Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………
К сожалению статистика международной торговли деловыми услугами особенно ограниченная, и соответствующие оценочные показатели можно найти лишь по отдельным секторам. Например, одним из новейших и быстро растущих таких секторов является электронная торговля ("e-commerce") через Интернет, преобладающая часть которой приходится на операции предпринимателей, а не населения. Объектом электронной торговли являются товары и услуги, могущие быть переведенными в цифровой формат и поставленными покупателю путем пересылки в виде файла по глобальной компьютерной сети. Речь идет о программном обеспечении, печатной, музыкальной и видеопродукции, а также о широком спектре услуг информационного характера: медицинского, образовательного, юридического, бухгалтерского, архитектурного, консультационно-технического и т.д. Электронная коммерция охватывает либо часть процесса сбыта (например, рекламу), либо весь этот процесс - заключение сделки купли-продажи путем обмена электронной документацией, поставку "оцифрованного" товара и послепродажное обслуживание путем обеспечения потребителя необходимой информацией.
Общий объем мировой электронной торговли при всей сложности и условности ее статистического определения в 1996 г. оценивался в 10 млрд.долл., а в 1999 г. - в 50 млрд.долл. В 2001-2002 гт. этот показатель достиг 200 млрд.долл., а в 2005 г. - 1 трлн.долл., т.е. приблизится к современному уровню всего мирового экспорта услуг.45 Быстрый рост этих операций связан с тем, что участие компаний в мировой электронной торговле не только увеличивает их оборот, но и повышает международный авторитет, а, следовательно, - курс и доходность акций.
На второе место в международной торговле услугами в 1990 г. выдвинулся туризм. Повышение значения этой позиции связано с увеличением доходов населения, совершенствованием гостиничного хозяйства и средств транспорта, удешевлением воздушных перевозок (авиатранспорт прочно занял лидирующее положение среди других видов пассажирских перевозок), а также с тем, что при сравнительно небольших капиталовложениях увеличение притока иностранных туристов дает значительный прирост валютных поступлений.
Кроме того, необходимо пояснить, что к иностранному туристу международная статистика относит любое лицо, посещающее другую страну с любой целью за исключением оплачиваемой профессиональной деятельности. Поэтому туристами считаются лица, которые выезжают за границу для лечения, с деловыми, научными и религиозными целями, для встречи с родственниками или знакомыми.
Среди многих категорий заграничных путешественников наиболее динамичным и доходным для принимающей страны считается деловой туризм. В этой связи нельзя не отметить быстрое развитие в последние годы "промышленного туризма", когда приезжающие в страну иностранцы готовы пожертвовать пребыванием на пляже или в других экзотических местах ради возможности посещения крупных современных предприятий. Предприниматели приветствуют это новое направление в международном туризме, поскольку оно "работает" на имидж компании, позволяет наладить прямой контакт с потенциальными клиентами и экономить на рекламе. В США, Японии и Франции для любителей "промышленного туризма" открыты 10-20% компаний.46
Главным регионом международного туризма остается Западная Европа. В ряде западноевропейских стран, в том числе в Испании, Швейцарии и Австрии, иностранный туризм приносит свыше половины всех поступлений от экспорта услуг.
В перспективе ожидается быстрое расширение международного туризма. По данным Всемирной туристической организации, поступления от международного туризма, составившие в 1995 г. 373 млрд. долл., в 2000 г. составили 621 млрд.долл. и в 2010 г. 1,5 трлн.долл. (среднегодовой прирост в 2000-2010 гг. составил 9,2%).47
Экспорт транспортных услуг (при перевозке грузов включаются фрахт и аренду транспортных средств с экипажем, а при перевозке пассажиров - оплата ее, портовых и прочих сборов) рос сравнительно медленно, особенно в 80-х годах. Их доля в общем экспорте услуг снизилась с 40,5% в 1970 г. до 28,8% в 1990 г.; в результате транспортные услуги, ранее занимавшие первое место, переместились на третье. Снижение доли транспортных услуг вызвано в основном двумя причинами: падением доли перевозки грузов под влиянием уменьшения удельного веса сырья, включая энергоносителей, в мировой торговле (составляет в настоящее время примерно 25%) и падением фрахтовых ставок в условиях сокращения спроса на морские перевозки и образования излишков тоннажа (морской транспорт обслуживает 60% внешнеторгового оборота). Доля морского транспорта в общем экспорте транспортных услуг по указанным выше причинам также сократилась.
Изменилась и структура экспорта транспортных услуг. Доминировавшие раньше перевозки грузов уже в 1980 г. отошли на второй план, а на первый выдвинулись перевозки пассажиров главным образом в связи с развитием иностранного туризма. В заключение необходимо отметить одну важную особенность предоставления международных транспортных услуг. В отличие от экспорта и импорта товаров и других услуг перевозка пассажиров и грузов любыми отечественными средствами транспорта и в любом направлении является для страны источником валютных поступлений, т.е. экспортом.
Несколько более детальное представление о "товарной" структуре международной торговли услугами можно составить на основе официальных данных об экспорте и импорте услуг США, занимающих лидирующее положение в этой торговле. В частности, 29% американского экспорта и 34% импорта услуг в 1998 г. приходилось на туризм. Далее в их экспорте следовали следующие позиции: морские и авиационные перевозки грузов и пассажиров (17%), объекты интеллектуальной собственности, включающей в основном доходы от передачи технологии в разной форме и товарных знаков (15%), профессиональные услуги, включая технические и предпринимательские (почти 10%), финансовые и страховые услуги (около 7%), услуги в области образования (около 4%) и телекоммуникаций (около 2%). Необходимо, однако, иметь ввиду, что приведенные цифры лишь оценочные, поскольку 16% экспорта услуг американская статистика не расшифровывает, и в этой доле вполне могут находится части перечисленных выше секторов услуг, в том числе многих видов деловых услуг.
Некоторые особенности
присущи внешней торговли США
телекоммуникационными
В международной
торговле услугами сложилось более
ассиметричное участие
В экспорте услуг доля экономически развитых стран несколько понизилась в 70-х и 80-х годах, но по-прежнему превышала их долю в экспорте товаров. Некоторое уменьшение этой доли по крайней мере частично связано с расширением поставки услуг заграничными филиалами ТНК, ТНБ и других крупных компаний. Это в первую очередь относится к странам ЕС, вставшим на путь более глубокой экономической интеграции.
Обращает на себя внимание, что доля США в мировом экспорте услуг выросла (главным образом за счет иностранного туризма и позиции "другие виды услуг), а в экспорте товаров - понизилась. В результате доля США, являющихся крупнейшим в мире не только поставщиком услуг, но и их нетто-экспортером, в мировом экспорте услуг превысила соответствующую долю в экспорте товаров, свидетельствуя о сохранении этой страной лидирующих позиций в мировом хозяйстве. Франция, Великобритания и Италия традиционно занимают последующие места в мировом экспорте услуг. Доля Японии в мировом экспорте как товаров, так и услуг в рассматриваемый период существенно увеличилась.
Доля развивающихся стран, вместе взятых, в мировом экспорте услуг по мере их экономического развития и притока иностранного капитала повышалась, причем несколько быстрее, чем в экспорте товаров, однако это происходило неравномерно в основных группах стран и отдельных странах. Особенно возросла в мировом экспорте услуг доля стран Азии за счет таких сравнительно крупных поставщиков как Сингапур, Гонконг, Республика Корея и Тайвань. Но достигнутые совокупные показатели экспорт услуг для развивающихся стран (доли стран Латинской Америки и Африки в мировом экспорте услуг в 1970-1990 гг. несколько снизились) остаются несопоставимыми с показателями масштабов экспорта услуг развитыми странами.
В десятку крупнейших в мире экспортеров услуг не входит ни одна развивающаяся страна. Сингапур, намного опережающий по экспорту услуг другие развивающиеся страны, в 1990 г. находился лишь на 12-м месте (после Австрии и Швейцарии).
Существенно отличается структура экспорта услуг в анализируемых двух группах стран. Для экономически развитых стран основным источником поступлений от экспорта услуг является статья "Другие виды услуг, т.е. прежде всего деловые услуги. По этой статье в мировом экспорте услуг их доля выше, чем в целом - достигала 88,2% в 1990 г.). В поступлениях развивающихся стран от экспорта услуг главной статьей является иностранный туризм (соответственно достигала 17%). Для многих развивающихся стран основным каналом поступлений является иностранный туризм. Их совокупная доля в этих поступлениях достигала 17%, а в некоторых странах доходы от иностранных туристов (преимущественно из развитых стран) приносят свыше 50% поступлений от экспорта услуг.
Развитие мирового экспорта услуг в 90-х годах в основном отражало тенденции, проявившиеся в предшествующие два десятилетия, но вместе с тем возникли и некоторые новые тенденции.
Мировой экспорт услуг в 1990-1999 г. увеличился на 67%, экспорт товаров - на 60%. За период с 1995 г. по 1999 г., когда впервые начало действовать многостороннее соглашение о либерализации торговли услугами, экспорт услуг вырос на 13%, а - товаров - на 8%, причем в 1998 г. экспорт услуг сохранился на уровне предыдущего года, тогда как экспорт товаров сократился на 1,6%. Таким образом наметившиеся еще в 80-х годах опережающие темпы роста экспорта услуг по сравнению с экспортом товаров в 90-х годах закрепились.
Структура основных позиций мирового экспорта услуг, по имеющимся данным за 1995 г., сохранилась: на первом месте стоит позиция "Другие виды услуг", причем ее доля повысилась до 42%, на втором месте были туристические услуги и на третьем - транспортные. По данным предварительного доклада ВТО за 1999 г. прирост экспорта туристических услуг и позиции "Другие виды услуг" составил 2-3% и был выше среднего (доля этой позиции, видимо, уже вплотную приблизилась к 50%), тогда как прирост экспорта транспортных услуг был ниже среднего (1,5%). По данным МБРР, доля позиции "Другие виды услуг" в 1998 г. достигла 44,7% .49
Географическое
распределение мировой
За последние годы экспорт услуг США рос вдвое быстрее по сравнению с общемировым их экспортом. В результате доля США в мировом экспорте услуг повысилась почти на 2 процентных пункта и приблизилась к 19%, что является максимальным уровнем за все годы (в предшествующие четверть века соответствующая доля США колебалась в пределах 16-17%). Хотя в 1997-1999 г. американский импорт услуг по приросту несколько превышал экспорт, традиционное положительно сальдо в торговле услугами в этой стране в 1999 г. по сравнению с 1995 г. увеличилось на 10 млрд. долл. Таким образом США, являющиеся главным в мире экспортером услуг и располагающими самым большим число ТНК и ТНБ, которые функционируют почти во всех секторах сферы услуг, как и ожидалось, сумели извлечь наибольшую выгоду от либерализации мирового рынка услуг.
Основными районами экспорта американских услуг являются страны ЕС (на них приходится свыше 1/3) и Япония (соответственно 1/10); за ними со значительным отрывом следуют Канада и Мексика.
Меньше по сравнению
с США, но все же заметно повысилась
в мировом экспорте в 1995-1999 гг. доля
Канады (почти на полтора процентных
пункта) и стран Латинской Америки,
где также существенно
Доля 15 стран ЕС в мировом экспорте услуг в 90-х годах продолжала снижаться (составила 42% в 1999 г. против 44% в 1995 г. и 48% 1990 г., по данным ВТО). Однако, этот процесс после 1995 г. замедлился, свидетельствуя о начавшемся ускорении роста экспорта услуг. Последнее, видимо, также можно отнести к выгоде стран Евросоюза от либерализации торговли услугами. Аналогичная тенденция отмечалась и в отдельных странах ЕС. Например, в ФРГ традиционный дефицит во внешней торговле услугами с 1991 г. по 1994 г. вырос почти на 30 млрд. долл., а с 1995 г. по 1998 г. - менее, чем на 10 – 22 млрд. долл.).50
Доля Японии в мировом экспорте услуг, участвующей в ограниченном числе секторов (главным образом в оптовой и розничной торговле), несколько снизилась. В условиях внутриэкономических трудностей, которые переживала страна, ей не удалось значительно расширить позиции на рынке услуг.
Большой динамизм характерен в последние два десятилетия, особенно в 90-х годах, для прямых заграничных инвестиций в сферу услуг, свидетельствуя о приоритетности этого канала поставки услуг на мировой рынок и больших возможностях его дальнейшего использования. В указанный период отмечался опережающий рост заграничных прямых инвестиций по сравнению с ростом экспорта товаров и услуг, и инвестиций в сферу услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность.
В заграничную сферу услуг, по подсчетам экспертов Центра по транснациональным корпорациям ООН, инвестировалось в начале 70-х годов 25%, а в середине 80-х - 40%. В середине 90-х годов в Японии и ФРГ, находящихся соответственно на втором и третьем месте по объему прямых заграничных инвестиций (после США) доля вложений в сферу услуг других стран приблизилась к 50%. Прирост экспорта капитала в последние годы более, чем на половину происходил за счет инвестиций в сферу услуг других стран. Некоторое представление о развитии поставок услуг посредством коммерческого присутствия можно составить на основе официальных данных по американским таким поставкам, являющихся наиболее крупными. В частности, с 1988 г. по 1997 г. последний увеличились более чем в 3 раза и достигли 258 млн. долл. (экспорт услуг США за те же годы увеличился в 2 раза, т.е. при сравнительно быстром росте он не поспевал за ростом этих поставок).