Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………

Файлы: 1 файл

13.02.09. Чулоч. Межд. торг. услугами.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)

Напомним, что  К.Маркс писал об услугах следующее: "Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару; но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги" потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности..."2. При несомненных достоинствах приведенного определения, оно слишком пространное, академичное, не охватывает овеществленные услуги (в форме книг, кинолент, звукозаписей и т.д.) и не имеет отношения к международной торговле услугами.

В современной  зарубежной экономической литературе к услугам часто относят все  виды полезной деятельности, не создающие  материальных ценностей. Такое определение  в конце 50-х годов предложил, например, известный экономист К.Кларк.3 Однако, этот подход исключает из определения обмен, который сопровождает действия поставщика и потребителя услуги.

В четырехтомнике "Экономическая энциклопедия. Политическая экономия", изданной в Москве в 1980 г., приводится иное определение понятия "услуга": "трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности человека".4 Это определение более четкое, но вместе с тем также имеет недостатки (не указывает на характер полезного эффекта как бы включает безвозмездную благотворительную деятельность и исключает потребности юридических лиц), и, как и предыдущее определение, не касается международной торговли услугами.

Наиболее лаконичным, даже афористичным, является, пожалуй, определение одного английского  обозревателя, приведенное в свое время в журнале "Economist": "услуги - это то5, что может быть продано и куплено, но не может... упасть на ногу". Приведенное определение очень образно выражает одною из важнейших черт этой экономической категории, но оно вряд ли может считаться научным.

Однако, большинство  определений, верно отмечая отдельные  свойства услуг, не давали обобщенного  определения этого термина, которое  могло быть использовано в практических целях, в частности для принятия конкретных торгово-политических решений. В ходе переговоров о создании ГАТС постепенно стал вырисовываться наиболее общий качественный признак услуг, связанный с тем, что их производство - это вид деятельности, результат (или продукт) которой направлен на удовлетворение конкретной потребности потребителя услуг. Такой подход позволил создать перечень - Классификатор услуг, пригодный для ведения конкретных переговоров о либерализации торговли услугами, создания перечня барьеров в торговле услугами, развития государственного регулирования торговли услугами и принятия обязательств в сфере международного обмена услугами.

К середине 90-х  годов в результате Уругвайского раунда многосторонних переговоров  было создано Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), содержащее общие правовые нормы для всех видов услуг. Переговоры по созданию ГАТС привели к появлению новых теоретических и практических подходов к пониманию характера международного обмена услугами.

Другой концептуальный прорыв в ходе Уругвайского раунда был связан с новым подходом к определению того, что может быть названо не просто торговлей, а международной торговлей услугами. В опубликованном в 1999 г. исследовании, подготовленном Международным торговым центром ЮНКТАД-ВТО, подчеркивается, что услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и покупатель ее - это физические или юридические лица - резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними. Этот подход был также заложен в Генеральное соглашение по торговле услугами.

В книге Г. Краснова "Торговля услугами или эксплуатация" (имеется ввиду международная торговля услугами), изданной в 1971 г., по вполне понятным мотивам, воспроизводится приведенное выше определение услуг, данное К. Марксом.6 В учебном пособии В. Фомичева "Международная торговля" четыре главы, объемом свыше ста страниц,  посвящены международной торговле услугами общим, но отсутствует определение этой сферы торговли7. Отсутствует определение международной торговли услугами и в учебнике "Экономика" под редакцией А. Булатова, изданного в 1997 г., где содержится большой раздел "Мировая экономика", а в нем - отдельная глава "Международная торговля"8.

Киреев А.П. в  Международной экономике использует определение, принятое в справочнике  «Либерализация международных операций с услугами», разработанном ЮНКТАД и Мировым банком в середине 90-х годов9: Услуги (services) — изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.10

Статья 1 Федерального закона «Об экспортном контроле»  устанавливает, что внешнеэкономическая  деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)11. Таким образом, в качестве основных форм внешнеэкономической деятельности выделяют внешнюю торговлю товарами и услугами, инвестиции как международное движение капитала и прочие виды деятельности.

В свою очередь, внешнеторговая деятельность – это  предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)12.

В международной практике торговля услугами рассматривается  как совокупность различных видов  деятельности, производящих в основном неовеществленный, нематериальный продукт, хотя существуют определенные виды услуг и в материализованных формах: например, программы для электронно-вычислительной техники, информационные материалы по маркетинговым и прочим исследованиям и др.

Важная особенность  международной торговли услугами заключается в ее тесной связи с традиционной торговлей товарами. Экспорт комплектного оборудования, например, сопровождается целым комплексом сопутствующих инжиниринговых услуг: проектные услуги, разработка технологий, шеф-монтажные работы и пр. В свою очередь торговля услугами активно содействует развитию торговли товарами. Так, маркетинговые исследования и анализ рынков, финансовая поддержка, совершенствование транспортного обеспечения и прочие виды подобных услуг способствуют расширению торговли товарами и повышению ее эффективности.

Услуги, главным образом  неовеществленные, производятся и потребляются практически одновременно, их невозможно произвести и хранить в ожидании благоприятной рыночной конъюнктуры, как это зачастую практикуется при торговле товарами. Так, туристические, транспортные, медицинские и многие другие виды услуг начинают производиться только при наличии конкретного потребителя, готового приобрести эти услуги.

Основой для определения  понятия «международная торговля услугами» послужило также Руководство по статистике международной торговли услугами ООН. Оно представляет собой первый важный шаг в удовлетворении растущего спроса со стороны государственных органов, деловых кругов и аналитиков в более уместной, подробной и сопоставимой на международном уровне статистике такой торговли. Особое внимание уделяется потребностям в статистической информации при ведении международных торговых переговоров и заключении международных соглашений. Руководство носит новаторский характер, поскольку в нем изначально принимается более широкий и более детальный подход к международной торговле услугами, чем обычно предусматривается в платежном балансе и изложено в РПБ5. В Руководстве представлена подробная классификация услуг, оказываемых посредством обычной торговли между резидентами и нерезидентами, рассматривается режим учета оказания услуг на местной основе посредством иностранного коммерческого присутствия и предпринимается первый шаг по увязыванию этих двух систем.

Цель Руководства — обеспечение согласованной концептуальной основы, в рамках которой страны могут структурировать и распространять собираемые ими статистические данные о международной торговле услугами. Рекомендуется целый ряд основных и дополнительных позиций данных.

Руководство по статистке международной торговли услугами определяет услуги в целом, как и СНС 1993 года (Система национальных счетов 1993 года): «Услуги не могут принимать форму материальных объектов, на которые могли бы распространяться права собственности. Реализация услуг и их производство неотделимы друг от друга. Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги. Момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям».

Вместе с тем далее  в СНС 1993 года это относительно простое  определение формулируется следующим  образом: «Целая группа отраслей, обычно классифицируемая как сфера услуг, занимается производством продукции, которой свойственны многие из характеристик товаров. В эту группу входят отрасли, имеющие отношение к предоставлению, хранению, передаче и распространению информации, оказанию консультационных услуг и организации досуга в самом широком смысле этих понятий, то есть речь идет о создании информационных программ на общие или специальные темы, подготовке выпусков новостей, материалов консультационного характера, разработке программного обеспечения, создании кинофильмов, музыкальных программ и т. д. Продукция этих отраслей, в отношении которой могут устанавливаться права собственности, часто хранится на материальных носителях (бумага, магнитные ленты, диски и т. д.); она может продаваться и покупаться так же, как обычные товары. Независимо от того, как характеризуются эти продукты — как товары или как услуги, — они обладают очень важной общей характеристикой: они могут производиться одной единицей и поставляться другой единице делая таким образом возможными разделение труда и создание рынков»13.

До публикации настоящего Руководства общепринятым статистическим понятием международная торговля услугами было определение, данное в РПБ5 (Руководство  по платежному балансу, пятое издание  МВФ), которое трактует международную  торговлю услугами как торговлю между резидентами и нерезидентами страны. Это определение также в значительной степени совпадает с концепцией торговли услугами, которое применяется в СНС 1993 года в «счетах для остального мира». В Руководстве описание такой торговли приводится в главе III. Данная концепция международной торговли услугами объединена с концепцией международной торговли товарами для отражения в счете текущих операций РПБ5 как международная торговля товарами и услугами. Однако, как отмечалось ранее  на практике не всегда возможно разделить торговлю товарами и торговлю услугами. Услуги отличаются от товаров по целому ряду признаков, чаще всего установлением непосредственных отношений между поставщиком и потребителем услуг. Многие услуги не поддаются транспортировке, то есть для их оказания необходим непосредственный контакт между поставщиком и потребителем, например предоставление гостиничных услуг предполагает наличие гостиницы в том месте, где желает остановиться потребитель, услуги по уборке производственных помещений должны осуществляться в самих помещениях, а услуги парикмахера требуют присутствия и парикмахера, и клиента. Для того чтобы международная торговля такими нетранспортируемыми услугами могла состояться, необходимо либо перемещение потребителя к поставщику, либо приезд поставщика к потребителю. В международных торговых соглашениях, касающихся услуг, в частности в ГАТС, содержатся положения, предусматривающие договоренность о перемещении поставщиков в страну потребителя.

Для отражения торговли такого рода Руководство расширяет определение международной торговли услугами в целях включения стоимости услуг, предоставляемых через созданные заграницей зарубежные филиалы, что получило название торговля услугами через зарубежные филиалы (ТУЗФ). Услуги могут также предоставляться частными лицами, находящимися за границей в качестве либо непосредственно поставщиков услуг, либо работников, нанятых поставщиками услуг, в том числе, находящимися в принимающей стране. Значительная часть такого вида торговли услугами охвачена статистическими структурами РПБ5 и ТУЗФ.

Эксперты ВТО в процессе подготовки многостороннего соглашения по регулированию международной  торговли услугами также столкнулись  с проблемой ее определения, но фактически обошли эту проблему, договорившись сосредоточить внимание на способах поставки коммерческих услуг на мировой рынок.

Одной из задач настоящей  магистерской работы является определение  международной торговли услугами. Для  определения международной торговли услугами мы проанализировали авторские трактовки выше перечисленных  источников и, в результате, предлагаем под международной торговлей услугами  понимать целесообразную торговую деятельность между резидентами и нерезидентами страны, осуществляемую поставщиками услуг одной страны  посредством разнородной деятельности нематериального характера, выражающейся в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности физического или юридического лица другой страны, и служащую объектом купли-продажи.

В ходе исследования были изучены материалы учебных пособий, статьи сборников научно-практических конференций, регулярных вузовских вестников, правовых документов. Так в работе Волкова Г.Ю. и Солодкова Г.П. «Международная торговля» отражены новейшие аспекты международной торговли. Авторами предпринята попытка дать ответ на наиболее часто встречающиеся вопросы при изучении степени воздействия и глубины трансформационных изменений, вызванных глобализационными процессами, на внешнеторговую деятельность. Обоснована необходимость адаптации передового зарубежного опыта и практических рекомендаций к реалиям современного российского государства, рассмотрены потенциальные положительные и отрицательные аспекты вступления России в ВТО, в определении места современного российского государства в системе мирохозяйственных связей.14

В монографии Седова К. С. «Международная коммерческая деятельность в сфере услуг и интересы России», основанной на большом объеме фактического и статистического материала, рассматриваются современные тенденции международной коммерческой деятельности в сфере услуг, особенности развития международной торговли услугами в условиях глобализации. Показаны роль и направления участия государства в регулировании и стимулировании рынка услуг, в том числе на региональном и многостороннем уровне в рамках ВТО. Подробно исследованы вопросы внешнеэкономической деятельности России в сфере услуг, определены перспективные направления расширения экспорта и рационализации импорта услуг. Охарактеризованы формы и механизмы воздействия государства на процессы интернационализации российской сферы услуг.15

Информация о работе Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами