Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………

Файлы: 1 файл

13.02.09. Чулоч. Межд. торг. услугами.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)

Несомненно, что  перечисленные виды и формы деятельности в сфере услуг вносят большой  вклад в глобализацию экономики  и форсируют ее. Кроме того, они  тесно взаимосвязаны между собой.57 Что касается различий в темпах развития, то и в области НГП и заграничной деятельности ТНК не все сектора развиваются одинаково быстро, а есть "ядро" секторов, которому в основном обязаны современные высокие темы этих процессов.

Думается, что  точнее было бы сказать, что в основе глобализации экономики лежат

1) распространение во всем мире НТО (особенно в области транспорта и телекоммуникаций),

2) расширение  деятельности ТНК (особенно машиностроительных, электротехнических и химических, а также в форме передачи  технологии),

3) международный  товарооборот (особенно опережение  темпов его роста по сравнению с совокупным ВВП и концентрация на обработанной продукции) 

4) развитие международной  торговли деловыми услугами (особенно  финансовыми при самом активном  участии ТНБ, стремительно растущей  электронной торговли и многих  видов деловых услуг в форме коммерческого присутствия поставщиков за границей, выдвинувшегося на первый план в их поставке). Сочетание этих четырех фундаментальных факторов, одним из которых является развитие международной торговли деловыми услугами, делает глобализацию экономики необратимой и динамичной.

Глава 2. Регулирование международной торговли услугами.

 

В данной работе под понятием "регулирование" понимается, прежде всего, упорядочение торговли услугами, а также содействие ее развитию. Это связано с тем, что многие регулирующие меры правительств направлены, с одной стороны, на противодействие привносимой внешней торговлей дезорганизации в национальную экономику в условиях стихийных рыночных отношений. С другой стороны, такие меры направлены против неоправданных ограничений торговли под предлогом обеспечения безопасности страны, защиты интересов потребителя и отечественного производителя конкурирующих услуг в тех случаях, когда деятельность последнего недостаточно эффективна.

Большое экономическое, социальное и военно-стратегическое значение ряда секторов услуг - прежде всего банковского и страхового дела, транспорта и связи, особенно в сочетании с передачей информации, требует государственного контроля над международными операциями в этих секторах. "Ни один сектор не регулируется так сильно, как сектор услуг", - подчеркивали эксперты ООН.58

Традиционное  тарифное регулирование внешней  торговли в сфере услуг неприменимо  по причине "невидимого" трансграничного  перемещения многих видов услуг  или оказания их поставщиком в стране потребления; по этим же причинам в ограниченных масштабах могут использоваться в сфере услуг и наиболее распространенные нетарифные средства регулирования - например, квотирование импорта.

Особенности производства, поставки и потребления услуг привели к тому, что национальное регулирование этого сегмента мирового рынка стало значительно отличаться от регулирования рынка товаров. Кроме того, широкий ассортимент услуг, поступающих в международный оборот, придал их регулированию многообразные формы. Поэтому международному сообществу потребовались десятилетия, чтобы разработать и принять многостороннее соглашение, содержащее, как и в торговле товарами, общие правила торговли услугами, направленные на либерализацию обмена.

 

2.1. Специфика  национальных систем регулирования торговли услугами

 

На регулирование  торговли услугами существенное влияние  оказывают прежде всего особенности  их предоставления и получения.

Во-первых, услуги, по определению, нельзя хранить, а потому их производство в отношении места и времени, как правило, совпадает с потреблением, и для осуществления коммерческой операции требуется непосредственное контактирование между производителем и потребителем услуг. В результате возникает возможность регулировать торговлю услугами посредством ограничения либо их производства, либо потребления в экспортирующих и импортирующих странах.

Во-вторых, предоставление ряда видов услуг за границей невозможно без создания в других странах  специальной материальной инфраструктуры. Следовательно, регулирование торговли в таких секторах услуг может производиться посредством ограничения иностранных инвестиций в инфраструктуру-

В-третьих, купля-продажа  многих видов услуг на мировом  рынке связана с перемещением через границу поставщика или  потребителя услуг. Это меняет традиционное представление о большинстве коммерческих операций с услугами, как о "внешнеторговых", и трансформирует их в понятие "торговые операции". Последнее используется в данной работе, как, кстати, и в тексте Генерального соглашения ВТО по торговле услугами (ГАТС), которое анализируется в заключительном разделе этой главы.

Таким образом, международная торговля услугами регулируется нетарифными средствами, воздействующими на нее преимущественно косвенно: через производство и потребление услуг, трансграничное перемещение их поставщиков и потребителей, а также - капитала в инфраструктуру сферы услуг.

Большое многообразие поступающих в мировой оборот услуг потребовало адекватных мер  его регулирования. Практика национального  регулирования развивалась по специфическому пути: упорядочение основных способов поставки услуг. Позже эксперты в рамках ГАТТ предложили регулировать торговлю услугами через доступ к внутреннему рынку и предоставление национального режима. Вместе с тем в отдельных случаях используются и другие меры, определяемые технологическими требованиями предоставления услуг, например, меры, регулирующие доступ к сетям коммуникаций при предоставлении информационных услуг.

Ниже подробно рассматриваются наиболее распространенные в мире меры регулирования торговли услугами по 4-основным способам их поставки и по указанным выше 3-м видам мер.59

В качестве первого  способа поставки услуг принято  считать предоставление их иностранному потребителю через границу, т.е. путем  перемещения услуг с территории одной страны на территорию другой. К такому способу поставки относятся услуги международного транспорта и услуги, объединенные с трансграничной передачей данных в форме голоса, изображения или цифр. Сюда включаются также услуги, базирующиеся на информации (связанные с базой данных или программным обеспечением) и имеющие развлекательный характер: кинофильмы, телевизионные и музыкальные программы. Услуги второй группы могут продаваться воплощенными в кинопленку, магнитофонную ленту, пластинку или диск и передаваться по проводам через наземные радиостанции и спутники связи.

Меры регулирования  трансграничных операций с услугами порой похожи на нетарифные меры, используемые для регулирования внешней торговли товарами, ибо операции в этих секторах (например, на транспорте) могут контролироваться таможенными органами при пересечении границы. Другие аналогичные услуги либо "невидимы", либо не регистрируются при пересечении границы, и регулирующие меры к ним могут применяться лишь в месте производства или потребления.

С регулированием импорта услуг, воплощенных в  товары, возникают проблемы вследствие трудностей оценки стоимости таких  услуг: в большинстве стран таможенной пошлиной облагается лишь материал, в  который услуга воплощена, а не ценность, скажем, созданного кинофильма или записанного музыкального произведения.

Для защиты внутреннего  рынка от чрезмерного импорта  услуг через границу путем  мер, влияющих на доступ к рынку, обычно используются количественные ограничения  в различных формах. Лимитируется, в частности:

• доля иностранных  услуг, разрешаемых к потреблению  на внутреннем рынке;

• количество (или  иногда стоимость) тех или иных импортных  продуктов, воплощающих услуги;

• сумма иностранной  валюты, расходование которой разрешается  правительством для оплаты импорта услуг.

Такие ограничения  чаще всего применяются для защиты внутреннего рынка транспортных услуг и секторов, связанных с  передачей информации. Примерами  могут служить резервирование грузов за отечественными поставщиками услуг  и ограничения морских каботажных перевозок; двусторонние соглашения в области воздушного транспорта; квоты на демонстрацию иностранных кинофильмов и программ телевидения; требования определенной доли отечественной продукции в программных и рекламных услугах и осуществления страховых операций совместно с отечественными страховыми компаниями. Например, в США за национальными судовладельцами резервируется перевозка 100% военных и 50% гражданских правительственных грузов (это обеспечивает судовладельцам около 30% загрузки торгового флота). Во Франции за национальным торговым флотом зарезервированы перевозки почти 70% нефти и 40% угля. В Испании за национальным флотом резервируются поставки нефти, хлопка и табака. Резервирование грузов за национальными перевозчиками практикуется и в развивающихся странах, в частности, в Аргентине, Бразилии, Перу, Уругвае - до 50%. Даже в африканских странах, не имеющих собственного морского флота, половина экспортно-импортных грузов в обязательном порядке перевозится зафрахтованным ими флотом (в результате вся прибыль от таких услуг остается в этих странах). Наиболее распространенными средствами резервирования грузов за рубежом являются: издание в странах соответствующих нормативных документов о монопольном или предпочтительном праве перевозки национальных грузов за отечественным тоннажем; заключение межправительственных соглашений о распределении тоннажа за договаривающимися сторонами; выдача свидетельств на право осуществления деятельности лишь определенным компаниям, продление срока действия таких документов, приостановление их действия или отзыв. При выдаче таких свидетельств, например, авиаперевозчикам часто используются три критерия: соответствие техническим, экономическим и правовым требованиям. Особенно тщательно рассматриваются предложения, поступающие от иностранных инвесторов о капиталовложениях в фонды компании, с целью предотвращения несанкционированного усиления их влияния на производственные и финансовые связи компании.

Защита внутреннего  рынка от чрезмерного импорта услуг путем мер, влияющих на предоставление национального режима, осуществляется главнымобразом посредством установления дифференцированных тарифов, налогов и минимальных цен, которые дают национальным поставщикам услуг ценовые преимущества по сравнению с иностранными поставщиками.

Тарифы могут  применяться к продуктам, воплощающим  услуги, например к кинофильмам, телепрограммам, компьютерному обеспечению на диске, или к продуктам, которым необходим ввод для предоставления услуги: компьютеры и телекоммуникационное оборудование. Когда в протекционистских целях используются налоги, последние имеют тенденцию принимать форму различных ставок с разных категорий пользователей (сборы в аэропортах и платежи за посадку самолета) или минимальных цен и платежей (за телекоммуникационные или авиатранспортные услуги монополий, принадлежащих государству или контролируемых им).

К другим мерам, регулирующим поставку услуг через  границу, относятся:

• правила расходования общественных финансовых средств;

• правила доступа  к специальной инфраструктуре и к распределительным сетям.

Дискриминация иностранных поставщиков при  общественных закупках применяется  при выдаче контрактов на строительство, предоставлении консультаций по управлению, услуг в области бухгалтерского и рекламного дела. На воздушном транспорте часто применяется правило для государственных служащих, чтобы при поездках за границу они пользовались самолетами отечественных авиакомпаний.

Для предоставления некоторых видов услуг поставщикам  требуется доступ к существующим в другой стране коммуникационным системам. Поэтому ограничения в отношении иностранных пользователей в области телекоммуникаций, почтово-курьерских и маркетинговых каналов принимают формы как завышения стоимости арендуемых таких систем, так и предъявления особых требований в отношении стандартов и технических норм, не всегда достаточно обоснованных.

Вторым способом поставки услуг за границу является перемещение потребителя услуг  через границу в страну их производства. В таких случаях услуга предоставляется  потребителю вне страны, в которой он проживает (или в которой находится товар потребителя, подлежащий обслуживанию). Этот способ поставки услуг типичен для иностранного туризма и в меньшем, но все же в значительном объеме для технического обслуживания или ремонта дорогостоящего сложного оборудования (самолета или парохода), направляемого в другую страну, где оно было произведено.

Меры регулирования  второго способа поставки услуг  распространяются, как правило, на индивидуальных путешественников или пользователей услугами. Такие меры иногда устанавливаются импортирующей страной, но чаще -экспортирующей, т.е. страной происхождения путешественника или пользователя услуг.

В качестве мер, влияющих на доступ к рынку, в экспортирующей стране используются некоторые средства, ограничивающие возможность потребителя услуги покидать свою страну, перемещаться, въезжать в страну назначения и оставаться в этой стране. Имеются в ввиду:

• усложненное  и дорогостоящее оформление документов для поездки за границу, в частности, паспортов, медицинских сертификатов и пр.;

• лицензирование вывоза товаров, требующих технического обслуживания за границей.

Аналогичные меры в импортирующей стране включают:

• усложненное  и дорогостоящее оформление въездных виз и других документов;

• усложненное получение вида на жительство;

• подтверждение  путешественником наличия финансовых средств, необходимых для проживания и последующего выезда из страны. Мерами, влияющими на предоставление национального  режима, являются:

• ограничение  суммы иностранной валюты, которую путешественник может вывезти из страны для совершения сделок и покупок услуг;

• взимание сравнительно высоких сборов за поездки (например, специального выездного сбора и  дополнительного сбора в аэропорту) или требование документа, подтверждающего, что сборы будут оплачены;

Аналогичными  мерами в импортирующей стране служат:

• ограничения  на приобретение в собственность  земли или другой недвижимости;

• повышенные ставки за проживание в гостиницах и за посещение достопримечательных мест.

Третьим, экономически наиболее важным, способом поставки услуг  является коммерческое присутствие  поставщика услуг одной страны на территории другой. Такое присутствие  предполагает обычно осуществление  иностранных инвестиций для создания представительств, совместных предприятий и дочерних обществ, но может осуществляться в форме партнерства - путем заключения соглашений: лицензионных и управленческих (часто встречается в гостиничном секторе). Жесткое регулирование такого способа поставки услуг производится многими мерами.

Мерами, влияющими  на доступ к рынку, являются:

• установление строгих правил для учреждения и  деятельности компаний с иностранным  участием, включающих разного рода требования и ограничения;

• лимитирование  числа иностранных фирм, присутствующих на определенном рынке услуг;

• регламентирование  по видам иностранных инвестиций (например, разрешение создания предприятия, но запрещение приобретения функционирующего предприятия; разрешение открытия представительств, но запрещение создания дочерних обществ) или условием взаимности;

Информация о работе Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами