискам решения выявившихся проблем на региональной и многосторонней основе.

Стремление  экономически наиболее развитых стран-экспортеров  полнее использовать глобальный рынок  услуг и преимущества международного разделения труда в данной сфере  привело в конце концов к достижению многосторонней договоренности. Сложный путь к заключению международного соглашения по торговле услугами, в том числе через региональные экономические объединения, этапы его разработки и основные положения, имеющие важное значение для России в контексте переговоров о присоединении к ВТО, рассматриваются в следующих разделах этой главы.

 

2.2. Формирование  региональных рынков услуг 

 

Под влиянием либерализации  международной торговли товарами деловые  круги в некоторых экономически развитых странах проявили заинтересованность в ослаблении ограничений и в торговле услугами. Однако многообразие этих ограничений и специфика торговли услугами привели к тому, что первоначально ее либерализация оказалась возможной лишь в рамках региональных объединений.

Сначала на европейском и значительно позже на американском континентах стали формироваться региональные рынки услуг. Позже принимались меры для создания региональных рынков услуг между странами обеих континентов. Этот процесс развивается как по экономическим, так и по торгово-политическим соображениям.

Для экономики  Евросоюза торговля услугами имеет  исключительно важное значение. К  началу 60-х годов, когда только начинала развертываться деятельность Европейского экономического сообщества (ЕЭС) - главной  из трех организаций, входящих в настоящее время в состав Евросоюза, услуги составляли уже более 60% добавленной стоимости, произведенной шестью первоначальными участниками этого объединения. С точки зрения обеспечения занятости сфера услуг сопоставима с обрабатывающей промышленностью.61

Большая роль сферы  услуг в экономике стран-членов нашла отражение в Римском  договоре об учреждении ЕЭС (1957 г.).62 При разработке этапов либерализации приоритет следовало отдавать "тем услугам, которые прямо воздействуют на издержки производства или либерализация которых способствует развитию торговли". До отмены ограничений на предоставление услуг каждое из государств-членов обязано применять их ко всем лицам, представляющим услуги, не проводя различий по мотивам гражданства или их постоянного местопребывания.

Следует отметить, что в Римском договоре подразумеваются  те услуги, "которые обычно предоставляются  за вознаграждение, если они не регулируются положениями, относящимися к свободному движению товаров, капиталов и лиц". Классификация услуг, как было упомянуто выше, включает четыре группы в зависимости от деятельности, к которой они относятся: промышленность, торговля, ремесла, а также деятельность лиц свободных профессий.

При такой классификации, свободное предоставление услуг  увязывается с либерализацией движения капиталов и рабочей силы, развитием транспортной инфраструктуры и энергосетей, которые регулируются другими разделами

Договора (например, свободное предоставление транспортных услуг рассматривается в разделе  о транспорте). Фактически до середины 80-х годов сектор услуг в ЕС оставался наименее интегрированным. Одной из причин этого было отсутствие целостной и обстоятельно разработанной правовой базы. Серьезным импульсом к интенсификации мер по либерализации сферы услуг стало принятие в 1987 г. Единого европейского акта (ЕЕА), предусматривающего создание к 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, основанного на "четырех свободах": передвижения товаров, капиталов, услуг и граждан.63

Основные подходы  к открытию рынка услуг сформулированы Комиссией ЕС в документе "Белая книга о завершении создания Общего рынка" (1985 г.).64 Положения о торговле услугами занимают значительную часть второго раздела этого документа. Комиссия призвала государства ЕС "незамедлительно принять меры для открытия всего рынка услуг: как традиционных (банковские, страховые, транспортные), так и новых (в области телекоммуникаций, информации и пр.)". При этом она исходила из того, что быстрое развитие деловых услуг может оказать поддержку промышленности и торговле.

По оценкам экспертов Комиссии ЕС, устранение только наиболее заметных препятствий в сфере финансовых услуг (дискриминации иностранных филиалов по сравнению с национальными кредитными институтами, запретов на прямую, минуя дочерние компании, деятельность страховых фирм и ограничений на продажу доли в уставном капитале нерезидентам) должно дать ежегодную экономию порядка 22 млрд. евро. АЭффект от либерализации в области телекоммуникационных услуг оценивается в 4 млрд. евро.65

Концепция создания единого рынка услуг, предложенная в Белой книге и положенная в основу соответствующих разделов Единого европейского акта, базируется на идее последовательной ликвидации технических барьеров с ориентацией на принцип взаимного признания национальных норм и правил.

Ликвидация  технических барьеров, помимо отмены наиболее заметных дискриминационных ограничений, предполагает гармонизацию (сближение) национальных систем регулирования. При этом принцип гармонизации должен применяться в целях создания равных рыночных условий, обеспечивающих эффективную деятельность в сфере услуг, в частности, единых критериев стабильности кредитных институтов и механизма торговли ценными бумагами внутри ЕС, единых условий доступа к информации на либерализованном рынке и т.д.

Принцип взаимного  признания предполагает, что экономическая целесообразность остальных правил определяется самим рынком без вмешательства национальных и наднациональньгх институтов. Это позволяет контролировать деятельность компаний и лиц, предоставляющих услуги, компетентными органами страны их происхождения (так называемый домашний контроль).

Представление о реализации этой концепции дает анализ мероприятий по открытию некоторых  важнейших, традиционных и новых, рынков сферы услуг.

Среди традиционных услуг наибольшее значение придается либерализации рынка финансовых услуг. Сектор финансовых услуг имеет огромный потенциальный рынок и является жизненно важным для эффективной работы экономики в целом. Проблема для Сообщества состоит в том, чтобы согласовать требования высоких стандартов надзора и финансовой надежности институтов с необходимостью удовлетворения постоянно меняющихся и все в большей степени дифференцирующихся потребностей его клиентов. Либерализация финансовых услуг имеет несколько аспектов. Во-первых, гармонизация основных правил, необходимых для гарантирования прибыли и надежности в финансовом секторе, защиты пользователей-услуг и обеспечения условий подлинной конкуренции для всех участвующих учреждений. Во-вторых, взаимное признание оставшихся национальных правил и принятие за основу принципа "домашнего контроля" (в своей стране). В-третьих, разработка прав на оказание трансграничных услуг без необходимости учреждения кредитного института в каждом государстве-члене, где намечено их предоставление.

В ЕС уже имеется  значительный объем законодательства, необходимого для либерализации рынка финансовых услуг. При этом в первую очередь практически было завершено устранение барьеров на пути передвижения капиталов, что является непременным условием открытия рынка финансовых услуг.

Либерализация передвижения капиталов между странами-членами  ЕС проводилась в несколько этапов. Римский договор рекомендовал осуществлять ее "постепенно" и "в той мере, в какой это необходимо для  нормального функционирования "Общего рынка". На практике текущие платежи стран-членов были полностью освобождены от ограничений уже к началу 1962 г. К этому времени были отменены ограничения в отношении прямых инвестиций, покупки и продажи недвижимости, кратко- и среднесрочных кредитов по торговым сделкам, переводов личного характера (главным образом заработной платы граждан стран-членов), а также покупки и продажи акций, допущенных к обращению на биржах ЕС.

С 1986 г. либерализованы основные виды капитальных операций: долгосрочные кредиты, связанные с  торговыми сделками или предоставлением услуг с участием резидента; покупка-продажа не котирующихся на биржах ЕС ценных бумаг; размещение на рынке капиталов одного государства-члена акций, выпущенных компанией другого государства-члена.

И, наконец, с 1 июля 1990 г. были отменены все оставшиеся ограничения на передвижение капиталов, в том числе краткосрочных. Это означало полную ликвидацию всех ограничений в отношении как перевода средств, связанных с капитальными операциями, так и заключения и осуществления лежащих в их основе сделок. В результате резиденты любого государства-члена получили возможность беспрепятственно вкладывать средства в инвестиции, заемные и кредитные операции в пределах Сообщества.

В интересах  повышения эффективности экономики  органы ЕС с самого начала занимали либеральную позицию в отношении ввоза капиталов из третьих стран, но отдельные участники ЕС ограничивали ввоз капитала из-за пределов Сообщества.

Директива 1988 г. предписывала государствам-членам стремиться в отношениях с третьими странами к достижению той же степени либерализации ввоза и вывоза капитала, которая применяется в отношениях между резидентами Сообщества. В такой формулировке это положение не имело юридически связывающего характера. Причина заключалась в том, что государства-члены не хотели лишать себя свободы маневра на будущих переговорах с третьими странами, предпочитая вести их на основе принципа взаимности.

Юридически  обязательная либерализация операций по движению капиталов с третьими странами предусмотрена Договором  о Европейском Союзе, подписанном в 1992 г..66 В соответствии с этим Договором все ограничения на платежи и движение капиталов между государствами-членами и третьими странами должны быть запрещены. Однако это не касается ограничений, применявшихся на 31 декабря 1993 г. в отношении прямых инвестиций в предприятия, вложений в недвижимость, предоставления финансовых услуг или допуска ценных бумаг на рынки капитала. Кроме того, предусмотрено, что Совет ЕС единогласным решением может принять меры, "которые являются шагом назад в праве Сообщества в отношении либерализации движения капиталов в третьи страны и из них".

Информация о работе Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами